Скачать 32.48 Kb.
|
ПАХОР ЛАБИБ. ОТГОЛОСКИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В БИБЛИОТЕКЕ НАГ ХАММАДИ. Жан Дорессе (1), Зигфрид Моренц (2) и Мартин Краузе (3) имели дело с рядом таких отголосков древнеегипетской религии в Библиотеке Наг Хаммади. Здесь я намарен продемонстрировать некоторые примеры. В Кодексе Юнга, содержащемся в моей книге Coptic Gnostic Papyri in the Coptic Museum (4), который я назвал Кодексом I Библиотеки Наг Хаммади, мы обнаружили в качестве заглавия одного из трактатов слова plogos etbe tanastasis (5), связанные с воскресением. Трактат был написан в форме послания определенному лицу по имени Регинос, однако имя отправителя в тексте не приводится. Отправитель же подчеркивает важность воскресения. Мы можем проследить ту же самую веру в важность воскресения в древнеегипетской религии. Древние египетские тексты и сцены частных, а также фараоновых захоронений в значительной степени имеют отношение к этой вере (6). В текстах из Наг Хаммади, в Кодексе II, мы находим и упоминание рая. Даже Египет упомянут как райское место (7). Все мы знаем, что Египет, это начало античной цивилизации, всегда имел некую идею относительно рая. Древние египетские тексты часто обращаются к данной теме, а еще воспроизведение рая всегда было темой для украшения частных могил, например, могил Sn-ndm в Фебе (8). Мы находим, что рай представлен (там) зелеными лужайками (9). На стенах храмов мы также встречаем представления о рае; например, в храме в Мединет Хабу мы видим фараона Рамзеса III, пашущего и собирающего урожай в райских кущах (10) согласно хорошо известным сценам, находимым в Книге Мертвых (11). А еще в могилах фараонов в Царской Долине в Луксоре мы находим ряд сцен, представляющих рай, нарисованных на стенах могилы фараона Аменхотепа II (12) и фараона Сети I (13). Опять же, мы можем отследить, как древние египетские божества "выжили" в ^ : это Сиф (или Сет) (14), Тот (он же - Гермес Трисмегист) (15) в Кодексе VI, два быка, а именно Апис, бык Мемфиса (16), и Мневис, бык Гелиополиса (17) в Кодексе II (18). Мы можем проследить также типично египетских священных птиц, таких как Феникс (19) или же типично египетских животных, таких как крокодил (20). Опять же, идея троицы (отец, мать и сын) (21) имеет древнеегипетские корни (22); также интересно предпочтение числу три (23). Бога же часто величали муже-женским (24), подобно египетскому Богу-творцу (25). Как и в древних египетских текстах (26), и в гностических текстах имеется воздаяние: нисхождение "вниз" (27). На этом пока остановимся. В ^ есть и множество других отголосков Древнего Египта, создающих дающих простор для будущего исследования. ----------------------------------------------------------------------------------- 1) J. Doresse, The Secret Books of the Egyptian Gnostics, London, 1960. pp. 272-275. 2) S. Morenz, Fortwirken altagyptischer Elemente in christlicher Zeit in: Koptische Kunst. Christentum am Nil, Essen, 1963, 55-56. 3) M. Krauze, Die Koptologie im Gefuge der Wissenschaften, in: ZAS 100, 1974, 115 # 45, а также Agyptisches Gedankengut in der Apokalypse des Asklepius, in: Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gessellschaft, Supplementa I, Wiesbaden, 1969, pp. 48-57. 4) Cairo, 1956. 5) I 50, 17-18. Этот трактат впервые был опубликован в 1963 г. в Цюрихе (как "De resurrectione (Epistula ad Rheginum")). 6) A. Erman, Die Religion der Agypter, Berlin, 1943, 207 и далее. 7) A. Bohlig, P. Labib. Die koptisch-gnostische Schrift ohne Titel aus Codex II von Nag Hammadi im Koptischen Museum zu Alt-Kairo, Berlin, 1962 (= Deutsche Akad. d. Wiss. zu Berlin, Inst. f. Orientforschung Nr. 58), 96 (= II 122 (= 170), 35 и далее). 8) B. Porter and R. L. B. Moss, assisted by F. W. Burney, ^ Part 1. Private Tombs, Oxford, 1960, 1 и далее. 9) H. Bonnet, Reallexikon der agyptischen Religionsgeschichte, 1971 Berlin, 849 и далее. 10) Porter and Moss, II.^ s, Oxford, 1972, 481 ff. 11) E. A. W. Budge, The Book of Dead. Papyrus of Ani, London, 1913. 12) Porter - Moss, Typological Bibliography I, Part 2, 554 и далее. 13) там же, 535 и далее. 14) J. Doresse, The Secret Books, 435 и далее (Index); M. Tardieu, Les livres mis sous le nom de Seth et les Sethiens de l'heresiologie, в: Gnosis and Gnosticism (Nag Hammadi Studies VIII), Leiden, 1977, pp. 204-210. 15) M. Krause, Agyptisches Gedankengut 49 # 12. 16) H. Bonnet, Reallexikon 46 и далее. 17) H. Bonnet, Reallexikon 468 и далее. 18) A. Bohlig, P. Labib. Die koptisch-gnostische Schrift 96 (= II 122 (= 170), 21 и далее). 19) H. Bonnet, Reallexicon 594 и далее, A. Bohlig, P. Labib. Die koptisch-gnostische Schrift 94 и далее (= II 121 (= 169), 35 и далее). 20) A. Bohlig, P. Labib. ^ 95 (= II 122 (= 170), 18 и далее). 21) Апокриф Иоанна, Наг Хаммади, II, 14 и далее + парр. 22) S. Morenz, Agyptische Religion, Stuttgart, 1960, 150 и далее, 270 и далее. 23) The three stelae of Seth: VII 118,8 - 127,32 в: ^ , 2. Bd. Berlin, 1973, 180 и далее; три раза - aknouxm aknouxm aknaxmn: A. Bohlig, Urzeit und Endzeit in der titellosen Schrift des Codex II von Nag Hammadi, в: BSAC 16, 1962, 15. 24) xoout-sxime в Наг Хаммади, II, 5,9; 6,8 и парр. 25) Morenz, Agyptische Religion, 27 и # 52; E. Hornung, Der Eine und die Vielen. Agyptische Gottesvorstellungen, Darmstadt, 1971, 165 и # 104. 26) J. Zandee, Death as an Enemy according to ancient Egyptian Conceptions, Leiden, 1960, 5 и # 3. 27) Наг Хаммади, II, 141, 36; Krause, Die Koptologie 115 # 45. -------------------------------------------------------------------------------------------------- Пер. с английского выполнил А. Мома по изданию: GNOSIS AND GNOSTICISM. Nag Hammadi Studies, vol. XIV, Leiden, E.J. Brill, 1978, pp. 149-151. Для адекватного прочтения данной статьи Вы должны установить на Ваш компьютер коптский шрифт. -------------------------------------------------------------------------------------------------- |
![]() | Боги или их группы. В этом равноправии как бы отсутствовал единый главный Бог, но наличествовала группа Богов прошедшая практически... | ![]() | Перевод, вступительная статья, примечания — кандидат исторических наук М. К. Трофимова |
![]() | Шенке не пошел дальше. Но, как мы увидим далее, его гипотетическое сравнение было куда более плодотворным, чем сравнение Дорессе,... | ![]() | Так, например, один астроном из Шотландии узрел в размерах пирамиды Хеопса не только закодированные в них расстояние от земли до... |
![]() | Можно ли считать философскими мировоззренческие взгляды народов древнего Египта и Вавилонии? | ![]() | Данное Положение разработано на основе Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения, Гражданского кодекса Российской... |
![]() | Настоящее Примерное положение является основой для создания положения о библиотеке конкретного общеобразовательного учреждения и... | ![]() | «Боги и пришельцы Древнего Востока / Пер с англ. Л. A. Карповой.»: Центрполиграф; Москва; 2011 |
![]() | Подpобно изyчены миpовоззpение дpевних земледельцев IV-III тысячелетий до н э на теppитоpии Укpаины и его отголоски в миpовозpении... | ![]() | В стуке по дереву слышны отголоски религиозных представлений разной степени древности |