Доклада на тему:«Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»




Скачать 73.64 Kb.
НазваниеДоклада на тему:«Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»
Дата публикации06.04.2013
Размер73.64 Kb.
ТипДоклад
vbibl.ru > Астрономия > Доклад

Рассказы и стихи


распечатать

"Литературный альманах" № 3


« Вернуться к списку

Отрывок из доклада на тему:«Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» с произведениями поэтов начала XX века»
А. Блок, «Демон» (1910) и «Демон» (1916)

У Александра Блока было два «Демона». Первый из них представлял собой своеобразную исповедь героя, обращение его к собственному сну:
О, сон мой! Я новое вижу
В бреду поцелуев твоих!

Написан он был под впечатлением смерти Врубеля, создавшего, как известно, множество «портретов» лермонтовского Демона. Но «даже то, что оно является словесным описанием одного из «демонов» Врубеля, не мешает нам считать блоковскую вещь целиком самостоятельным и оригинальным произведением»". Разумеется, с лермонтовским стихотворение роднит прежде всего облик главного героя. Демон Блока - такой же изгнанник, «он не жил, блуждал средь чужих» (ср. у Лермонтова:
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта...

Но у Блока образ бесплотен, как чувство, в данном случае - чувство усталости;отверженный «навеки без сна» «с мечтой о Тамаре», и только в конце его меланхоличность нарушает всплеск живой ненависти:
Пусть сначет жених-не доскачет!
Чеченская пуля верна.

У Лермонтова не так:
И все, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.
....
На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг...
Неясный трепет ожиданья,
Страх неизвестности немой,
Как будто в первое свиданье
Спознались с гордою душой.

У Блока Демон лишь тоскует о «небывалой» весне, а у Лермонтова - чувствует; у Блока Демон мечтает о Тамаре, и уже оттого он «без сил», у Лермонтова он просит, умоляет, требует! Его мечты не о Тамаре (которую он может получить), но
О прежнем счастье.

Можно сказать, что поэма дает более широкие возможности, простор, чтобы «нарисовать» героя. Очевидно, Блок преследовал иную цель. Какую? А. Н. Шаповалов утверждает, что «в сознании поэта, «в час, когда уже не было сил», и возникает образ Демона, врубелевского поверженного символа этих дней, где «ночь» обступает человека со всех сторон, словно тюремные стены, откуда никому нет исхода»2. Если принять эту точку зрения, то Блок создал символ, жертву своей эпохи (1910 год!). Но, возможно, личность самого Врубеля (точнее, его творческий дар) сыграла здесь значительную роль. Демон спит. Ему лишь снится и далекий аул, и склон бессмертной горы. «М. А. Врубель и символисты вернули Демона поэзии, миру и философии»3. С призрачностью образа у Блока связан и мотив сна. «Мотив сна в «Демоне» позволяет поэту сочетать такие реальные явления, как «далекий аул» или «закатный пожар» с предельно абстрактными понятиями: «исступленным томленьем» или «тоской небывалой весны». Этот прием позволяет Блоку добиться стилевого единства, органичности и нераздельности каждого слова и образа. Где реальные вещи начинают светиться фантастическим светом»4. Сон, дымку, призрачность подчеркивают и «дымно-лиловые» горы, и «синеющие» крылья героя. Для сравнения: горы Кавказа у Лермонтова так же описаны красками холодных цветов, но столь же материальны, как кристалл на морозном воздухе:
...Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными синел

Демон у Лермонтова блещет энергией: она так могуча, что один лишь поцелуй убивает Тамару. Земля по сравнению с ним - «ничтожна», слеза его прожигает камень. Его слова — «огонь и яд». Демон Блока спит. Ему некуда бежать. И сон его гнетущ и безысходен. Таким мог бы быть герой Лермонтова после, когда
...остался он, надменный
Один, как прежде, во вселенной,
Без упованья и любви!

...если бы не «проклял» «мечты безумные свои». Таким образом, у Блока дух ада более мрачен, если такое вообще возможно; он во власти отчаянья, он в бреду. Его огонь гаснет в тумане. Он - и впрямь «жертва страшного мира»5. Злой дух будто убил себя, свою силу собственной ненавистью.
Философская проблема изгнанничества и одиночества у Блока показана в ином ключе. Его герой обречен «грезить», то есть жить в мифическом мире, где
...в далеком ауле,
На склоне бессмертной горы,
Тоскливо к нам в небо блеснули
Ненужные складки чадры...

На первый взгляд, конфликт у Блока находит своеобразное решение; если Демон Лермонтова вновь остался «один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви», то есть вернулся к тому, с чего начал, то блоковский Демон перешел в качественно иное, по-своему активное состояние.
И все же, если вдуматься, блоковский Демон много печальнее. Он лишился главного, что в нем привлекало и восхищало, хотя и пугало, - величия и мощи. От стихотворения-исповеди веет отчаяньем; «тоска», «усталые», «навеки без сил» -все это относится к герою. Таким образом, бунт против себя самого, по Блоку, имеет лишь один исход - утрата сил и энергии, бесполезная и болезненная. Ненависть убила все, и злобу, и любовь, оставив только сон.
Мотив бунта против Бога у Блока формален. Его герой «не жил» - «блуждал среди чужих...». Многоточие после слова «чужих» обличает пассивный характер фразы. Демон бросает горький печальный упрек, а не грозное обвинение. Если лермонтовский Демон замкнулся в ненависти, этот - в отчаяньи. Формально он не находит выхода из тупика потому, что он без сил.
Можно почувствовать, что, по сути, состояние героя Блока закономерно по отношению к герою Лермонтова. Последний наделил своего «отверженного» изрядной долей психологизма; отсюда он возник, отсюда его любовь к земной женщине и вполне земная ревность к херувиму. Демон Блока еще психологичнее;он «старше» на восемьдесят лет и целую эпоху. Величие - удел небесных созданий, они не могут падать «без сил», они вечны. Они способны скорее проклясть, но не успокоиться. Более очеловеченный Демон Блока не может и проклинать; он тяготится вечностью, как дряхлый больной старик - жизнью, несущей вновь и вновь одни мучения. В этом главное, принципиальное отличие лермонтовского героя.
Говоря о своеобразии лексики «Демона», следует прежде всего обратить внимание на «прямые» связи. У Лермонтова Блок нашел «аул», «чадру», «Тамару» и «чеченскую пулю» (хотя последняя у Лермонтова была осетинской), «зурну». Но даже зурна у Блока «стонет» (у Лермонтова - «звучит»), не только вызывает прямые ассоциации с тонким, заунывным звуком этого инструмента, но и поддерживает весь строй стихотворения.
Второй блоковский «Демон» (1916) показывает духа Зла могучим и великим. Он наделен божественно прекрасным телом, силой мышц. Его крылья не сломлены(как руки в первом «Демоне» - «плети изломанных рук»). Крылья возносят его (с Тамарой?) на «сверкающий горный гребень». Стихотворение начинается с обращения:
Иди, иди за мной-покорной
И верною моей рабой.

Кажется, Демон победил, добился, чего хотел. Но победа эта - тоже только сон, мечта. Время в стихотворении - будущее. То есть герой рассказывает о том, что может произойти; монолог его полон глаголов в будущем времени: «взлечу»,
«пронесу», «охраню», «обожгу». В отличие от «Демона» Лермонтова, этот не обещает:
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное...

Герой Блока знает, что счастье в мире, «где кажется земля звездою. Землею кажется звезда», невозможно. Его мир - «страшный мир». «Кажущийся всесильным физически, он бессилен творить добро, хотя внутренне и стремится к этому. Его титанической фигуре, по-лермонтовски великой «и в злобе и в любви», малы крошечные масштабы человеческих страстей. Человеческая «дикая страсть» отрицается им, оказывается для него лишь «шалостью», «грустной земной жалостью» и «человеческой ложью»»6. Эта тема — одна из излюбленных у Блока. Блоковский Демон один, так как он не может найти на земле чувств, способных откликнуться на его чувства - люди так не привыкли и не могут. Финал стихотворения - лермонтовский: спутница духа не в силах выносить его обжигающей страсти, молит о пощаде и хочет вернуться на землю; Демон отпускает ее, и она летит навстречу гибели в «сияющую пустоту». В связи с вышесказанным нетрудно уловить явную связь и в самой лексике стихов Блока о «сверкнувшем горном гребне», о «незапятнанном луге», о «белом сверканье», «бездонной бездне», «огневой пустыне неба», «новых мирах» и «невероятных видениях» Демона в полете со строками о Казбеке, что «...как грань алмаза, Снегами вечными сиял»; об излучистом Дарьяле «как трещина, жилище змея», о «хорах стройных светил», чьи «кочующие караваны» брошены в пространство.

1,2,4, 5 Шаповалов А.Н. Об одном лермонтовском образе у А. Блока.
3 Лермонтовская энциклопедия, 1999.
^

Александр Блок (Природа, мир, тайник вселенной...)


Михаил Эпштейн

А.Блок внес в русскую поэзию ощущение небывалых просторов, расходящихся далей, смутного пути, теряющегося во мгле ("Осенняя воля", 1905; "Россия", 1908; и др.). Пространство пронизано стремительным, вихревым движением, означенным такими излюбленными глаголами Блока как "лететь", "мчаться", "стремиться", "виться", "кружиться": "летим в миллионы бездн", "летит, летит степная кобылица", "миры летят", "торопливый полет комет", "за сердце хватающий полет". Мир природы - весь в легких, летящих очертаниях, словно бы продутый насквозь ветром.

Ветер - главная стихия творчества. Причем в отличие от бальмонтовского "вздыхающего", "млеющего" ветра блоковский - "злой", "дикий", "буйный" ("Дикий ветер...", 1916; "Двенадцать", 1918). Он несет с собой клубы снега или пыли, ослепляет, валит с ног, срывает окна с петель. Часто у Блока переплетаются образы ветра и снега, откуда рождается образ вьюги, метели("Русь", 1906; "Под шум и звон однообразный...", 1909; цикл "Снежная маска", 1907; "Двенадцать"). Воздух блоковского пейзажа чаще всего замутненный, неясный, мглистый. Никто из поэтов с такой силой не передал стихийность русской природы, порывистой, необузданной, дерзновенной ("Осенняя воля"; "Русь"; "Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?...", 1910; "Новая Америка", 1913).

Сравнительно малое место у Блока занимают образы растений и животных, за исключением разве что кустов, гнущихся по ветру, и стремительно несущихся коней. Природа является поэту не столько в плотных, земных своих образованиях, сколько в распахнутости далей и небес. Лес, густая древесная растительность - тема, наиболее чуждая Блоку; ему близок степной простор, "путь, открытый взорам"; любимо также болото с его обманной поверхностью и зыбучей, затягивающей бездной ("Болото - глубокая впадина...", 1905; и др.).

Небо у Блока, как правило, не солнечное и не лунное, а окрашенное кровью заката или мглой метели. Блок - поэт зорь и зарев, "алого сумрака" и "закатного пожара" - жестоких и кровавых рубежей, которыми отмечено круговращение света в природе. От ранних символистских и до зрелых произведений небо у него - горящее или сожженное: "весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо", "сожжено и раздвинуто бледное небо". По описанию зорь (11) и особенно закатов (19) Блок занимает первое место в русской поэзии (цикл "Молитвы", 1904; "Дали слепы, дни безгневны...", 1904; "Город в красные пределы...", 1904; "В северном море", 1907; "В ресторане", 1910; "Демон", 1910 и 1916). "Заря в крови", "закат в крови" - типичные блоковские образы, передающие трагизм его мироощущения.

Блок - один из самых "звездных" поэтов, но и звезды у него не стоят неподвижно в небе (как у И.Бунина, О.Мандельштама), а срываются с места, смешиваются со снежным прахом ("Настигнутый метелью", "Неизбежное"). Так означается всевластие ветра в природе: "звезды" - самое высокое, вечное - несутся одна за другой, закручиваются метелью в "вихри звездные".

Обновление пейзажа идет по линии сближения его с портретом - исключительно редкий до Блока прием: в облике проступают черты лица, как правило, женского, что связано с унаследованной от Вл. Соловьева идеей женственной души мира ("лес да поле да плат узорный до бровей", "очи синие бездонные цветут на дальнем берегу", "шлейф, забрызганный звездами" и др.).

Огромен вклад Блока в развитие национального пейзажа, который стал благодаря ему неизмеримо более динамичным, распахнутым и стремительным. Блок первым воссоздал в обобщенном масштабе буревой, неистовый облик родной природы, в изображении которой раньше преобладали мотивы скромности, смирения, застенчивости: "Ты стоишь под метелицей дикой, // Роковая, родная страна" ("Новая Америка").

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклада на тему:«Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» icon«Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова»
Слушание и обсуждение доклада учительницы английского языка Магамедовой Ф. А. («Игры на уроках английского языка»)

Доклада на тему:«Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» iconDebita animadversione puniendum!”
Авриель творение падшего ангела Азазеля демон, имя которого происходит от иудейского слова "авера" (грех). На протяжении многих веков...

Доклада на тему:«Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» iconЮрьевича Лермонтова «Бородино»
Задание 1: Прочитайте героическую балладу Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» и выучите наизусть (желательно, целиком, но можно...

Доклада на тему:«Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» iconУрок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава»
Цели: 1 продолжить знакомство с героями поэмы «Полтава»; познакомиться с изображением Полтавской битвы в поэме

Доклада на тему:«Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» icon2012 ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования....
...

Доклада на тему:«Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» iconТема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
Герой зрелой лирики Лермонтова жаждет объять всю вселенную и заключить ее в своей груди, он хочет обрести единство с природой, историей,...

Доклада на тему:«Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» iconЖенские образы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Время написания романа пришлось на период реакции, наступившей в стране после разгрома декабрьского восстания. Основной задачей Лермонтова...

Доклада на тему:«Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» iconЛ. А. Ходанен (Кемерово) Семиосфера храма и поэтика монастырских...
«престолы» Бога, а в счастливые минуты покоя герой воспринимает сотворенный мир как величественный храм и прозревает в небесах его...

Доклада на тему:«Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» iconПлан конспект урока литературы в 7 классе а н. А. Некрасов. Жизнь...
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины»

Доклада на тему:«Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» iconКонтрольная работа по дисциплине «маркетинг» на тему «Программа маркетинга...
Связь бизнес – плана с программой маркетинга в хозяйственной деятельности предприятия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница