Искусство по-прежнему в долгу. Перед учителем из города Вятки, который еще в XIX веке придумал




Скачать 78.59 Kb.
НазваниеИскусство по-прежнему в долгу. Перед учителем из города Вятки, который еще в XIX веке придумал
Дата публикации14.07.2013
Размер78.59 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Астрономия > Документы



ПРО КИНО




Искусство по-прежнему
в долгу. Перед учителем
из города Вятки, который
еще в XIX веке придумал,
«как покорить космиче-
ское пространство
с помощью реактивного
двигателя». Перед
гениальными конструк-
торами, изобретавшими
в «шарашках» межпла-
нетные корабли. Перед
простыми парнями,
преодолевшими земное
тяготение, рискуя жиз-
нью, не говоря уж о здо-
ровье. Художественных
картин о покорителях
космоса до обидного
мало. Сначала тема
была полузапретной.
Потом у кино не хватало
денег. Теперь оно боится
быть пафосным,
признать без ложной
скромности: да, мы были
первыми. Но ведь были!




ергей Королев в момент запуска
космического корабля «Восток»


«Укрощение огня»
(1972)


Фильм о конструкторе Сергее Пав-
ловиче Королеве представлял со-
бой официозную версию его био-
графии. Главный герой был на-
зван Андреем Башкирцевым,
но ни для кого из зрителей не бы-
ло секретом, о ком идет речь
в «Укрощении огня». Хотя даже
хоронили Королева пусть и с пом-
пой, но без настоящих регалий.

Можно только посочувствовать
автору сценария и режиссеру кар-
тины Даниилу Храбровицкому.
Все фильмы о космонавтах, а тем
более о конструкторах космиче-
ских аппаратов, подвергались
строгой цензуре. Невозможно бы-
ло рассказать и о том, что Королев
был репрессирован и провел не-
сколько лет в лагере под Магада-

ном. В «Укрощении огня» возни-
кали умолчания и вынужденные
неточности вроде той, что испыта-
ние «катюши» проводилось Баш-
кирцевым (Королевым) на фрон-
те. На самом деле в ту пору конст-
руктор работал в ЦКБ-29 при
НКВД, то есть в «шарашке».

Пришлось также «подкоррек-
тировать» независимый характер
героя. К примеру, реальный Ко-
ролев никогда не поехал бы на
поклон в политбюро, чтобы утря-
сти технические проблемы, как
это показано в фильме. Известно,
что своенравный главный конст-
руктор не очень-то прислушивал-
ся к указаниям сверху и готов был
к любым конфликтам, чтобы от-
стоять свое мнение.

А эпизод, в котором Башкир-
цев любовно дышал на поверх-









^ Юрт

и Сергей Королев




ность спутника и затем заботливо
протирал его рукавом, даже вы-
зывал у технически образован-
ной публики смех. Аппарат, под-
готовленный к запуску в космос,
нельзя было не то что тронуть,
на него и дышать никто бы не по-
смел. Наверняка об этом говорил
консультант картины — соратник
Королева, гениальный конструк-
тор Алексей Михайлович Исаев.
Но если киношникам что-то нуж-
но, им никто не указ.

Когда на Байконуре снимали
вывоз ракеты на пусковое устрой-
ство, оператор потребовал вер-
нуть ее на исходные позиции
и вывезти еще раз. В этот момент
взошло солнце, и оператору хо-
телось снять эффектный кадр
на фоне солнечного диска. «Да
это же не учебная, а самая насто-
ящая, боевая ракета, ее нельзя
возить туда-обратно! — возму-
тились байконурские испытате-
ли. — Что американцы скажут?
Их спутники-разведчики висят
над Байконуром, видят все вплоть
до футбольных мячей. А тут бое-
вую ракету назад потащим, слов-
но неумехи какие-то?!»

Но киношники на своем насто-
яли: за красивый кадр можно
и репутацией державы рискнуть.

Рисковали и здоровьем актри-
сы Ады Роговцевой, исполнявшей
в фильме роль жены Башкирцева,
Натальи. Мало того, что снима-
лась она беременной, в Крыму —
в 40-градусную жару — ее лицо,
грудь и руки покрыли морил-
кой, чтобы выглядела загорелой.
Впрочем, актер, как космонавт,
все выдержит.

Андрея Башкирцева сыграл
один из самых популярных акте-
ров советского кино Кирилл Лав-
ров, щедро наделивший героя
своей харизмой. За эту роль он
получил Государственную премию
РСФСР и был признан лучшим ар-
тистом 1972 года.
Небольшую,
но чрезвычайно важ-
ную роль Юрия Гага-
рина сыграл не про-
фессиональный ак-
тер, а художник рек-
ламного агентства
Лавр Лындин, кото-
рого члены съемоч-
ной группы «Укроще-
ния огня» примети-
ли в ресторане Дома
кино.

«Снималась сцена
знакомства Башкир-
цева с будущим кос-
монавтом, — вспоми-
нает Лавр. — Моими
партнерами по съем-
ке оказались настоя-
щие летчики-испыта- «
тели, известные асы, 1
знавшие Юрия Гага- Э
рина. Их рассказы о легендарном
космонавте, советы и помощь во
время работы над ролью оказа-
лись бесценными. Никогда не за-

буду, как один из них сказал мне
одобрительно: «Похож!» Это бы-
ла для меня самая большая по-
хвала».
«Так начиналась
легенда» (1976)


Фильм режиссера Бориса Гри-
горьева повествовал о детстве
Юрия Гагарина. Война, голод, ок-
купация села, где жила семья Га-
гариных, угон в Германию старше-
го брата и сестры — все это,
по словам первого космонавта
планеты, сформировало его хара-
ктер. Сюжет фильма вполне от-
вечал канонам детских картин
о войне: Юра как мог вредил фа-
шистам, помогал советским лет-
чикам, спас братишку от рас-
правы фельдфебеля, участвовал
в восстановлении разрушенной
школы.













Мать Юры, Анну Тимофеевну,
сыграла актриса Лариса Лужи-
на. Перед съемками она съезди-
ла в Гжатск, чтобы познакомить-
ся с матерью первого космонав-
та. Актриса вспоминает: «Анна
Тимофеевна жила в небольшом
одноэтажном каменном домике.
В прежнем доме устроили музей,
который в принципе Анна Тимо-
феевна и содержала: убирала,
мыла, принимала туристов, води-
ла экскурсии. Обычная, простая
русская женщина, она встретила
меня тепло. Я старалась запом-
нить манеру ее поведения. По-
том, на съемках, мне это приго-
дилось».

Олег Орлов, сыгравший Юру
Гагарина, в кино больше не сни-
мался. А вот Светлана Пономаре-
ва, исполнившая роль его под-
ружки Насти, снялась в фильмах
«Любимая женщина механика
Гаврилова» и «Талисман».

«Взлет» (1979)

Эта поэтическая картина посвя-
щена биографии основополож-
ника современной космонавти-
ки — Константина Эдуардови-
ча Циолковского. Казалось бы,
на главную роль просто напра-
шивался Иннокентий Смоктунов-
ский, обладавший удивительным
портретным сходством с Циол-
ковским. Но актер уже сыграл эту
роль в фильме «Укрощение ог-
ня». Выбор режиссера Саввы Ку-
лиша («Мертвый сезон»), нико-
гда не искавшего стандартных
путей, пал на... поэта Евгения
Евтушенко.

Явно не лишенный актерского
дарования поэт до этого дважды
имел шансы сняться в кино.
В первый раз итальянский режис-
сер Пьер Паоло Пазолини возна-
мерился отдать Евтушенко роль
Христа в своем фильме «Еван-
гелие от Матфея». Смелая идея

не воплотилась в жизнь отчасти
по причине того, что советские
граждане за рубежом не сни-
мались, а если и снимались, то
не в таких ролях. Второй раз иде-
ей сделать Евтушенко актером за-
горелся Эльдар Рязанов, замыш-
лявший экранизацию «Сирано де
Бержерака». По мнению режис-
сера, поэта должен был играть
поэт. Но фильм, как известно,
снят не был.

А вот экранным Циолковским
поэт все-таки стал. Хотя, по мне-
нию Евтушенко, Савва Кулиш
сделал ошибку, когда отдал ему
эту роль. «Он немножко зажимал
меня, хотел, чтобы Циолковский
походил на того Циолковского,
про которого он читал, — сетует
поэт. — Он не давал мне быть
самим собой, а у настоящего
актера роль получается, когда
к ней примешивается что-то лич-
ное. Помните эпизод, когда жена
предлагает Циолковскому уехать
во Францию? Тот отказывался со
словами: «Когда все будут ездить
в Париж, тогда и мы с тобой по-
едем». Она спрашивает: «Почему
ты, Костя, не можешь быть, как
все?» А он отвечает: «Почему не
могу? Я такой, как все». И вот тут

я предложил Савве эпизод: Ци-
олковский, играющий в карты,
Циолковский, входящий в дом
женщины легкого поведения
и так далее. Мы сняли все это.
Это было просто шикарно — та-
кой выход из образа невероят-
ный! Легкомысленный Циолков-
ский!»

Но Кулишу, видимо, легкомыс-
ленный Циолковский не пришел-
ся по вкусу, и полеты фантазии
Евтушенко он в окончательный
вариант фильма не включил.

Сам Евтушенко так сжился
с ролью, что однажды пришел
прямо со съемок в гриме и кос-
тюме Циолковского на официаль-
ный поэтический вечер и в таком
виде стал со сцены читать свои
стихи.

Работа в фильме «Взлет»
вдохновила Евгения Евтушенко
попробовать себя в режиссуре,
и он снял фильмы «Детский сад»
и «Похороны Сталина».

«Королев» (2006)

Режиссер Юрий Кара снял этот
фильм к столетию великого кон-
структора «по заявке» космонав-
тов. Для самого режиссера и Ко-
ролев, и космос значат многое.
















Знаменитые кадры хроники, ставшие символом
юй эпохи, часто используются в современном
кинематографе («Космос как предчувствие», 2005)




«Как сейчас помню, — рассказы-
вает режиссер, — как в детском
саду вбежала воспитательница:
«Юра, твой тезка в космос поле-
тел!» Как многие его сверстники,
Кара в детстве мечтал стать кос-
монавтом, потом читал книги
о космосе, смотрел фильм «Укро-
щение огня».

В основном «Королев» посвя-
щен тем годам жизни конструкто-
ра, которые остались за кадром
в «Укрощении огня». Это арест,
допросы, ГУЛАГ.

Не сразу был выбран актер на
главную роль. Продюсеры хотели
видеть в роли Королева Сергея
Безрукова или Евгения Мироно-
ва, но режиссеру мешал шлейф
уже сыгранных ими ролей. Пер-
вый экранный Королев — Ки-
рилл Лавров — предложил кан-
дидатуру Егора Бероева. Но он
показался Каре не подходящим
по психофизическим данным.

Выбор режиссера пал на Сер-
гея Астахова, который, по мнению
режиссера, «своим пронзитель-
ным взглядом поразительно схож
с Королевым».

На съемках Сергею Астахову
пришлось перенести немало ис-
пытаний — то идти дубль за дуб-

лем по пояс в сне-
гу в 40-градусный
мороз, то, наобо-
рот, в 40-градус-
ную жару брести
в клубах пыли,
поднимаемых ло-
пастями вертоле-
та. Однажды Сер-
гей даже попал
в КПЗ. В Таджики-
стане погранични-
ки приняли съе-
мочную группу за
наркоторговцев,
а отдуваться при-
шлось Астахову,
пока коллеги его
не вызволили.
Но работой актер
остался доволен.
Вот только, по его
словам, в фильме
ему не хватает
«поэзии неба», а в сюжете слиш-
ком большой перекос «в сторону
лагерей».

Циолковского сыграл Сергей
Юрский. Над ним режиссер ре-
шил пошутить. Позвонил народ-
ному артисту по телефону и пред-
ложил роль велосипедиста. Юр-
ский, человек ироничный, отве-

тил: «Ну что ж, велосипедиста, так
велосипедиста». Тут Кара при-
знался, что на велосипеде будет
ездить Циолковский.

Мать Королева, женщину не-
обычайно сильного характера,
которая не боялась хлопотать за
репрессированного сына, сыграла
Наталья Фатеева.

Роль жены исполнила Виктория
Толстоганова. По мнению режис-
сера, это ее лучшая роль в кино.

«Королев» озвучивался
на одной из голливудских студий,
так как, по словам Юрия Кары, там
большая библиотека звуков и мощ-
ная звукорежиссерская школа. ■
Валерия Горелова











Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Искусство по-прежнему в долгу. Перед учителем из города Вятки, который еще в XIX веке придумал iconМагнитное взаимодействие токов
Магнитные явления были известны еще в древнем мире. Компас был изобретен более 4500 лет тому назад. В европе он появился приблизительно...

Искусство по-прежнему в долгу. Перед учителем из города Вятки, который еще в XIX веке придумал iconМассимо каталани искусство обыкновенного
Естественно, что так думали русские мастера еще в девятнадцатом веке, видя в итальянской классике образец для подражания. Это притяжение...

Искусство по-прежнему в долгу. Перед учителем из города Вятки, который еще в XIX веке придумал iconНо только к началу XIX века дуэль стала явлением культуры
В XIX веке русская культура пережила невиданный взлет, приобрела всемирное значение. Неповторимое своеобразие культуры этого периода...

Искусство по-прежнему в долгу. Перед учителем из города Вятки, который еще в XIX веке придумал iconСегодня в Риге начинает курсировать туристический трамвай, который...
Чала ХХ века. До 2006 года он ходил по маршруту 11-го трамвая до Межапарка и еще послужит на славу нашего города. Он сам как экспонат...

Искусство по-прежнему в долгу. Перед учителем из города Вятки, который еще в XIX веке придумал iconТриединая цель урока
Триединая цель урока это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце...

Искусство по-прежнему в долгу. Перед учителем из города Вятки, который еще в XIX веке придумал iconВиктор ерофеев, писатель («Огонек»)
Он потому и возможен, что в европейском воздухе разлит ужас перед терроризмом — новым образом волка, который везде и нигде, который...

Искусство по-прежнему в долгу. Перед учителем из города Вятки, который еще в XIX веке придумал iconДавно отмеченный Грибоедовым недуг части русской общественности в...
Западом, перед иностранцами главным образом потому, что они — иностранцы,— сказался и на посмертной участи Ушакова. Только в наши...

Искусство по-прежнему в долгу. Перед учителем из города Вятки, который еще в XIX веке придумал iconПоло-возрастной аспект брачных отношений в Коми крае в XIX веке
Аннотация статьи «Поло-возрастной аспект брачных отношений в Коми крае в XIX в.» Вишняковой Д. В. Ключевые слова: демография, брачный...

Искусство по-прежнему в долгу. Перед учителем из города Вятки, который еще в XIX веке придумал iconВыделение психологии в самостоятельную науку в XIX веке. Психологическая...
Выделению психологии в самостоятельную науку способствовали открытия в физиологии и анатомии мозга, открытия в биологии, активное...

Искусство по-прежнему в долгу. Перед учителем из города Вятки, который еще в XIX веке придумал icon10. этой революцией был вызван стремительный рост городов в XIX веке
Самыми такими городами признаются Иерихон и Чатал-Хююк. Древними. (8-7 тысячелетия до н э.)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница