Методические рекомендации по содержательному и организационно-методическому обеспечению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2012/2013 учебном году Введение




Скачать 95.32 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по содержательному и организационно-методическому обеспечению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2012/2013 учебном году Введение
Дата публикации12.07.2013
Размер95.32 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vbibl.ru > Спорт > Методические рекомендации


Методические рекомендации

по содержательному и организационно-методическому обеспечению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2012/2013 учебном году
Введение

Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по химии в помощь соответствующим методическим комиссиям и жюри в составлении заданий и проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии в субъектах Российской Федерации.

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по химии, советы по содержанию олимпиадных заданий, рекомендуемые источники информации для подготовки задач, а также рекомендации по оцениванию решений участников олимпиад.

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников (утверждено приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. №286) олимпиада проводится в четыре этапа. Первые: школьный и муниципальный являются наиболее массовыми.

Центральная методическая комиссия по химии разработала организационно-методические принципы и примерную программу содержания всех этапов олимпиады.

Как и у любого мероприятия, любой этап Олимпиады имеет несколько организационных стадий, каждая из которых важна.

В первую очередь, это подготовительная стадия. Она обязательно включает нормативное сопровождение мероприятия; информационное обеспечение Олимпиады; подготовку задач с решениями и системой оценивания (содержательной компоненты Олимпиады); подготовку материально-технической базы Олимпиады. Важным на этой стадии является обеспечение эффективного взаимодействия всех участников подготовки и проведения того или иного этапа Олимпиады.

После тщательной подготовки наступает Основная стадия проведения Олимпиады. Организаторы олимпиадных мероприятий четко и слаженно работают по подготовленному заранее плану, в который входит проведение туров, проверка и показ работ, реализация культурной программы, организация питания, проживания и других больших и малых дел, которые остаются скрыты для глаз большинства участников олимпиады.

После подведения итогов и торжественного награждения победителей Олимпиада не заканчивается, а переходит в заключительную стадию. Готовятся отчеты, анализируются результаты, делаются выводы о комплектах задач и т.д. Причем эта стадия логично переходит в подготовительную стадию следующего этапа Олимпиады.
Подготовка и проведение муниципального (второго) этапа

Муниципальный этап олимпиады проводится органами местного самуправления муниципальных и городских округов в сфере образования в ноябре-декабре по четырем возрастным параллелям (8-11 классы) по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией регионального этапа с учетом методических рекомендаций центральной методической комиссии по химии. В муниципальном этапе принимают участие обучающиеся 8-11 классов образовательных организаций – победители и призеры школьного этапа текущего года.

^ Подготовительная стадия

Организатором муниципального этапа создается оргкомитет и жюри.

Информационная поддержка муниципального этапа олимпиады заключается в широком оповещении через интернет, внутришкольных и муниципальных СМИ.

Рекомендации к заданиям даны в школьном этапе.

^ Основная стадия.

Муниципальный этап олимпиады обычно проводится в один из выходных дней ноября-декабря.

Участников олимпиады приветствуют члены оргкомитета и жюри. После этого участники олимпиады расходятся по аудиториям. Рассадка осуществляется организаторами, так, чтобы рядом не сидели учащиеся из одного класса одного и того же образовательного учреждения.

На теоретический тур отводится не более 4 астрономических часов.

Центральная методическая комиссия настоятельно рекомендует проводить экспериментальный тур (не более 2-х часов). Если это невозможно, то в комплект включается задача, требующая мысленного эксперимента.

После окончания тура работы собираются, проводится их шифрование, затем жюри проверяют олимпиадные работы. Очень важно иметь единые подходы к проверки заданий (один проверяющий проверяет только одну задачу во всех работах) и отбора победителей.

Определение победителей и призеров муниципального этапа проводится по результатам выполнения работ, сведенных в ранжированные по мере убывания набранных участниками баллов итоговые таблицы по каждой параллели участников. После составления итоговой таблицы, Жюри олимпиады формирует списки школьников, отобранных на третий (региональный) этап согласно квотам, утвержденным Рособразованием.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов олимпиады в торжественной обстановке. Победители отмечаются в приказе директора школы и могут быть награждены книгами по химии.

Закрытие олимпиады проводится в торжественной обстановке. Победителей поздравляют и награждают в присутствии одноклассников и их родителей. О достижениях лучших химиков сообщается в школьных газетах, по школьному радио, на сайте образовательного учреждения, а также в муниципальных СМИ.

^ Заключительная стадия.

С целью повышения эффективности муниципального этапа по окончании олимпиады целесообразно довести до участников и учителей подробные решения задач с анализом допущенных ошибок и неточностей.

Оргкомитет муниципального этапа анализирует итоги и, на основании этого, готовит отчет, который передает в региональные органы управления образованием и высылает на адрес Центральном методической комиссии по химии (olga.arkh@gmail.com или tia2007@rambler.ru.)

К отчету прилагаются:

  • Списки команд, отобранных на региональный этап по утвержденной Рособразованием форме.

  • Сводные ведомости результатов олимпиады по каждому классу.

  • Условия, решения и система оценивания задач, по которым проводился муниципальный этап.

Для работы в жюри на всех этапах олимпиады поощряется привлечение работников НИИ, вузов, аспирантов, студентов и старшеклассников – в прошлом участников олимпиад. На школьном и муниципальном этапах – полезна помощь старшеклассников.
Система оценивания.

  1. В каждом задании баллы выставляются за каждый элемент (шаг) решения.

  2. Балл должен быть целым положительным числом.

  3. Баллы за правильно выполненные элементы решения суммируются.

  4. Шаги, требующие формальных знаний, тривиальных расчетов, оцениваются ниже, чем те, в которых показано умение логически рассуждать, творчески мыслить, проявлять интуицию. Таким образом, так называемые бонусные баллы за сложные элементы присутствуют в каждом задании.

  5. ^ Каждое задание оценивается одинаковым максимальным числом баллов (как простые (утешительные), так и сложные (дифференцирующие)). Только в этом случае все школьники получат удовлетворение от выполненной работы, даже если они не оказались в числе призеров, не потеряют интерес к решению задач и к изучению предмета. Таким образом, будет выполнена одна из основных целей олимпиады – создание и закрепление интереса к предмету.

  6. На разных этапах олимпиады суммарный балл за задание не обязательно должен быть одинаковым

  7. Оценивается правильный результат решения при любом разумном пути к ответу.

Литература

  1. Лунин В.В., Архангельская О.В., Тюльков И.А. Всероссийская олимпиада школьников по химии / Научн. редактор Э.М.Никитин.– М.: АПК и ППРО, 2005. – 128 с.

  2. Лунин В.В., Архангельская О.В., Тюльков И.А. Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2006 году / Научн. редактор Э.М.Никитин.– М.: АПК и ППРО, 2006. – 144 с.

  3. Чуранов С.С., Демьянович В.М. Химические олимпиады школьников. – М.: Знание, 1979. – 63с.

  4. Белых З.Д. Проводим химическую олимпиаду. – Пермь: Книжный мир, 2001. – 45с.

  5. «Химия в школе» - научно-методический журнал

  6. Большой энциклопедический словарь, Химия. – М: «Большая Российская энциклопедия», 1998

  7. Энциклопедия для детей, Аванта+, Химия, т.17, М: «Аванта+», 2000.

  8. Задачи Всероссийской олимпиады школьников по химии / Под общей редакцией академика РАН, профессора В.В.Лунина – М: «Экзамен», 2003.

  9. Некрасов Б.В. Основы общей химии : [В 2 т.]. - СПб. [и др.] : Лань, 2003

  10. Глинка Н.Л. Общая химия: учебное пособие для вузов / Под ред. А.И.Ермакова. – М.: Интеграл-Пресс, 2000.

  11. Шрайдер Д., Эткинс П. Неорганическая химия. В 2-х т. – М: Мир, 2004

  12. Еремин В.В. Теоретическая и математическая химия для школьников. – М.: МЦНМО, 2007.

  13. Эткинс П.. Физическая химия. – М.: Мир, 2006.

  14. Задачи по физической химии : Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 011000 - Химия и по направлению 510500 - Химия / В.В. Еремин , С.И. Каргов, И.А. Успенская [и др.]. - М. : Экзамен, 2003 - 318 с

  15. Шабаров Ю.С. Органическая химия. М.: Химия. 1994. Т.1,2.

  16. Травень В.Ф. Органическая химия: Учебник для вузов: В 2т./– М.: ИКЦ «Академия», 2004

  17. Органическая химия : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Химия" : в 4-х ч. / О. А. Реутов, А. Л. Курц, К. П. Бутин. - 2-е изд. - М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2005- (Классический университетский учебник / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова).

  18. Ленинджер А. "Основы биохимии" в 3-х томах, М.: Мир, 1985

  19. Эллиот В., Эллиот Д."Биохимия и молекулярная биология", М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2002.

  20. Основы аналитической химии : учеб. для студентов хим. направления и хим. специальностей вузов : в 2 кн. / [Т. А. Большова и др.] ; под ред. Ю. А. Золотова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Высшая шк., 2004. - 22 см. - (Классический университетский учебник / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова).

  21. Дорохова Е.Н., Прохорова. Г.В. Задачи и вопросы по аналитической химии : Мир, 2001.

  22. Практикум по общей химии : Учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Изд-во МГУ, 2005. - 335 с. - (Классический университетский учебник).

  23. Химическая энциклопедия в 5 т. – М: «Советская энциклопедия», 1988–1998.

  24. Леенсон И.А. Почему и как идут химические реакции. – М.: Мирос, 1995.

  25. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. М.: Мир, 1969. Ч. 1 –3.

  26. Р. Дикерсон, Г. Грей, Дж. Хейт Основные законы химии, в 2т. Москва: «Мир», 1982.

  27. Хаусткрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. В 2-х томах. Пер. с англ.– М.: Мир, 2002.

  28. Фримантл М. Химия в действии. М.: Мир, 1991. Ч. 1,2

  29. Неорганическая химия: В 4-х т. /Под ред. Ю.Д.Третьякова/ А.А.Дроздов, В.П.Зломанов, Г.Н.Мазо, Ф.М.Спиридонов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004-2007.

  30. Полинг Л. Общая химия. – М.: Мир, 1974.

  31. Реми Г. Курс неорганической химии, в 2-х томах, перевод с немецкого, под. редакцией чл.-корр. АН СССР А.В.Новоселовой, М.: Иностранная литература, 1063.

  32. Пригожин И., Кондепуди Д. Современная термодинамика. – М.: Мир, 2002.

  33. Тиноко И. и др. Физическая химия. Принципы и применение к биологическим наукам. – М.: Техносфера, 2005.

  34. Эткинс П. Кванты. Справочник концепций. – М.: Наука, 1977.

  35. Химия: Энциклопедия химических элементов, под ред. А.Н. Смоленского, М.: Дрофа, 2000

  36. Потапов В.М., Татаринчик С.Н. Органическая химия, М: «Химия», 1989.

  37. Несмеянов А.Н., Несмеянов А.Н. Начала органической химии. М.: Мир, 1974.

  38. Химия и жизнь (Солтеровская химия) Часть I II и IV: Пер. с англ. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 1997

  39. Справочник химика. - 2-е изд. - М.; Л.: ГХИ, 1963.

  40. Воскресенский П. И. Техника лабораторных работ. - М.: Химия, 1966.

  41. Степин Б.Д. Техника лабораторного эксперимента в химии, М.: Химия, 1999

  42. Химия и жизнь (Солтеровская химия) Часть III Практикум: Пер. с англ. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 1997

  43. Эмсли Дж. Элементы. - М.: Мир, 1993


Интернет-ресурсы

  • Портал фундаментального химического образования России. Наука. Образование. Технологии. – http://www.chem.msu.ru/

Здесь собрана информация обо всех химических олимпиадах

  • Портал Всероссийской олимпиады школьников. Химия – http://chem.rusolymp.ru/

Этот портал объединяет Всероссийские олимпиады по всем предметам.

Эти Интернет-ресурсы являются, в первую очередь, информационными, т.е. предоставляющими актуальную информацию о текущих событиях. С другой стороны, они являются ценными творческими базами заданий олимпиад за много лет.

Этот портал является наиболее методически разработанным и информационно насыщенным, нацеленным на прямую работу с высокомотивированными школьниками. Портал организован Департаментом образования г. Москвы, Московским институтом открытого образования при участии Московского центра непрерывного математического образования для дистанционной подготовки к олимпиадам по математике, информатике, биологии, химии. географии и физике.

Портал ориентирован на учащихся, желающих успешно выступать в олимпиадах высокого уровня. Зарегистрированным пользователям предлагаются учебные курсы по биохимии, квантовой химии, неорганической химии, органической химии, химии высокомолекулярных соединений, химической кинетике, химической термодинамике, аналитической химии.  Задачи для всех этих курсов разбиты по трем уровням сложности. Преподаватели проверяют решение задач и дают консультации on-line (посредством icq) и off-line (посредством электронной почты).

  • Портал педагогического университета издательского дома «Первое сентября» - дистанционные курсы для учителей «Система подготовки к олимпиадам по химии» - http://edu.1september.ru/index.php?course=18005

Цель курса – помочь учителю осознать целостность такого явления как химическое олимпиадное движение, осознать свое место в этой системе.

Курс разбит на три блока. Первые три лекции затрагивают историю олимпиадного движения, его цели и задачи, показывают современную систему химических олимпиад и творческих конкурсов, методику организации олимпиад различного уровня, содержательный аспект олимпиад различного уровня.

Второй блок курса (лекции 4–6) посвящен методике решения олимпиадных задач по физической химии и задач со схемами превращения веществ.

Третий блок (лекции 7–8) включает методические подходы к выполнению экспериментальных задач и методические рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам на основе современных технологий в обучении химии.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по содержательному и организационно-методическому обеспечению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2012/2013 учебном году Введение iconПриказ 11. 2012 г. №281 Р. п. Шатки Об организации и проведении муниципального...
Нижегородской области от 23. 10. 2012 года №316-01-52-3452/12 «Об организации и проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады...

Методические рекомендации по содержательному и организационно-методическому обеспечению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2012/2013 учебном году Введение iconПриказ 09. 11. 2012 г. Ростов-на-Дону №768 Об организации и проведении...
Ростовской области от 18. 09. 2012. №812 «О порядке подготовки, организации и проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады...

Методические рекомендации по содержательному и организационно-методическому обеспечению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2012/2013 учебном году Введение iconИтоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012...
Итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012 учебном году

Методические рекомендации по содержательному и организационно-методическому обеспечению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2012/2013 учебном году Введение iconПриказ №57 по мкоу сош №7 от 11. 2012 г
«О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012 2013 учебном году»

Методические рекомендации по содержательному и организационно-методическому обеспечению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2012/2013 учебном году Введение iconИтоги лицейского этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году химия
Итоги лицейского этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году

Методические рекомендации по содержательному и организационно-методическому обеспечению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2012/2013 учебном году Введение iconО проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников...
В соответствии с приказом Министерства образования Тверской области №2261/пк от 19. 10. 2012года

Методические рекомендации по содержательному и организационно-методическому обеспечению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2012/2013 учебном году Введение iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории...

Методические рекомендации по содержательному и организационно-методическому обеспечению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2012/2013 учебном году Введение iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам...

Методические рекомендации по содержательному и организационно-методическому обеспечению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2012/2013 учебном году Введение iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии...

Методические рекомендации по содержательному и организационно-методическому обеспечению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2012/2013 учебном году Введение iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница