Руднева Ольга Владимировна, учитель – логопед. Организация логопедической работы в дошкольно-образовательном учреждении №31 «Солнышко», города Новотроицка, Оренбургской области




Скачать 200.92 Kb.
НазваниеРуднева Ольга Владимировна, учитель – логопед. Организация логопедической работы в дошкольно-образовательном учреждении №31 «Солнышко», города Новотроицка, Оренбургской области
страница1/2
Дата публикации09.06.2013
Размер200.92 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Биология > Документы
  1   2
Руднева Ольга Владимировна, учитель – логопед.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ №31 «Солнышко», города Новотроицка, Оренбургской области. Коррекционно-формирующий аспект воспитания дошкольника с различными видами речевых нарушений является составной частью воспитательно-образовательной системы специальной группы детского сада. Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, дислексии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе). Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется мной и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль за речью детей в течение всего дня). Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами, методическими материалами и строится с учетом возраста детей, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта. Создание специальной логопедической группы, организация и проведение логопедической работы в ней осуществляется в несколько  этапов:

1.  отбор и комплектование групп; 2.  комплексное обследование детей; 3.  составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы; 4.  основной этап, связанный с реализацией планов занятий; 5.  контроль — обеспечение промежуточного и итогового контроля; 6.  результативно-аналитический (анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей). Помимо непосредственной работы с детьми я  провожу медико -психолого - педагогические консилиумы, оказываю  консультативно-педагогическую помощь родителям, веду текущую документацию, оказываю консультативно-методическую помощь воспитателям.
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыков чтения.

Нарушения чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дислексии от ошибок чтения иного характера, чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми. (Лалаева Р. И. «Нарушения письменной речи» — М., 1989)

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. В своей работе я использую методы и приемы, описанные в работах следующих авторов: Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В., Зорина С.В., Мамайчук И.И., Ильина М.Н. и т.д..

^ Формирование фонетико-фонематической системы.

С первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата. В начальном периоде занятий проводят уточнение артикуляторного и акустического образа правильно произносимых звуков в следующей последовательности: «а, у, и, о, ы, э, ш, н, д, г, т, к, х». В процессе уточнения слухо-произносительных образов звуков широко используется звукоподражание.

^ Рекомендуемые упражнения

1. Произнесите звук «и», перед зеркалом и ответьте на вопрос, в каком положении находятся губы при произношении данного звука. При затруднениях в ответе логопед может задать дополнительный вопрос: «Скажите, при произнесении звука «и» губы растянуты в улыбке или вытянуты трубочкой вперед?».

2. Произнести звук «у» перед зеркалом и ответить, в каком положении находятся губы при произнесении данного звука.

3. Произнести звуки «иу» слитно и определить, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.

4. После самостоятельного произнесения звука «и» определить , в каком положении находятся губы (без использования зеркала).

5. Произнести звук «у», определить положение губ при его произнесении (без использования зеркала).

6. Произнести последовательно звуки «и – у» и ответить, при произнесении какого звука губы вытянуты вперед трубочкой.

7. Произнести звуки «у – и» и ответить, при произнесении какого звука губы растянуты.

8. Определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положению губ логопеда.

9. Определить первый (или последний) звук по беззвучной артикуляции в звукосочетаниях «иу», «уи».

Подобным же образом отрабатывается различение в положении губ при произнесении гласных звуков «и – а», «у – о», согласных звуков «м» (губы сомкнуты), «н» (губы раскрыты) и др.

В дальнейшем следует перейти к уточнению положения языка при произнесении различных звуков. Кинестетические ощущения положения языка (приподнят или опущен) воспитываются первоначально на резко различающихся по артикуляции звуках: «и – д», «а – д», «и – т». Различие в способе образования звуков (смычка или щель) уточняется на звуках «ш – т», «ж – д», при этом определяется, прижимается ли кончик языка или не прижимается. Различие узкого и широкого кончика языка можно уточнить на звуках «д» и «л». При произнесении звука «д» язык широкий, при произнесении звука «л» кончик языка узкий. Участие голосовых складок при произнесении гласных, сонорных и звонких согласных уточняется вначале с помощью кисти руки, прижатой к вибрирующей гортани. Логопед предлагает детям приложить к гортани большой и указательный пальцы со стороны ладони. В дальнейшем участие голосовых складок определяется и без использования тактильных ощущений руки.

^ Развитие артикуляторной моторики проводится в процессе артикуляторной гимнастики. Рекомендуемые артикуляторные упражнения. Гимнастика для губ и щек.

1. Надувание обеих щек одновременно.

2. Надувание обеих щек попеременно.

3. Втягивание щек в ротовую полость.

4.Сомкнутые губы, вытягивающие вперед трубочкой, а затем возвращаются в нормальное положение.

5. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.

6. Чередование: оскал – хоботок.

7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.

Гимнастика для челюстей.

1. Опускание и поднимание нижней челюсти.

2. Движение нижней челюсти вправо.

3. Движение нижней челюсти влево.

4. Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево. Гимнастика для языка.

1. Высовывание широкого языка «лопатой», своими боковыми краями языка касается углов рта. Если широкий язык не получается, то предлагается похлопать по спине языка шпателем, «пожевать» язык, сильно подуть на высунутый язык, протяжно произнести звук «и» или улыбнуться.

2. Высовывание языка жалом.

3. Поочередное высовывание языка то «лопатой», то «жалом».

4. Высунуть язык, сделать язык сначала «лопатой», а затем жалом.

5. Сильное высовывание языка изо рта, а затем наиболее возможное глубокое втягивание его вглубь ротовой полости так, чтобы кончик языка стал незаметным.

6. Движение высунутого языка вправо и влево (маятник).

7. Круговое облизывание губ кончиком языка.

8. Облизывание зубов под верхней и нижней губой.

9. Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю, и на нижнюю губу.

10. Упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку, надавить на бугорок (пощелкать орешки).

11. Посчитать зубки с внутренней стороны.

12. Поднимание и опускание спинки языка при широко открытом рте.

13. Присасывание к небу спинки языка.

14. Поднимание и опускание широкого кончика языка внутри ротовой полости: к верхней десне, к нижней десне.

15. Загибание узкого кончика языка вверх и вниз, к носу и подбородку, далее на верхнюю и нижнюю губу, затем на верхние и нижние зубы.

16. Поочередное загибание узкого кончика языка внутри ротовой полости к альвеолам верхних и нижних зубов.

17. Желобок внутри ротовой полости. Коррекцию нарушенных звуков речи провожу в соответствии с традиционной методикой поэтапно: вначале этап постановки звука, затем автоматизации и дифференциации. Параллельно с развитием фонетической стороны речи развиваем и фонематический слух.

^ Примерные задания на узнавание звука «м» на фоне слова.

1. Поднять флажок, если в слове слышится звук «м», слова называет логопед.

Примерные слова: мак, лук, дом, мышка, кот, сыр, мыло, лампа. 2. Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится звук «м». Предварительно картинки называются логопедом. 3. По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится звук «м». 4. Придумать слова со звуком «м». 5. Дополнить предложение словами, в которых слышится звук «м», с парой на картинке. Логопед называет часть предложения, а дети выбирают картинку на звук «м» среди ряда других картинок, например: «Мама посадила на грядке…» (картинки: лук, свекла, морковь). 6. Игра в лото. Детям предлагают карточки с картинками на слова, включающие звук «м» и не имеющие его, а также красные и белые квадратики. На красном квадратике нарисован мак. Логопед называет слова. Дети находят на карточках соответствующую картинку и определяют, есть ли в названии картинки звук «м». Если в названии картинки слышится звук «м», дети закрывают картинку красным квадратиком, если в этом слове отсутствует звук «м», то закрывают белым квадратиком. Примерные задания по определению места звука «м» в словах (начало, середина, конец).

1. Игра «Светофор». Логопед называет слова, дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зеленую правую часть полоски в зависимости от того, где слышится звук «м» в слове. Предлагаются слова, в которых звук «м» слышится в начале, середине или конце слова.

2. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками, в названии которых звук «м» стоит в начале или конце слова, а также красные и зеленые фишки. Логопед называет слова. Дети определяют место звука «м» в слове и закрывают картинку красной фишкой, если звук «м» слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слышится в конце слова.

3. Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются со звука «м». 4. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука «м».

5. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда с тремя вагонами и картинки на звук «м». Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук «м».

6. Разложить в 3 ряда картинки: первый – в названии которых звук «м» стоит в начале слова, второй – в середине, третий – в конце.

7. Подобрать слова, которые начинаются со звука «м».

8. Подобрать слова, в которых звук «м» находится в конце слова. Примерные задания по определению последовательности звуков в словах.

1. Игра «Живые звуки». У двух детей медальоны с буквами или символами звуков «а» и «у». Логопед называет слова «ау», «уа», а дети занимают соответствующие места (слева направо), чтобы получилось слово. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

2. Аналогичное задание выполняется со звуками «а» и «м». Предлагается составитель слова «ам», «ма», «ум», «му».

3. Назвать первый, второй, третий звук слов: дом, ком, дам, вот, мак, лук и др.

4. Поднять цифры 2 и 3 в зависимости от количества звуков в слове.

5. Выложить фишки в графической схеме слова.

6. Преобразование слов, заменяя: первый звук слова (дом – сом – ком); второй звук слова (дом – дам – дым); третий звук слова (кот – ком – кол).

7. Выбрать картинку по названию места одного из звуков слова. Например, выбрать картинку, в названии которой после «т» произносится «а» (танк) и т.д.

8. Выбрать картинки к данной графической схеме.

9. Придумать слова к данной графической схеме.

Развитие звуко-слоговой структуры слова.

Примерные виды упражнений.

1. Называние гласных звуков слова. Для этого задания подбираются слова, произношение которых не отличаются от написания (рука, маки и т.д.).

2. Выделение гласных звуков из слова, с использованием соответствующих букв разрезной азбуки.

3. Раскладывание картинок под гласными буквами. Предварительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова (например, дом, мак, сук и т.д.).

4. Раскладывание картинок под определенным сочетанием гласных букв. Предлагаются картинки на двусложные слова (например: рука, окно, утка и т.д.). Записываются схемы слов «у – а», «о – о», «у – а».

5. Повторение заданного слова. Определение количества слогов с опорой на вспомогательные приемы. Сначала предлагаются двусложные и трехсложные слова с прямыми слогами, затем с закрытыми слогами и слова со стечением согласных. Дети слушают слово, протяжно его повторяют и, отхлопав, называют количество слогов.

6. Деление слов на слоги после их повторения. Логопед предлагает повторить слово нараспев и выставить соответствующее количество фишек. Речевой материал – группы слов (банан, репка, ромашка, шуба и т.д.).

7. Определение количества слогов в названиях картинок с помощью схем или цифр. Дети рассматривают картинки и выкладывают под каждой картинкой схему или цифру, соответствующую количеству слогов в слове.

8. Раскладывание картинок в два ряда под соответствующими схемами в зависимости от количества слогов (2 – 3) в их названии.

9. Составление слова из записанных на карточке слогов, данных вразбивку, с опорой на соответствующие картинки («ха», «му», «ми», «по», «дор» и т.д.).

10. Придумывание слов с одним, двумя, тремя слогами.

11. Придумывание слов с определенным слогом в начале, а затем в конце слова.

12. Определение количества слогов в названиях картинок (без предварительного воспроизведения слова).

Развитие грамматического строя речи, а именно сформированности навыков словообразования: образование названий детенышей животных, относительных и качественных прилагательных.

Примерное игровое упражнение для образования названий детенышей животных и птиц в экспрессивной речи.

Игра «Собери семью».

Дидактический материал – предметные картинки (игрушки) взрослых животных, птиц и их детенышей.

Речевой материал подбирается с учетом этапа работы над словообразовательной формой (I этап – работа над словообразовательными формами без чередования звуков в основе производного слова; II этап – работа над словообразовательными формами с чередованием звуков в основе производного слова; III этап – работа над словообразовательными формами, в основе которых лежит явление супплетивизма). Логопед предлагает рассмотреть картинки, соединить их по парам и назвать животного и его детеныша.

^ Словообразование относительных и качественных прилагательных.

Данная программа проводится с учетом появления прилагательных в онтогенезе по плану:

^ 1) Образование качественных прилагательных. На I этапе отрабатываются формы с продуктивным суффиксом -н-. На II этапе закрепляются формы с менее продуктивным суффиксом -лив-.

^ Примерное игровое упражнение.

Игра «Найди ошибки Незнайки». Логопед говорит ребенку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно предложения и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. На опушку выскочил (трус) заяц. По лесу бродит (голод) волк). Сегодня чудесный (мороз) день. Мальчик вернулся с улицы весь (грязь).

2) ^ Образование относительных прилагательных. (с начала с суффиксом -ов-, затем с суффиксом -н-).

Примерное игровое упражнение.

Лото «Назови предмет». Дидактический материал – картинки и словосочетания (например: халат из шелка, лодка из резины, гвоздь из железа, ложка из дерева, одеяло из пуха, дом из снега, стена из кирпича, крыша из соломы, стакан из хрусталя, кувшин из глины, ведро из железа и др.). У ребенка находятся картинки с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан, например: стакан из стекла, ребенок находит изображение этого предмета на карточке и называет словосочетание прилагательного и существительного, стеклянный стакан, закрывает картинку фишкой.

^ Развитие синтаксического уровня речи.

Примерные упражнения.

1. Восстановление деформированных предложений. Логопед предлагает исправить ошибки в предложениях, например: ласковая на выплыла солнышко небо и т.д.

2. Составление предложений из ряда слов, например: дымок, идет ,труба, из и т.д.

3. Выделение предложений из сплошного текста. Дети говорят о том, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

4. Составление предложений повествовательных, вопросительных, восклицательных.

5. Составление из отдельных предложений текстов по вопросам с опорой на сюжетную картинку.

Исследования последних лет указывают на то, что дислексия является следствием недостаточной сформированности функциональной основы процесса чтения, т.е. вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих становление данного навыка (А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Ефименкова Л.Н., Милостивенко Л.Г. и др.) Авторами особо подчеркивается, что становлению навыка чтения особенно препятствует сочетание нарушений психических функций, т.к. в этом случае сразу несколько компонентов функционального базиса чтения оказываются дезорганизованными.

Поэтому в логопедическую работу я включаю игры и упражнения для формирование неречевых психических функций.

^ Упражнения на развитие внимания.

1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д., он должен по договоренности, реагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.

2. Упражнение на развитие концентрации внимания. Для проведения занятий необходимо подготовить две пары картинок, содержащих по 10-15 различий, несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием, наполовину раскрашенные картинки. В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия. Во втором задании ребенку последовательно показывают неоконченные картинки и просят назвать то, что не дорисовано. В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно также, как раскрашена первая половина.

3. Упражнение на развитие произвольного внимания. Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта робота будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий и седьмой треугольник».

4. Упражнение на развитие объема внимания. Для проведения этого упражнения необходимы два рисунка. На одном рисунке в восьми квадратах определенным образом расставлены точки. Ребенка просят посмотреть на первый квадрат (остальные семь квадратов закрываются) и постараться точно также расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребенку рисунок с пустыми квадратами). Последовательность обозначена цифрами. Время показа одной карточки 1-2 секунды, на воспроизведение точек ребенку отводится не более 15 секунд.

5. Найди пару. На рисунке нарисованы носки. Ребенку дается задание: "Найди пару каждому носку".

^ Упражнения на развитие памяти.

1. Упражнение на развитие зрительной памяти. Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых необходимо сделать какую-либо простую фигуру (домик ,квадрат и т.д.). попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течении двух секунд, затем закройте ее и попросите воспроизвести ее по памяти.

2. "Я положил в мешок". Взрослый начинает и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий играющий повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т.д.

3. "Я – фотоаппарат". Предлагают ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д. например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить. Упражнения на развитие восприятия.

1. Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур. Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур. Просят назвать фигуры, которые ребенок знает, подсказывают ему названия тех фигур, которые ему еще не известны. В следующие раз просят нарисовать те фигуры, которые ему называют.

2. "Дорисуй фигуры". Упражнение на развитие точности восприятия. Ребенку называют рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, т.е. они не дорисованы. Просят ребенка дорисовать их.

3. Упражнение на развитие цветоразличия. Подбирают разноцветные карточки, кубики, карандаши, фломастеры, лоскутки и т.д. просят ребенка назвать цвета.

4. Упражнение на развитие восприятия длительности временного интервала. Показывают ребенку секундомер или часы с секундной стрелкой, просят проследить движение стрелки по кругу и объяснить, что такое одна минута. Затем просят его отвернуться и посидеть тихо в течение одной минуты. Когда минута, по его мнению, пройдет, он должен сообщить об этом (ребенок не должен видеть часы).

Далее предлагают ему проделать три задания за 1 минуту:

- разрезать бумагу ножницами на полоски;

- нарисовать какие-нибудь фигуры;

- перенести палочки с одного стола не другой и сложить.

Каждый раз дают команду к началу действия, а ребенок сам должен прекратить выполнение, как только, по его мнению, минута пройдет.

5. Упражнение на развитие представлений о частях суток. Готовят заранее рисунки, посвященные каждому времени суток. Затем задают ребенку вопросы: «Что ты делаешь утром?» и т.д. После этого показывают ребенку картинки и спрашивают, о каком времени суток идет речь на каждой их них. Как только ребенок справится с этим заданием, предлагают ему разложить самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток.

6. Упражнение на развитие представлений о временах года. Выучить с ребенком стихотворение о временах года. Показать ребенку 4 картинки с изображением явлений природы в четырех временах года. Расспрашивают ребенка о временах года: «Когда бывает снег?» Когда опадают листья с деревьев?» и т.д.

Через 1-2 дня ребенку последовательно показывают 4 картинки с изображением времен года и просят назвать, какое время года изображено и почему он так думает. Такой же подход используют и в развитии у ребенка представлений о месяцах.

7. Упражнение на развитие пространственных представлений. Готовят заранее: 5 игрушек; картинки с изображением 9 предметов, расположенных столбиком по 3; лист бумаги в клеточку, карандаш. Предполагают ребенку выполнить несколько заданий:

а) Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.

б) На столе перед ребенком расположить игрушки следующим образом: в центре – мишка, справа – уточка, слева – заяц, впереди – кукла, сзади – лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?»

в) Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: «Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?»

г) Ребенка просят на листе бумаги в клеточку нарисовать в центре – круг, слева – квадрат, выше круга – треугольник, ниже – прямоугольник, над треугольником – 2 маленьких кружка, под прямоугольником – маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно.

д) Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребенка на расстоянии 40-50 сантиметров от него и предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.

е) Ребенку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что находится слева, справа, впереди, сзади от него.

8. Упражнение на развитие наблюдательности. Предлагают ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет предметы. Показывают ребенку картинки, на которых нарисованы разные предметы и просят назвать все те предметы, которые как бы «спрятаны».


^ Конспект открытого занятия.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Руднева Ольга Владимировна, учитель – логопед. Организация логопедической работы в дошкольно-образовательном учреждении №31 «Солнышко», города Новотроицка, Оренбургской области iconМбоу «сош №4» г. Колпашево учитель-логопед Татьяна Владимировна Рублева...
Оборудование и материалы: презентация «Новогодняя ёлка», картинки со звуками [С], [С’] в виде синих новогодних шаров, снежинки, индивидуальные...

Руднева Ольга Владимировна, учитель – логопед. Организация логопедической работы в дошкольно-образовательном учреждении №31 «Солнышко», города Новотроицка, Оренбургской области icon«Личностно-ориентированный подход к обучению учащихся на уроках экологии»
«Совершенствование экологической культуры учащихся на уроках экологии в условиях личностно-ориентированного обучения. Поломодова...

Руднева Ольга Владимировна, учитель – логопед. Организация логопедической работы в дошкольно-образовательном учреждении №31 «Солнышко», города Новотроицка, Оренбургской области iconО медицинском обслуживании в дошкольном образовательном учреждении
Настоящее положение регламентирует медицинское обслуживание в дошкольном образовательном учреждении (далее – доу), включающее

Руднева Ольга Владимировна, учитель – логопед. Организация логопедической работы в дошкольно-образовательном учреждении №31 «Солнышко», города Новотроицка, Оренбургской области iconАвтор: учитель математики и физики Шмакова Ольга Анатольевна (образование...
Место работы, должность: Озёрский филиал мбоу «Никифоровская сош №2» учитель математики и физики

Руднева Ольга Владимировна, учитель – логопед. Организация логопедической работы в дошкольно-образовательном учреждении №31 «Солнышко», города Новотроицка, Оренбургской области iconМетодические рекомендации по организации работы Совета по профилактике...
Год. Совет планирует профилактическую работу по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательном...

Руднева Ольга Владимировна, учитель – логопед. Организация логопедической работы в дошкольно-образовательном учреждении №31 «Солнышко», города Новотроицка, Оренбургской области iconОб утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего
Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)...

Руднева Ольга Владимировна, учитель – логопед. Организация логопедической работы в дошкольно-образовательном учреждении №31 «Солнышко», города Новотроицка, Оренбургской области iconТворческая работа из опыта: «Технология наглядного моделирования...
Учитель – логопед мк доу с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии...

Руднева Ольга Владимировна, учитель – логопед. Организация логопедической работы в дошкольно-образовательном учреждении №31 «Солнышко», города Новотроицка, Оренбургской области iconМетодическое пособие «Методика хореографического обучения детей дошкольного...
«Детский сад общеразвивающего вида №27» города Лениногорска «Лениногорского муниципального района» Республики Татарстан

Руднева Ольга Владимировна, учитель – логопед. Организация логопедической работы в дошкольно-образовательном учреждении №31 «Солнышко», города Новотроицка, Оренбургской области iconОрганизация медико-психолого-педагогического сопровждения детей с...

Руднева Ольга Владимировна, учитель – логопед. Организация логопедической работы в дошкольно-образовательном учреждении №31 «Солнышко», города Новотроицка, Оренбургской области iconКонкурс является основным системообразующим проектом и проводится...
Распоряжения Губернатора Оренбургской области №160-р от 03. 05. 2012г и Соглашения между Правительством, профсоюзами и работодателями...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница