Общие вопросы внебюджетного финансирования




Скачать 494.78 Kb.
НазваниеОбщие вопросы внебюджетного финансирования
страница1/5
Дата публикации30.07.2013
Размер494.78 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3   4   5


Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования

Понятие внебюджетного финанси­рования, источники внебюджетных средств, порядок внебюджетного финансирования, совершенствова­

ние внебюджетной деятельности в образовании

  1. Общие вопросы внебюджетного финансирования

Понятие „внебюджетная деятельность“ применительно к сфере образования сложилось достаточно давно. Его содержание опре­делялось исходя из того обстоятельства, что, наряду с деятель­ностью, финансируемой из бюджета, образовательное учреждение имеет возможность осуществлять „дополнительную“ деятельность, что называется „в свободное от основной работы время“ и с исполь­зованием своего кадрового и материального потенциала. Финансо­вое обеспечение этой деятельности осуществлялось, как правило, не из бюджета, поэтому и деятельность называлась и часто назы­вается внебюджетной“ .

Средства, поступающие от осуществления такой деятельности, принято называть внебюджетным финансированием, внебюджет­ными поступлениями, доходами от самостоятельной деятельности образовательного учреждения. Термины эти также сложились дав­но, используются, в основном, как синонимы, хотя и отражают раз­ные отношения.

Что такое бюджетное финансирование, всем, очевидно, понят­но, хотя бы из предыдущих лекций. Кроме того, это понятие на­столько плотно вошло в жизнь, что у каждого есть и свое пред­ставление о нем. Напомним, что для рассмотрения экономических проблем образования удобно пользоваться этим термином, имея в виду, что это безвозмездное обеспечение деятельности образо­вательных учреждений средствами бюджета учредителя. Обычно понимается — государственного и муниципального. Следует доба­вить, что если это будет безвозмездное обеспечение средствами из коммерческой организации-учредителя (из прибыли после уплаты налогов), то это также может считаться бюджетным финансирова­нием.

Можно ли в таком случае сказать, что внебюджетное (или не­бюджетное) финансирование — это все прочие поступления средств в учебное заведение? Обычно так и говорят.

Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном слу­чае применяется так называемое „негативное определение“, в каче­стве отличительного признака выбирается их непринадлежность“ к определенному источнику поступления — к бюджету, причем не­важно, к какому именно бюджету. Может быть, это и не самая удачная классификация, но она прочно вошла в обиход, а тер­мин имеет общепринятый характер. Таким образом, поступающие в учебное заведение средства делятся на бюджетные и внебюджет­ные (рис. 7.1). Было бы логично называть все поступающие в учеб­ное заведение средства доходами, но применительно к бюджетным средствам этот термин обычно не используется, а применяется по­ка только к внебюджетным поступлениям.




Рис. 7.1. Средства, поступающие в учреждение из разных источников




Как было показано раньше, бюджетные средства, поступающие в учебное заведение в режиме финансирования, характеризуются двумя основными признаками:

  • направлены на совершенно определенные расходы (в соответ­ствии со сметой);

  • поступают безвозмездно, т. е. взамен этих средств собствен­ник не получает от учебного заведения эквивалента в виде товаров и (или) услуг.

Иногда говорят, правда, что государственный или муниципаль­ный бюджет от имени общества оплачивает обучение молодежи, а общество получает эквивалент своих расходов в виде образованных людей. Но это вопрос, как минимум, дискуссионный. Ведь учат человека несколько лет, эквивалентность суммы полученных им знаний и навыков понесенным затратам на этот процесс является неочевидной, отдача обществу от подготовленного человека может не соответствовать затратам на подготовку, да ее и вовсе может не быть (человек уехал из страны) и т.д.

Это вовсе не означает, что бюджетные средства не могут по­ступать в образовательное учреждение иначе. Могут, конечно. Го­сударство может, например, приобретать (покупать по рыночным ценам) для своих нужд товары и услуги. Поэтому для понима­ния финансирования необходимо ввести еще один важный при­знак: финансировать организацию может только ее учредитель- собственник (по определению, данному в Гражданском кодексе Российской Федерации, ст. 120). Финансировать образовательное учреждение, таким образом, может государство или муниципаль­ное образование, а может и частное лицо. Следует отметить, что наибольшее распространение получила точка зрения, что учреди­тель у учреждения может быть только один, поскольку финанси­роваться учреждение может только из бюджета учредителя, а не учредителей.

Конечно, можно подискутировать относительно средств спон­соров, отличающихся целевым характером и передающихся на без­возмездной основе (обычно). Поэтому их тоже можно неформально считать финансированием, хотя и не со стороны учредителя. Кроме того, известно понятие „самофинансирования“, т. е. финансирова­

ния организацией своих собственных работ, выполняемых внутри организации, за счет средств, находящихся в собственности (распо­ряжении) этой организации. Результаты такой работы могут быть:

  • потреблены этой же организацией, в этом случае самофинан­сирование представляется в виде возмещения собственных из­держек по выполнению работы за собственный счет;

  • получены в виде некоторого продукта, интеллектуального объекта и т. п., который может быть в дальнейшем реализован (продан, использован для производства товаров или услуг), что возместит (полностью, частично или с прибылью) поне­сенные издержки, или отложен „в запас, в задел“, что должно увеличить активы организации.

Но поскольку оба эти варианта имеют в качестве конечного ре­зультата конкретный продукт, в том или ином виде использован­ный организацией, то, строго говоря, это финансированием не яв­ляется. Скорее такой вариант следует отнести к приобретению ор­ганизацией товаров, работ, услуг (хотя бы и у себя самой). Другой вопрос, если организация тратит свои средства на проведение, на­пример, исследовательских работ, которые не приносят осязаемого результата (по крайней мере, на определенном отрезке времени), тогда это, наверное, можно считать самофинансированием.

Таким образом, финансирование может осуществляться из сле­дующих источников:

  • бюджет учредителя;

  • спонсорские средства;

  • собственные средства, находящиеся в самостоятельном рас­поряжении учреждения (организации).

И уж если быть еще более точным, следует указать, что на цели собственно финансирования могут быть использованы те средства организации, которые остаются у нее после погашения издержек, понесенных для получения этих средств, т. е. прибыль, да еще и после урегулирования отношений с налоговой системой.

Следовательно, для осуществления самофинансирования обра­зовательное учреждение (по определению некоммерческая органи­зация!) должно быть нацелено на получение прибыли, решать за­дачи коммерческой организации.

Вернемся к внебюджетным средствам и внебюджетному финан­сированию.

Основными источниками внебюджетных средств являются до­ходы от самостоятельной деятельности образовательного учрежде­ния, осуществляемой за рамками той деятельности, которая фи­нансируется из бюджета учредителя, а также различные пожерт­вования, не имеющие целевого характера. Перечень основных ис­точников представлен в табл. 7.1.


Таблица 7.1. Внебюджетные средства и внебюджетное финансирование

Источники внебюджетных средств

Источники внебюджетного финансирования

Спонсорские средства, пожерт­вования

Спонсорские средства, пожертвования

Доходы от самостоятельной дея­тельности

Часть доходов, остающаяся в распоряжении образовательного учреждения после возме­щения издержек, связанных с получением этих доходов, т. е. прибыль после уплаты на­логов







Поэтому, когда говорят о внебюджетном финансировании, сле­дует это понимать, как расходование прибыли, полученной в ре­зультате приносящей доходы деятельности, а также пожертвова­ний, полученных от „неучредителей“, на возмещение расходов по необходимыми для деятельности организации видам деятельности.

Понимая основные черты внебюджетного финансирования, бу­дем все же считать, что внебюджетным финансированием является получение и расходование образовательным учреждением средств из внебюджетных источников. Рассмотрение особенностей этого процесса и будет предметом данной лекции.

  1. Из истории внебюджетного финансирования

Внебюджетные, или „специальные“, средства являлись важным источником финансирования деятельности образовательных учре­ждений буквально с момента их создания. Эти средства представ­ляли собой доходы от различных видов деятельности, осуществ­ляемых образовательными учреждениями. Указанный термин применялся еще в университетских уставах XIX в., а также и в других документах, характеризующих финансирование образова­ния. Его содержание практически не изменялось и в более позднее время, вплоть до 1990-х гг. XX в., когда „специальные средства“ были постепенно вытеснены понятием „внебюджетные средства“.

Как уже отмечалось выше, в Российской Империи наря­ду с ассигнованиями государственного казначейства (бюджетные средства) образовательные учреждения получали проценты с капи­талов, принадлежащих учебным заведениям, переданных или по­жертвованных им, плату за обучение и содержание учащихся (вос­питанников), доходы от „привилегий“, предоставленных в пользу учебных заведений (воспитательных домов), доходы от специально созданных предприятий, доходы от продажи имущества (имений) учебных заведений.

Например, Мануфактура Воспитательного дома с 1801 г. по 1803 г. имела оборот более 1168 тыс. руб. и прибыль более 252 тыс. руб., обеспечивая занятость 1178 чиновников, мастеровых и вос­питанников. Воспитательному дому с 1765 г. было предоставлено право клеймления игральных карт и получения всех доходов от их продажи на территории Российской Империи. С конца 1766 г. по 1774 г. Воспитательный дом с клеймления карт (10 коп. с каждой колоды) получил около 25 тыс. руб. дохода, хотя по расчетам дол­жен был получать не менее 27 тыс. руб. в год. Основной причиной такого отклонения были злоупотребления, связанные с торговлей неклеймленными картами или картами с фальшивым клеймом. По­лучаемые доходы позволили Воспитательному дому создать свой капитал [80, с. 228, 404].

В начале XX в. специальные средства составляли существен­ную часть финансовых поступлений российских университетов, а их расходование регламентировалось соответствующими сметами. Средства направлялись на содержание высших учебных заведений, выплату гонораров профессорам [10]. Рассмотрение финансовой сметы университета, а равно рассмотрение и утверждение ежегод­ной сметы доходов и расходов специальных средств, составляющих его собственность, были предметом занятия университетского Совета.

Формализованное определение содержания термина специаль­ные средства“ было дано, например, в постановлении СНК СССР „О специальных средствах учреждений, состоящих на государ­ственном бюджете“ от 13 декабря 1930 г. [155, с. 200]. Специаль­ными средствами были названы суммы, образующиеся из тех дохо­дов учреждений, состоящих на государственном бюджете, которые на основании особых постановлений законодательных органов мо­гут расходоваться учреждениями на специальные цели без прове­дения их по доходной и расходной части единого государственного бюджета СССР.

Это определение с точки зрения государственного бюджета можно рассматривать, с одной стороны, как отнесение специаль­ных средств все-таки к доходам (или средствам) бюджета, а с дру­гой — как выделение средств из бюджета, поскольку формально в бюджет они не включаются. Такое понимание подчеркивает неко­торую „особость“ этих средств, определенное их отделение от бюд­жетных средств как в учете, так и в расходовании. Причем эта особенность специальных средств была установлена государством, т. е. по существу собственником этих средств. К специальным сред­ствам были отнесены, например, доходы, получаемые учреждени­ями, состоящими на государственном бюджете, от сдачи в наем на­ходящихся в их ведении заведений и помещений или от их экспло- атации иным способом“(в орфографии источника. —Примеч. авт.). Эти доходы предназначались для покрытия расходов по содержа­нию и ремонту зданий и помещений [155, с. 201].

С учетом этого обстоятельства отнесение в наше время к нена­логовым доходам бюджета доходов, полученных бюджетным учре­ждением от осуществления самостоятельной деятельности, пред­ставляется логичным, поскольку полностью соответствует давно заявленной позиции государства в этом вопросе.

Особенности формирования и расходования специальных средств учреждений, состоящих на республиканском бюджете РСФСР, бюджетах автономных республик и местных бюджетов, определялись постановлениями правительства, например поста­новлением СНК РСФСР О специальных средствах учреждений, состоящих на республиканском бюджете РСФСР, бюджетах ав­тономных республик и местных бюджетах“ от 9 июля 1944 г. № 536 [155, с. 201-205] и другими нормативными документами, на­пример Инструкцией НКП и НКФ РСФСР об обеспечении началь­ной, неполной средней и средней школы твердым бюджетом и о предоставлении прав распорядителей кредитов директорам и заве­дующим школами [155, с. 8-11]. Изучение этих документов позво­ляет сделать некоторые выводы о позиции государства в отноше­нии специальных средств, получаемых государственными бюджет­ными учреждениями.

Во-первых, право иметь специальные средства предоставлялось не всем бюджетным учреждениям, т. е. имел место разрешитель­ный принцип осуществления приносящей доходы деятельности, действовавший выборочно как по видам деятельности, так и по конкретным учебным заведениям.

Во-вторых, несмотря на то, что специальные средства не зачис­лялись в бюджет, по ним, как и по бюджетным средствам, состав­лялись сводные сметы по народным комиссариатам и ведомствам, представлявшиеся в соответствующий НКФ одновременно со свод­ными бюджетными сметами.

В-третьих, своды смет специальных средств утверждались НКФ после утверждения соответствующих бюджетов. На основе утвержденных сводов наркоматами и другими органами управле­ния утверждались подведомственным учреждениям сметы специ­альных средств.

Таким образом, планирование специальных средств осуществ­лялось централизованно, практически в том же порядке, что и пла­нирование бюджетных средств. И утверждались сметы специаль­ных средств так же, как и бюджетные сметы.

Доходная часть сметы по специальным средствам составлялась с полным учетом всех ожидаемых к поступлению доходов и остат­ков специальных средств, а расходная — в соответствии с планом работ, на которые эти средства должны были расходоваться.

Сметы должны были составляться отдельно по каждому виду специальных средств. Причем передвижение сметных назначений из сметы одного вида специальных средств в смету другого вида не допускалось.

Передвижение кредитов из одной статьи в другую в пределах одной сметы специальных средств могло производиться в исклю­чительных случаях в порядке, установленном для передвижения кредитов по бюджетным ассигнованиям.

Распорядителями специальных средств являлись руководители учебных заведений. В частности, например, в школах специальны­ми средствами распоряжались директора или заведующие, кото­рые вели также учет поступления и расходования этих средств. Вся работа по составлению смет школ по специальным средствам, так же как и по бюджетным, должна была проводиться при непосред­ственном участии коллектива школы и общественных организаций (партийных и профсоюзных).

Специальные средства бюджетных учреждений хранились на процентных текущих счетах в тех кредитных учреждениях, в кото­рых имелись текущие счета по исполнению бюджетных смет этих учреждений. Специальные средства всех видов хранились на од­ном текущем счете. Выдача специальных средств с этих счетов осу­ществлялась кредитными учреждениями в пределах утвержденной сметы при представлении распорядителем кредитов по специаль­ным средствам (руководителем бюджетного учреждения) справки об утверждении соответствующим органом управления сметы спе­циальных средств. При отсутствии такой справки средства не вы­давались, а осуществлялся только прием и зачисление доходных поступлений на текущие счета. Следует отметить, что этот поря­док с незначительными изменениями действовал еще и в начале 1990-х гг., когда банки требовали от образовательных учреждений утвержденную министерством (ведомством) смету расходов специ­альных средств, а основные его положения были учтены при фор­мировании порядка казначейского исполнения бюджета.

При поступлении доходов в размерах, превышающих смету, их расходование допускалось после утверждения дополнительной сме­ты, т. е. сметы на дополнительные доходы. При поступлении дохо­дов в размерах, меньших, чем было предусмотрено сметой, должны были быть соответственно сокращены и расходы по смете.

Перечень видов специальных средств бюджетных учреждений и направления их расходования были строго регламентированы.

Например, для бюджетных учреждений, состоящих на республи­канском бюджете РСФСР, были разрешены 10 видов специальных средств и направлений их расходования (табл. 7.2).

Таблица 7.2. Перечень специальных средств учреждений,

состоящих на республиканском бюджете РСФСР


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общие вопросы внебюджетного финансирования iconПривлечение внебюджетного финансирования для нужд организации Форума «Селигер 2010»
Суть: мы предлагаем собрать от 30 до 100 млн руб в компаниях, с которыми у нас есть контакты и опыт работ

Общие вопросы внебюджетного финансирования iconТест: Определить классификацию налогов по объекту обложения: а общие и целевые
Кто в праве принять решение о создании регионального целевого внебюджетного фонда

Общие вопросы внебюджетного финансирования iconЛекция Совершенствование финансирования образования Основные направления...
Совершенствование финансирования образования осуществля­лось и осуществляется по двум основным направлениям

Общие вопросы внебюджетного финансирования iconИсточники финансирования бюджетных учреждений
Целью работы является рассмотрение методов, механизмов и схем бюджетного финансирования учреждений Задачей работы является раскрытие...

Общие вопросы внебюджетного финансирования iconВопросы и обмен мнениями (5 мин)
«Рынок инноваций и инвестиций ммвб возможность рыночного финансирования инновационных компаний»

Общие вопросы внебюджетного финансирования iconВопросы к зачету по дисциплине «Бюджетная система рф» для студентов,...
Бюджетный дефицит: причины возникновения, классификация, источники финансирования

Общие вопросы внебюджетного финансирования iconВопросы к государственному междисциплинарному экзамену по специальности...
Долгосрочная финансовая политика субъекта хозяйствования, ее цель и источники финансирования

Общие вопросы внебюджетного финансирования iconРоссии вопросы: способна ли Россия преодолеть тоталитарное наследие...
Эти вопросы чрезвычайно сложны, но попытаться найти на них хотя бы самые общие ответы необходимо

Общие вопросы внебюджетного финансирования iconФормирование заемщика как ключевой элемент системы финансирования кр мкд
Инвестсообщество приветствует усилия гд по организации эффективной системы финансирования кр мкд и рассчитывает, что решение этой...

Общие вопросы внебюджетного финансирования iconСокращение финансирования проектов нацменьшинств, громкий уход госсекретаря,...
Сокращение финансирования проектов нацменьшинств, громкий уход госсекретаря, упреки высоких евровизитеров и приближающийся прайд...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница