Скачать 90.63 Kb.
|
Вариант 2 Часть 1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2
(1)Мы пошли по обсохшей обочине дороги за изволок, где отчетливо постукивал трактор; там собралось много народа посмотреть, не вязнет ли он в оттаявшей зяби, и все были возбуждены, веселы, потому что трактор легко бегал по полю, а солнце так и валило на землю потоки тепла. (2)Мы поддались общему настроению, хохотали, поталкивали плечом визжавших девчат, солидно судили с колхозниками о севе и без обиды принимали извечные шутки по адресу горемык-охотников. (3)Трактор вдруг умолк. (4)И тотчас же стало слышно, как над полем льется первый жаворонок, чистый колокольчик весенних небес. (5)Мы ушли очень далеко в тот день по лесистым, не захваченным полой водой буграм, приглядывая места для завтрашней тяги. – (6)Помнишь, – сказал мой товарищ, когда мы лежали, отдыхая, на солнечной стороне бугра, плотно устланной палым дубовым листом, – помнишь, как давным-давно, еще до войны, мы пришли с одним ружьем в весенний лес, увязли в мокром снегу, а потом вот так же сидели на бугре против солнца, сушили сапоги и ели черный хлеб с луком? - (7)Да, – ответил я. – (8)А ты помнишь упавший вяз, который еще несколько лет сопротивлялся смерти и каждую весну выбрасывал мелкие розовые листочки? – (9)Никак все-таки не пойму, – задумчиво сказал он, – долга наша жизнь или трагически коротка... (10)Минула едва лишь половина ее, а сколько помнится и сколько забыто! (11)Впрочем, нет! (12)Я ничего не забыл. (13)Ясно помню себя мальчиком. (14)Лежу в шалаше из старых половиков, играю с ящерицей, которую поймал утром под камнем. (15)И вдруг уснул. (16)А проснулся – и навзрыд плакал, потому что во сне нечаянно придавил маленькую серую ящерицу. (17)Потом хоронил ее под тем же камнем за сараями, и было как-то торжественно и щемящее грустно на душе... (18)Помню юношество свое, осененное, как тенью, неудачной любовью. (19)И когда девушка, которую я любил, уехала, и я понял, что это конец, то целый день, сцепив зубы, шатался за городом по бурьянным пустырям, сидел на обрывистом берегу реки и всем своим раненым сердцем как-то особенно чувствовал невыразимую красоту мягко мглеющей дали с синей полосой леса на горизонте, с серебристыми вспышками низкого солнца на крыльях пролетающих чаек... (20)Потом наступила осень, зима. (21)Я начал жизнь, которой был очень доволен. (22)По утрам я просыпался с чувством необыкновенной свежести, и первый глубокий глоток утреннего воздуха был прекрасным и с удовольствием отмечался сознанием. (23)На работе за день я совершенно не уставал. (24)Вернувшись в свою комнату, долго, прежде чем взять с полки книгу, рассматривал и разглаживал разноцветные корешки, наконец, брал что-нибудь самое любимое и садился под зеленоватый свет лампы... (25)Но однажды случилась у меня бессонная ночь. (26)Я вышел из дома, походил по хрустящему мартовскому насту и, чтобы скоротать время, стал отыскивать в небе знакомые созвездия и звезды. (27)И вдруг такая тоска по любви охватила меня, что я тут же проклял свою упорядоченную замороженную жизнь, свою чистую комнату, свои гимнастические гантели, и завертело меня с той ночи, как щепку, в половодье... – (28)Невеселые как будто истории я рассказал тебе, – снова за- говорил товарищ. – (29)Но все равно это – счастье, великое счастье– жить на Земле, многострадальной голубой планете... (По С.К.Никитину)
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему товарищ рассказчика говорит: «И вдруг такая тоска по любви охватила меня, что я тут же проклял свою упорядоченную замороженную жизнь, свою чистую комнату, свои гимнастические гантели, и завертело меня с той ночи, как щепку, в половодье...»
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «замороженная» (предложение 27).
Укажите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение.
Укажите ошибочное суждение.
Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
В каком слове правописание приставки определяется звонкостью следующего согласного.
В каком слове написание суффикса обусловлено тем, что в форме настоящего времени 1 лица единственного числа он изменяется.
К слову «выбрасывал» (предложение 8) подберите синоним и запишите его. Ответ: …………………………………………….
Замените словосочетание «бессонная ночь» (предложение 25) , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: …………………………………………………
Выпишите грамматическую основу предложения 24.
Среди предложений 4-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. Ответ: …………………………………………………
В приведённых ниже предложения из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве. Мы ушли очень далеко в тот день по лесистым, не захваченным полой водой буграм,(1) приглядывая места для завтрашней тяги. – Помнишь,(2) – сказал мой товарищ,(3) когда мы лежали,(4) отдыхая,(5) на солнечной стороне бугра,(6) плотно устланной палым дубовым листом,(7) – помнишь,(8) как давным-давно,(9) еще до войны,(10) мы пришли с одним ружьем в весенний лес,(11) увязли в мокром снегу,(12) а потом вот так же сидели на бугре против солнца,(13) сушили сапоги и ели черный хлеб с луком? Ответ: ……………………………………………………..
Укажите количество грамматических основ в предложении 27 . Ответ запишите цифрой. Ответ: …………………………………………………
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. По утрам я просыпался с чувством необыкновенной свежести,(1) и первый глубокий глоток утреннего воздуха был прекрасным и с удовольствием отмечался сознанием. На работе за день я совершенно не уставал. Вернувшись в свою комнату,(2) долго,(3) прежде чем взять с полки книгу,(3) рассматривал и разглаживал разноцветные корешки,(4) наконец,(5) брал что-нибудь самое любимое и садился под зеленоватый свет лампы... Ответ: …………………………………………………
Среди предложений 7-16 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных . Напишите номер этого предложения. Ответ: …………………………………………………
Среди предложений 24-28 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Ответ: ………………………………………………… Часть 3
Напишите сочинение – рассуждение, приняв в качестве тезиса слова С.Я.Маршака о роли словарей: Усердней с каждым днем смотрю в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: ^ В словах звучат укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете как словами С.Я.Маршака, так и собственным высказыванием. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста о том, что «великое счастье– жить на Земле, многострадальной голубой планете...» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Знаете ли вы эти дни апреля, когда в скрытых от солнца уголках еще лежит снег, еще пахнет им тревожно и шально воздух, а на припеках уже зеленеет трава, и хилый, сморщенный, вдруг сверкнет в глаза, как золотой самородок, первый одуванчик? В такие дни впервые отворяют окна, сметая с подоконников дохлых мух; в такие дни, блаженно улыбаясь, часами сидят у ворот на лавочках; в такие дни кажется, что счастье – это просто солнце, просто воздух, просто жизнь сама по себе. О, как мы ждали этих дней! У каждого городского человека случаются минуты, когда его начинают раздражать автобусы, афиши, прокуренные коридоры учреждений, и ему хоть ненадолго хочется сменить небо над головой. Откроет вечером форточку, хватит полной грудью весеннего воздуха, и кровь загудит в висках, спутаются мысли, захочется черт знает чего – дикой скифской скачки на коне, какой-нибудь драки, или хотя бы упругого, нагруженного запахами весны, влажного ветра в лицо. Тогда-то и начинает он, еще задолго до сезона, трепетно перематывать лески, набивать патроны, смолить лодку... И в добрый час! Я твердо верю, что путь к природе – это путь к прекрасному не только вне себя, но и в себе. Кто волновался, вдохнув буйный запах черемухи, видел, как раскрывается на рассвете точеный цветок лилии в тихой заводи реки, грустил, провожая взглядом осенний караван журавлей, проходил, как по сказке, по зимнему ельнику, – тот и в себе неизменно открыл что-то прекрасное. (Из рассказа С.К.Никитина «Голубая планета») …………………………………………………………………………………… Материалы подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 34 г. Владимира Савинова Елена Евгеньевна |
![]() | Во время первого чтения слушать сосредоточенно весь текст, выделять существенное, мысленно делить его на смысловые части, чтобы понять,... | ![]() | Ситуация Вы читаете диалог из одного рассказа. Вы хотите понять всю информацию |
![]() | Прослушайте текст второй раз. Во время второго прослушивания Вы можете корригировать свой выбор, если это необходимо. После второго... | ![]() | Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — (4)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил |
![]() | ... | ![]() | Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С/ и т д.), а затем ответ к... |
![]() | Затем я зачитываю Наставникам текст – и они вносят поправки. Так постепенно появляется сначала страница, потом ещё одна, потом ещё... | ![]() | Уведомление о пск, подготовленное для подписания клиентом (-ами) не должно содержать сносок. Текст, написанный жирным курсивом, является... |
![]() | Микроэлементы (железо, марганец, медь, цинк, фосфор, селен, кальций, калий, магний) | ![]() | Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца |