" ( ) "День искупления". Называют его также




Название" ( ) "День искупления". Называют его также
Дата публикации16.07.2013
Размер65.3 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Астрономия > Документы
Продолжение лекции Гейзеля

День Суда

Решающее заседание Суда, начавшегося в Рош hа-Шана, происходит 10-го тишрея. Этот день называется "Йом-Кипур" () или "Йом hа-Кипурим" () - "День искупления". Называют его также "Йом hа-Дин" (), а в русских переводах "Судный День" (выражение "День Суда" используется и для Йом-Кипур, и для Рош hа-Шана).


В этот день евреи желают друг другу успешного окончания Суда и говорят: "Гмар хатима това!" () - "^ Заверши [Суд] хорошей печатью [приговора]!"

Об этом дне говорят в Торе строки, следующие за строками о Рош hа-Шана : "А в 10-й день 7-го месяца [тишрей] - День Искупления, будет у вас святое собрание; изнурите [постом] ваши души и приносите Всевышнему жертву всесожжения. И никакой работы не делайте в течение всего этого дня, потому что это - День Искупления..." ("Ваикра", 23:27-28).

Дата 10-го тишрея установлена в Торе. Даже если этот день приходится на Субботу - Йом-Кипур не переносится.

Дата эта неслучайна. Традиция рассказывает:

Когда Моше-рабейну после 40-дневного пребывания на горе Синай вернулся со скрижалями завета, он увидел, что еврейский народ, не дождавшись его прихода, поставил себе идола - золотого тельца. Тогда в гневе разбил Моше-рабейну скрижали. После раскаяния всего еврейского народа Моше снова поднялся на гору Синай - это произошло 1-го элула. Он снова пробыл там 40 дней - чтобы вернуться с новыми скрижалями. Легко сосчитать, что 40-й день - это в точности исход 10-го тишрея, то есть Йом-Кипур.

Таким образом, 10-е тишрея - день, когда Всевышний простил еврейский народ (поскольку даровал ему новые скрижали), о чем сказал Он Моше: "Я простил [евреев] по твоему слову". Эти слова постоянно повторяются в молитвах Йом-Кипур - как напоминание о том, что молитва может изменить приговор Суда.




День поста

Итак, у Судного дня есть две стороны: с одной стороны, это - вовсе не день скорби, а праздник, когда запрещено работать (как в Субботу), но с другой стороны - это день поста.

Пост длится целые сутки - с захода солнца вечером 9-го тишрея до выхода первых звезд вечером 10-го тишрея. Но, поскольку Йом-Кипур - это еще и праздник, а в праздник по традиции проводят две праздничные трапезы, - первая трапеза проводится днем непосредственно перед наступлением поста, а вторая - сразу после окончания Йом-Кипур. Как и для всех праздничных трапез, традиция требует, чтобы еда была вкусной и обильной.

В течение всего поста запрещено:

- пить и есть;
- умываться;
- использовать духи, кремы и т. д.;
- одевать кожаную обувь.

Еще раз отметим: этот день - пост, даже если он приходится на Субботу.




Накануне Судного дня

Судный день - это день, когда Всевышний завершает суд над каждым человеком. Человек старается "улучшить" предстоящий приговор. Как?

Еврейская традиция говорит: для этого есть три пути - искреннее раскаяние ("тшува"), молитва ("тфила" - ) и "цдака" ( - благотворительность).

Раскаянию посвящены все Грозные Дни.

Что касается молитвы, то достаточно зайти в этот день в любую синагогу мира, чтобы увидеть: никогда столько евреев одновременно не приходят молиться. В этот день приходят даже те, кто не приходил в синагогу в течение всего года.

Благотворительность (цдака) - это отдельная важная заповедь, соблюдать которую надо всегда. Но в канун Судного Дня традиция рекомендует жертвовать на цдаку больше, чем обычно.

Итак, "тшува", "тфила" и "цдака" могут изменить приговор в лучшую сторону, "исправить" совершенные человеком проступки. Однако, - говорит традиция, - речь идет только о проступках, сделанных человеком по отношению к Всевышнему. Что же касается проступков, совершенных человеком по отношению к другим людям, - Судный День не может искупить их. Это должен сделать только сам человек.

Поэтому перед наступлением Йом-Кипур еврей просит у каждого человека, которого он, может быть, обидел чем-то, простить его. Если это необходимо, он старается уладить возникшие недоразумения, загладить обиды, исправить допущенные несправедливости. С другой стороны, очень важно не быть злопамятным и самому простить того, кто искренне просит о прощении.

Как и в Субботу, в этот день благословляют детей. Но на этот раз делают это не после вечерней молитвы, а днем перед наступлением Судного Дня.

В Йом-Кипур принято одеваться в белые одежды, символизирующие очищение от грехов и милосердие, на которое человек надеется в Суде.




Молитвы Судного дня

Нет другого дня в еврейском календаре, когда евреи молятся так же много, как в Йом-Кипур.

Большинство молитв Судного Дня по составу - такие же, как и в Субботу: после утренней молитвы - чтение Торы по свитку, hафтара и Мусаф. Разница состоит в том, что в этот день все эти молитвы длятся гораздо дольше, чем в субботу или другие дни.

Кроме того, в ^ Йом hа-Кипур есть и дополнительные молитвы.

Перед началом вечерней молитвы читается короткая (еще в дневное время) "Тфила зака" () - "чистая молитва". Это скорее не молитва, а вступление к молитве - тихий рассказ человека о том, что он понимает, какой Суд начнет сейчас свое решающее заседание, и как тяжело ему оправдаться на этом Суде, но все же выражает надежду, что Всевышний даст ему возможность выстоять.

Затем открывают арон hа-кодеш (см. часть 1, раздел "Синагога и молитва") и читают "Коль нидрей" ( - "все обеты..."). Содержание "Коль нидрей" - просьба снять с человека все обеты, принятые им по ошибке или под давлением обязательства, несовместимые с заповедями Торы и с искренними побуждениями сердца.

Обычай читать "Коль нидрей появился давно (примерно 1800 лет назад) и принят сегодня во всех еврейских общинах. Особую актуальность приобрел он в те времена, когда в некоторых странах евреев силой заставляли вести себя по-нееврейски.

Перед ^ Мусаф в память об умерших читают "Поминальную молитву"; на иврите она называется "Йизкор" (- "Вспомнит") или "hазкарат нефашот" ( - "напоминание о душах [умерших]"). Читают ее в Йом-Кипур и еще три раза в году: в Шмини-Ацерет, в 7-й день Песаха и в Шавуот. Читать эту молитву может только тот, у кого умер кто-то из родителей. В молитве вспоминаются все умершие родственники, а также те умершие близкие люди, у которых нет близких родственников и прочитать "Йизкор" некому. Отдельно упоминаются те, кто погиб мученической смертью, защищая Тору или еврейский народ. В это число включается каждый еврей, убитый только за то, что он - еврей.

В Государстве Израиль и во многих еврейских общинах мира в "Йизкор" включена молитва в память о шести миллионах евреев, убитых в годы 2-й мировой войны немецкими убийцами и их пособниками, а также молитва памяти солдат, погибших за Государство Израиль.

"Видуй" ("признание"), о котором мы говорили в главе "Рош hа-Шана", в этот день - особая молитва, которую читает каждый человек.

В Йом-Кипур читается "Книга Йоны". Это одна из книг ТаНаХа. Она рассказывает о том, как пророк ^ Йона был послан к жителям города Нинве (Ниневия), чтобы сообщить им: за их преступления город будет перевернут. Пророк пытается не выполнить поручения, но в конце концов, после тяжелых испытаний, прибывает в Ниневию и сообщает им решение Всевышнего - что, в свою очередь, приводит жителей города к раскаянию. Вся эта книга посвящена тшуве.

Исход Судного дня

Есть еще одна большая молитва, которая читается только в Судный День. Она называется "Неила" () - "Закрытие". Она называется так потому, что в эпоху Храма ее читали на исходе Йом-Кипур - во время закрытия Храмовых ворот.

Ее чтение завершается в момент окончания Судного Дня - то есть к выходу первых звезд. После этого трубят в шофар - то, что было символом Суда, завершает Суд.

У этого трубления, однако, имеется своя история. На этот раз трубление напоминает, что во времена Храма в шофар трубили при наступлении каждого пятидесятого года, называемого поэтому словом "йовель" (), означающего "бараний рог", то есть "шофар". С наступлением этого года, согласно Торе, все участки земли возвращались их первоначальным владельцам - независимо от того, кому они были проданы за это время; хозяева освобождали всех рабов - включая тех, кто предпочел бы не освобождаться. Таким образом, год йовель восстанавливал социальную справедливость - что бы ни произошло до этого.

На исходе Судного Дня евреи трубят в шофар - и тем самым выражают надежду, что приговор Суда также восстановит их чистыми, даже если за прошедший год они совершили ошибки.

Год йовель - одна из тех заповедей, которые остались сегодня еврейскому народу только как воспоминание о том, как может и должен жить еврейский народ в еврейской стране. Но так же, как весь Судный День еврей надеется на очищающий приговор, - он надеется и на окончательно очищающий приговор для всего народа Израиля.

И поэтому после звуков шофара все евреи поют: "В следующем году - в отстроенном Иерусалиме!".
И все-таки праздник

Несмотря на то, что Йом-Кипур - это пост, есть в нем многое, что напоминает Субботу. А именно:

- в этот день нельзя работать;
- перед Йом-Кипур зажигают свечи;
- благословляют детей;
- в этот день не надевают тфилин;
- после утренней молитвы добавляют Мусаф;
- ^ Тору читают по свитку;
- читают hафтару;
- после окончания Йом-Кипур - hавдала и трапеза (как на исходе Субботы).

Это означает, что Йом-Кипур является... праздником, подобным субботе! И это действительно так: потому что для праведников Суд - не трагедия, а именно праздник торжества Высшей Справедливости. Только надеясь на эту справедливость, евреи могли в течении двух тысяч лет повторять, как на исходе Судного Дня, с полной уверенностью: "бе-шана hа-баа бИрушалаим!" (), что означает на иврите: "В следующем году - в Иерусалиме!".

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\" ( ) \"День искупления\". Называют его также iconРеувен Пятигорский
Осенними мы вправе назвать три еврейских праздника, идущие один за другим в месяце тишрей: Рош ха шана (он же День Суда), Йом-Кипур...

\" ( ) \"День искупления\". Называют его также icon24 марта – Всемирный День борьбы с туберкулезом
Ежегодно во всем мире проводится День борьбы с туберкулезом. Именно в этот день, 24 марта 1882 года, доктор Роберт Кох доложил об...

\" ( ) \"День искупления\". Называют его также iconК Титу 1: 7 "Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель,...
Ефесянам 4: 29-31 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать...

\" ( ) \"День искупления\". Называют его также iconВо всех Его атрибутах Он безграничен. Что говорит Библия на счет Божьей бесконечности?
«Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа» (Пс. 70: 15). О величии Бога Павел восклицает:...

\" ( ) \"День искупления\". Называют его также iconПрограмма тура 1 день Прибытие в Гродно. Сбор группы на ж/д вокзале...
Гродно расположен на высоком берегу реки Неман. Город основан в 12 веке как западный форпост Киевского княжества. Его по праву называют...

\" ( ) \"День искупления\". Называют его также iconПрограмма тура: 1-й день: Баку Прибытие в Баку. Трансфер и размещение в отеле. 2-й день
Морского Вокзала. Утопающий в зелени Бульвар украшают каналы с перекинутыми через них мостиками. Бакинцы называют этот уголок Венецией....

\" ( ) \"День искупления\". Называют его также iconНезависимо от того, празднует Ваша компания Всемирный день яйца каждый...
Всемирный день яйца; день, когда мы можем распространить по всему миру послание в поддержку нашего продукта питания и рассказать...

\" ( ) \"День искупления\". Называют его также iconСогласован
Знаменской средней общеобразовательной школы, порядок его создания, деятельности, формирования его имущества, его цели, задачи и...

\" ( ) \"День искупления\". Называют его также iconЗакона. Глава Этика искупления
Конкретные вопросы этики Часть о последних вещах. Этика эсхатологическая

\" ( ) \"День искупления\". Называют его также iconЖурналист тер я ет профессию
Что ни день, то родная редакция готовит сюрприз. На сей раз вашему корреспонденту несколько неожиданно предложили отправиться на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница