3 введение




Скачать 192.98 Kb.
Название3 введение
страница1/2
Дата публикации19.03.2013
Размер192.98 Kb.
ТипРеферат
vbibl.ru > Экономика > Реферат
  1   2
Введение

3 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы: образование, здравоохранение, науку, искусство, культуру, спорт и др. В этой связи существенное значение имеет логистизация потоковых процессов в деятельности организаций, финан- сируемых из бюджета. Управление потоками призвано обеспечивать наиболее эффективное использование ресурсов субъекта хозяйствования, изыскивать ре- зервы экономии бюджетных ресурсов, целевого использования выделенных го-сударством денежных средств для деятельности организации непроизводственной сферы.
Методологический аппарат логистики доказал универсальность своего использования в оптимизации потоковых процессов различной функциональной и видовой принадлежности в разных отраслях национальной экономики. Основные положения логистики применимы ко всем видам экономической деятельности, включая предприятия частной, государственной или смешанного типа собственности.
За последнее десятилетие логистика завоевала широкую популярность в мире и стала известной благодаря трудам ряда ученых: А.У. Альбекова, Б.А. Аникина, Н.В. Афанасьевой, Г.Л. Багиева, A.M. Гаджинского, Е.А. Голикова, М.Е. Залмановой, К.В. Инютиной, СБ. Карнаухова, Д.Д. Костоглодова, U B.C. Лукинского, В.Н. Менжереса, Л.Б. Миротина, Ю.М. Неруша, Д.Т. Новико-
ва, О.А. Новикова, Б.К. Плоткина, О.Д. Проценко, А.Н. Родникова, А.И. Семененко, В.И. Сергеева, А.А. Смехова, Л.А. Сосуновой, В.Н. Стаханова, С.А. Уварова, В.В. Щербакова, Д. Бауэрсокса, Д. Клосса, М. Линдерса, X. Фи-рона и др.
Проводимые в России рыночные реформы актуализируют проблему реформирования системы образования, ее большего приспособления к требованиям рынка.
4
Сегодня высшие учебные заведения стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Рост самостоятельности и свободы вузов привел к росту ответственности вузов за эффективность своей деятельности. Направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления вузом, поскольку традиционные способы управления в условиях рынка оказались в ряде случаев несостоятельными.
В России в настоящее время создается механизм управления высшей шко-г лой. Отличительными признаками новой ситуации стали дефицит бюджетного I финансирования на развитие вуза, обеспечение учебного процесса, ремонт и
ф содержание, приобретение учебной мебели. Одновременно произошло рассогласование законодательных и фактических условий финансирования вузов, нестабильным стал финансовый поток средств для обеспечения образовательного и научного процессов.
Для того чтобы сохранить интеллектуальные российские школы, уровень высшего образования и сами базовые российские вузы, необходимо изменение макроэкономических и микроэкономических принципов работы высшей школы.
В связи с этим возникает потребность поиска и применения наиболее эффективных методов управления высшей школой, к числу которых в современ-v ных условиях относятся логистические методы регулирования потоковых про-
! цессов. Сущность и преимущества указанных методов управления лучше всего
проявляются при формировании логистических систем, логистических цепей и >^ других логистических структур, создаваемых с целью оптимизации экономиче-
ских потоков.
Изучением теоретических и практических основ образовательной, учебной, научной и инновационной деятельности Российских вузов в течение ряда лет занимаются ученые, результаты исследований которых создали основу для дальнейшей работы в этой области. Среди них: С.А. Беляков, Ю.С. Васильев, В.В. Глухов, Т.Л. Клячко, М.П. Федоров, А.В. Федотов, а так же В.Р. Атоян, Ю.В. Чеботаревский, Е.Г. Яблонская. Проблемы модернизации образования
5 рассматриваются в работах зарубежных ученых П. Бурдье, К. Ван дер Марик,
Т. Парсонса.
Оценка эффективности функционирования системы образования затрагивалась в работах Л.Г. Борисова, Н.Е. Геворкяна, Л.Ф. Колесникова, И.В. Май-борова, В.Н. Турченко.
Рыночные условия хозяйствования и требования, предъявляемые к системе образования, исследуются в работах Е.А. Безгласной, О.В Крухмалевой, Г.Н. Мкртчяна, Н.Г. Типенко, Б.Н. Хомелянского, И.П. Чистякова, Л.И. Якоб- сона.
Повышенное внимание к вопросам привлечения, использования внебюд- жетных средств и развития многоканального финансирования в бюджетных учреждениях обусловливает необходимость и возможность рационализации и оптимизации финансовых средств на основе информационных технологий.
Исследование логистизации потоковых процессов в бюджетных учреждениях имеет особенности, поскольку бюджетная организация создается органами государственной власти всех уровней для оказания услуг, с целью удовлетворения социально-культурных потребностей населения, основная деятельность которого финансируется собственником из средств бюджета полностью или частично, на основе сметы доходов и расходов.
Предполагается, что изменение роли государства в распределении финан- совых средств, пересмотр направлений уже существующих финансовых пото- ков в высшем образовании поможет избежать кризиса системы, повысить эффективность распределения финансовых ресурсов между вузами и доступность высшего образования.
Основные направления трансформации государственного сектора образования были изложены в Концепции, где выделено, что устранение недостатков и решение проблем, накопившихся в системе образования, требует выработки новых стратегий и механизмов управления образовательными организациями, улучшения использования собственности и финансовых ресурсов образования, основанных на сочетании методов государственного управления и рыночных подходов [49, с. 23].
6
Поэтому вопросы, связанные с исследованием потоковых процессов российской системы высшего профессионального образования, сегодня весьма актуальны. Внимание общественности к этой тематике вылилось в многочисленные публикации в средствах массовой информации. Однако следует констатировать, что серьезных научных исследований на эту тему проводится очень мало. Возможно, во многом это объясняется тем, что реально реформы только начинаются, и за столь небольшой срок не могло появиться большое число научных публикаций.
Недостаточный уровень разработанности, актуальность этих проблем, а также их теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы и постановку цели исследования.
Цель диссертационного исследования - исследовать роль логистизации потоковых процессов в бюджетных учреждениях и на этой основе разработать концептуальные положения создания логистической системы управления деятельностью образовательных учреждений.
Поставленная цель потребовала решения ряда задач, определивших логику и внутреннюю структуру диссертационного исследования.
В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:
- выявить особенности бюджетных учреждений, которые могут быть использованы в целях совершенствования управления и оптимизации потоковых процессов;
- исследовать условия возникновения и направления движения материальных, информационных, финансовых и иных потоков в процессе образователь- ной деятельности бюджетных учреждений;
- провести анализ материальных, информационных и финансовых потоков на примере конкретного образовательного учреждения;
- разработать концептуальные положения формирования организационно-экономического механизма управления деятельностью образовательных учреждений с позиций логистики;
7
- усовершенствовать методику оценки внебюджетной деятельности вуза на
основе логистического подхода;
- предложить рекомендации по формированию и функционированию маркетинг-логистического центра.
Предметом диссертационного исследования являются материальные, информационные, финансовые потоки образовательных учреждений, и их оптимизация в рыночной среде с позиций логистики.
t . Объектом исследования в диссертационной работе является Саратовский
I государственный технический университет Министерства образования и науки
РФ.
iJ^L Информационной базой диссертационного исследования послужили за-
конодательные и нормативные акты федеральных и местных органов власти, публикации Госкомстата РФ и Государственного комитета по статистике Саратовской области, регулирующие определенные формы экономических и социальных процессов; показатели учебно-методической, научно-исследовательской и финансово-хозяйственной деятельности государственных и негосударственных вузов Саратовской области, в частности Саратовского государственного технического университета Министерства образования и науки РФ. Были использованы публикации периодической печати, материалы научных конференций и материалы научных исследований, в том числе диссерта-
^ ций и монографий. Работа выполнена с использованием возможностей современной вычислительной техники, текстовых и графических редакторов, а также возможностей, предоставляемых глобальной сетью Internet.
ty Диссертационная работа выполнена в соответствии с паспортом специаль-
ности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе логистика), пункты 6.2, 6.3, 6.7,6.15.
Теоретической и методологической основой диссертации являются труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики социальной сферы, логистики и маркетинга, монографии и научные статьи в ведущих отечественных и зарубежных журналах, доклады и выступления на международных научно-практических конференциях.
8
Теоретические выводы, представленные в работе, опираются на экономические, социологические и исторические работы по проблемам развития экономики современного российского образования. В диссертации учитываются и используются положения действующего законодательства РФ.
Научная новизна исследования. В диссертации получены следующие результаты, обладающие научной новизной:
- уточнены особенности бюджетных учреждений, заключающиеся в выпол-. няемых функциях, в специфике учредителя бюджетного учреждения, в источ-. никах финансирования и в системе финансирования;
- определены виды потоков, возникающих в процессе образовательной дея-t^j. тельности бюджетных учреждений, главными из которых являются информационные и финансовые потоки;
- выявлены особенности исследуемых материальных, финансовых и информационных потоков бюджетных учреждений: в частности, для материальных потоков - специфика конечных результатов деятельности бюджетных учреждений и процесса движения, где отсутствует его распределительно-сбытовой этап; для финансовых потоков - многоканальная система финансирования, госбюджетное финансирование со стороны Министерства образования и науки РФ; для информационных потоков - специфика выполняемых вузом функций;
- предложен авторский вариант организационно-экономического механизма г& управления деятельностью вуза на основе реализации логистического подхода,
сущность которого заключается в совершенствовании организационной и финансово-экономической структуры вуза, в частности создании маркетинг-"7* логистического центра, центров ответственности, ресурсного обеспечения и
информационной базы для оценки эффективности работы каждого подразделения внутри вуза;
- усовершенствована методика комплексной оценки внебюджетной деятельности вуза на основе методологии логистики, представляющая совокупность показателей, предназначенных для анализа финансовой устойчивости и оценки экономического потенциала высшего учебного заведения и позволяющая оце-
9
нить изменение внебюджетных поступлений за счет изменения объема полученных внебюджетных средств, структуры внебюджетных средств, а также цен на товары и оказываемые услуги;
- рекомендовано создание маркетинг-логистического центра, как элемента логистической системы с управляющей, координирующей, информационной, регулирующей функциями, позволяющего повысить эффективность за счет оптимизации финансовых и информационных потоков.
На защиту выносятся:
I - концептуальные положения формирования организационо-экономического
механизма управления деятельностью вуза с позиций логистики;
- методика комплексной оценки деятельности вуза на основе анализа финансовой устойчивости и оценки экономического потенциала;
- рекомендации по формированию маркетинг-логистического центра для эффективного функционирования образовательных учреждений.
Практическая значимость работы состоит в обосновании логистического подхода к рассмотрению потоковых процессов в бюджетных учреждениях. Изложенные в диссертации выводы и рекомендации в оценке учебной и учебно-методической, научно-исследовательской и информационно-технологической составляющих потенциала высших учебных заведений могут быть использованы департаментами науки и образования областных админист- раций, а также подразделениями Министерства образования и науки РФ.
Апробация диссертации. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на ежегодных научно- практических конференциях профессорско-преподавательского состава Саратовского государственного технического университета, на межвузовских конференциях: «Социально-экономические проблемы гуманизации современного общественного развития» (Саратов, 2004), «Стратегии и практики коммуникации в современном обществе» (Саратов, 2004). Внедрение научных результатов подтверждается справками о внедрении результатов исследования в практическую деятельность учреждений высшего профессионального образования из
10
Министерства образования Саратовской области, Саратовского государственного университета, Саратовского государственного социально-экономического университета.
Публикации. Основное содержание диссертационной работы представлено в научном издании и статьях общим объемом 4,97 п. л.
Структура и объем работы обусловлены целью и задачами, поставленными в диссертационном исследовании. Диссертация состоит из введения, трех
. глав, заключения, списка использованной литературы. Изложена на 161 стра-
TV
ницах, содержит 8 таблиц и 47 рисунков.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, оп-I >9> ределяются цель и задачи исследования, его предмет и объект, показаны научная новизна и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Теоретические предпосылки логистизации потоков в бюджетных учреждениях» показаны особенности использования логистического подхода в бюджетных учреждениях, дается характеристика материальных, финансовых, информационных потоков, возникающих в деятельности бюджетных учреждений.
Во второй главе «Анализ потоков, возникающих в системе высшего профессионального образования» дан анализ финансовых потоков, обслуживающих деятельность вуза, исследованы информационные потоки учреждений Л высшего профессионального образования, с применением подсистемы поддержки логистических решений, позволяющие использовать математическую модель управления финансовыми потоками вуза в рыночных условиях.
В третьей главе «Совершенствование системы управления деятельностью образовательных учреждений на основе логистического подхода» рассматриваются концептуальные положения организационно-экономического механизма управления деятельностью образовательных учреждений с позиций логистики, предложены показатели эффективности функционирования логистических подсистем вуза.
В заключении излагаются основные выводы и результаты проведенного исследования.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3 введение iconР. М. Энтов. Экономическая теория Дж. Р. Хикса Предисловие
Введение, имеющее два аспекта: 1 введение в теорию стоимости, предполагающую изучение взаимосвязей между рынками и их взаимозависимость;...

3 введение iconАртур Шопенгауэр Введение в философию «Введение в философию»: Белорусский...
«Новые паралипомены», «Об интересном», а также «Введение в философию», представляющее собой краткий набросок университетского курса лекций, в...

3 введение iconСодержание введение 3 библиографический список 9 приложение 15 введение
Управление развитием агропромышленного комплекса субъектов РФ на современном этапе (на примере Самарской области)

3 введение iconПрограмма по курсу основы информатики (Введение в программирование)
Введение в теорию алгоритмов. Интуитивное понятие алгоритма. Способы описания алгоритмов. Псевдокод

3 введение iconУрок I введение Добро пожаловать! Перед вами не просто очередное введение в «магию»
Перед вами – не просто очередное введение в «магию», равно как и не наспех напечатанная книга для широкого круга читателей, где вы...

3 введение iconВведение Во «Введение…»
Вам войти в этот мир — такой, каким мы его видим, прикоснуться к необычной профессии, которую Вы, быть может, для себя избрали или,...

3 введение iconВведение Введение «Сетевое искусство»
За небольшой промежуток времени с 1994 по 2005 годы феномен сетевого искусства из творческой деятельности интернационального, но...

3 введение iconВведение введение 2
Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным...

3 введение iconВведение введение ш актуальность темы исследования. Вопросы, связанные...
Тэк, оборонный комплекс, перерабатывающую промышленность, строительство, жкх и т д. От состояния дел на них зависит не только экономическая...

3 введение iconUsing the books (Introduction to Biochemical Ecology’, ‘Introduction...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница