Экология человека — путь к спасению жизни на Земле




Скачать 254.53 Kb.
НазваниеЭкология человека — путь к спасению жизни на Земле
страница1/2
Дата публикации25.03.2013
Размер254.53 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Биология > Документы
  1   2




Экология человека — путь к спасению жизни на Земле

Памяти Никиты Николаевича Моисеева

Он (академик Н. Н. Моисеев), являясь представителем естественнонаучного зна­ния, уже при жизни становится признан­ным Ученым-Гуманитарием и замечатель­ным Человеком-Гуманистом.

Понятие «экология», впервые введенное в научный оборот немецким биологом Э. Геккелем в 60-е гг. XIX в., в своем общем определении связано с изучением жилища (местопребывания) человека в земных условиях, т. е. с изучением окружающей человека среды, среды его оби­тания.

Окружающая среда по отношению к человеку объек­тивна, но она органично связана с ним, неотделима от него. Э. Геккель полагал, что экология подразумевает «на­уку об экономии, о домашнем быте живых организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неоргани­ческой, так и к органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые и непрямые контак­ты...». Однако экология, как нам представляется, имеет в виду не отношения животных и растений между собой, а именно человека, его взаимоотношения с окружающей средой. Глубоко прав К. Маркс, утверждая, что «животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»: для животного его отношение к другим не существует как от­ношение». В органическом мире единственным носите­лем общественных свойств и отношений является человек. Поэтому экология как теоретическая абстракция, рас­сматриваемая вне человека, теряет всякий смысл. Эко­логия (идет ли речь о биоэкологии или социоэкологии) в конечном счете сводится к экологии человека, к человеку экологическому.

Окружающая человека среда (экосистема) полагает прежде всего мир природы, состоящий из животных, рас­тений, естественных объектов. Человек физически и ду­ховно связан с природой, является ее частью. Чтобы жить и развиваться, он вынужден снова и снова вступать в от­ношения (обмен) с природой, осваивать предметный мир. Природа с ее системной организованностью, закономер­ностями строения, функционированием и развитием в данном случае становится источником и средством жиз­ни человека и человечества. Но природа и среда обита­ния не совпадают. Природа существовала до человека. Она вечна. Среда обитания в отличие от природы возни­кает вместе с человеческим родом. Исторически меняют­ся лишь ее качества, структура, удельный вес компонен­тов.

Связь людей с природой — одна из сторон их воспро­изводства. Вместе с тем в результате их взаимодействия образуется система общественных отношений, т. е. об­щество, в рамках которого и благодаря которому форми­руется социальная среда обитания. Люди (общества), вступая в отношения с природой, создают производство, преобразуют (опредмечивают) своей деятельностью «вторую природу», творят искусственную сферу, включая и техносферу. Тем самым создается мир материальной культуры, который нельзя сводить к системе социальных отношений. Ибо мир материальной культуры — это каче­ство (уровень) развития окружающей человека среды.

Человек и среда его обитания немыслимы вне приро­ды, общества, культуры, но они не тождественны после­дним. Среда обитания, представляя собой совокупность природных, социальных и культурных условий, составля­ет интегральную систему их взаимодействия (единое, развивающееся целое). Именно в данной системе моди­фицируются, «переплавляются» все составляющие ее компоненты, но в центре здесь находится человек. Чело­век в природе есть ее часть (сторона), в обществе — субъектно-объектное начало, в культуре — творец и ее творение. Человек многомерен и многокачественен. Он: живет в мире не только материально-биологическом, но и идеально-духовном, он есть продукт не только наслед­ственности. но и социальных отношений. В нем одновре­менно существуют и сосуществуют природное и социаль­ное, бытие и сознание, объективное и субъективное, ма­териальное и духовное, общественное и индивидуальное, действительное и возможное, реально достижимое и же­лаемое. Все они представляют собой интегральное един­ство, определенный синтез того и другого, целостность с ее внутренне активной доминантой. Человек, будучи субъектом деятельности, воздействует на материальный мир, изменяет, созидает (или разрушает) его и сила его действия на материю исключительно велика. Эта сила столь могущественна, что может либо возвысить челове­ческий мир, либо уничтожить его. Вот почему цель эколо­гического подхода — исследование связей и отношений между человеком и окружающей средой, между челове­ком и тем или иным объектом (субъектом) данной среды.

Диалектика здесь такова: человек повседневно вклю­чается в среду обитания и потому существенно влияет на ее характер. В свою очередь, деятельность и поведе­ние человека во многом предопределяется характером той окружающей среды, в которой он живет.

В окружающей среде все ее составляющие (почва, воз­дух, вода) взаимосвязаны. Например, человек, производя необходимые для жизни продукты питания, по необходи­мости вынужден создавать и осваивать сельскохозяй­ственные угодия. Одновременно он должен уничтожать леса, являющиеся средоточием скопления и сохранения влаги. По мере возвышения потребностей человек интен­сифицирует сельское хозяйство, истощая почвы. Уничто­жение лесов и обработка почвы повышает в атмосфере содержание углекислого газа, что ведет к увеличению средней глобальной температуры воздуха у земной по­верхности, т. е. к потеплению. В результате в природе образуются антропогенные (вызванные действиями че­ловека) нагрузки. Природа с ними справляется, но лишь в определенных пределах, пока сохраняется мера. За пре­делами этой меры в биосфере наступают иные качествен­ные изменения.

Среда обитания человека — это биосфера. «Чело­век, — утверждает Н. Н. Моисеев, — элемент биосферы и может развиваться только, в развивающейся биосфере.

Этот принцип я называю принципом коэволюции челове­ка и биосферы Его выполнение — необходимое условие сохранения человека на Земле».

Биосфера имеет свои законы развития, свою внутрен­нюю самоорганизацию, благодаря которым она функци­онирует и благодаря которым в природе устанавливает­ся равновесие Последнее выступает прежде всего как следствие природных сил, как результат естественных процессов. Природа во времени бесконечна и она, рас­сматриваемая сама по себе, саморегулируема. Исключе­нием здесь могут быть природные катастрофы.

Но в мире природы живет и действует человек, кото­рый наделен разумом, чтобы понимать, и волей (актив­ностью), чтобы созидать. Деятельность человека целе­сообразна. Она (эта деятельность) многократно усили­вается все новыми и новыми достижениями. Вступая в отношения с природой, преобразуя ее, человек в своей практической деятельности воздействует на окружающую среду и использует природные ресурсы. Воздействие на окружающую среду и использование природных ресурсов со стороны человека и общества не всегда адаптируются к природным закономерностям. Тем самым подрывается способность природы (ее отдельных комплексов) к само­регуляции. Природа начинает работать против человека и человечества.

Длительное время в истории человечества представ­лялось, что природа в использовании безгранична, что она отдана в пользование человеку. Предполагалось, что при­рода выступает как некая произвольная сила над челове­ком. Считалось, что по мере роста производства умень­шается произвол природы и увеличивается богатство че­ловека. Человечество чаще всего развивалось за счет хищ­нического использования природных ресурсов. До неко­торого времени названные процессы были относительно незначительными, поскольку не могли привести к ради­кальным экологическим изменениям в природе. Возмож­ности последствий этих экологических изменений еще не были осознаны.

На самом деле по мере роста производительных сил, с одной стороны, увеличивались власть и могущество че­ловека над природой, расширялись его возможности в ее освоении, с другой — ухудшались и уничтожались при­родные ресурсы. С ростом знаний, с осуществлением технико-технологического процесса активное отношение че­ловека к среде обитания усиливается. Человек модифи­цирует, приспосабливает и подчиняет ее себе. Природа становится все более и более искусственной. Возникают предпосылки, при которых экологическое равновесие в природе нарушается, экосистема расстраивается. «Чем быстрее и всестороннее шло технологическое разви­тие, —замечает Д. Ж. Маркович, — тем больше возника­ло предпосылок нарушить экологическое равновесие в природе и меньше возможностей ее защитить».

Обнаружились глубокие и острые противоречия меж­ду стремлением людей к удовлетворению постоянно ра­стущих потребностей в использовании различных продук­тов, веществ и сил природы и ее возможностями удовлет­ворить эти запросы.

Целенаправленная преобразующая человеческая де­ятельность ускоряет развитие социально-экономических процессов, а вместе с тем разрушает природные систе­мы, расстраивает среду обитания. С пониманием этих процессов старые представления о безграничности при­роды уже в середине XIX в. ставятся под сомнение.

В ходе исторического развития антропогенное воздей­ствие на природу неизменно довлеет. Стремительно на­растают урбанизационные процессы. Повышается роль городов в жизни общества, связанная с концентрацией и усилением несельскохозяйственных видов деятельности. Урбанизация часто ведет к загрязнению среды, к росту потребностей в сырье, ресурсах, территориях, что не все­гда соответствует условиям нормальной жизнедеятель­ности человека, негативно сказывается на его здоровье.

Антропогенное воздействие с особой силой проявилось в XX в., знаменем которого стала научно-техническая ре­волюция. Именно в XX веке человечество столкнулось с небывалым прогрессом производительных сил и неслы­ханным расточительным отношением к природным ресур­сам. Стремительный и неконтролируемый прирост насе­ления на земном шаре, производство, игнорирующее со­стояние окружающей среды, истощение сырьевых и энер­гетических источников, развитие технико-технологических систем, загрязняющих природу, гонка вооружений вели (и привели) к экологическому кризису, когда под угрозой ока­зываются системы, поддерживающие жизнь человека и других живых существ.

В результате экологического кризиса сегодня (в конце XX — начале XXI в.) все заметнее дают о себе знать не только проблемы загрязнения окружающей среды, но и исчезновение лесов, отдельных видов фауны и флоры, дефицит ресурсов. Человечество создало искусственную индустриальную цивилизацию огромных размеров, что ведет к истощению (оскудению) естественных (природ­ных) ресурсов. Земля только одна и ее ресурсы не без­граничны. Сегодня экологическое положение в мире при­нимает чрезвычайно острый характер.

Одновременно происходят серьезные трансформации в структуре и характере болезней населения, вызванные антропогенными изменениями. Возрастают сердечно-со­судистые, психические болезни, возникают новые, неиз­вестные ранее заболевания (СПИД, рак, лучевая, аллер­гические болезни и др.). Под влиянием индуцированных мутаций происходят генетические изменения человечес­ких популяций.

Словом, на экологических параметрах общественного развития замыкается практически все содержание «оче­ловечивания» нашей действительности — биологической, генетической, физиологической, психической. Колоссаль­ные изменения, связанные с угрозой окружающей среде, становятся глобальной проблемой современного мира. Время работает не на нас, а против нас. По сути ставится под угрозу само существование жизни на Земле. Совер­шенно понятны утверждения о возникновении в наше вре­мя экологического императива «как осознания объектив­ной необходимости считаться не просто с законами при­роды, но и с предъявляемыми нам с ее стороны «техни­ческими условиями», о том, что «в экологическом импе­ративе естественнонаучное и гуманитарное образуют монолитный сплав».

Вот почему ныне в повестку дня остро встал вопрос о равновесии природы, об экологически устойчивом разви­тии производства в обществе, о коэволюции природы и общества, о новых подходах к человеку как к человеку эко­логическому, о спасении жизни на Земле. Вот почему в системе мировых приоритетов экологические проблемы вышли на первый план.

Природа и общество взаимодействуют между собой. Они представляют собой социоприродную систему, в ко­торой предполагается саморазвитие, самоорганизация, саморазмерность функционирующих систем. Равновесие природы невозможно без соответствующего развития об­щества. Нарушая природное равновесие, нанося вред природе, общество лишает себя возможностей гармонич­ного развития. Гармоничное развитие общества, в свою очередь, немыслимо без всестороннего учета природно­го фактора. Взаимодействие природы и общества, их гар­моничное (коэволюционное) развитие обеспечивают ста­бильность окружающей человека среды. Согласованность общественной (человеческой) жизнедеятельности с тре­бованиями окружающей среды — настояние современ­ной эпохи.

Социоприродная система, образуемая в результате взаимодействия природы и общества и полагающая их коэволюцию, включает в себя целеполагание деятельно­сти человека, его творческий потенциал. Тем самым она основывается на динамичных взаимоотношениях, пере­ходах, действиях человека, общества, природы.

Равновесие в природе, коэволюция природы и обще­ства становятся категорическим требованием устойчиво­го развития социальной среды. Устойчивое развитие пос­ледней полагает такую систему общественных отноше­ний, которая в центр внимания ставит человека, его здо­ровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Сама социальная среда, рассматриваемая с точки зре­ния экологического развития, предстает прежде всего как экономический процесс. Экология зависит от экономики и наоборот. Не случайно экономику часто называют глав­ным виновником экологического кризиса. Но экономика вызывает к жизни те или иные кризисные проявления в экологии лишь в том случае, если структуры, аттракты, точки бифуркации в этих двух сферах оказываются нерав­новесными и неустойчивыми. Поэтому решать проблемы экологического и экономического порядка надо сопряжен­но, понимая, что экономическое развитие в отрыве от эко­логии ведет к превращению Земли в пустыню, а защита окружающей среды без экономического развития закреп­ляет нищету и несправедливость в обществе.

Изучение роли и места экологического фактора в эко­номике является предметом экономики природопользо­вания и охраны окружающей среды, которая сегодня в каучных исследованиях заняла прочное место. Данная наука рассматривает обмен между природной и экономической системами, которые сами могут быть эквивалент­ными и неэквивалентными, равновесными и неравновес­ными. «Экономика природопользования и охраны окружа­ющей среды, — пишут Н. В. Пахомова и К. К. Рихтер, — возникнув из практических потребностей решений эколо­гических и природно-ресурсных проблем, сразу стала фор­мироваться как наука, имеющая широкую международ­ную «прописку» и признание».

Экономика природопользования и охраны окружающей среды охватывает множество проблем эколого-экономи-ческих отношений. Прежде всего ее интересует генезис и история названных отношений, их антологический и гно­сеологический аспекты. Она имеет свои базисные поня­тия. ценности и принципы, свой микро- и макроэкономи­ческий, национальный и региональный уровни анализа, свои инструменты и механизмы управления. Нахождение экономических путей рационального использования при­родных ресурсов и охраны окружающей среды — главная задача экономики природопользования, которая включа­ет в себя исследование международного опыта и сотруд­ничества в решении экологических проблем.

Равновесие в природе, коэволюция природы и обще­ства, устойчивое развитие социальной среды (включая и эколого-экономическое развитие) — составляющие сто­роны единого, неделимого процесса — процесса глобаль­ного, исключительно сложного, по своим масштабам ги­гантского и грандиозного. Эти составляющие стороны представляют собой не простое их сложение, а интегри­рованное целое, в котором одно не существует без дру­гого, порождая гармонию или нарушая ее.

Установление гармонии указанных составляющих в природе и обществе, между природой и обществом спо­собствует росту народонаселения. Напротив, отсутствие такой гармонии дестабилизирует рост и здоровье насе­ления мира.

Многие авторы утверждают, что наша планета имеет предел роста населения, что энергопотребление и миро­вое производство пищи растут, а природные ресурсы ог­раничены. Поэтому необходимо прекратить нанесение ущерба окружающей среде. По их мнению, "вопрос жизни человека на Земле — всего лишь вопрос времени.

Другие авторы полагают, что сама постановка вопро­са о «физических пределах роста» в значительной мере лишена смысла, что все природные ресурсы либо не ог­раничены, либо эти ресурсы можно расширить, исполь­зовать более целесообразно, либо их преобразовать.

Время покажет, которая из этих позиций окажется бо­лее верной. Но совершенно очевидно, что первопричиной гармоничного (или, наоборот, кризисного) развития при­роды и общества является не экономика, как считают многие ученые, а сам человек. Всякие изменения в воз­душном бассейне, климате, водных ареалах, почве все­гда есть
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экология человека — путь к спасению жизни на Земле iconПонятие "Экология" вызывает в нашем сознании уже сформированную ассоциацию...
В последнее время стали появляться новые понятия: выражения "экология человека", "экология общества", "экология образования" и "экология...

Экология человека — путь к спасению жизни на Земле iconПрограмма «экология и здоровье человека» направление «Экология и здоровье человека»
Программа «Экология и здоровье человека» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной...

Экология человека — путь к спасению жизни на Земле iconВозникновение жизни на Земле
Происхождение жизни одна из трёх важнейших мировоззренческих проблем наряду с проблемой происхождения всей нашей Вселенной и проблемой...

Экология человека — путь к спасению жизни на Земле icon«за здоровый образ жизни!» 1-30 апреля 2013 года челябинск-2013
Участие в научно-практической конференции в рамках Экологического марафона «Экология и здоровье Человека» (26. 03. 13)

Экология человека — путь к спасению жизни на Земле iconМир добрых людей
Операция по спасению проходила в автосервисе. Пациент огромная молодая чайка чувствовала себя неуверенно и клевала всех, кто подходил...

Экология человека — путь к спасению жизни на Земле iconПочему она так называется?
Этот вопрос. Суть жизни человека в нашем мире — это путь, способ и, скажем так, — метод перехода человека в другой мир, а также заряд,...

Экология человека — путь к спасению жизни на Земле iconЧто такое душа человека, как она функционирует и вершит людские судьбы
Земле, а потому он состоит из огромного количества информации, которую природа совершенствовала миллионы лет по замыслу Творца. Человек...

Экология человека — путь к спасению жизни на Земле iconФилософия жизни исповедимый путь к богочеловечности
Философия жизни новая работа философа, поэта, биоэнерготерапевта Анатолия Васильевича Мартынова, известного широкому кругу людей...

Экология человека — путь к спасению жизни на Земле iconПуть Волшебника Как строить жизнь по своему желанию. Двадцать духовных...
Путь волшебника содержит двадцать духовных уроков, которые помогут читателю в создании новой, лучшей жизни той жизни, о которой мы...

Экология человека — путь к спасению жизни на Земле iconСказ о выборе мы говорим о Выборе
Света Словян Совесть, Доброта, Искренность, Порядочность, Душевность, Сердечность и многое благородное другое, Боян желает, чтобы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница