Урок биологии Тема: «Причина и значение теплокровных птиц»




Скачать 63.74 Kb.
НазваниеУрок биологии Тема: «Причина и значение теплокровных птиц»
Дата публикации14.07.2013
Размер63.74 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Биология > Урок
Урок биологии

Тема: « Причина и значение теплокровных птиц»

7 класс

Тема: « Причина и значение теплокровных птиц»


  1. Вступительная беседа.

- Почему зимой в лесу птиц меньше, чем летом? ( мало корма,или его нет совсем ( для насекомоядных птиц) много снега, холодно и т.д.).

- А может перьевой покров защитить птиц от мороза? ( может, но частично).

- основные вопросы, на которые мы должны ответить в ходе сегодняшнего урока:

-что согревает тело птицы?

- как они поддерживают постоянную температуру тела?

- откуда берут энергию для полета?

- а как вообще образуется тепло?( при сгорании органических веществ, которое происходит в присутствии кислорода).

- а за счет чего едет автомобиль? За счет чего двигаются организмы? ( за сче энергии, образующейся при горении (окислении) органических веществ при участии кислорода).
II. Основная часть урока.

Сколько энергии требуется птицам? Ведь они могут пролетать большие расстояния, развивать высокую скорость? ( работа с таблицами).
Таблица 1. «Расстояния, преодолеваемые при перелетах».

Птица

Перелет с возвращением, км

аист

10000

гагара

17500

дрозд

2600

кукушка

9500

журавль

6500

крачка

20000

скворец

1400


Таблица 2. «Площадь поверхности крыльев и нагрузка на них»

птица

Площадь крыла, дм

Нагрузка на крыло, кг/м

аист

55,2

6,7

альбатрос

62,2

15,8

воробей

1,2

2,4

ворон

20,5

3,1

голубь

8,4

2,4

дрозд

3,1

2,9

королек

0,5

1,1

орел

59,3

7,0


Модель планера имеет нагрузку на крылья 2,5 кг/м
Таблица 3. «Частота взмахов крыльев»

птица

Число взмахов в 1сек.

аист

2

воробей

13

голубь

8

кряква

5

пеликан

1,2


Таблица 4. «Максимальная скорость полета»

птица

Скорость полета км/ч

аист

45

альбатрос

70

воробей

45

голубь

80

сокол

79


Выводы: Чем меньше птица, тем больше пищи на каждый грамм массы тела ей требуется. С уменьшением размера животных его масса убывает быстрее, чем площадь поверхности тела. Поэтому мелкие животные теряют больше тепла, чем крупные.

Мелкие птицы за день съедают количество корма, равное 20-30% их собственной массы, крупные – 2-5%. Синица может за день съесть столько же корма, сколько весит сама, а крохотный колибри – выпить нектара, в 4-6 раз превышающее собственную массу.

Повторяя этапы расцепления пищи и особенности дыхательной системы птиц, заполняем поэтапно схему:

Питание Дыхание

Расщепление питательных легкие + воздушные мешки

веществ пищи: охлаждение тканей

- зоб, изменение температуры тела

- мускульный желудок диффузное поступление кислорода

- железистый желудок в кровь при вдохе и выдохе

-печень

- поджедудочная железа
Энергия расходуется на

Обогрев организма рост движение работа

поддержание постоянной органов

температуры тела

в кровь поступают продукты распада, которые удаляются через:

почки, легкие.

Ход работы при заполнении схемы.
Интенсивно двигательная активность птиц требует больших затрат энергии. В связи с этим их пищеварительная система имеет ряд особенностей, направленных на эффективную переработку пищи. Органом захватывания и удерживания пищи служит клюв. Пищевод длинный у большинства птиц он имеет карманообразное расширение – зоб, где птица размягчается под влиянием жидкости зоба. Железистый желудок имеет в своей стенке железы, выделяющие желудочный сок. Мускулистый желудок снабжен сильной мускулатурой и выстлан изнутри прочной кутикулой. В нем происходит механическое перетирание пищи. Пищеварительные железы (печень, поджелудочная железа) активно выделяют пищеварительные ферменты в полость кишечника. Расщепленные питательные вещества всасываются в кровь и разносятся ко всем клеткам птицы.

Как долго переваривается пища у птиц?

Мелкие совы переваривают мышь за 4 часа, серый сорокопут – з часа. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8-10 мин. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5-6 раз в сутки, зерноядные – трижды.

Однако само по себе поглощение пищи и поступление ее в кровь питательные вещества – это еще не выделение энергии. Питательные вещества нужно «сжечь» в клетках тканей.

Какая система принимает в этом участие? 9 легкие, воздушные мешки).

Мышцы должны хорошо снабжаться кислородом. Однако птицы не могут обеспечить доставку нужного количества кислорода за счет большого количества крови . Почему?

(увеличение количества крови увеличивает массу птицы и затрудняет полет).

Интенсивное поступление кислорода к клеткам тканей у птиц происходит за счет «двойного дыхания» богатый кислородом воздух проходит через легкие и при входе, и при выходе, причем в одном и том же направлении. Это обеспечивается системой воздушных мешков пронизываемых тело птицы. Для того чтобы кровь двигалась быстрее, необходимо повышенное артериальное давление. Действительно птицы – гипертоники. Для того чтобы создать высокое артериальное давление сердце птиц должно сокращаться с большой силой и высокой частотой.
Таблица №5

птица

Относительная масса сердца %

Частота сокращения в 1 мин.

Аист

8,6

270

Воробей

15,2

745-850

Ворона

9,0

300-352

Голубь

14,0

150-250

гусь

8,0

80


В результате окисления питательных веществ образуется энергия.

На что она тратиться?

Вывод: активный окислительный процесс способствует поддержанию постоянной температуры тела. Высокая температура тела обеспечивает высокий уровень обмена веществ быстрое сокращение сердечной мышцы и скелет мышц, что необходимо для полета. Высокая температура тела позволяет птицам сократить период развития зародыша в насиживаемом яйце. Ведь насиживание важный период в жизни птиц. Но постоянная температура тела имеет свои недостатки.

Какие ? заполняем схему 2.

Вывод : прогрессивное развитие головного мозга и ведущих органов чувств связано связанно с интенсивным обменом веществ высокой подвижностью и сложность взаимоотношениями с условиями среды обитания.

А теперь объясните почему птицы получили распространение во всех климатических зонах. С чем связаны перелеты птиц? ( теплостойкость, позволяет птицам не бояться морозов, оставаться активными даже при очень низких температурах окружающей среды. Однако недостаток корма в зимнее время вынуждает их мигрировать в более кормные места).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок биологии Тема: «Причина и значение теплокровных птиц» iconТема: «Птицы»
Научить распознавать этих птиц по расцветке, размеру. Помочь установить взаимосвязь между исчезновением корма и отлетом птиц. Рассказать...

Урок биологии Тема: «Причина и значение теплокровных птиц» iconРоссийской Федерации Кубанский государственный университет Кафедра биологии и экологии растений
Краткий очерк истории биологии и экологии. Значение работ Гумбольда А., Дарвина Ч., Геккеля Э. и др. Развитие биологии и экологии...

Урок биологии Тема: «Причина и значение теплокровных птиц» iconПамятка для населения «Меры по профилактике гриппа птиц» Грипп птиц
Грипп птиц острое инфекционное заболевание, возбудителем которого является вирус. Пути заражения

Урок биологии Тема: «Причина и значение теплокровных птиц» iconПлан проведения месячника по охране и привлечению птиц в мбоу «сош №34» г. Владимира Мероприятие
Классные часы и беседы по темам: «Каких птиц надо привлекать в наши леса», «Зимующие птицы. Чем нужно кормить птиц зимой»

Урок биологии Тема: «Причина и значение теплокровных птиц» iconУрок по биологии тема: «Биогенная миграция атомов»
Целью своей педагогической деятельности на данном уроке считаю развитие теоретического мышления. С этой целью в традиционную форму...

Урок биологии Тема: «Причина и значение теплокровных птиц» iconУрок биологии в 7 классе Тема: класс млекопитающие. Происхождение...
Тема: класс млекопитающие. Происхождение млекопитающих. Первозвери и низшие звери (сумчатые)

Урок биологии Тема: «Причина и значение теплокровных птиц» iconУрок №33 Тема: Обобщающий урок по теме «Африка»
Комунальна установа Сєверо-Гундорівської зош №13 І-ІІІ ст. Краснодонської міської ради Луганської області

Урок биологии Тема: «Причина и значение теплокровных птиц» iconМоу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района, Алтайского края
Опыт формировался в условиях сельской общеобразовательной школы, которая функционирует с 1979 года. Веду уроки географии и биологии...

Урок биологии Тема: «Причина и значение теплокровных птиц» iconТема : зимующие птицы
Покажи части тела птиц (туловище, голову, хвост, клюв, крылья и т д.). Запомни их на

Урок биологии Тема: «Причина и значение теплокровных птиц» iconАнализ работы школьного методического объединения учителей биологии...
Данная тема является актуальной, так как она предусматривает развитие всесторонне развитой и образованной личности, хорошо ориентирующейся...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница