3 введение




Скачать 182.83 Kb.
Название3 введение
страница1/2
Дата публикации09.08.2013
Размер182.83 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Экономика > Документы
  1   2
Введение

3 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Достигнутая стабилизация российской экономики, устойчивый долговременный экономический рост создали условия для поворота экономики к решению социальных проблем, по ряду показателей которых, как показывает принятие четырех национальных проектов - образование, здравоохранение, доступное жилье и АПК, - превышен порог экономической безопасности. Однако главной внутренней угрозой безопасного функционирования отечественной экономики, несмотря на принятые меры - снижение налогового бремени, деблокирование административных барьеров, усиление государственного контроля, остается теневизация национального хозяйства. Росстат оценивает долю теневого сектора на уровне 25% ВВП, однако по оценкам Министерства внутренних дел Российской Федерации она составляет не менее 40%. 30-35% и даже 80% национального производства - это экспертные оценки степени теневизации экономики России1. Поэтому центральной проблемой укрепления экономической безопасности России и особенно ее южных регионов является поиск механизмов компенсации негативных эффектов теневизации экономики. Накопленный опыт рыночной трансформации постсоциалистических экономик показал, что она повсюду сопровождается активизацией теневой экономической деятельности, формируя дополнительные задачи государственной экономической политики по обеспечению экономической безопасности.
Теневые экономические отношения присущи всем регионам России, но они развиты в различной степени и имеют свои региональные особенности. В силу этого комплексное исследование региональной дифференциации теневой экономики и разработка на этой основе программы мер, обеспечивающих дете-невизацию региональной экономики, является не только фундаментальной проблемой экономической науки, но и остро стоящей практически значимой народнохозяйственной задачей.
Трансформационной особенностью институциональной среды южных регионов России, особенно Северо-Кавказских республик является формирование
1 Ясин Е. Фонд особого риска начинает коммерческое освоение достижений российской науки // Российская газета. -.2005. 25 октября. - С. 5.
4
особых групп со специфическими интересами - сплоченных кланово-корпоративных образований, объединяющих различные институты публичной власти, существование которых не позволяет обеспечить объективный внешний контроль над деятельностью органов власти и неизбежно приводит к распространению теневых отношений. Поэтому обеспечение безопасного долгосрочного развития, как региональной экономики, так и экономики России в целом, на наш . взгляд, требует анализа всего комплекса причин высокой степени теневизации трансформационной экономики как важнейшей угрозы ее экономической безопасности и концептуального обоснования программы мер, обеспечивающих повышение эффективности государственного регулирования экономики и локализацию ее теневой составляющей.
Степень разработанности проблемы. Область исследования, которая является предметом данной работы, по своей сути междисциплинарна, поскольку представляет собой сферу пересечения научных интересов представителей экономической науки, юриспруденции, теории экономической безопасности, экономической психологии, социологии, политологии. Современная ситуация в теневом секторе регионов России — это во многом необычный и почти не осмысленный в экономической литературе феномен. В литературе анализируются только общие изменения в данной сфере, но население, проживающее в стране, сталкивается не с общими, а с присущими конкретному региону проявлениями теневой экономики. Это часто остается вне контекста исследований данной проблемы.
Экономическая безопасность трансформационной экономики и ее угрозы системно проанализированы в трудах Л.Абалкина, С.Батчикова, С.Глазьева, Ю.Кобрина, А.Кокошина, В.Медведева, В.Сенчагова, В.Тамбовцева и др. В их работах проанализированы, наряду с общеэкономическими факторами, угрозы, оценки, проблемы и способы обеспечения экономической безопасности в условиях переходной экономики.
В экономической литературе до сих пор не сложилось четкого определения понятия «теневая экономика». Это обстоятельство серьезно сдерживает прогресс в решении задачи детеневизации национального хозяйства. Концептуаль-
5
ное видение теневой экономики, оценка масштабов и ее измерения нашли отражение в работах зарубежных ученых - Кассела Д., Мида Д., Моррисона К., Пор-теса А., Сассен-Куба С, Файга Э., Харта К., Шнайдера Ф., Цичи У., Энсте Д. и
Др.
Специфические характеристики отечественной теневой экономики выявлены С.Глазьевым, С.Гуськовым, В.Дементьевым, В.Исправниковым, С.Кордонским, А.Латовым, Д.Макаровым, В.Мау, А.Суэтиным, Л. Тимофеевым, А.Шохиным и др.
Механизмы обеспечения экономической безопасности в различных сферах региональной экономики разработаны в научных трудах В.Алёшиным, О.Белокрыловой, В.Игнатовым, В.Некрасовым и др.
Однако недостаточно четко и полно в современной научной литературе представлено воздействие высокой степени теневизации региональной экономики на уровень ее экономической безопасности. В связи с этим представляется необходимым оценить масштабы теневой экономики в южном регионе России как основной угрозы ее безопасности и разработать механизмы, обеспечивающие безопасное, устойчивое развитие региональной экономики на основе локализации ее теневой составляющей.
Таким образом, высокая социально-экономическая значимость проблемы компенсации негативных эффектов теневизации национального хозяйства, недостаточная изученность ряда аспектов ее воздействия на уровень экономической безопасности региона и страны в целом определили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе структурно-функционального анализа масштабов теневизации региональной экономики как важнейшей угрозы безопасного посткризисного развития трансформационной экономики выявить ее особенности в Южном федеральном округе и предложить направления компенсации ее негативных эффектов и программные меры по детеневизации региональной экономики.
6
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
- охарактеризовать степень экономической безопасности посткризисной России;
- выявить особенности ее обеспечения в Южном федеральном округе;
- выделить предпосылки развития процессов теневизации экономики;
- оценить социально-экономические эффекты теневизации транзитивной экономики;
- определить роль групп со специфическими кланово-корпоративными интересами как фактора теневизации экономики южного региона;
- проанализировать масштабы и особенности функционирования неформальной экономики в Южном федеральном округе;
- определить степень влияния теневизации экономики на экономическую безопасность в Южном федеральном округе;
- выявить административные ресурсы достижения экономической безопасности;
- предложить региональную программу мер по локализации теневой экономики и разработать пакет рекомендаций по ее внедрению.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступает экономика Южного федерального округа как одного из макрорегионов России в аспекте ее безопасного функционирования.
Предметом исследования является совокупность отношений хозяйствующих субъектов в теневом секторе региональной экономики как важнейшей составляющей угроз ее экономической безопасности и формирование механизмов детеневизации экономики, обеспечивающих долгосрочное безопасное функционирование регионального хозяйства.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные концепции отечественных и зарубежных ученых в области исследования теневой экономики, развития экономических систем и формирования поведения экономических субъектов, реализующие методологические принципы не-
7
оклассического и институционального направлений, а также изучения степени влияния теневизации экономики на уровень экономической безопасности в регионе. Диссертационное исследование также опирается на теории институционально-эволюционной экономики, преступлений и наказаний, общественных финансов, переходной региональной экономики и теорию экономической политики.
Инструментарно-методический аппарат работы. В процессе исследования масштабов, особенностей функционирования и побудительной среды теневой экономики в Южном федеральном округе, воздействия органов государственной власти субъектов Федерации на детеневизацию экономики в регионе, оценки угроз теневизации экономики региона и определения направлений регулирования масштабов теневой экономики использовались общенаучные методы познания, диалектические принципы, позволяющие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов, определить тенденции их развития и локализации. В диссертации применены также такие научные методы как структурно-функциональный анализ и синтез, методы индукции и дедукции, экспертных оценок и системный подход, экономико-статистический, традиционные методы группировки, сравнения и обобщения.
Информационно-эмпирической базой анализа поставленных в диссертации задач послужили статистические данные Росстата, аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, Главного управления МВД России по Южному федеральному округу, администраций субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа. При проведении диссертационного исследования использовались информационные ресурсы сети Internet: информационно-аналитический сайт Южного федерального округа, Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН.
Нормативно-правовую базу исследования составляют федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства
8
Российской Федерации, региональные правовые акты, регулирующие процессы детеневизации экономики и повышения степени ее безопасности.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в обосновании существенного деструктивного воздействия высокой степени теневизации экономики на уровень экономической безопасности южных регионов России и разработке программы мер по локализации теневой экономической деятельности, включающей институциональную составляющую, статистико-оценочную и административно-ресурсную.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. В структуре угроз экономической безопасности национального хозяйства выделяются:
- внешние - мегаугрозы (рост внешнего долга, особенно фирм и банков, нестабильность конъюнктуры мировых рынков нефти и др.) и макроэкономические угрозы, в качестве которых выступают отсутствие единой региональной политики федерального центра; глубокая дифференциация экономического развития российских регионов и уровня жизни их населения, укрепление рубля и
др.;
- внутренние угрозы - потеря внутреннего рынка, воспроизводственной независимости, низкая финансовая дисциплина.
Состояние экономической безопасности региона определяется на основе оценки ее угроз по различным социально-демографическим, финансовым, экономическим показателям, а также индикаторам, характеризующим результативность институциональных преобразований, уровень теневизации экономики, степень ее криминализации и управляемости.
2. Теневизация экономики — это процесс формирования специфических хозяйственных отношений, не отражаемых в официальной отчетности и формальных контрактах или отражаемых заведомо не адекватным образом. В структуре теневой экономической деятельности, в зависимости от характера результата, выделяются четыре основных компонента: неофициальная (скрытая), неформальная (домашняя), фиктивная («беловоротничковая»), подпольная (неле-
9
гальная). Объективные факторы теневизации экономики разделяются на общие (антропологические, экономические, социальные, правовые, социокультурные, политические) и исторические (специфичность той или иной экономической системы; особенности государственного регулирования экономики и др.).
3. Социально-экономические эффекты теневизации транзитивной экономики характеризуются дихотомичностью влияния на экономическое развитие. Теневая экономика, являясь элементом социально-экономической системы, при определенных условиях становится доминирующей, определяющей направленность развития всей хозяйственной системы и создающей условия для своего самовоспроизводства. Социально-экономические последствия и эффекты теневизации экономики в большей степени негативные (деформации налоговой сферы, структуры экономики в целом и сферы потребления, деградация природной среды, снижение эффективности макроэкономической политики, снижение степени конкурентности рыночной среды и др.), чем позитивные (диверсификация рыночных ниш, обеспечение занятости части населения, предотвращение банкротства частного лица или предприятия, финансирование благотворительных программ и др.).
4. Важным элементом институциональной среды южных регионов РФ, стимулирующим теневизацию их экономик, являются сплоченные группы со специфическими кланово-корпоративными интересами, сформировавшиеся в условиях отсутствия сильной и эффективной государственной власти в России. Проникая в институты публичной власти, призванные обеспечивать систему необходимых сдержек и противовесов теневизации экономики, они снижают объективность внешнего контроля деятельности органов власти, монополизируют политические и экономические ресурсы, укрепляют неформальные механизмы принятия политико-управленческих решений, что неизбежно приводит к повышению степени теневизации экономики южных регионов и разрывает единое экономическое пространство России.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3 введение iconР. М. Энтов. Экономическая теория Дж. Р. Хикса Предисловие
Введение, имеющее два аспекта: 1 введение в теорию стоимости, предполагающую изучение взаимосвязей между рынками и их взаимозависимость;...

3 введение iconАртур Шопенгауэр Введение в философию «Введение в философию»: Белорусский...
«Новые паралипомены», «Об интересном», а также «Введение в философию», представляющее собой краткий набросок университетского курса лекций, в...

3 введение iconСодержание введение 3 библиографический список 9 приложение 15 введение
Управление развитием агропромышленного комплекса субъектов РФ на современном этапе (на примере Самарской области)

3 введение iconПрограмма по курсу основы информатики (Введение в программирование)
Введение в теорию алгоритмов. Интуитивное понятие алгоритма. Способы описания алгоритмов. Псевдокод

3 введение iconУрок I введение Добро пожаловать! Перед вами не просто очередное введение в «магию»
Перед вами – не просто очередное введение в «магию», равно как и не наспех напечатанная книга для широкого круга читателей, где вы...

3 введение iconВведение Во «Введение…»
Вам войти в этот мир — такой, каким мы его видим, прикоснуться к необычной профессии, которую Вы, быть может, для себя избрали или,...

3 введение iconВведение Введение «Сетевое искусство»
За небольшой промежуток времени с 1994 по 2005 годы феномен сетевого искусства из творческой деятельности интернационального, но...

3 введение iconВведение введение 2
Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным...

3 введение iconВведение введение ш актуальность темы исследования. Вопросы, связанные...
Тэк, оборонный комплекс, перерабатывающую промышленность, строительство, жкх и т д. От состояния дел на них зависит не только экономическая...

3 введение iconUsing the books (Introduction to Biochemical Ecology’, ‘Introduction...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница