Курсовая работа по дисциплине «бюджетная система рф» на тему: «Бюджетная система рф, её состав и принципы организации»




НазваниеКурсовая работа по дисциплине «бюджетная система рф» на тему: «Бюджетная система рф, её состав и принципы организации»
страница1/8
Дата публикации29.07.2013
Размер0.64 Mb.
ТипКурсовая
vbibl.ru > Экономика > Курсовая
  1   2   3   4   5   6   7   8
Всероссийский заочный финансово-экономический институт


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ»

на тему:

«Бюджетная система РФ, её состав и принципы организации»

Исполнитель:

Факультет:

Специальность:

№ зачётной книжки:

Руководитель:


2005г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Одним из механизмов, позволяющих государству про­водить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав го­сударственный бюджет.

Бюджет — это форма образования и расходования де­нежных средств, предназначенных для финансового обес­печения задач и функций государства и местного само­управления.

Федеральный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Он отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходо­вания средств, перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджетная система Российской Федерации - это со­вокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов, основанная на экономических от­ношениях и государственном устройстве РФ и регули­руемая нормами права. Скоординированные во времени, экономическом и социальном пространстве бюджетные взаимоотношения между объектами бюджетного про­цесса представляют собой сложную динамически изме­няющуюся систему.

В теоретической части работы мы постараемся раскрыть суть бюджетной системы, её состав и принципы.

В аналитической части курсовой мы выявим закономерность в расходах бюджета за 2000 – 2003 год.

В практическом задании – составим бюджет района по предоставленным нам данным.

^ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Бюджетная система и форма государственного устройства

Бюджетное устройство определяет организацию государст­венного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотноше­ния между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формиро­вания и использования бюджетных средств и др.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основ­ными законодательными актами, ролью бюджета в обществен­ном воспроизводстве и социальных процессах.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государст­ва, административно-территориальных образований, самостоя­тельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государст­венном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система явля­ется главным звеном финансовой системы государства.

Бюджетная система и форма государственного устройства. По­строение бюджетной системы зависит от формы государствен­ного и административного устройства страны. По степени рас­пределения власти между центром и административно-тер­риториальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

^ Унитарное (единое) государство — это форма государствен­ного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев государственного и местных бюджетов.

^ Федеративное (объединенное, союзное) государство — это фор­ма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образова­ния, входящие в государство, имеют собственную государствен­ность и обладают определенной политической самостоятельно­стью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

^ Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения поли­тических или военных целей. Бюджет такого государства фор­мируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации — действуют свои бюджет­ные и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основан­ной на федеративном государственном устройстве.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным уставом как федеративной республики, субъектами Федерации, которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

  1. Уровни бюджетной системы РФ

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конститу­циях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная сис­тема Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов;

^ 2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональ­ных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

В настоящее время бюджетная система Российской Федера­ции включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов, авто­номных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Следует отметить, что в состав федерального и территори­альных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюдже­тов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов — дорожный, экологический, воспроиз­водства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Схема бюджетной системы Российской Федерации приведе­на на рис.1.1

Консолидированный бюджет Российской Федерации



Рис. 1.1 Бюджетная система РФ

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Феде­рации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюдже­ты субъектов Российской Федерации не включаются в федераль­ный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюд­жетов субъектов Российской Федерации и местных бюдже­тов), в бюджетную систему входят государственные внебюд­жетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фон­ды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и на­правленности их использования мало чем отличаются от бюд­жетных средств. До 1991 г. они входили в состав государствен­ного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ.

  1. Консолидированный бюджет Российской Федерации

В связи с упразднением государственного бюджета Россий­ской Федерации, в который входили все звенья бюджетной сис­темы России, в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устрой­ства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. включено понятие консолидированного бюджета.

В статье 8 этого Закона отмечается, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной ин­формации для составления консолидированных бюджетов. В статье 165 Бюджетного кодекса РФ также говорится об обязанности Министерства финансов РФ составлять отчет об испол­нении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации (см. рис. 1.1) включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Россий­ской Федерации и местные бюджеты.

Следовательно, консолидированный бюджет Российской Фе­дерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не ут­верждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризую­щим агрегированные данные по доходам и расходам, источни­кам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъек­тов Российской Федерации.

1. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении вели­чины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюд­жеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов ад­министративно-территориальных образований.

2. Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т.е. суммы всех финансовых ресур­сов, поступающих в бюджетную систему. Так, с помощью пока­зателя консолидированного бюджета Российской Федерации определяется степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом ба­лансе государства.

3. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и терри­ториальных сводных финансовых балансов берутся из консоли­дированных бюджетов.

В доходной части баланса используются следующие бюджет­ные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подо­ходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.

Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, рас­ходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержа­ние органов государственной власти, правоохранительных орга­нов, судов, прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.

4. Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспектив­ном финансовом планировании в частности. При разработке про­гнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе ко­торых лежат показатели консолидированных бюджетов.

Разработка экономико-математических моделей прогнозиро­вания бюджетов также базируется на данных консолидирован­ных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспекти­ву исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как раз­мер ВВП, национального дохода, объемом валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

5. Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспе­ченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, об­разование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь, среднебюджетные показатели являются крите­риями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

  1. Принципы функционирования бюджетной системы РФ.

Функ­ционирование бюджетной системы Российской Федерации осно­вано на следующих основополагающих принципах: ^ 1) единство бюджетной системы; 2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 3) самостоятельность бюджетов разных уровней; 4) полнота отражения доходов и расходов бюд­жетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 5) сбалансированность бюджета; 6) эффективность и экономность ис­пользования бюджетных средств; 7) общее покрытие расходов бюджета; 8) гласность; 9) достоверность бюджета; 10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

1. ^ Принцип единства бюджетной системы — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной докумен­тации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финан­сирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюдже­та, региональных бюджетов и местных бюджетов.

^ I. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закреп­ление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюд­жетов, который означает:

1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каж­дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответст­вующих бюджетов;

4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расхо­дования средств соответствующих бюджетов;

5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финан­сирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полу­ченных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. ^ Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления под­лежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных вне­бюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат фи­нансированию за счет бюджетных средств, средств государст­венных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. ^ Принцип сбалансированности бюджета означает, что каж­дый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмот­ренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финан­сирования его дефицита.

6. ^ Принцип эффективности и экономности использования бюд­жетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных ре­зультатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. ^ Принцип общего покрытия расходов означает, что все рас­ходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. ^ Принцип гласности предполагает: 1) обязательное опубли­кование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления; 2) обяза­тельную открытость для общества и средств массовой информа­ции процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти, либо между законодательным (представи­тельным) и исполнительным органами государственной власти.

9. ^ Принцип достоверности бюджета — это надежность пока­зателей прогноза социально-экономического развития соответ­ствующей территории и реалистичность расчета доходов и рас­ходов бюджета.

10. ^ Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распо­ряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозна­чением направления их на финансирование конкретных целей.
^ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

По данным таблицы рассчитайте следующие показатели:

• структуру расходов бюджета;

• удельный вес каждого из направлений расходов и общих расходов относительно ВВП;

• номинальные темпы прироста расходов бюджета и ВВП;

• реальные темпы прироста расходов бюджета и ВВП.

По результатам расчетов заполните таблицу.

Проведите сравнительный анализ рассчитанных показателей и их динамики за 2000—2003 гг., оцените изменение расходов бюджета относительно ВВП.

Напишите выводы об уровне развития национальной хозяйственной системы, изменениях государственного финансирования указанных направлений и о перспективах бюджетного финансирования. При любой оценке

обоснуйте свою позицию.


Статьи расходов бюджета

2000 год







млрд руб.

уд. вес, %







в расходах

в ВВП







Социальная политика

120

5,02%

2,86%







Образование

78

3,26%

1,86%







Здравоохранение

60

2,51%

1,43%







Расходы бюджета

2392

100%

56,95%







ВВП

4200

*

100%







Инфляция, %

11%

*

*

























Статьи расходов бюджета

2001 год

млрд руб.

уд. вес, %

темп прироста, %

в расходах

в ВВП

номинальный

реальный

Социальная политика

78

2,92%

1,32%

-35,00%

-50,60%

Образование

71

2,66%

1,21%

-8,97%

-30,82%

Здравоохранение

57

2,13%

0,97%

-5,00%

-27,80%

Расходы бюджета

2672

100%

45,37%

11,71%

-15,10%

ВВП

5890

*

100%

40,24%

6,58%

Инфляция, %

13%

*

*

*

*



Статьи расходов бюджета

2002 год

млрд руб.

уд. вес, %

темп прироста, %

в расходах

в ВВП

номинальный

реальный

Социальная политика

72

2,31%

0,73%

-40,00%

-62,80%

Образование

68

2,19%

0,69%

-12,82%

-45,95%

Здравоохранение

79

2,54%

0,80%

31,67%

-18,37%

Расходы бюджета

3112

100%

31,59%

30,10%

-19,34%

ВВП

9850

*

100%

134,52%

45,40%

Инфляция, %

14%

*

*

*

*



















Статьи расходов бюджета

2003 год

млрд руб.

уд. вес, %

темп прироста, %

в расходах

в ВВП

номинальный

реальный

Социальная политика

60

1,70%

0,37%

-50,00%

-77,00%

Образование

62

1,76%

0,38%

-20,51%

-63,44%

Здравоохранение

74

2,10%

0,45%

23,33%

-43,27%

Расходы бюджета

3522

100%

21,44%

47,24%

-32,27%

ВВП

16430

*

100%

291,19%

79,95%

Инфляция, %

16%

*

*

*

*


При расчёте темпов прироста мы взяли 2000 год за базовый. Рассчитывая реальные темпы прироста, мы учитывали инфляцию не только текущего года, но и предшествующих лет.

Анализируя полученные данные, можно увидеть, что на протяжении данных лет удельный вес расходов на социальную политику, образование и здравоохранение в постоянно сокращался, что неприемлемо для здоровой экономики. Сокращался также удельный вес расходов относительно ВВП.

Несмотря на то, что реальный ВВП на этом промежутке постоянно увеличивался, реальные расходы постоянно падали по всем пунктам. Для наглядности приведём график (см. рис. 2.1)



рис. 2.1

Можно найти массу причин такого несоответствия: неэффективное управление финансами, плохая собираемость налогов и т.п. Всё это свидетельствует о кризисе и снижении роли государства в экономическом процессе.

Необходимо что-то делать со сложившейся ситуацией т.к. уровень жизни стабильно продолжает падать.
^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «бюджетная система рф» на тему: «Бюджетная система рф, её состав и принципы организации» iconКурсовая работа по дисциплине: «Бюджетная система рф» на тему: «Доходы...

Курсовая работа по дисциплине «бюджетная система рф» на тему: «Бюджетная система рф, её состав и принципы организации» iconКурсовая работа по теме: «Бюджетная система рф»
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике...

Курсовая работа по дисциплине «бюджетная система рф» на тему: «Бюджетная система рф, её состав и принципы организации» iconКурсовая работа по дисциплине «Финансы» Вариант 18 На тему «Бюджетная система рф»

Курсовая работа по дисциплине «бюджетная система рф» на тему: «Бюджетная система рф, её состав и принципы организации» iconОглавление введение 2 бюджетная система государства 2 глава 1 4
Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов...

Курсовая работа по дисциплине «бюджетная система рф» на тему: «Бюджетная система рф, её состав и принципы организации» iconКонтрольная работа по дисциплине Бюджетная система на тему: «Рассмотрение...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования – Всероссийский заочный финансово-экономический...

Курсовая работа по дисциплине «бюджетная система рф» на тему: «Бюджетная система рф, её состав и принципы организации» iconКурсовая работа по дисциплине Финансы на тему: «Бюджетная система рф»
Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет...

Курсовая работа по дисциплине «бюджетная система рф» на тему: «Бюджетная система рф, её состав и принципы организации» iconКонтрольная работа по дисциплине «бюджетная система рф» на тему «Расходы...
Расходы бюджета — денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и местного самоуправления...

Курсовая работа по дисциплине «бюджетная система рф» на тему: «Бюджетная система рф, её состав и принципы организации» iconБюджетная система РФ темы контрольных работ
Бюджетная классификация доходов и расходов. Структура доходов и расходов федерального бюджета

Курсовая работа по дисциплине «бюджетная система рф» на тему: «Бюджетная система рф, её состав и принципы организации» iconКонтрольная работа по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»
Министерство образования и науки российской федерациифедеральное агенство по образованию гоу впо

Курсовая работа по дисциплине «бюджетная система рф» на тему: «Бюджетная система рф, её состав и принципы организации» iconМ. В. Огородова курс лекций по дисциплине бюджетная система российской федерации
Научная принадлежность курса. Актуальность курса. Содержание и система курса: цель и основные задачи. Источники изучения дисциплины:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница