Тема: «Птицы»




Скачать 118.16 Kb.
НазваниеТема: «Птицы»
Дата публикации30.04.2013
Размер118.16 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Биология > Документы
Старший дошкольный возраст. Январь. Четвёртая неделя
Тема: «Птицы»

Рассказать ребёнку, что зимующие птицы приближаются к жилью людей в поисках корма. Научить распознавать этих птиц по расцветке, размеру. Помочь установить взаимосвязь между исчезновением корма и отлетом птиц. Рассказать детям, когда у птиц появляются птенцы. Научить ребёнка заботиться о птицах, подкармливая их в зимние морозы.

Фразеологизмы:

«Первая ласточка» – самый первый среди кого-либо, самые первые признаки чего-либо.

«Петь соловьём» – увлечённо говорить что-либо.

«Стреляный воробей» – о многоопытном человеке.

^ Многозначные слова:

Дверной косяккосяк журавлей.

Клин (на юбке), (для колки дров) – журавлиный клин.
Воробьишки

Нет у воробышек шапок и пальтишек.

Нет у них сапожек для раздутых ножек.

Нет у этих птичек даже рукавичек.

Как помочь пичужкам маленьким зимой?

Сделать им кормушку? Пригласить домой?

^ Сусанна Левина

Побеседовать по тексту стихотворения, уточнить значение слова «пичужка».
Прочтите:

Этимология для ребёнка

Птицам названия человек давал за разные качества: за привычки, за те звуки, которые они издают, за цвет оперения, за время прилета-отлета, за тягу к определенным местам обитания.

Многие названия объяснить мы не сможем: или утеряна тайна названия в языке, или пока в твоей речи нет таких понятий, с помощью которых можно было бы «обосновать» имя птицы.

Самая знакомая наша птица воробей. Все сразу кричат, что это «вора бей». Но это не так. Просто созвучие случайное. (До сих пор ученые не разгадают тайну названия, вам оставляют это сделать!)

^ Ворона названа за черный, по-старинному вороной, цвет оперения. Да и галка тоже за черное оперенье, только «гал» в значении «черный» уже из языка давно ушло, в веках затерялось.

Считают, что жаворонок по названию (только по названию) сродни вороне, ведь это слово из двух частей жа (жар) и ворон воронок.
— Жаркий что ли маленький ворон?

— Почти так, но насчет первого слова «жа» (жар?) еще спорят знатоки древних языков.

Давай-ка будем рассматривать слайды, я буду называть птицу, а ты сам попробуешь объяснять тайну названия, имени.

Зеленушка — за оперенье зеленое.

Горихвостка — за оперенье хвоста. Хвост переливается, горит.

^ Зорянка — зарю встречает.

Вертишейка — шеей вертит, шейкой.

Трясогузка — хвостом (гузкой) трясет.

Стриж — летает, воздух «стрижет». Не хвост у стрижа, а ножницы словно.

Береговушка — строит гнезда на берегу эта ласточка.
Зимородок — зимой родится, зимой птенцы вылупляются.
^ Зяблик — зябнет. (Придется тебя дополнить: зяблик в холодное, «зябкое», время улетает, а чуть снег растает, прилетит.)
Снегирь — снег выпадает, снегирь прилетает (птицы «наоборот»).
^ Кукушка — за «ку-ку», кукует постоянно.

Может быть, ты не знаешь, но грач и чибис тоже за звуки, которые они издают, названы. Ну-ка, что это за звуки?
Грач — «гра-гра-гра», по свежевспаханному полю расхаживает и «грачит».

Чибис — «чьи вы — чьи вы» слышится одним, а другим: «чи-би-чи-бы-чи- бы».

Глухарь — глухой становится, как токовать начнет: «тоо-тоок, то-ок».

Камышовка — в камышах живет.

Овсянка — в овсах селится и оперением цвет овса напоминает.
^ Клест — назван за клюв, напоминающий клещи. Клюв загнут, как будто сжат, а по-древнерусски «клестить» обозначало сжимать, стискивать.

Козодой — коз доит. Только это неправда. Не умеет эта птичка коз доить, хоть рот у нее огромный, как сачок. А рядом с козами она летает потому, что насекомые вокруг коз вьются, вот козодой этих насекомых своим сачком-клювом и ловит: и слепней, и мух, и комаров.

— А про соловья, про щегла, про дятла, про дрозда почему мы не говорили? — Да потому, что названия этих птиц не такие ясные, «прозрачные», некоторые слова уже забыты. Но если интересует, слушай. Щегол и дрозд названы тоже за издаваемые звуки:

^ Щегол — за «щегл-щегл-щег».

Дрозд — за «дрз-дрз-дрз».

Дятел — от древнего слова, которое потом дало слово «долбить», т. е. дятел — это долбить.

Соловей — получил название, как ни странно, не за песни, не за голос, а за невзрачный серый — «соловый» по-старинному — цвет оперенья. Мы самого соловья и не замечаем обычно, а вот его голосом заслушиваемся. Не красивая внешность главное, хоть у птицы, хоть у человека.

А эти птицы живут на Севере, на Юге, в Азии, в Африке, в Америке, Австралии. Я не буду сразу читать тебе разгадки-расшифровки, ты уже сам умеешь это делать, прекрасно определяешь причину названия. Расшифровка имеет один «ключ»: все «имена» птиц связаны с местом, особенностями их
обитания.

Крапивник — живет в крапиве и напоминает ее цветом.
Камышница — живет в камышах и сливается с ними окраской.
Каменушка — живет в камнях, там же вьет гнезда.
Травник — предпочитает вить гнезда, жить не на деревьях, а в траве.
Поморник — птица, живущая рядом с северными морями.
Подорожник — предпочитает селиться рядом с дорогой.
Пастушок — рядом со стадами коров, овец всегда, словно пасет животных.
Шалашник — у этой птицы гнездо как шалашик.
Могильник — за ним люди заметили привычку летать рядом с местами захоронений, могилами. Легенды сочинили страшные...

А сейчас «ключ» будет другой. Найди-ка его!
Чернозобик — зоб (горло) черный у этой птицы.

^ Белошейная гагара — шея белая, а звуки «гага-гар» далеко слышно.

Гребенушка-гага — гребень, гребешок, как у петушка,— это первый «ключик», а второй — эта птица издает звуки «гага-гага».

^ Мандаринка (утка) — кругленькая, маленькая, и главное, ярко-рыжая, как мандарин.

Лирохвост — у этой птицы хвост напоминает формой древний музыкальный инструмент — лиру.

^ Нелетающая поганка — это утка, цветом оперенья напоминающая гриб- поганку. Да еще и летать не любит. У берега собирает всякие остатки, объедки, т. е. поганки. «Ключик» найден — это внешность. По внешности и название.

Есть названия, за характер «присвоенные»:

^ Вьюрок — вьется, как вьюн, вьюрок.

Бананоед — в Африке живет и что любит?

Медосос — мед сосать любит.

Нектарница — нектаром питается, из чего мед получают.

Китоглав — по голове кита расхаживает.

А вот что предвещает появление птицы буревестника? Конечно, бурю. Верно догадались.

Каких только названий заморских у птиц нет! Но мы говорим только о тех названиях, которые поддаются нашей расшифровке.

Задание. Нарисуй фантастическую птицу. Расскажи про ее повадки, характер, места обитания и дай ей название. Какой птицей ты бы хотел побывать?
Человек многих птиц приручил, сделал их домашними: кур, гусей, уток. Пользу от них получаем мясом, яйцами, пером, удобрениями — пометом. Особое отношение у человека к голубям. И слово «голубь» мы часто слышим в таких нежных словах, как приголубить, голубчик, голубушка, голубонька, гуленька.

Гуля — это ласковое название голубя. Голубь во многих присловьях вспоминается:

— гулькин нос — значит, голубиный;
— воркуют, как голуби;
— как голубь с голубкой милуются.

^ Игра «Прилетели птицы»

Предложите ребёнку  во время чтения стихотворения хлопнуть в ладоши или топнуть ногой  тогда, когда они услышат не птицу. Пусть попробует сосчитать всех птиц и показать Вам число, соответствующее количеству птиц.

Прилетели птицы:
голуби, синицы,
мухи и стрижи.
голуби, синицы,
аисты, вороны,
галки, макароны.
голуби, куницы.
голуби, синицы,
чибисы, чижи,
галки и стрижи,
комары, кукушки.
голуби, синицы,
галки и стрижи,
чибисы, чижи,
аисты, кукушки,
совы и ватрушки.
^ Задания для структурирования лексического материала:

Предложить ребёнку назвать пять самых правдоподобных причин того, почему поют птицы. Каждый ответ должен начинаться
с таких слов:

  • Может быть, птицы летают, потому что…

  • Предположим…

  • Допустим…

  • Возможно…

  • Что, если…



Занятие 20

^ РАБОТА НАД АКТИВИЗАЦИЕЙ,

УТОЧНЕНИЕМ И ОБОГАЩЕНИЕМ СЛОВАРЯ
Задачи: формировать понимание и употребление обобщающих понятий по теме «Птицы». Подвести к пониманию значения слова, обогатить речь смысловым содержанием, т. е. качественное развитие словаря.

Продолжать накапливать и обогащать активный словарь на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни.

Существительные: воробей, ворона, синица, дятел, лапка, клюв, стайка, пёрышки, грач, сорока, скворец, жаворонок, ласточка, насекомые, брюшко, кровля дома, головка, крылья, птенчики, птенцы, трель, соловей, свист, дробь, когти, стриж, аист, гнездо.

Глаголы: чирикать, каркать, летает, перелетает, кормиться, уничтожать, клевать, выклёвывать, щебетать, прилетать, выводить, кружить, петь, улетать, вить, стрекотать, питается, купается, свить, слепить, появляться, гнездиться, склёвывать, затаиться, заливаться, щёлкать, трещать, высиживает, охраняет, защищать, насиживать, выкармливать, обшарить, нахохлиться, кочевать, взъерошить, усаживаться, приближаться, перепархивать, долбить, ударять, извлекать.

Прилагательные: серый, ловкий, быстрый, проворный, большой, маленький, шумный, чёрный, длинный, короткий, нарядный, голосистый, белохвостая, шустрый, пронырливый, осторожная, полезная, пугливая, острохвостая, заметная, подвижная, звонкая, невзрачный, изогнутый, молодой, старый, крупный, приспособленный, блестящий, всеядный, воровитая, пестрокрылый, крепкий, гибкий, перелётные, зимующие, лесные.

Наречия: высоко – низко, далеко – близко, громко – звонко, быстро – медленно, рано – поздно, ловко, охотно, зорко, чисто, терпеливо, заботливо, голосисто, полезно, невысоко.

Упражнение № 1. «Подбери слова-друзья»

а) признаки – робкий, пугливый, трусливый, боязливый, несмелый…

б) предметы – робость, пугливость, боязливость, несмелость, трусость…

в) действия – робеет, трусит, пугается, боится, дрожит от страха…

^ Упражнение № 2. «Закончи предложение»

У синицы грудка… (жёлтая).

У синицы спинка… (тёмная).

У воробья пёрышки… (серые).

У вороны туловище… (чёрное).

У дятла хвост… (длинный).

У дятла клюв… (длинный).

У синички клюв… (короткий).

Упражнение № 3. «Кто запомнит больше?»

Каких же ты знаешь птиц?

Галок, скворцов, уток, синиц,

Дятлов, дроздов, сорок и ворон –

Птицы летят к нам с разных сторон.

Я знаю кукушек, грачей, голубей,

И сов, и орлов, и ещё журавлей.

Известны мне чайки, стрижи, воробьи,

Прекрасные лебеди и соловьи.

К птицам относятся гуси, павлины,

Аисты, ласточки, но не дельфины!

Упражнение № 4. «Найди и ответь»

Работа со Схемой  1.

Назвать птиц в 1, 2, 3 ряду. Найти лишних в каждом ряду
и объяснить почему, то же самое сделать по каждому столбику.


Упражнение № 5. «О ком так говорят?»

«Считает ворон», «Белая ворона», «Трещит, как сорока».
^ РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Задача: учить образовывать множественное число глаголов; образование единственного числа от множественного числа имени существительного; образование множественного числа имён существительных; учить называть родственные слова в примерах (слова-«родственники»); формирование предложения с противительным союзом а.

Упражнение № 1. «Кто какой?»

Синица (какая?) – ловкая, желтогрудая, заметная, нарядная.

Дятел (какой?) – пестрокрылый, полезный, лесной.

^ Гнездо (какое?) – большое, маленькое, крепкое.

Птицы (какие?) – зимующие, перелётные, проворные, полезные.

Упражнение № 2. «Один – много»

Жаворонок поёт – жаворонки поют.

Ласточка вьёт – … (ласточки вьют).

Дятел стучит – … (дятлы стучат).

Ворона каркает – … (вороны каркают).

Синичка клюёт – … (синички клюют).

Упражнение № 3. «Измени слова»

Воробей – воробьи.

Синица – …

Дятел – …

Ворона – …

Упражнение № 4. «Сосчитай птиц от 1 до 5»

Воробей – один воробей, два воробья, три воробья…

Голубь – …

Ворона – …

Упражнение № 5. «Мой, моя, моё, мои»

Мой – птенец, грач, дятел.

Моя – стая, ворона, ласточка, сорока.

Моё – гнездо, пёрышко.

Мои – крылья, птенчики, лапки.

Упражнение № 6. «Назови слова-«родственники»

Голуби, голубки, голубята… Строят для них люди голубятни.

Очень любят голубков ребята. Голубей разводит голубятник.

Раз ворона может проворонить Воронёнка ворон стережёт.

Вот сидит птенец в гнезде вороньем, С нетерпеньем свою маму ждёт.
Упражнение № 7. «Добавить слово»

У человека дети, а у птицы – птенцы.

У человека нос, а у птицы – … (клюв).

У животных шерсть, а у птиц – … (пёрышки).

У кошки лапы, а у птицы – … (когти).

^ РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Задачи: учить правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже и связывать между собой не только слова, но и отдельные предложения. Обучать построению разных типов предложений и элементарному умению соединять их в связное высказывание.

Обращать внимание на интонационную законченность предложения.

Составление графического плана рассказа

на тему «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ» (Схема  2)

  1. Цвет. (Цвет оперения птицы).

  2. Части тела. (Назови части её тела).

  3. Гнездо. (Назови её птенцов).

  4. Осень. (Когда птицы улетают в тёплые края?)

  5. Насекомые. (Чем птицы питаются?)

  6. Человек. (Какую пользу приносят птицы человеку?)

ГРАЧ

(Примерный рассказ по схеме)

Грач – птица чёрного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Всё тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из тёплых стран, строят гнёзда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в жаркие страны до следующей весны. Грачи помогают человеку – они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.





^ Психогимнастика. Пластические этюды

Предложить детям изобразить домашних птиц: заботливого петуха, который нашёл зёрнышко и отдаёт его цыпляткам; гордого и смелого петуха, который охраняет своё семейство от коршуна; сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят; индюка, распушившего хвост.

^ Развитие мелкой и крупной моторики

Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения:
Считалочка-крякрялочка

По зелёной улочке маршируют уточки,

Топают вразвалочку, крякают считалочку.

- Раз, два! Кря-кря-кря! –

Повторяют уточки, -

Нам ни реки, ни моря

Не страшны ни чуточки.

^ Пётр Синявский

Сделайте вместе с ребёнком.

Лебеди из яиц




Для изготовления лебедей вам понадобится 4 сваренных вкрутую яйца.
У яйца срезаем слой, ближе к тонкой части, наискосок, придавая этим устойчивость форму туловища. Из срезанной части вырезаем хвост.
Из двух остальных яиц вырезаем шейки и крылья. Из моркови вырезаем клюв. В качестве глаз будем использовать маленькие кусочки черных оливок или маленькие горошины черного перца.

В шейке зубочисткой делаем отверстие и вставляем в него тонкую без листьев веточку укропа, и нанизываем на туловище под небольшим наклоном. Скрепить намного удобнее зубочисткой, но тогда надо предупредить потенциальных поедателей этого шедевра о наличие несъедобных частей в виде зубочисток.

В туловище вырезаем три кармашка - 2 вдоль параллельно друг другу, а один поперёк, для хвоста. Лапки вырезаем из моркови.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Птицы» iconТема: «Птицы»
Понаблюдайте вместе с ребёнком за птицами, которые остались зимовать. Расскажите о том, какие птицы прилетят весной

Тема: «Птицы» iconТема: «Домашние птицы»
...

Тема: «Птицы» iconТема : Зимующие и перелётные птицы все задания ребёнку читают взрослые

Тема: «Птицы» iconТема : зимующие птицы
Покажи части тела птиц (туловище, голову, хвост, клюв, крылья и т д.). Запомни их на

Тема: «Птицы» iconТема: «Домашние птицы»
Познакомьте ребёнка с домашними птицами – курицей и петухом. Обратите внимание на особенности их внешнего вида

Тема: «Птицы» iconМетодическая разработка логопедического занятия – путешествия
Тема: «Слоговой анализ и синтез. Птицы».(2-й класс, группа с нарушением письма, обусловленного онр, нвонр)

Тема: «Птицы» iconСодержание
Обоснование рентабельности выбранного вида деятельности выращивание промышленной птицы на действующих собственных производственных...

Тема: «Птицы» iconТема: «птицы»
Понаблюдайте вместе с ребёнком за птицами, которые остались зимовать. Расскажите о тех, которые прилетят весной

Тема: «Птицы» iconЛексическая тема «Домашние птицы», «Рыбы Логоритмика Индюк
Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре

Тема: «Птицы» iconЗао «Диановская птицефабрика», Донецкая область, Украина Сахацкий...
Однако, применение препарата Флосан™ значительно, на 4 суток, сократило время профилактической обработки птицы и уменьшило количество...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница