Урока: а образовательная




Скачать 68.02 Kb.
НазваниеУрока: а образовательная
Дата публикации24.03.2013
Размер68.02 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Биология > Урок
Урок биологии, 8-й класс, Строение и функции спинного мозга,

Цели урока:

а) образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях спинного мозга, их взаимосвязи.

б) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи.

в) воспитательная: формировать опыт коммуникативного общения учащихся в процессе обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, экспериментальный, объяснительно-иллюстративный.
Средства обучения:

1. Колесов Д.В Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа, 2002. – 336с.

2. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы школьников (см. приложение)

3. Учебная таблица “Строение спинного мозга”

4. Схема рефлекторной дуги коленного рефлекса.
Ход урока

  1. Организационный момент, 2 мин

Учитель приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места.

  1. ^ Актуализация знаний и умений, 8 мин (+2 мин.)

Мы продолжаем изучать нервную систему, и для того, чтобы информация сегодняшнего урока была понятнее, необходимо вспомнить термины, с которыми мы познакомились на прошлом занятии.

Учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд, используя цифры, находящиеся в клеточках с левой стороны.

и проверить результаты работы (ответы на доске).

( ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)

Сверяют с эталоном, корректируют записи, оценивают свои работы.

Заполните клеточки, находящиеся внизу кроссворда буквами, находящимися в выделенных клеточках, в соответствии с их номерами (цифры в правой стороне клеточек)

Какова же тема нашего сегодняшнего урока? СПИННОЙ МОЗГ (записывается на доске)

  1. Целеполагание и мотивация, ^ 2 мин

Исходя из темы урока(записываю на доске) и развешанных таблиц, ответов ребят – учитель выясняет, какие цели ребята поставят перед собой на сегодняшний урок?

  • Изучить строение спинного мозга

  • Узнать о том, как он функционирует

  • Уметь объяснять связь строения и функций спинного мозга

описывать путь, проходимый нервным импульсом при осуществлении коленного рефлекса.
? – как можно выполнить поставленные цели?

Вместе с учителем приходят к выводу, что самостоятельная работа с учебником и совместная работа дает возможность усвоить большой по объёму материал в короткое время.

УЧИТЕЛЬ: Сделать это можно лишь активно работая самим и делясь знаниями с товарищами.

  1. Изучение нового материала, 23 мин

1 ЭТАП (13 мин) :

Учитель предлагает ученикам карточки для самостоятельной работы ^ (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Учащиеся получают карточку с заданием (вопросами, на которые надо ответить).

Сначала работают самостоятельно, затем контролируют друг друга в парах (учащиеся, сидящие за одной партой)

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ У ДОСКИ. (по таблице и заполненному листу – 2 чел.)

Как же строение мозга обеспечивает его функции ?

2ЭТАП: (10 мин.) Лабораторный опыт «Коленный рефлекс»

Если вы были на приёме у врача-невропатолога, то наверняка помните, что этот доктор при обследовании пациента ударяет молоточком по передней части ноги, ниже коленной чашечки.

Давайте и мы на минуту представим себя докторами и проведём то же обследование.

Повернитесь и сядьте так, чтобы не мешать друг другу.

Ударьте ребром ладони по ноге ниже коленной чашечки.

Нога приходит в движение. Почему ? Кто попытается объяснить происходящее?

Объяснение коленного рефлекса. (УЧИТЕЛЬ ИЛИ УЧАЩИЙСЯ) (разбор схемы на доске)

^ (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Двухнейронная рефлекторная дуга.

Чем отличаются дуги мигательного (трёхнейронная) и коленного (двухнейронная) рефлекса? (с. 42 учебника)

ВЫВОД: СМ выполняет рефлекторную функцию.

Получается, что данный рефлекс осуществляется без участия головного мозга? Но вы же чувствуете и удар, и движение ноги.

^ Комментарии учителя: В ГМ информация поступает по восходящим путям СМ. Т.е. СМ выполняет и проводящую функцию.

Можете ли вы сами, произвольно, качнуть ногой?

Из ГМ по нисходящим путям к нейронам СМ поступают сигналы.

Т.е., ГМ даёт команду исполнительным центрам СМ и «руководит» произвольными движениями.

А если такая связь нарушается? Рефлексы, центры которых лежат ниже места повреждения спинного мозга, становятся невозможными, т.к. нарушаются проводящие пути.


  1. Рефлексия, 2 мин

Урок завершается, давайте вернёмся к целям, поставленным в начале урока.

- Какова тема сегодняшнего урока?

  • Что вы сегодня изучили - строение спинного мозга

  • Что узнали - как функционирует спинной мозг.

  • Научились объяснять связь строения и функций спинного мозга

описывать путь, проходимый нервным импульсом при осуществлении коленного рефлекса.

ИЛИ

  1. Самоконтроль. 3 мин.^ (ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ)

Урок подходит к концу, и пора проконтролировать, насколько хорошо вы усвоили сегодняшний материал.

Проводится тестовый контроль по усвоению нового материала и предлагает проверить результаты с партнёром по варианту ^ (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Выполняют тест, проводят взаимопроверку с партнером по варианту, сверяясь с записями на доске.

  1. Домашнее задание, 2 мин

Предлагает прочитать §44, ответить на вопросы с 227.

уметь объяснять термины,

подготовить рассказ о строении и функциях спинного мозга. (по рис.91 с. 224)

По рис. 92 стр. 225 расскажите о коленном рефлексе.

выполнить задание №2! стр 227.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы.

Проблемные вопросы

1. Где располагается спинномозговая жидкость и какова ее роль?

2. Какие спинномозговые рефлексы могут возникать у животных без участия головного мозга?

3. Почему опасно нырять вниз головой в водоём в неизвестных местах?


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Прочти текст 44. (с.222-225 до функций спинного мозга), ответь на вопросы:

1.Где расположен спинной мозг?

2.Почему редко наблюдаются повреждения спинного мозга?

3.Из чего состоит серое вещество спинного мозга? Где оно расположено в спинном мозге?

4. Из чего состоит белое вещество спинного мозга? Где оно расположено в спинном мозге?

5.Чем образованы спинномозговые нервы? Их задние корешки? Передние корешки?

Вставьте пропущенные слова в текст о строении спинного мозга.

«Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около ___ и длиной около 42-45 см. Он начинается от ______ _________ и расположен внутри _______________ _______. На передней и задней сторонах спинного мозга имеются две глубокие __________, которые делят его на правую и левую части. В центре спинного мозга расположен узкий _____________________ _________ , проходящий по всей его длине. Он заполнен ________________ __________ . Белое вещество в спинном мозге расположено __ __________, оно образовано ______________ _____________ нервных клеток. Серое вещество расположено ___ _________ и представлено __________ и _______________ нервных клеток. Спинной мозг состоит из ______ сегмента. От каждого из них отходит пара _____________ ____________. Начинаются они двумя _______________ - передним и задним.

В передних _________ проходят __________________ волокна, а в задних ___________________ волокна.
Обсуждают ответы на вопросы с партнером по парте.

(Ответы: 1 см; от головного мозга; позвоночного столба; борозды; центральный канал; спинномозговой жидкостью; по краям; длинными отростками; в центре; телами и дендритами, 31; спинномозговых нервов; корешками, корешках; двигательные; чувствительные).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

^ СХЕМА КОЛЕННОГО РЕФЛЕКСА

c:\documents and settings\user\рабочий стол\мама\биология - проверочные и практические\приложение 3. схема коленного рефлекса.jpgПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ТЕСТ «Строение и функции спинного мозга»

Выполни задание:

Ответьте на вопросы о строении и функциях спинного мозга.

Ответы закодируйте.

1.В среднем длина спинного мозга у взрослого человека около:

А. 20 см В. 150 см

Б. 95 см Г. 45 см

2.Спинной мозг состоит из:

А. 20-21 сегмента В. 31-32 сегментов

Б. 42-43 сегментов Г. 16-17 сегментов

3.Где располагаются проводящие пути спинного мозга?

А. В белом веществе В. В центральном канале

Б. В сером веществе Г. В смешанном спинномозговом нерве

4.Функция серого вещества спинного мозга:

А. Секреторная В. Опорная

Б. Рефлекторная Г. Проводниковая

5.Где в спинном мозге расположены двигательные нейроны? .

А. В заднем корешке В. В переднем корешке

Б. В срединной борозде Г. В центральном канале

6.Что соответствует проводниковой функции спинного мозга

А. Разгибание конечностей

Б. Передача нервного импульса от мозга к мышцам конечностей

В. Коленный рефлекс

Г. Передача нервного импульса из спинного мозга в головной.


Автор:Ефремова Е.И., учитель биологии

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: а образовательная iconУрока: Образовательная
Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии критического мышления

Урока: а образовательная iconУрока: Северный Кавказ. 9 класс Тема урока: Северокавказский
Образовательная: познакомить учащихся с данным природным комплексом и выявить его особенности; сформировать знания о рельефе, климате,...

Урока: а образовательная iconУрока
Цель образовательная: развитие социокультурной компетенции по теме ”A trip to London”

Урока: а образовательная iconПояснительная записка образовательная программа составлена на основе...
Образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой(сборник программ...

Урока: а образовательная iconПлан-конспект урока Тема: «Правовые основы брака и семьи»
Образовательная: познакомить учащихся с основами семейного права;рассмотреть проблемы, возникающие в семье

Урока: а образовательная iconУрока биологии по теме «Анатомия растений»
Образовательная – обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении высших растений

Урока: а образовательная iconУрока Тема урока № урока в разделе
Экспериментальный и теоретический методы изучения природы Измерение физической величины

Урока: а образовательная iconУрока класс : 4б дата: 14 марта 2012 г. Тема : «Одежда»
Образовательная: развитие языковой компетенции в социально-бытовой области по теме «Одежда»

Урока: а образовательная iconУрока по русской литературе в 7 классе Тема: Расул Гамзатов «Журавли»
Образовательная: познакомить с содержанием стихотворения Расула Гамзатова «Журавли», закрепить умения анализа произведения

Урока: а образовательная iconПлан-конспект урока химии по теме: «Типы кристаллических решеток»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница