Куда пока шагает впк?




Скачать 56.02 Kb.
НазваниеКуда пока шагает впк?
Дата публикации10.09.2013
Размер56.02 Kb.
ТипВопрос
vbibl.ru > Военное дело > Вопрос
Куда пока шагает ВПК?

Диагноз ясен: наш отечественный военно-промышленный комплекс жив. Рука так и тянется настучать: ПОКА жив. Он куда-то пока еще шагает, двигается, но, возможно, уже просто по инерции…

В свое время, несколько лет назад, при правительстве России была даже создана специальная военно-промышленная комиссия. Целью создания комиссии на постоянной основе тогда провозглашалось: восстановление взаимодействия между предприятиями военно-промышленного комплекса и госзаказчиками, которое было потеряно в последнее время.

«ВПК создана для того, чтобы эффективно использовать народные деньги, чтобы вооруженные силы получали современную технику по реальным ценам, а не по заоблачным, которые порой ничем не обоснованы», -- цитировал Интерфакс слова руководителей нового ведомства. Возглавил комиссию вице-премьер Сергей Иванов, его первым замом стал Владислав Путилин.

Спору нет, народную копеечку надо использовать эффективно. Но все чаще в применении к ВПК вспоминаются мудрости про «рыбу и голову» и про то, что «чистят рыбу все-таки с хвоста». Все чаще «ломаются» сроки выполнения гособоронзаказов в различных отраслях, достаточно часто страдают и военные заказы иностранных партнеров России. Но достается за срывы в первую очередь «хвосту», а не «голове».

Например, в минувшем году «слетел» со своей должности гендиректор крупнейшей в Европе военной верфи «Севмаш» (Северодвинск, Архангельская область) Владимир Пастухов. Официально – за срыв сроков ремонта и модернизации для Индии авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» и за неправильный расчет стоимости контракта. Как-то умолчалось в тогдашних публикациях на эту тему, что стоимость контракта определялась далеко не на «Севмаше». И что вообще сама идея переделать для Индии российский мини-авианосец не имеет «северодвинских корней». Многие корабелы «Севмаша» говорили еще тогда, летним днем 1999-го, когда полуржавый корпус «Горшкова» притащили «за ноздрю» к заводской стенке: на верфи, где отлично умеют строить атомные подводные лодки, могут не «потянуть» ремонт и модернизацию огромного надводного монстра. Не та специфика у верфи. Помнится, известный военно-морской аналитик из Северодвинска Олег Химаныч вспоминал в одном из своих «горшковских» материалов слова члена экипажа корабля: «Этот авианосец утопит ваш завод…». Пророчество мрачное, но, как видите -- если не сам завод, то его директора этот заказ точно «утопил».

В общем, это вопрос вопросов: почему не всегда контракты на поставку нашей боевой техники прорабатываются достаточно глубоко, всесторонне и с учетом всех обстоятельств и нюансов? Иначе как скандальной теперь не назовешь эту «навеянную Москвой» ситуацию, сложившуюся с модернизацией для Индии «Адмирала Горшкова» (индийское название «Vikramaditya»).

«Севмаш» не в состоянии выполнить эту работу за ту сумму, которую готовы дать индийцы. Лица, подписывавшие контракт с российской стороны, не знали или не понимали, что за такие деньги серьезную модернизацию провести невозможно? Работа стоит гораздо дороже. И теперь приходится объяснять заказчикам, что они должны доплатить чуть ли не столько же, сколько уже заплатили. Судя по последним данным, ситуация с «Горшковым» все-таки уладится, индусам мини-авианосец нужен очень, и они могут смиряться с дополнительными тратами. Но согласитесь – никакими суммами уже не измерить урон имиджу нашего ВПК…

Даже первый вице-премьер правительства, председатель Военно-промышленной комиссии Сергей Иванов и его зам Владислав Путилин вынуждены были признать, что некоторые предприятия отечественного оборонно-промышленного комплекса просто не состоянии выполнить гособоронзаказ или заказ инопартнеров. Что тут удивляться, что в армию и на экспорт идут, мягко говоря, недоработанные образцы.

«Причины такого положения хорошо известны, – говорил не так давно на конференции в Академии военных наук Владислав Путилин. – Разговор о них в различных форматах, в том числе и во всех ветвях власти, приобрел ритуальную форму. Но организовать согласованную работу федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций по их устранению не всегда удается».

К кому обращен такой пассаж Путилина? Не иначе, как к себе. Вспомним, для чего создавалась комиссия по ВПК? Поднимитесь на несколько абзацев выше: «…для восстановление взаимодействия между предприятиями военно-промышленного комплекса и госзаказчиками». Получается, что Путилин косвенно признал, что его же комиссия по ВПК своих задач попросту не выполняет?

Несмотря на принятые правительством меры по созданию оборонно-промышленных холдингов (авиационного, судостроительного и других), реальной отдачи от этой работы нет. Во всяком случае, ПОКА. «Внутри этих образований идет борьба за ресурсы...» – пишет «Коммерсантъ» Ага, вот оно, ключевое слово, которое, увы, ассоциируется с нашим ВПК: ресурсы.

Уже у многих стерлись из памяти события, связанные с гибелью подводной лодки «Курск». У меня ничего не стерлось. В свое время мне много приходилось писать по этому поводу. И вот что вспоминается: тогда вызывало удивление, почему Россия обратилась за помощью в подъеме «Курска» к иностранцам, хотя (практически все военно-морские эксперты это признают) вполне могла обойтись своими силами? Ведь были же российские технологии (да, собственно, и сейчас есть), с помощью которых можно было поднять «Курск», причем страна могла бы потратить на это гораздо меньше средств. Сейчас начинаешь пронимать: ключевое слово тут – «дешевле». Ныне вышедший в отставку вице-адмирал, у которого через два года после событий с «Курском» я брал интервью, сказал: да кому же там надо было «дешевле-то»? От «дешевле» отпилить нечего… Остается вопрос: кто «лоббировал» иностранный вариант подъема «Курска»? Хотя о чем это я… Разбираться поздно. Как говорится, «а те далече»…

Или ситуация с гибелью АПЛ «К-159» в августе 2004-го. Тоже немало публикаций мне пришлось тогда готовить, разбираться, что к чему. Старая подлодка затонула, потеряв плавучесть при буксировке на утилизацию. Но одновременно с ней буксировалась на утилизацию такая же старая лодка класса «Виктор», которая успешно дошла. По мнению специалистов, дошла та лодка без проблем потому, что ее цистерны главного балласта были полностью заполнены вспененным полистиролом. То есть делай с ней что хочешь – не утонет. Недорогая и эффективная технология, разработанная на северодвинском (Архангельская область) предприятии «Северный рейд» к тому времени успешно применялась на всех флотах. И почему цистерны буксируемой «К-159» были заполнены полистиролом лишь по «стояночному» варианту – загадка. Кому из начальников хотелось тогда сэкономить «три копейки»? Кто подсунул под подпись флотских должностных лиц бумагу с разрешением на буксировку, кто их убедил, что «все будет хорошо»? Разбираться в этом, наверное, уже нет смысла. Лодка-то уже утонула. Убытки – со многими нулями. «А те далече».

«Далече» – в том смысле, что, наверное, где-то в высоких руководящих креслах. Иначе у нас в России и не бывало…

Но не только в судостроении обстановка сложная, как на войне. Цитирую довольно авторитетное издание, «Независимое военное обозрение»: «Один из самых ярких примеров – стремление вывести все авиастроительные компании из Москвы в подмосковный Жуковский на базу ЛИИ имени Громова и ЦАГИ имени Жуковского, создание в этом городе единого авиационного центра. Что получится из этой затеи, пока не ясно. Но ясно, что за каждый гектар земли, где сейчас размещены КБ и опытные заводы фирмы «МиГ» и Сухого, а это районы столичных улиц Поликарпова, Беговой, Ленинградского проспекта и метро «Войковская», будут выручены огромные деньги (счет идет на миллиарды долларов), которые вряд ли пойдут на организацию авиационного производства и создание перспективной авиатехники».

В общем, судя по всему, не все так гладко в могучей нашей комиссии по ВПК. И про «рыбу и голову» не все еще сказано. Вот, кстати, последние пример, о котором вовсю пишут в эти дни местные северодвинские газеты. Подчиненный г-на Путилина, член комиссии по ВПК Владимир Поспелов является одновременно председателем Совета директоров питерского ОАО Концерн» «Океанприбор» -- предприятия, которое, судя по многочисленным публикациям в прессе, активно поглощает те организации, которые должны ему немалые, многомиллионные суммы. Почило в бозе замечательное некогда предприятие «Ахтуба» (Волгоград) – «Океанприбор» поглотил его вместе со 170-миллионными долгами… самому себе. В публикациях по «Ахтубе», кстати, часто звучало слово «рейдерство». Что-то похожее происходит с заводом «Прибой» (Таганрог). Да и остальные «составные части» «Океанприбора» (их еще пять) существуют не лучше. А теперь угадайте, в курсе ли этих событий г-н Путилин? Ну, если не в курсе, то смею вспомнить его же выражение про «ритуальную форму» (вернитесь на несколько абзацев выше). И многое станет понятным.

Из 37 холдингов, которые должны были работать в оборонно-промышленном комплексе России к концу 2007 года, пока полностью созданы только 16. Об этом заявил Владислав Путилин, выступая на конференции в Академии военных наук. "Экономическая безопасность - фундамент. Все остальное, включая военную безопасность, - производные", - полагает Путилин. Военные из Академии этому тезису, надо думать, немало удивились. Нужно еще цитировать?

Андрей Михайлов, Северодвинск

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Куда пока шагает впк? iconУтвержден на Учредительном собрании Региональной общественной организации...
Области «За возрождение впк», именуемая в дальнейшем «Организация», является основанным на членстве независимым общественным объединением,...

Куда пока шагает впк? iconСреднесрочные тенденции развития впк
В работе предлагается как анализ детерминантов развития, так и возможные меры противодействия наметившимся негативным тенденциям

Куда пока шагает впк? iconОлимпиадные задания для 10 класса
Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда… Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Оставаться тошно…...

Куда пока шагает впк? iconКуда инвестировать свои накопления???
Как только человек научился откладывать 10% со всех своих доходов и эта сумма ежемесячно пополняется у человека возникает вопрос?...

Куда пока шагает впк? icon«Обыкновенное чудо» недвижимости Израиля
И стоит отметить, что для подобных выводов есть все основания – иностранный капитал действительно «широко шагает» по израильскому...

Куда пока шагает впк? iconКуда, придя с работы или учебы, первым делом наведываются ваши домашние?
Куда, придя с работы или учебы, первым делом наведываются ваши домашние? Куда устремляются ваши друзья, войдя в квартиру? Конечно,...

Куда пока шагает впк? iconСентябрь — вечер года, месяц тишины и покоя. Осень только начинается,...
Г практически на всех водоемах. Щука еще стоит в зарослях и нечасто попадается на приманки. Неплохо ловятся лещ, карп, карась, плотва,...

Куда пока шагает впк? iconРубрика n «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»
Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М. Монтень, французский...

Куда пока шагает впк? iconЦеновой каталог, гарантированные номера, новости E
Сегодня отель можно смело назвать "легендой своей эпохи". Поддерживая самые высокие стандарты классического сервиса, он шагает в...

Куда пока шагает впк? iconРоль Ишмаэля в наши дни
Идеалы Эдома проникли и в современный Израиль. Большая часть израильского сообщества бодро шагает в ногу с западной культурой. И...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница