Р. Моше Вейсман Моше обещает, что за исполнение заповедей евреи будут процветать в этом мире




Скачать 348.73 Kb.
НазваниеР. Моше Вейсман Моше обещает, что за исполнение заповедей евреи будут процветать в этом мире
страница1/3
Дата публикации23.07.2013
Размер348.73 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Биология > Документы
  1   2   3
Экев

р. Моше Вейсман

Моше обещает, что за исполнение заповедей евреи будут процветать в этом мире

Евреи спросили у Моше: "Когда Ашем наградит нас за исполнение Его заповедей?" Моше объяснил: "В этом мире вы получите лишь незначительное вознаграждение за соблюдение Торы; получение окончательной награды откладывается до Грядущего Мира".

Почему главная награда за заповеди откладывается до наступления Грядущего Мира? Этот мир — неподходящее место для получения награды за соблюдение Торы, поскольку его наслаждения ограничены. Лишь будущий, вечный мир содержит высшие духовные наслаждения, причитающиеся тому, кто изучает Тору и исполняет заповеди. Кроме того, откладывая основную награду на будущее, Б-г может проверить нашу преданность Ему. Если бы Он платил за заповеди тотчас же и в полной мере, человек потерял бы свободу выбора — соблюдать или не соблюдать их (Биркат Перец).

"Знайте, что Б-г — заботливый попечитель, на Которого можно положиться, ибо Он сохранит награду для будущих времен. Уж если надежность праведников не вызывает сомнений, то представьте, с какой уверенностью мы можем полагаться на Б-га!"

Два купца находились с визитом в родном городе рабби Пинхаса бен Яира на юге Эрец Исраэль и оставили ему на хранение две меры пшеницы. Покидая город, они забыли о зерне и не вернулись за ним.

Когда пришло время посева, рабби Пинхас бен Яир засеял этой пшеницей свои поля, а собрав урожай, хранил его в амбаре. На следующий год все повторилось. Через семь лет купцы вернулись и спросили рабби Пинхаса о двух мерах пшеницы, что они оставили ему.

"Поедемте со мной, я покажу, что принадлежит вам", — сказал праведник. Он показал им переполненные амбары и сказал: "Это ваша пшеница, ибо я засевал поля вашим зерном".

Рабби Пинхас сделал больше, чем того требует алаха. Он был обязан хранить пшеницу до тех пор, пока она не начнет портиться, и тогда продать ее, чтобы уберечь владельца от полной потери товара.

Поэтому, когда еврей соблюдает заповедь, Б-г "пожинает урожай" на Небесах. В Грядущем Мире Он вернет нам обильный урожай от посева этого "зерна".

Кроме платы за заповедь как таковую, Ашем наградит нас и за веру в то, что в конечном итоге Он обязательно заплатит нам (Мидраш Шохер Тон).

Однажды рабби Шимон бен Шетах купил у араба осла, и его ученики нашли в ошейнике животного драгоценный бриллиант. "Ребе, — воскликнули они, — Б-г одарил вас богатством!"

"Вы не правы, — возразил учитель. — Я заплатил за осла, а не за бриллиант". (В соответствии с алахой, рабби Шимон не обязан был возвращать бриллиант, но он хотел поступить именно так ради совершения кидуш Ашем.)

Рабби Шимон нашел араба и вернул ему драгоценность. Обрадовавшись, что он вновь обрел то, что считал потерянным навсегда, араб воскликнул:

"Да будет благословен Б-г рабби Шимона бен Шетаха (чьими путями следует праведник)!"

Если праведники так надежны, то насколько выше надежность Ашема! Без сомнения, Он награждает каждого еврея за исполнение всех заповедей.

"Кроме того, — объяснял Моше сынам Израиля, — за соблюдение заповедей вы получите награду и в настоящем мире".

Какую награду мы можем получить в этом мире?

Если весь наш народ будет соблюдать Тору так как этого от нас ожидает Ашем (радостно, охотно и постоянно занимаясь ее изучением), Он обещает нам избавление от любых несчастий (болезней, войны, голода — всего, что может помешать нам служить Ему всецело). Нельзя сказать, что это и есть истинная награда за заповеди (ее мы получим только в будущем); скорее, это нечто вроде дополнительной премии. Так как мы посвящаем себя Торе и заповедям, Б-г отплачивает нам тем, что дает больше возможностей для их исполнения. Таким образом, все обещания Торы о материальной награде относятся к побочным выгодам, освобождающим нас от всякого рода физических и материальных беспокойств.

В этом разделе перечислены следующие мирские выгоды:

<> Ашем полюбит тебя — это наивысшее благословение. Тот, кого любит Ашем, получает самые большие выгоды.

<> Он благословит тебя — материальными богатствами.

<> Он умножит твой род — самым необычайным образом, подобно тому, как в Египте семья из семидесяти душ породила нацию численностью в 600 000 взрослых мужчин.

Далее Тора подчеркивает: "Не будет среди вас ни бесплодного мужчины, ни бесплодной женщины". Тора рассматривает каждого человека как величайшую ценность и расценивает умножение народа Торы как одно из величайших благословений (рав Гирш).

<> Он благословит плод твоего чрева — у ваших женщин не будет выкидышей, и ваши дети не будут умирать при жизни родителей.

На ваших потомках будет лежать такое явное благословение, что, увидев еврейских детей, люди будут восклицать: "Как умны! Как чисты!" Так исполнится стих: "Все, кто их увидит, признают, что они являются потомками благословенных Ашемом" (Иешаяу 61:9).

<> Он благословит плоды твоей земли: зерно, вино и масло — Б-г благословит все, что вы производите, но эти три продукта отмечаются особо, ибо они составляют основной источник дохода земледельца.

Б-г благословит плоды твоей земли благодаря тому, что ты соблюдаешь заповеди, связанные с полями: лекет, шикха, отделение маасера (десятины) от урожая и т.д. Он также благословит твою пшеницу в заслугу лехем апаним (Хлеба Предложения в Святилище), твое вино в заслугу мучных приношений и твое масло в заслугу светильников, которые ты зажигаешь в меноре Святилища.

<> Потомство ваших быков — Б-г будет оберегать коров от выкидышей.

Таким образом Он награждает вас за принесение в жертву Ашему каждого десятого животного из стада и за соблюдение вами законов жертвоприношений.

Этим благословением вы будете награждены в Эрец Исраэль — Земле, которую Б-г обещал вашим отцам.

<> Вы будете благословлены всеми народами — все они признают: "Это прекрасный и Б-гом благословенный народ!"

Адерет Элияу перечисляет в стихе 7:14 пять благословений:

1. Вы получите более значительное благословение, нежели все остальные народы, вместе взятые;

2. Не будет среди вас ни бесплодного мужчины,

3. Ни бесплодной женщины;

4. Среди ваших животных не будет ни бесплодных самцов,

5. Ни бесплодных самок.

Величие благородной дамы становится очевидным не благодаря восхвалениям ее друзей, но благодаря восхвалениям ее соперниц.

Этот стих можно истолковать и так: "Вы получите больше материальных благословений, нежели все другие народы".

<> Среди вас не будет ни бесплодных мужчин, ни бесплодных женщин — кроме буквального значения этот стих подразумевает:

1. Ваши молитвы не будут бесплодны или напрасны перед Всемогущим. Он примет и исполнит их.

2. Ваш народ не оскудеет (т.е. в нем не будет недостатка) людьми, изучающими Тору.

3. Ни один еврей не будет невежественен в Торе. Евреи, чем бы они ни занимались, будут настолько образованными, что смогут опровергать доводы неверующих.

Мидраш приводит пример исполнения этого благословения.

Направляясь в Иерусалим, рабби Йонатан и простой еврейский погонщик скота проезжали окрестностями Шомрона, где жили кутим (самаритяне). Эта секта обращенных в иудаизм поселилась в Эрец Исраэль по распоряжению ассирийского царя после изгнания Десяти Колен. Кутим верили в Ашема и соблюдали многие законы Торы, но, тем не менее, оставались идолопоклонниками, молившимися в собственном храме на горе Геризим.

К рабби Йонатану и его спутнику присоединился один кути. По дороге он спросил у р. Йонатана: "Куда вы держите путь?"

"Я направляюсь в Иерусалим, — отвечал рабби Йонатан, — чтобы помолиться возле руин Храма".

"Зачем ехать так далеко? — заметил кути. — Вместо того чтобы молиться в развалинах, вам следует помолиться на нашей святой горе Геризим". "Что делает вашу гору святой?" "История, — отвечал кути. — Эту гору не затронул Потоп, погубивший мир во времена Ноаха".

"Откуда вы знаете это?" — спросил рабби Йонатан.

^ Кути пояснил: "Мы поняли это из стиха (Ехезкель 22:24), в котором пророк обращается к Эрец Исраэль: "Ты, Земля, не очищенная от грехов своих жителей; дождь не падет на тебя в день (Б-жьего) гнева". Этот стих подразумевает, что Потоп не затронул Эрец Исраэль благодаря святости горы Геризим".

Гемара (Зввахим 113а) обсуждает значение этого стиха. В соответствии с мнением одного мудреца, Эрец Исраэль избежала Потопа (что показывает величие Эрец Исраэль), но, по мнению другого мудреца, Потоп затронул и Святую Землю.

Но даже в соответствии с первым мнением, хотя Эрец Исраэль пощадил ливень и воды бездны, затопившие остальной мир, тем не менее, ее залили воды, пришедшие извне (Рамбан, Берешит 8:11). Это мнение подтверждают и слова Пиркей дерабби Элиэзер (23): "Дождь Потопа не пал на Эрец Исраэль, но воды других стран залили и ее".

Рабби Йонатан возразил: "Если это так, то почему Ашем приказал Ноаху строить ковчег? Ведь Он мог просто поместить его на вершине горы Геризим до тех пор, пока не сойдут воды Потопа".

"Б-г мог спасти Ноаха разными способами, как полагаете вы, — отвечал кути. — Но в действительности Он желал испытать Ноаха и посмотреть, сможет ли он соорудить ковчег, не обращая внимания на насмешки окружающих". Рабби Йонатан не мог найти ответа.

Тут их перебил еврей — погонщик скота: "Вы разрешаете мне участвовать в споре?" — спросил он рабби Йонатана.

"Говори", — согласился мудрец.

Повернувшись к кути, погонщик поинтересовался: "Гора Геризим стоит под небесами?"

"Да", — согласился кути ("А где же ей еще быть?").

"А разве в стихе не сказано, — продолжал погонщик. — "Воды поднялись на высоту 15 локтей и покрыли все горы под небесами (включая и гору Геризим)?!"

Остроумный ответ простого еврея понравился рабби Йонатану. Он спустился с осла, посадил на него погонщика, а сам пошел рядом. Этим он выказал погонщику уважение в соответствии с изречением: "Тот, кто узнает от своего друга главу Торы или алаху, стих или новую мысль, должен относиться к нему с почтением".

Этот случай подтверждает, что нам действительно было даровано благословение, которое делает сведущими в Торе даже простых евреев.

<> Ашем избавит вас от всех обычных болезней и не пошлет на вас ни одной из дурных болезней Египта —

Всемогущий угрожал, что за неуважительное отношение к Его заповедям Он поразит нас тяжелыми болезнями, которыми страдают египтяне. Однако если вы будете соблюдать Его Тору, Он навлечет эти болезни на наших врагов.

<> И вы истребите все народы, которые Ашем предаст в ваши руки, — Моше обещал, что если сыны Израиля преуспеют в изучении Торы и соблюдении заповедей, Б-г чудесным образом предаст в их руки врагов. Для завоевания Эрец Исраэль не потребуется никаких боевых действий. Евреи победят народы без всяких усилий со своей стороны, ибо враги будут обращены в бегство и сдадутся.

Адэрет Элияу насчитывает в стихе 7:13 десять благословений:

1. Он возлюбит тебя;

2. Он благословит тебя;

3. Он умножит твой род;

4. Он благословит плод твоего чрева,

5. плоды твоей земли (полезные ископаемые),

6. твое зерно,

7. твое вино,

8. твое масло,

9. твоих быков,

10. стада твоих овец.

Рабейну Эфраим добавляет, что перечисленные здесь десять благословений — это награда за соблюдение Десяти Речений, лежащих в основе всех заповедей.

Моше особо подчеркнул, что сыны Израиля должны уничтожить всех идолопоклонников, живущих в Ханаане. Если они этого не сделают, то кажущееся "милосердие" обернется жестокостью, так как в конечном итоге оставшиеся в Эрец Исраэль хананеи развратят евреев.

Он также предупредил, чтобы евреев не страшила многочисленность этих семи народов. (Каждый из них количеством превосходил сынов Израиля.) Он напомнил евреям, что Б-г утопил фараона и египтян, несмотря на их численное преимущество.

Однако Б-г не станет разрушать идолов Ханаана, как Он уничтожил идолов египтян во время казни первенцев (тогда Он сделал так, что железные идолы расплавились, а деревянные сгнили). "Это ваша забота, — пояснял Моше сынам Израиля, — разрушить идолов семи народов. Не пользуйтесь ни одним предметом, который ранее был связан со служением идолам, не берите их золотых и серебряных украшений (их привлекательность в конечном итоге приведет вас к идолопоклонству).

Относитесь к идолам с презрением, которого они заслуживают. Не называйте их присущими им именами, но, говоря о них, пользуйтесь уничижительными прозвищами".

Моше предупреждает евреев не забывать Ашема и не быть самоуверенными, даже процветая в Ханаане.

Моше описывал, как Ашем чудесным образом вел евреев через пустыню. Он особо указал, что их пребывание там было необходимо для подготовки к будущей жизни в Ханаане, где они должны так же полагаться на Него, как делали это в пустыне:

"Помните, что мацы, взятой из Египта, хватило лишь на месяц. Затем вы стали взывать к Ашему, и Он снабдил вас новой едой, которую не знали ваши праотцы, — маном. (Праотцы не получили ман, ибо эта небесная и, по сути своей, духовная пища была ниспослана ради особых заслуг Моше.)

Зачем Ашему понадобилось поддерживать вас в течение сорока лет с помощью мана, вместо того чтобы снабдить обычным хлебом?

Ман был дарован вам по нескольким причинам:

1. Потребление этой духовной пищи освобождало вас от забот по добыванию средств к существованию, помогало полнее постигать Тору и, кроме того, гарантировало вам особую мудрость и знания.

2. Б-г проверял вас: будете ли вы соблюдать заповеди, связанные с маном (например, не оставлять ничего на следующий день, не собирать его в Шабат)? Кроме того, Он хотел узнать, хватит ли вам выдержки получать только дневную порцию (не будучи уверенными, выпадет ли ман завтра) и не жаловаться на эту противоестественную пищу? Так Он проверял нашу веру в Него".

Еврей по имени Менаше попросил одного мудреца разъяснить стих: "И Он смирял тебя, и испытывал голодом, и кормил тебя маном" (8:3).

"Я понимаю, что Б-г смирял евреев и проверял их долгими скитаниями по пустыне, — говорил он, — но я не понимаю, почему сказано: "Он испытывал тебя голодом". Разве евреи страдали от голода?

Разве они не получали столько мана, сколько им требовалось?!"

Мудрец положил перед Менаше два огурца — один целый, а другой поврежденный.

"Какова цена целого огурца?" — спросил мудрец у Менаше.

"Две монеты", — отвечал тот.

"А сколько стоит ломаный?" — спросил мудрец.

"Одну монету", — последовал ответ.

"Объясни, почему целый стоит в два раза дороже? — продолжал спрашивать мудрец. — Ведь ты все равно сломаешь его, когда начнешь есть!"

Менаше отвечал: "Еда должна не только насыщать, но и радовать глаз. Вид поломанного огурца не даст глазам удовлетворения, которое человек получает от вида целого овоща".

"Вот именно этого не хватало поколению пустыни, — произнес мудрец, — хотя ему была дана изысканная еда. Люди изо дня в день не видели ничего, кроме мана, и голод их не утолялся".

Кроме того, евреям не хватало ощущения благополучия, которое возникает при виде полных кладовок. Получая лишь порцию мана на день, они чувствовали ненадежность своего положения, что только усиливало их голод.

Моше объяснял: "С помощью мана Б-г учил вас доверять Ему. Он также демонстрировал другим народам ваше величие и не давал Атрибуту Суда обвинить вас, указывая, что вы подчинились Его воле.

3. Но самое главное — вы жили маном, дабы усвоить вечный Урок: "Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Ашема, жив человек".

Каково значение этого высказывания?
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Р. Моше Вейсман Моше обещает, что за исполнение заповедей евреи будут процветать в этом мире iconМоше знает, что близок тот день, когда евреи войдут в Страну Израиля;...
И поделись с ним величием своим, чтобы слушалось его все общество сынов Израиля”» («Бемидбар», 27: 16-18,20). О величии Моше наши...

Р. Моше Вейсман Моше обещает, что за исполнение заповедей евреи будут процветать в этом мире iconНедельная глава Матот. Последняя битва Моше Последняя битва, в которую...
Последняя битва, в которую вступают евреи при жизни Моше, уникальна. Война против Мидьяна первая битва в еврейской истории, которую...

Р. Моше Вейсман Моше обещает, что за исполнение заповедей евреи будут процветать в этом мире iconВ недельном чтении “Итро” рассказывается о даровании Израилю Торы,...
Десять заповедей признаются основой всех остальных предписаний Торы, но примечательны они еще и тем, что их слышал весь народ, а...

Р. Моше Вейсман Моше обещает, что за исполнение заповедей евреи будут процветать в этом мире iconМое большое еврейское восхождение на гору Шаста
Мои праотцы стояли на горе Синай, когда Моше получал от Всевышнего Десять Заповедей”

Р. Моше Вейсман Моше обещает, что за исполнение заповедей евреи будут процветать в этом мире iconЙеошуа 1
Во всем, как слушали мы Моше, так будем слушать и тебя: лишь бы был г-сподь, б-г твой, с тобой, как был Он с Моше. (18) Всякий, кто...

Р. Моше Вейсман Моше обещает, что за исполнение заповедей евреи будут процветать в этом мире iconМоше грозит фараону восьмой по счету казнью нашествием саранчи, если...
Сыны Израиля навсегда запомнят этот день Исхода и в память о нем не будут есть квасное в дни Песаха. Указания б-га в точности выполняются....

Р. Моше Вейсман Моше обещает, что за исполнение заповедей евреи будут процветать в этом мире icon«И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: “Пошли от себя людей, чтобы...
Моего! Не увидят они страну, которую я обещал отцам их, все, кто гневил Меня, не увидят ее! В пустыне этой падут трупы ваши, все...

Р. Моше Вейсман Моше обещает, что за исполнение заповедей евреи будут процветать в этом мире iconКогда фараон отпустил евреев из Египта, б-г не повел их прямой дорогой...
Из-за отсутствия воды снова возникла угроза бунта, и по указанию Вс-вышнего Моше извлек воду из скалы, ударив по ней посохом. Во...

Р. Моше Вейсман Моше обещает, что за исполнение заповедей евреи будут процветать в этом мире iconВ недельной главе “Ваэра” (“И явился”) рассказывается, как б-г снова...
Мне в пустыне”; но ты не послушался до сих пор. Так сказал б-г: Из этого узнаешь, что я б-г! Вот, я ударю посохом, что в моей руке,...

Р. Моше Вейсман Моше обещает, что за исполнение заповедей евреи будут процветать в этом мире iconНазвание книги
Библия. Можно предложить гипотезу, согласно которой исполнение Библейских заповедей эффективно способствовало повышению коэффициента...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница