Скачать 32.52 Kb.
|
Рав Гилель Гефен (Бейт-Эль) №166. 09.2005 Недельная глава Шофтим. Гора, поле и дом "Не ставь себе памятников..."
Столкнувшись с этой проблемой, Ибн Эзра написал в своем комментарии, что запрет относится только к сооружению столбов для служения идолам, однако на памятник, сооруженный во имя Небес, запрет не распространяется. Раши, однако, полагал, что запрет относится к любому памятнику, даже к тому, который предназначен для жертвоприношений во имя Небес. Ввиду этого он пишет: «И хотя было служение это желанно в дни праотцов, сейчас оно ненавистно». Раши также определяет, чем «памятник» отличается от «жертвенника», и почему именно «памятник», столб, который был желанен Творцу в дни праотцов, сделался Ему ненавистен. Он пишет, что памятник – это отдельно стоящий камень, на котором приносятся жертвоприношения. Ханаанеи пользовались именно такими постаментами для служения идолам, и поэтому они сделались ненавистны Творцу. Это причина, по которой Тора повелела нам приносить жертвы именно на жертвеннике из камней (многих) или на земляном жертвеннике. Рамбану (Нахманиду) казался непонятным комментарий Раши – ведь жители Кнаана также пользовались жертвенниками, судя по написанному в главе Рээ (Дварим 12:3): «И разбейте жертвенники их, и сокрушите столбы их»! Поэтому Рамбан предлагает понимать Раши так: у народов Кнаана были и жертвенники, и каменные столбы, но столбами они пользовались чаще. Рамбан предлагает и иной вариант понимания: памятник – это один камень, предназначенный для ритуальных возлияний вина и масла; жертвенник же, сделанный из многих камней, служил для принесения в жертву животных. Жители Кнаана пользовались и тем, и другим; Тора же не запретила жертвенник, ибо жертвенник необходим для принесения жертв, заповеданных самой Торой. Рав Кук в книге «Игрот Реэйя» объясняет подобную «ненависть к каменным памятникам» в свете слов Рамбама, который пишет, что памятник – это сооружение, вокруг которого все собираются для служения. Подобная форма служения была желанна Творцу в дни праотцов, когда еще не было четкого различия между народами и Авраам призывал людей всего мира обратить свои сердца к имени Всевышнего. Таков был путь Авраама – приучать все народы мира к мысли, что в мире есть Господин и Хозяин: «И установил шатер в Беэр-Шеве, где призывал имя Б-га, Владыки Вселенной» (Берейшит 21:33). Этот путь соответствует характеру каменного столба – места, вокруг которого собираются для служения все народы, без различия. Однако в дни сыновей, когда уже существовал отделенный, избранный народ, который получил Тору и заповеди с подробными наставлениями Всевышнего о том, как именно Ему следует служить, - в эти дни служение Творцу должно происходить «в Доме». У дома есть ограда, стены, и в дом заходят только те, кто достоин войти. Уровень того служения, которое осуществляют они, несоизмеримо выше. Все это предвидел праотец наш Яаков, когда говорил: «А камень этот, который я поставил памятником, будет домом Всесильного», - то есть не памятником, у которого собираются для служения все, кто пожелает, а домом, окруженным стенами, предназначенным для служения тех, кто достоин. Об этот сказали Мудрецы наши в Талмуде (трактат Псахим, 88): «Почему написано: «И придут многие народы, и скажут: пойдем, взойдем на гору Господа, в дом Б-га Яакова» (Йешаягу 2:3)? Не как Авраам, называвший это место горой, и не как Ицхак, называвший это место полем, - но как Яаков, назвавший его домом». Гора – это место высокое и выделяющееся, к которому можно прийти со всех сторон, и таков был путь праотца Авраама, призывавшего к Имени Творца приходящих со всех концов земли. У поля уже есть границы, оно имеет ограниченную ширину. Дом же окружен стенами, и только достойный войти туда может попасть внутрь. Можно сказать, что в этом и заключается разница между столбом и жертвенником. Столб (памятник) – это один камень, и он подходит для глобального призыва к миру – поведать всем народам, что во Вселенной существует Господин. Жертвенник же сооружается из многих камней, и он подходит для того народа, который получил подробную Б-жественную инструкцию, и все стороны жизни которого освящены высшим светом Торы и заповедей. Перевод – Элиезер (Макс) Лесовой |
![]() | Недельная глава “Лех леха” (“Иди себе”) рассказывает о первом еврее — Авраhаме-авину | ![]() | «И будет, когда ты придешь в землю, которую б-г, Всесильный твой, дает тебе в наследный удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней,... |
![]() | Я б-г. Не испытывай ненависти к брату своему в сердце твоем: увещевай одноплеменника своего и не понесешь ответственности за грех... | ![]() | Торы и исполнением заповедей. Земля, данная поколению Йегошуа, распростирается от Иордана (на востоке) до Средиземного моря (на западе).... |
![]() | Все вы стоите сегодня перед б-гом Всесильным вашим: начальники ваши в коленах ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши, каждый... | ![]() | Желание приблизить мир к идеальному состоянию, сделать счастливым человечество в целом и каждого человека в частности – прекрасный... |
![]() | Глава 9 / Глава 10 / Глава 11 / Глава 12 / Глава 13 / Глава 14 / Глава 15 / Глава 16 / Глава 17 / Глава 18 / Глава 19 / Глава 20... | ![]() | Недельная глава «Маттот» начинается словами: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля, говоря: вот что повелел Господь: если кто... |
![]() | Эсавом. У яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава “Ваишлах” (“И послал”) начинается с рассказа... | ![]() | ... |