Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей Автор-составитель Пичугина А. Н




НазваниеМетодические рекомендации для студентов педагогических специальностей Автор-составитель Пичугина А. Н
страница1/6
Дата публикации28.05.2013
Размер0.63 Mb.
ТипМетодические рекомендации
vbibl.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Нижегородский государственный педагогический университет

Психология общения: экспериментально-практические аспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов педагогических специальностей
Автор-составитель Пичугина А.Н.


Нижний Новгород

2007

Психология общения: экспериментально-практические аспекты. Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей.

Учебно-методическое пособие. Н.Новгород: НГПУ. – 2007. 59 с.


Учебно-методическое пособие предназначено студентам I-VI курсов общих факультетов по направлению «050000 – образование и педагогика», преподавателям и организаторам учебного процесса.

В данном учебно-методическом пособии предлагается содержание семинарских и практических занятий по разделам курса «Социальная психология» - «Социально-психологические закономерности общения» и «Социальная психология личности» с описанием основных методов исследования. Представлены вопросы для проверки усвоения знаний и список рекомендованной литературы для самостоятельного изучения.

Составитель: кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии НГПУ А.Н. Пичугина

Рецензент: доктор психологических наук, доцент, зав. кафедрой общей психологией НГПУ Т.Н. Князева

Введение



При изучении курса «Социальная психология» особо важным представляется изучение разделов посвященных общению – «Социально-психологические закономерности общения» и «Социальная психология личности». Особое значение изучения данных разделов курса обусловлено тем, что в ходе его происходит развитие социально-психологической компетентности будущих педагогов - эффективного педагогического общения.

Общение выступает в качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений. В результате общения формируется личность, ее социально-психологические особенности, вместе с тем особенности личности, уровень ее социальной адаптации влияет на ход общения и взаимодействия личности с другими людьми, в результате, которого происходят изменения различной степени сложности.

В данном учебно-методическом пособии предлагается примерное содержание семинарских и практических занятий по разделам курса «Социальная психология» - «Социально-психологические закономерности общения» и «Социальная психология личности».

Данное учебно-методическое пособие состоит из введения, двух разделов и списка рекомендуемой литературы.

В первом разделе «Социально-психологические закономерности общения» дается понятие о видах общения, значении эмоций в общении, рассматриваются правила построения речевых высказываний, способствующих пониманию в общении, предлагаются упражнения направленные на обучение правильного формулирования речевых высказываний; дается представление о языке жестов, личном пространстве и дистанции в общении; представление о конфликтах в общении и стратегиях выхода из конфликтных ситуаций. В ходе этих занятий студенты обучаются правильно формулировать речевые высказывания, передавать свои эмоции собеседнику и принимать его эмоции и чувства, устанавливать контакты с окружающими, анализировать причины поведения собеседника, причины конфликтов в общении и пути выхода из них, обучаются основам ненасильственной коммуникации.

Во втором разделе пособия «Составление социально-психологического портрета личности как субъекта общения» предлагаются методики направленные на исследование самооценки, ценностных ориентаций личности, уровня притязаний и уровня субъективного контроля, рассматривается их взаимосвязь с эффективностью общения.

В конце пособия приводится список рекомендуемой для самостоятельного изучения студентами литературы.


Раздел 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ.
Классификация видов общения.

Цели занятия:

  1. В результате беседы определить понятие "общение".

  2. Сформировать представления об основных видах общения.

  3. Сформировать умение определять реализуемую функцию общения в каждой конкретной ситуации.


^ Ход занятия.

Общение - Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы: становится осознанным и опосредуется речью.
^ Виды общения.

Виды общения выделяются в зависимости от содержания, целей и средств.

По содержанию:

Материальное общение - обмен предметами и продуктами деятельности.

Кондиционное общение - обмен психическим или физиологическим состоянием: люди оказывают друг на друга влияние, например, чтобы поднять / испортить настроение и т.д.

Мотивационное общение - обмен побуждениями, интересами, целями, мотивами, потребностями и т.д.: например, один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло / исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-нибудь сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность.

Деятельностное общение - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По целям:

Биологическое общение - необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение - преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивида.

^ По средствам:

Непосредственное общение - осуществляется с помощью естественных органов (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

Опосредованное общение - связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (символы, печать, радио, телевидение и т.д.)

Прямое общение - предлагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения: например, телесные контакты друг с другом, беседа при непосредственном присутствии двух или более членов данного процесса.

Косвенное общение - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди или средства связи.

Невербальное общение - не предполагает использование звуковой речи, языка в качестве средства общения. Оно осуществляется при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые телесные или сенсорные контакты. Многим из высших животных - собакам, обезьянам, дельфинам - дана способность невербального общения.

Вербальное общение - присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. В целом, оно богаче по своим возможностям, в отличие от невербального общения.
Вопросы:

  1. Что такое общение:

- процесс взаимодействия между людьми;

-установление контактов между людьми и между животными с различными целями;

- средство от скуки.

  1. С какими функциями общения человек сталкивается чаще всего в повседневной жизни?

  2. Какой вид общения чаще других встречается между деловыми партнерами?



Речевое общение. Построение речевого высказывания.
Цели занятия:

  1. Осознать необходимость соблюдения толерантности в общении.

  2. Сформировать представления о значении осознания своих чувств в напряженных ситуациях.

  3. Научиться формулировать «Я-высказывание».


^ Ход занятия.

При реализации коммуникативной функции общения происходит передача информации. Вербально информация передается при помощи речи. Речевое высказывание имеет значение и смысл. В процессе общения смыслы могут не совпадать, что вызывает появление смысловых барьеров в общении, препятствующих пониманию. Для преодоления смысловых барьеров важно уметь правильно слушать собеседника и правильно формулировать свою мысль, точно выстраивать речевое высказывание. В этом может помочь технология толерантного общения, техника "Я-высказывания" и "Формула сведенных мостов".
Схема «Я-высказывания» содержит три блока: ситуация (событие) – реакция (чувство, эмоция + потребность) – предполагаемый исход (свое объяснение причин данной ситуации, предложение, просьба).
- Безоценочное описание ситуации, вызывающей напряжение, констатация факта, наблюдение свободное от интерпретации (когда я задумываюсь над.., если я вижу, что.., в случае, когда я сталкиваюсь с тем, как...).

- Точное название своего чувства, эмоции, переживания в этой ситуации (я чувствую, как…, мне неприятно, что…, у меня возникает беспокойство…). Открытое выражение потребности, связанной с этим чувством (мне хотелось бы успокоиться… перестать волноваться по этому поводу…).

- Называние собственного понимания причин этого напряжения, чувства, конфликтной ситуации. Свое предложение выхода из данной ситуации. Ясное выражение просьбы. При формулировании просьбы важно соблюдать три ее правила:

1. просьба – это не приказ;

2. просьба должна быть конкретной;

3. просьба должна быть позитивной (не содержать частицу «не»)

Осознание своих чувств в напряженной ситуации и их выражение в форме «Я-высказывания» позволяет конструктивно изменить не только собственное отношение к ситуации, но и отношение собеседника, партнера. «Я-высказывание» снимает чувство обвинения и необходимости защиты или оправдания, направляя усилия на совместный поиск выхода из ситуации. Оно позволяет выдвинуть и отстоять свою позицию, сказать «нет» и остаться после этого партнерами, коллегами, сохранить деловые отношения. Оно приводит к конструктивному развитию и разрешению конфликта.

«Я-высказывание» позволяет передать собеседнику свое отношение без требований. Описание ситуации без оценки собеседнику сложнее опровергнуть. Объективность помогает собеседнику увидеть свои действия со стороны. При информировании собеседника о своих эмоциях и чувствах – он узнает о том воздействии, которые оказали его поступки. Большинство людей обижают окружающих нецеленаправленно и при этом могут не осознавать той реакции, которую вызывают их поступки у окружающих. Цель «Я-высказывания» - это не вежливость или мягкость, а ясность и простота. Оно позволяет выстраивать фразы, не задевая чувств собеседника.
^ Рекомендуемые упражнения.

Переформулирование «Ты-высказывания» в «Я-высказывание», после четкого различения его признаков от «Ты-высказывания», составлении ситуаций из собственного опыта и попыток нового их осмысления для построения «Я-высказывания».

Цели:

  1. Научиться правильно формулировать свое отношение к ситуации.

  2. Научиться озвучивать свои чувства.


Формула толерантного общения (схема достойного выхода из напряженной ситуации приводящего к конструктивному разрешению конфликта) - это «сведение разрушенных мостов общения» в цепочке (ситуация-чувство-причина-выход):

- Начать разговор с конкретного случая, точного описания той ситуации, которая вас задела.

- Выразить свои чувства в той ситуации или тем поведением по отношению к вам.

- Высказать, как бы вам хотелось, чтобы поступали в подобных случаях.

- Сообщить о том, как вы поведете себя в измененной ситуации.

Задание: прочитать приведенные ниже «Ты-высказывания» и «Я-высказывания». Переформулировать «Ты-высказывания» в «Я-высказывания»



«Ты-высказывание»

содержит оценку, вызывает сопротивление и психическую защиту

«Я-высказывание»

Не содержит оценки, информирует другого о моем отношении, моем видении ситуации, как правило, психических защит не вызывает.

1

Ты не прав.

Я считаю иначе.

2

Ты меня обижаешь.

Мне обидно.

3

Ты совсем не думаешь о будущем.

Я волнуюсь о твоем будущем. Кем ты хочешь стать?

4

У тебя только дискотеки на уме.

Я тревожусь, когда тебя нет дома ночью.

5

Ты меня не любишь.

Мне бы хотелось, чтобы ты больше времени проводил со мной.

6

Ты думаешь только о себе.




7

Ты действуешь мне на нервы.




8

Ты ни с кем не считаешься, твоя музыка всех достала.




9

Ты одеваешься как пугало.




10

Ты меня бесишь.





  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей Автор-составитель Пичугина А. Н iconМетодические указания по оформлению учебной документации для преподавателей...
Методические рекомендации предназначены для повышения качества и облегчения процесса оформления проектов, а также проведения нормоконтроля...

Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей Автор-составитель Пичугина А. Н iconМетодические указания по написанию контрольной работы (раферата)...
Методические рекомендации предназначены для студентов всех специальностей для оказания методической помощи студентам и преподавателям...

Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей Автор-составитель Пичугина А. Н iconСемёнова Е. М. (Автор-составитель) с 30 Тренинг эмоциональной устойчивости...
Книга предназначена для преподавателей психолого-педагогических дисциплин, психологов образовательных учреждений, учителей школ,...

Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей Автор-составитель Пичугина А. Н iconМетодические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный
Данные методические рекомендации выполнены в рамках курсового проекта «Татарская диаспора Приазовья: реализация регионального компонента...

Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей Автор-составитель Пичугина А. Н iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов...
Умарова Б. Х. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов всех специальностей по дисциплине «Русский...

Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей Автор-составитель Пичугина А. Н iconПрограмма, методические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания составлены для студентов-заочников всех специальностей, содержат программу курса эконометрики, указания к выполнению...

Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей Автор-составитель Пичугина А. Н iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Материаловедение: Методические указания и конт-М34 рольные задания для студентов-заочников машинострои­тельных специальностей вузов/Н....

Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей Автор-составитель Пичугина А. Н iconМетодические рекомендации для проведению экскурсии автор-составитель Иванов В. А
Перед проведением экскурсии экскурсовод должен уточнить время, отводимое на экскурсию, адаптировать материал к возрасту аудитории,...

Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей Автор-составитель Пичугина А. Н iconМетодические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине...
Методические рекомендации для студентов специальности 050501. 65 Профессиональное обучение (дизайн)

Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей Автор-составитель Пичугина А. Н iconМетодические указания, программа и контрольные задания для студентов...
Математика. Экономико-математические модели : программа, методические указания и контрольные задания для студентов 4 – 5-го курсов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница