В движении жизнь




Скачать 113.12 Kb.
НазваниеВ движении жизнь
Дата публикации02.09.2013
Размер113.12 Kb.
ТипРассказ
vbibl.ru > Биология > Рассказ
Урок 7
В ДВИЖЕНИИ – ЖИЗНЬ
Предмет: ОБЖ.

Класс: 9.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цели и задачи: познакомить обучающихся с понятиями «двигательная активность», «гиподинамия», физическими резервами организма; обсудить двигательный режим для подростков; обобщить знания о двигательной активности человека и её роли для здоровья; воспитывать красоту, гармонию развития личности; убеждать в оптимальной суточной двигательной активности, приводящей к максимальному оздоровительному эффекту.

^ Учебно-наглядный комплекс: учебник; плакат «Двигательный комплекс упражнений «Волшебная ступенька»».
Ход урока


  1. Организационный момент.




  1. Проверка домашнего задания.


Выборочный опрос:

    • Каковы причины биологических ритмов?

    • К какой категории «птиц» вы себя относите, почему?

    • Что делать, если ваши биоритмы не совпадают с вашим ритмом жизнедеятельности?

    • Зачитайте сформулированные вами из предложенных в тексте учебника советов по организации отдыха сжатую форму памяток для себя и своих близких. (Желающие учащиеся зачитывают свои краткие мысли, учитель комментирует ответы, оценивает их.)




  1. ^ Изучение новой темы.




  1. Рассказ учителя.


В курсе начальной биологии 5 класса вы изучали свойства живых существ, и среди них было движение. Тогда же вами было установлено, что одно выходит из другого, а именно: если это живое существо, оно должно двигаться, и если вещество двигается, - оно живое. За счёт движения всех внутренних органов человека происходит усвоение пищи, обмен веществ, выделение отходов жизнедеятельности и т. д. Это движение внутреннее, но человеческому организму требуется и движение чисто физическое, иначе могут сбыться самые худшие предположения учёных, представлявших физический облик человека будущего так, как представлено на рисунке учебника. У человека останется один шейный, один грудной и один позвоночный органы, уменьшится количество пальцев и мышц. Они ему будут без надобности, потому что он будет всё меньше и меньше прилагать физических усилий для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Почему это может произойти, вы, наверное, догадываетесь.

Двигательная активность повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды: стрессовым ситуациям, перепадам температуры, радиации, травмам и т. д.

К сожалению, сегодня удел многих – гиподинамия. Болезнью цивилизации, автоматизации и механизации повседневной жизни человека – недостатком двигательной активности называют гиподинамический синдром. При нормальной жизнедеятельности величина энергозатрат для нормальной жизнедеятельности организма, защиты и улучшения здоровья составляет 2880-3840 ккал, а при гиподинамии всего 500-750 ккал. Это влияет на снижение тонуса мускулатуры и недостаточности количества сигналов, поступающих в центральную нервную систему, а это, в свою очередь, нарушает работу нервных центров и внутренних органов. Подтверждением этому может служить рисунок учебника, наглядно изображающий последствия гиподинамии на организм человека.


  1. Словарная работа.


Обучающиеся знакомятся с терминами и записывают их значение в тетрадь.

Гиподинамия (гипокинезия) – сниженная двигательная активность человека.

Статическая поза – неподвижная или вынужденная единственная поза на довольно длительное время.

Мышечный корсет – группы мышц, которые поддерживают тело в вертикальном положении и способствуют формированию осанки.


  1. Самостоятельная работа.




    • Ознакомьтесь по тексту учебника с физическими резервами человека и законспектируйте в тетрадь.




  1. Физический практикум «Волшебная ступенька».


Как часто, жалуясь на усталость и нехватку времени для занятий физическими упражнениями, мы забываем, что многое зависит только от нас самих. Стоя на эскалаторе или поднимаясь в лифте, мы, например, теряем возможность использовать привычную ступеньку для собственного оздоровления.

Не стойте, попробуйте пройти несколько ступенек. Известный американский учёный Кеннет Купер ещё в шестидесятые годы предложил свои оздоровительные программы ходьбы по лестнице, а в последние годы в той же Америке людям показалось скучным просто ходить по ступенькам. Они придумали степ-аэробику или бенч-аэробику. «Бенч» - по-английски скамейка, «степ» - ступенька.

Поднимаясь на ступеньку или скамейку и опускаясь с неё вниз под весёлую музыку, вы сможете не только похудеть, укрепить мышцы ног, сделать их более стройными, но и повысить свою работоспособность, улучшить физическое состояние. Не бойтесь, что занятия будут однообразны, наоборот, они могут стать очень увлекательными и эмоциональными, ведь существует несколько сотен вариантов основного шага. Немаловажно и то, что нагрузка при этом будет такая же, как во время бега или занятий так называемой высокоударной аэробикой (с многочисленными прыжками, подскоками), а отрицательное воздействие, которое испытывает позвоночник и стопы от жёсткого соприкосновения с опорой во время бега и прыжков, значительно снижается. Отсутствие ударной нагрузки на мышцы и суставы уменьшает опасность получения травм, делает степ-аэробику доступной и для пожилых, и для людей с лишним весом.

Немалое достоинство степ-аэробики и в том, что для занятий потребуется совсем немного места, а своеобразным отягощением, усиливающим воздействие упражнений, служит масса собственного тела. Хорошо тренированным людям могут дополнительно понадобиться гантели или какие-то другие отягощения.

Прежде чем познакомить вас с комплексом упражнений, несколько советов:

    • во время занятий ногу ставьте на середину ступеньки, на всю ступню. Пятка не должна свисать;

    • занимайтесь в спортивной обуви типа кроссовок, но без ранта, так как можно зацепиться им за ступеньку, особенно если вы уже устали;

    • выполняйте упражнения под музыку в среднем темпе;

    • во время занятий не менее 2-3 раз делайте паузу для того, чтобы подсчитать свой пульс.

Если вы хотите усложнить упражнения комплекса и усилить их воздействие, добавляйте различные движения руками: вперёд, вверх, в стороны и т. д., можете взять в руки небольшие отягощения. Начинающие должны помнить: если вы устали, не останавливайтесь, а походите на месте. Отдохнув и восстановив дыхание во время ходьбы на месте, продолжайте занятие.

Рекомендуемая высота ступеньки для начинающих – 15 см, для среднего уровня подготовленности – 20-21 см, для хорошо подготовленных – 25 см.

Ступеньку можно изготовить из дерева или использовать крепкий деревянный ящик соответствующей высоты.

Новичкам следует заниматься 2-3 раза в неделю. Упражнения 1-6 следует выполнять в течение 20 минут, 7-10 – в две серии по 15 повторений в каждой. Через 4 недели регулярных занятий переходите к программе для среднего уровня подготовленности.

При среднем уровне подготовленности – количество занятий не меньше трёх в течение первых четырёх недель. Затем можно увеличить до 4. Упражнения 1-6 выполнять от 20 до 30 минут, а упражнения 7-10 – в 3 серии по 15 повторений. Через 2 месяца регулярных занятий можно попробовать программу для хорошо подготовленных.

В этом случае продолжительность выполнения первых шести упражнений увеличивается от 30 до 45 минут, последних до трёх серий по 20 повторений в каждом. Заниматься нужно 4-5 раз в неделю.

Во время занятий поддерживайте пульс на уровне тренировочного.

Начните с 5-минутной разминки. Она должна включать ходьбу на месте, наклоны в сторону, поднимание согнутых ног вперёд (все с различными движениями руками) и движения с использованием ступеньки (начиная выполнять их в медленном темпе, старайтесь сохранять равновесие).

  1. Во время ходьбы на месте ставьте поочерёдно на ступеньку то носок, то пятку.

  2. Ставьте ногу на ступеньку на всю ступню, а затем опускайте её на пол. То же другой ногой.

Движения руками произвольные, можно держать их на поясе.
^ Основная часть комплекса


  1. Стоя лицом к ступеньке. Поставьте на неё левую ногу на всю ступню, затем приставьте к ней правую и встаньте на ступеньку, слегка согнув колени (рис. 1). Спускайтесь со ступеньки с той ноги, с которой вы начинали подъём. Можно выполнять шаги в следующих сочетаниях: 8 шагов с правой, 8 шагов с левой, затем по 4, по 2 шага, и чередуя шаги, с правой и с левой ноги.





  1. Стоя лицом к ступеньке, руки внизу. Шагните на неё левой ногой и, выпрямляя колено опорной ноги, согните правую ногу вперёд (угол в коленном суставе 900). Левую руку согните вперёд, правую отведите в сторону. Спускайтесь со ступеньки, начиная с правой ноги. Следующий шаг с левой.


  1. Стоя наискосок к ступеньке (примерно под углом в 450), поставьте на неё ближнюю ногу. Выпрямляя её, поднимите колено другой ноги вперёд. Руки согните к груди (рис. 2). Опускайтесь на пол с той ноги, которую сгибали первой. Запомните: если вы делаете упражнение стоя под углом к ступеньке, всегда начинайте его с той ноги, которая ближе к ней.





  1. Стоя лицом к ступеньке, руки вниз. Поставьте левую ногу на ступеньку и согните её под углом в 900 – это выпад. Правой пяткой старайтесь коснуться пола. Вы должны почувствовать лёгкое растяжение мышц задней поверхности бедра и голени. Затем, сгибая правую ногу, потянитесь коленом к полу, почувствуете растяжение мышц передней поверхности беда (рис. 3). Не делайте резких пружинящих упражнений. Упражнение выполняйте медленно, фиксируйте каждое положение 10-15 секунд.





  1. Стоя ноги врозь, лицом к торцу ступеньки, стоящей между ног. Шагайте на ступеньку, начиная с левой ноги (рис. 4).





  1. Стоя на ступеньке, руки вперёд, опускайте на пол поочерёдно то правую, то левую ногу. Одновременно сгибайте руки, прижимая локти к туловищу (рис. 5). Кисти сжаты в кулаки.





  1. Стоя на коленях, положите руки на ступеньку. Согните руки и коснитесь грудью ступеньки. Выпрямите руки.

  2. Примите положение, как на рис. 6. Сгибайте и разгибайте руки.





  1. Лёжа на спине с отягощением в руках. Сгибайте и выпрямляйте руки (рис. 7).





  1. Лёжа на спине, ноги на ступеньке, поднимайте и опускайте туловище. Локти разведены в стороны.




  1. Материал учебника.


^ В ДВИЖЕНИИ – ЖИЗНЬ
Физический образ человека будущего привлекал внимание издавна. На рис. 9 представлена одна из его моделей. Её создатели руководствовались тем, что человек будущего будет жить в условиях технократической цивилизации. В такой цивилизации не нужно много двигаться, а поэтому у человека произойдёт уменьшение количества костей (останется один шейный, один грудной, один поясничный позвонок и один-два крестцовых; уменьшится число пальцев) и количества мышц.

Однако авторы этого образа не учли, что, кроме функции передвижения, опорно-двигательная система играет важнейшую роль в обеспечении общей устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды, т. е. служит неотъемлемым средством нашей экологической безопасности. Двигательная активность повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды: стрессовым ситуациям, перепадам температуры, радиации, травмам, гипоксии, болезнетворным микроорганизмам и др.

Скелетные мышцы человека генетически запрограммированы на тяжёлую физическую работу, поэтому для сохранения здоровья ему необходима определённая доза двигательной активности. Минимальная величина суточных энергозатрат для нормальной жизнедеятельности организма, защиты и улучшения его здоровья составляет 2880-3840 ккал (в зависимости от возраста, пола, массы тела).

Что такое гиподинамический синдром? Сегодня удел большинства – гиподинамия (недостаток движения), поэтому нашу цивилизацию называют не только «цивилизацией двойных подбородков», но и «сидячей цивилизацией». Гиподинамия является следствием повсеместной механизации, она создаёт дефицит энергозатрат, равный 500-750 ккал в сутки и приводит к тому, что скелетные мышцы не реализуют свою генетическую программу. Возникает гиподинамический синдром – хронический процесс, который проявляется в постепенном снижении тонуса мускулатуры, в недостаточном количестве сигналов, поступающих в центральную нервную систему, что нарушает работу нервных центров и внутренних органов.

«Ничто так не разрушает организм, как физическое бездействие…» Эти слова принадлежат великому Аристотелю, жившему в IV в. до н. э. в Древней Греции, где культ тела был возведён в рамки государственных законов. Публий Овидий (I в. н. э.) вторит Аристотелю: «…Смотри, как разрушается от безделья ленивое тело, так портится в озере без движенья вода…»

Физические нагрузки повышают функциональные возможности организма человека, исключают такие последствия гиподинамического синдрома для различных систем органов, как разрушение костей в связи с вымыванием из них кальция; деградация сердечной и скелетных мышц, отложение жира на стенках сосудов, а солей – внутри стенок и в хрящевой ткани суставов, ожирение, образование камней в почках, уменьшение ударного объёма крови, снижение активности мозга, уменьшение устойчивости организма к действию стрессов, травм (рис. 11).

Вот подтверждения благотворного влияния физических нагрузок на организм. Лев Толстой прожил 82 года. В 65 лет научился кататься на велосипеде, в 75 лет ещё бегал на коньках. Когда ему было за 80, он на своей любимой лошади Делир делал по 20 км в день. Народоволец Н. А. Морозов 25 лет был узником Шлиссельбургской крепости. Там он перенёс туберкулёз, ревматизм, цингу и тем не менее прожил 93 года. Лечился он без лекарств и витаминов, только волевым усилием настраивая себя на выздоровление, быстрой, длительной ходьбой по камере и танцами.
^ О физических резервах человека
Человек не реализует множество своих биологических возможностей, в том числе и физических. Эти резервы можно задействовать как в процессе классических оздоровительных тренировок, так и нетрадиционным путём. Так, спортсмены, наблюдая за дикими животными, взяли на вооружение «забытые» человеком механизмы передвижения. В конце XIX в. впервые был применён низкий старт – мышцы бёдер и спины как сжатые пружины, распрямляясь, дают мощный стартовый импульс. Скорость бега увеличилась после применения способа бега на кончиках пальцев, при котором скорость не гасится при соприкосновении с грунтом. Это «подсмотрено» у быстро бегающих зайцев, гепардов, газелей, сайгаков. Максимальное использование гибкости позвоночника, распрямляющегося пружиной при каждом прыжке у гепардов, тигров, применяется в барьерном беге и прыжках в длину. Кроме того, бегунов стали отбирать по признакам легконогости и тонкокостности и укреплять у них мышцы бёдер (газели, джейраны). Выносливость зависит от экономичности движений. У кошачьих взято их плавное, без толчков движение, при котором они, тратя энергию только на движение вперёд, а не вверх-вниз и из стороны в сторону, точно включают в работу необходимые мышцы максимально расслабляя другие.

^ Психологическая подготовка также почерпнута из дикой природы. Так, хищники – кошачьи, крокодилы, щуки, - спокойны, вялы и расслаблены, но в момент охоты делают молниеносные броски. Устойчивая нервная система – залог успеха, она может накапливать огромный потенциал и реализовывать его в случае необходимости. Психологическая устойчивость, выступающая фактором экологической безопасности, включает в себя спокойствие, хладнокровие, волю к победе и является залогом психического здоровья.

^ Двигательная активность – одна из важных биологических потребностей человека. Правильно выбранная форма физической активности должна сопровождать человека в течение всей его жизни. Особенно важны физические упражнения и спорт в детском и юношеском возрасте: они способствуют лучшему развитию нервной системы, росту и укреплению костной и мышечной ткани, повышают выносливость, устойчивость организма к различным заболеваниям.
Вопросы:

    1. Какова связь между движением и здоровьем человека?

    2. Считаете ли вы достаточной свою двигательную активность и почему вы её так оцениваете?

    3. Что такое гиподинамический синдром и каковы его последствия?


Задание:

      • Используя рис. 13, расскажите своим близким и одноклассникам, как следует правильно поднимать тяжести, чтобы не перегружать позвоночник.


Что будет, если…

двигательная активность человека будет и в будущем снижаться?


  1. Итог урока.


Контрольные вопросы и задания:

  1. Почему для гармоничного развития организма необходимо движение?

  2. Что такое гиподинамия и что необходимо для её профилактики?

  3. Из чего состоит двигательный режим подростка?

  4. Оцените свой двигательный режим.


Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: что необходимо делать для защиты от гиподинамии?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В движении жизнь icon«Жизнь в движении»
Остеохондроз шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника со слабо или умеренно выраженным болевым синдромом

В движении жизнь icon-
Мир Божий, в котором живем мы; страдаем и радуемся; трудимся; учимся, боремся весь в движении. Движение – это процесс, открывающий...

В движении жизнь iconОтчетность» на тему «Отчет о движении денежных средств: техника составления...
«Отчет о движении денежных средств: техника составления в России и международной практике»

В движении жизнь iconЧто такое скорость?
Как наша жизнь стала «автомобильной», никто и не заметил. Все просто научились водить, купили себе по одному, а то и больше, авто...

В движении жизнь icon1. Искусство планирования времени или Жизнь без стресса
Наша жизнь становится чрезвычайно бурной. Иногда кажется, что жизнь со свистом пролетает мимо нас. Как же ее затормозить и заставить...

В движении жизнь iconВ движении посадка всадника
Обучение движению ребенка, подростка и взрослого человека

В движении жизнь iconI. Исследование идеи счастья как идеи верховного начала человеческой жизни
Двоякого рода может быть жизнь человека: бессознательная и сознательная. Под первою я разумею жизнь, которая управляется причинами;...

В движении жизнь iconКурсовая работа
Отчет о движении денежных средств: значение и техника составления в России и международной практике

В движении жизнь iconМонстр из бэртон-рив
Жизнь начинается внезапно, да и смерть, большинством случаев, является неожиданностью. Некоторые события четко разделяют жизнь на...

В движении жизнь iconТематическое планирование по физике 9 класс
Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница