Концепция развития дошкольного учреждения




Скачать 115.27 Kb.
НазваниеКонцепция развития дошкольного учреждения
Дата публикации16.03.2013
Размер115.27 Kb.
ТипАнализ
vbibl.ru > Биология > Анализ
Концепция развития дошкольного учреждения

В связи с переходом дошкольного учреждения на новую педагогическую технологию МКДОУ « д/с №6» объективной необходимостью стал пересмотр существующих в ДОУ методов и форм работы с детьми.

В Концепции дошкольного воспитания, программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста подчеркивается, что реальной целью образования дошкольников является неповторимой индивидуальной личности каждого воспитанника.

Анализ содержания образования показывает, что несмотря на все изменения, происходящие в системе дошкольного образования, в ДОУ продолжает соблюдаться принцип комплексности, т.е. образовательный процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, познавательное, трудовое, эстетическое, ознакомление с окружающим, развитие речи и др.), а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья детей.

По результатам опроса и анкетирования родителей было выявлено, что 90 % родителей удовлетворены обучением и воспитанием детей. Однако исследования, проведенные в нашем ДОУ, показали и то, что родители хотели бы видеть более внимательное отношение воспитателей к некоторым аспектам развития их детей, главным среди которых они считают:

  • Развитие словарного запаса и речи детей,

  • Приобщение детей к исследовательской деятельности,

  • Укрепление здоровья и развитие физической культуры детей.

Для удовлетворения этих родительских потребностей необходимо усовершенствовать предметно-развивающую среду ДОУ и еще раз внимательно проанализировать методическую базу избранной технологии.

Концепцию развития нашего дошкольного учреждения мы будем строить, базируясь на педагогических идеях и трудах Л.С.Выготского, П.Н.Блонского, А.В.Запорожца, на богатейшем опыте науки и передовой новаторской практики ДОУ России.

В основу концепции нашего учреждения будут положены следующие понятия.

Одна из важнейших задач дошкольного учреждения – охрана и укрепление здоровья детей. Исходя из этой задачи, ключевым понятием будет «здоровье». Здоровье – это состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких – либо болезненных отклонений. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье являясь не только биологической, но и социальной категорией, отражает уровень телесного, душевного и социального благополучия. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы и всестороннее развитие детей.

Еще одно важное понятие на которое мы будем опираться при формулировании своей Концепции понятие – «индивидуальность». Работа МКДОУ «д/с №6» направлена на реализацию возможности всестороннего развития каждого воспитанника с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. В своей педагогической практике мы будем реализовывать идеи технологии, согласно которым ребенок должен прожить каждый день своей жизни максимально активно, удовлетворяя свои потребности в разнообразных видах деятельности (самоутверждение, игры, познание, общение) индивидуальное развитие личности будет осуществляться в процессе диалектического взаимодействия направляемой воспитателем деятельности и саморегуляции деятельности со стороны ребенка. При этом первоначально внешними по характеру воздействия, системы регуляции постепенно становятся внутренними образцами саморегуляции личности.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что следующее ключевое понятие, которое будет использоваться в нашей концепции, - это понятие «развитие». Развитие – это изменение, представляющее собой процесс движения от простого к более сложному. От низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. В понятие «полноценного и своевременного развития ребенка» включаем следующее: физическое развитие, психическое развитие, духовное развитие. Уточним эти понятия.

^ Психическое развитие – это изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качество и черт личности. Необходимо рассматривать психическое развитие как диалогический процесс усвоения общественного опыта и активного, преобразующего воздействия индивида на условия окружающей среды.

^ Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений. Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким, при этом каждая ступень возрастного развития качественно отличается от других.

^ Духовное развитие личности, обеспечивающее ее полную адаптацию в социуме и раскрывающее возможный потенциал формирования гуманных отношений к миру, наиболее эффективно осуществляется в дошкольном возрасте. Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя, придает смысл его жизни. В ней человек ищет и находить ответы на вопросы: зачем он живет? Каково его назначение в жизни? Что есть добро и зло?

С понятием «развитие» тесно связано другое понятие «личность», каковой можно считать человека, являющегося продуктом определенных социально-исторических отношений, имеющего определенные индивидуальные качества, формируемые под влиянием самых разнообразных взаимодействий с социальной средой. Мы придерживаемся мнения, «что личность может воспитать только личность».

В педагогике и психологии постоянно сталкиваются два подхода к пониманию сущности развития личности: биологический и социологический. Биологический подход обусловливает этот процесс сугубо природными факторами, прежде всего теми, которые присущи человеку от рождения. Социологически подход предполагает, что основополагающее влияние на человека оказывают социальные факторы. Целесообразно рассматривать личность как целостную систему, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное, ведь растущий организм стремится к реализации собственного «Я» в границах, обусловленных задатками и социальными условиями.

Дошкольная педагогика считает, что развитие личности человека – не просто количественное изменение унаследованных и заложенных от рождения качеств, а прежде всего, качественные изменения в организме и психике, происходящее под воздействием окружающей действительности. Л.С.Выготский выделил два уровня развития детей:

- уровень актуального развития, - отражающий особенности психических функций ребенка, сложившихся на сегодняшний день;

- «зона ближайшего развития» - отражающая возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Таким образом педагоги должны видеть завтрашний день ребенка и помнить то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам. Этой точки зрения мы будем придерживаться при воспитании и обучении детей в нашем дошкольном учреждении.

Общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение речью, т.к. развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, а любая из сторон развития личности содействует развитию языка. В разработке методик развития речи значительная роль принадлежит Е.И.Тихеевой, Ф.А.Сохиной, В.И.Лошковой, Л.М.Гурович, Л.А.Венгер и др. по словам Е.И.Тихеевой: «Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества». Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Именно дошкольное детство восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, процесс его освоения, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Поэтому речевое развитие дошкольника не может ограничиваться лишь формированием речевых навыков, сколь бы точно они не соответствовали языковым нормам. Оно должно обеспечить формирование у ребенка осознанного владения средствами родного языка. Важное значение в этом смысле имеет формирование представлений о звуковой стороне (форме) слова. Именно поэтому речевое развитие детей дошкольного возраста должно осуществляться по следующим направлениям:

- развитие словаря детей,

- звуковая культура речи,

- речетворчество,

- развитие связной речи,

- формирование грамматического строя речи,

- работа с книгой.

Все эти направления взаимосвязаны и должны осуществляться во всех видах деятельности детей: на занятиях по обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим и с художественной литературой, а также на других видах занятий, в игре, в труде и повседневной жизни. Однако на специальных занятиях развитие речи, обучение языку должно быть доминирующим.

Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из важнейших элементов формирования личности, является приоритетным в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. По нашему мнению, в интересах речевого развития ребенка необходимо:

  1. Обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, постепенно расширять и обновлять их социальные связи;

  2. Обеспечивать детям условия, содействующие их сенсорному развитию;

  3. Создать детям обстановку, которая содействовала бы развитию их восприятия и накоплению представлений;

  4. Использовать игру как наиболее значимый фактор в деле развития речи;

  5. Организовывать специальные занятия по формированию структуры речи и ее фонетических проявлений;

  6. Поддерживать в детях чувство удовлетворения и радости от процесса обучения и общения;

  7. Помнить, что ребенок – это маленький человек, может быть «большой человек» в будущем, таящий в себе задатки многих способностей, развитие которых во многом зависит и от педагогического воздействия.


Основными принципами, на которых будет строиться деятельность нашего ДОУ, являются:

- принцип гуманизации,

- принцип демократизации,

- принцип интеграции.
Вышеперечисленные принципы ориентированы:

- на личность ребенка и создание условий для развития его способностей,

внутреннего и духовного мира, речевого развития,

- на свободное сотрудничество воспитателей и детей, а также детей друг с другом;

- на единство и взаимосвязь содержания образования по всем направлениям.
Главными компонентами нашей системы являются:

- общественные идеи, потребности родителей и заинтересованных организаций;

- интегративная общность педагогов, родителей и детей;

- единая система образовательной работы по развитию речи детей (принципы,

содержание, технологии, особенности взаимодействия со средой).
Личностный «компоненты» нашей образовательной системы – дети, родители, воспитатели. Объектом нашей системы является ребенок. Ребенок в нашей системе рассматривается одновременно и объектом, и активным субъектом образовательного процесса, целью и результатом деятельности. Мы считаем, что решить задачи развития неповторимой индивидуальной личности можно только в процессе разносторонней деятельности детей, внутри которой каждый ребенок будет испытывать удовольствие, ощущать себя индивидуальностью, чувствовать себя защищенно и уверенно. В общении с ребенком необходимо помнить слова известного педагога Я.Корчакова: «Каждый ребенок – это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи. Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания. Ребенок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит и все поймет».

Реальные природные и вещественные компоненты мы будем целенаправленно, структурно организовывать и развивать так, чтобы развивающая среда обеспечивала развитие ребенка не в «деятельности», а «деятельностью». А.В.Запорожец называл такой уровень овладения деятельностью «самодеятельностью». Основным средством развития неповторимой индивидуальной личности каждого воспитанника является специально созданная развивающая среда. Она направлена на развитие следующих видов деятельности:

- игровая,

- строительно – конструктивная,

- трудовая,

- экспериментально – экологическая,

- продуктивная,

- обучение по математике, грамоте, развитию речи, физическая культура.
Исходя из необходимости их обеспечения, была выбрана тема, над решением которой ДОУ будет работать в ближайшие три года.

^ Тема: «Непрерывная система деятельности детей дошкольного возраста как основа развития неповторимой индивидуальности каждого воспитанника»

Цель: создать в дошкольном учреждении благоприятные условия, способствующие развитию индивидуальности каждого воспитанника.

Для реализации идей Концепции администрации и педагогическому коллективу необходимо решить следующие задачи:

- углубленно и творчески освоить научные теории и методики «Развития речи»,

развития личности детей дошкольного возраста;

- создать благоприятные условия для естественного эффективного развития и

саморазвития ребенка, его личностного роста;

- создать условия для профессионального роста воспитателей;

- решить вопросы финансирования и материально – технического обеспечения

устойчивого функционирования ДОУ и Программы ее развития.
^ 1-й этап развития ДОУ: предполагаемые результаты.

  1. Физическое развитие детей.

Прежде всего, ожидается, что будет (будут):

– создана система диагностирования физического развития детей,

– создан информационный блок данных,

– созданы условия для полноценного физического развития ребенка, а также для

осмысления ребенком ценности собственного здоровья,

– изучены и применены разнообразные формы закаливания и разнообразные

методы оздоровления и укрепления здоровья детей.
При благоприятном решении этого блока задач мы ожидаем:

- стабилизацию уровня психического и физического здоровья детей,

- создания условий для улучшения психического и физического здоровья детей.


  1. ^ Духовное развитие детей.

Ожидаемыми результатами деятельности ДОУ в этом направлении будут:

- осознание и понимание всеми воспитателями и специалистами ДОУ важности

духовного развития ребенка, должные привести к гуманизации отношений на всех

уровнях: ребенок – ребенок, ребенок – воспитатель, воспитатель – ребенок,

воспитатель – родитель;

- установление доброжелательных отношений между детьми не только внутри

групп, но и между разновозрастными группами;

- увеличение количества детей, «выпускающихся» в школу со сформированными

нравственно – волевыми качествами (дисциплинированность, ответственность,

умение преодолевать трудности и др.).


  1. ^ Развитие познавательных способностей детей.

Ожидаемыми результатами деятельности ДОУ в этом направлении будут:

- овладение педколлективом соответствующими принципами деятельности;

- освоение воспитателями и специалистами ДОУ методами, приемами и формами

работы по развитию познавательных способностей;

- создание условий для развития у каждого ребенка всех компонентов

психологической структуры личности;

- создание условий для развития у каждого ребенка творческих способностей в

различных видах деятельности;

- создание условий для выбора детьми и родителями дополнительных

образовательных кружков в соответствии со способностями;

- создание гуманного стиля отношений между всеми субъектами образования;

- увеличение количества детей, проявляющих интерес к познавательной

деятельности, к раскрытию творческих способностей.
Ожидается, что все вышеуказанное поможет превратить воспитательно-образовательное пространство ДОУ в благоприятную среду для развития индивидуальности каждого ребенка (в частности, для развития речи детей).

Понимая уязвимость выработанных нами критериев оценки эффективности первого этапа развития дошкольного учреждения, сформулируем их в таких показателях:

- сокращение количества заболеваний детей на 5 – 10 %;

- повышение уровня интеллектуального развития детей на 5 – 10 %;

- увеличение числа родителей, удовлетворенных работой дошкольного учреждения на

5 – 10 %;

- увеличение числа активных участников образовательного процесса среди родителей

на 5 – 10 %;

- повышение уровня речевого развития детей на 5 – 10 %.
2-й этап развития дошкольного учреждения.

Если анализ результатов 1-го этапа подтвердит педагогическую целесообразность разработанной Концепции, то мы видим цель 2-го этапа совершенствования деятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция развития дошкольного учреждения iconКонцепция развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Право каждого ребенка на полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными...

Концепция развития дошкольного учреждения iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального...
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «центр развития ребенка- детский сад №5 г. Буйнакск»

Концепция развития дошкольного учреждения iconУчебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка детский сад №39

Концепция развития дошкольного учреждения iconПрограмма развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Месторасположение учреждения: Московская область, Шаховской район, д. Дор, Микрорайон д. 14

Концепция развития дошкольного учреждения iconПрограмма развития муниципального дошкольного образовательного учреждения...
Паспорт Программы развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад общеразвивающего вида

Концепция развития дошкольного учреждения iconДоклад Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения...
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад №19 города Буйнакска»

Концепция развития дошкольного учреждения iconПрограмма развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Наименование: Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

Концепция развития дошкольного учреждения iconУстав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения...
Постановления Администрации от 22. 11. 2010г. №362-пга «О создании мадоу кв «Детский сад №4», путем изменения существующего типа...

Концепция развития дошкольного учреждения iconПрограмма развития на 2012 2015 годы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
...

Концепция развития дошкольного учреждения iconУтверждение устава дошкольного учреждения
Устав является учредительным документом дошкольного учреждения. Руководитель должен знать порядок утверждения и регистрации устава...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница