План Понятие о самосознании. Развитие самосознания




Скачать 80.52 Kb.
НазваниеПлан Понятие о самосознании. Развитие самосознания
Дата публикации15.03.2013
Размер80.52 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Психология > Документы



Тема «Характеристика самосознания»»


План

  1. Понятие о самосознании.

  2. Развитие самосознания

  3. Структура самосознания ( «Я-концепции»).



Вопрос 1. Понятие о самосознании.

Для самого человека, субъективно личность – это «Я». Мы думаем, рассуждаем, даем себе отчет в своих поступках.

САМОСОЗНАНИЕ- это и есть осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств.


Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается, прежде всего, в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. «Я» сегодня при всех возможных изменениях это «Я» того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день.

Самосознание (»Образ – Я») включает четыре компонента (по Вольфу Соломоновичу Мерлину):

  • осознание отличия себя от остального мира;

  • осознание "Я" как активного субъекта деятельности;

  • осознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

  • социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

  1. Выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

  2. Осознание своей активности – " Я управляю собой ";

  3. Осознание себя "через другого" ( "то, что я вижу в других, это может быть и мое качество");

  4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта (рефлексивное сознание).

Вопрос 2. Развитие самосознания. Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в ^ МЛАДЕНЧЕСОМ ВОЗРАСТЕ и который обозначают как «ОТКРЫТИЕ Я». Ребенок начинает осознавать и отличать ощущения собственного тела от тех ощущений, которые вызываются предметами, исходящими из вне. То есть, самосознание формируется рано, оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет действия на самого себя. Еще И.М.Сеченов выделял возникающие в результате этого «Цельное самоощущение» как первичную форму самосознания.

2 ЭТАП РАЗВИПИЯ САМОСОЗНАНИЯ наблюдается в 2-3 года. В этот период ребенок начинает отделять результат своих действий от предметных действий взрослого, предъявляя им требование « Я САМ» н впервые начинает себя осознавать в качестве субъекта собственных действий и поступков. Самосознание развивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях. Это происходит у детей в разное время, он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг себя и с ним событий, и поступков, понимать свои потребности, желания. Он стремиться выразить себя через собственное действие « Я сам». С этим связан кризис 3 лет. Важное влияние на развитие самопознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от пополняемой им в игре роли.

6-7 лет^ СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ. В этот период происходит еще один сдвиг в самосознании - ребенок начинает смотреть на себя как бы со стороны и думать о том, как он выглядит в глазах окружающих. Он смущается и от этого «кривляется». Недаром этот период считают кризисом НЕПОСРЕДСТВЕННОСТИ.

На рубеже детского сада и в младших классах возникает возможность при содействии взрослого подойти к оценке своих психических качеств, пока еще на уровне осознания своих успехов и неудач. («У меня все пятерки, а по арифметике тройка, потому что я неправильно списываю с доски)
Существенный сдвиг в развитии самосознания происходит в подростковом и юношеском возрасте. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы: «Кто Я ? Каков смысл моей жизни? Могу ли Я уважать себя и за что?» т. е думает о себе как о личности. Не случайно подростковый и юношеский возраст называют возрастом второго рождения личности, личности, как периода открытия «Я» для самого себя. Ведь думая о себе, человек крайне редко бывает нейтрален, он мыслит о себе эмоционально и часто оценивает себя, отдельные стороны своей личности, деятельности. Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, и в его ожиданиях (чего следует ждать от себя в будущем?) Эти устойчивые образования или «Я-концепция»

«Я-концепция» — это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими.

В подростковом и юношеском возрасте завершается развитие самосознания и в основном складывается «образ-Я» или «Я-концепция» «Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он себя оценивает. Она существует не только на осознаваемом уровне, но и на неосознаваемом.

^ В содержании «Я-концепции» выделяют две составляющие:

1.ПРИСОЕДИНЯЮЩАЯ, обеспечивающая объединение с другими людьми чувство общности с другими.

2.ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩАЯ, способствующая его выделению. Оно создает основу для чувства собственной неповторимости, уникальности.

Например, для одного значимо, что он эрудит, а для другого, что он отец. В этом случае центральным в «Образе-Я» будут характеристики, качества, связанные с отцовством. Это не означает, что этим исчерпывается представление человека о себе. Но они включаются в «образ-Я» как менее значимые, второстепенные.

Таким образом, Я- концепция формируется под влиянием жизненного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. Чем ближе отношения, чем больше они обусловлены эмоциональными особенностями, тем большее влияние они оказывают на личность.

Первоначально она складывается под влиянием представлений о ребёнке, отношения к нему любящих его людей, прежде всего родителей. Как правило родители любят ребёнка не за какие то его особые успехи. «таланты», а просто так, за то, что он - это он. В дальнейшем на неё начинает оказывать серьёзное влияние жизненный опыт, Условия успехи неудачи в деятельности, отношение других людей. Уже у детей «Я -концепция» сама приобретает активную роль, влияя на все стороны, и тем самым на его собственное развитие. Таким образом, в процессе жизни человека «Я - концепция» изменяется, обогащается, но может упрощаться, меняться отношение человека к себе, его возможности саморегуляции. Однако в отличие от частных самооценок, «Я-концепция» является все же относительно устойчивой.

Устойчивость Я- концепции обуславливает согласованность личности, её цельность, последовательность её поведения, преемственность во времени.

Для человека очень важно иметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение и определенные цели, в место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важно для человека оперативно изменять отношение к себе, представление о себе. Поэтому «Я- концепция» одновременно и достаточно устойчивое и динамически изменяющееся образование.

Вопрос 3. Структура самосознания ( «Я-концепции») включает следующие компоненты:


  1. Когнитивный компонент.

  2. Эмоциональный компонент.

3. Поведенческий


1. Характеристика когнитивного компонента.

Когнитивный компонент включает познавательные, когнитивные представление человека о себе, о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности ("Я как наблюдаемый объект"); и т.п. Перечислять можно бесконечно, так как в «образ-Я» может включаться всё, что значимо для человека.
^ 2.Эмоциональный компонент.

Включает эмоционально-ценностное отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний. Фундаментом эмоционально-ценностного компонента является САМОУВАЖЕНИЕ или чувство собственного достоинства, чувство собственной ценности. Самоуважение-это вера в собственные силы, возможности. Оно не связано конкретно с какой-то областью, и выражает не столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. СОМОУВАЖЕНИЕ - это принятие себя любовь к себе,

3 Поведенческий компонент.

Он определяет возможности саморегуляции, способности человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки. В нём отражаются переживания относительно того, способен ли человек решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые он ставит перед собой. Может ли он справиться с трудностями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе. Важным измерением «Я - концепции» является ориентация поведения на внешний или внутренний контроль:


При ориентации на внешний контроль самооценка опре-

деляется в основном отношением к нему других людей:

«Что подумают люди?»; «Что ты думаешь мне надо делать?»



П При ориентации на внутренний контроль:

«Что бы я не решал, я должен принять

собственное решение».


Наиболее оптимальный тип личности: « Я свободен от давления других людей, но, однако же, меня

интересует то, что они думают».

Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

  1. отношение к себе;

  2. отношение к другим людям;

  3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

У человека по отношению к самому себе «Я-концепция» выражает:

Я – Реальное – каким я являюсь в настоящее время; ИДЕАЛЬНОЕ - Я – каким я хотел или должен быть; ЗЕРКАЛЬНОЕ-Я – каким меня видеть другие.

ДИНАМИЧЕСКОЕ – Я - как по моим представлениям Я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать.

ФАНТАСТИЧЕСКОЕ - Я – каким бы я мог стать если бы…Наиболее важно расхождение между «ИДЕАЛЬНЫМ» и « РЕАЛЬНЫМ Я». Оптимальный вариант: Я-ИДЕАЛЬНОЕ должно быть соотносимо с Я - РЕАЛЬНЫМ, опережая его настолько, чтобы показать личности, куда и как она может развиваться. В этом случае она служит источником саморазвития. Если Я - реальное слишком оторвано от Я - идеального, то человек переживает невозможность достижения своего идеального – Я. Это может явиться источником внутриличностного конфликта и негативных переживаний.

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

  1. Эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям ("Если мне помогают, то – хорошие люди");

  2. Группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший");

  3. Просоциальный уровень ( "Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть". "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой" ) ;

4. Эстохолический уровень – уровень ( "Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку").

Литература. 1.Айсмонтас Б.Б.: Схемы,- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004- 288с. 2..Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В Дубровиной. – 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 3. Петровский В.А. Введение в психологию. – М.: Издательский центр «Академия», 1996 . 3.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 6-е изд. переработанное и дополненное (серия учебники, учебное пособие) – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План Понятие о самосознании. Развитие самосознания iconИсследование проблем этнического самосознания в научной литературе
«Этнокультурная идентичность как стратегический ресурс самосознания общества в условиях глобализации»

План Понятие о самосознании. Развитие самосознания icon1. Понятие «процесс» характеризует
Какое из ниже перечисленных определений раскрывает понятие «социальное развитие»?

План Понятие о самосознании. Развитие самосознания iconЛекция по теме №16 «философия самосознания: роль самосознания в процессе...
Автор Золкин Андрей Львович, доктор философских наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии

План Понятие о самосознании. Развитие самосознания iconПлан : Введение Понятие о бюджете Понятие о налогах
Такой механизм сокращения различий в доходах получил название прогрессивного налогообложения

План Понятие о самосознании. Развитие самосознания iconПлан План Понятие возраста в психологии. Основные группы периодизации...
План Понятие возраста в психологии. Основные группы периодизации развития в зарубежной и отечественной психологии

План Понятие о самосознании. Развитие самосознания iconЗадачи воспитательной работы: Укрепление физического и психического...
Создание условий для всестороннего развития учащихся в процессе обучения и воспитания

План Понятие о самосознании. Развитие самосознания iconПроблема идентичности и национального самосознания стала активно...
В главе, посвященной национальной идентичности в России, из книги, выходящей в издательстве «нло», Лев Гудков предпринимает попытку...

План Понятие о самосознании. Развитие самосознания iconОрганизационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников
Теоретические основы формирования этнического самосознания старших школьников

План Понятие о самосознании. Развитие самосознания iconБизнес-план открытия и развития
Целью настоящего бизнес план является открытие и развитие школы единоборств (ШЕ), рассчитанного на посетителей среднего класса и...

План Понятие о самосознании. Развитие самосознания iconПлан: Понятие и виды криминалистической техники. Средства криминалистической...
Криминалистическая техника это, во-первых, совокупность приборов, аппаратов, инструментов, приспособлений, материалов, применяемых...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница