Аида Михайловна Пичугина Психотренинг 3 A. M. Пичугина я-женщина! Практическая психология для всех ббк88 П36




НазваниеАида Михайловна Пичугина Психотренинг 3 A. M. Пичугина я-женщина! Практическая психология для всех ббк88 П36
страница1/6
Дата публикации11.05.2013
Размер0.72 Mb.
ТипКнига
vbibl.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6

Аида Михайловна Пичугина

Психотренинг 3




A.M. ПИЧУГИНА

Я-ЖЕНЩИНА!


ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ

ББК88 П36

Пичугина A.M. Я - женщина! - Луганск: "Шлях", 2000. - 64 с.

П36  ISBN 966-7525-99-8

Учитывая мнение читателей предыдущих двух книг из предполагаемой серии "Практическая психология для всех", автор ставит цель — помочь людям осознать и изменить неудачные, малоэффективные модели поведения, дать им средства психологического анализа и саморегуляции, научить их, как сделать свою собственную жизнь и жизнь своих близких счастливой, на примере разных судеб четырех женщин.

Книга доступна и интересна для всех, кто стремится к благополучию, успеху и процветанию и ищет средства достижения этого.
ББК88

© Пичугина A.M., 2000

©"Шлях", 2000

ISBN 966-7525-99-8


Я - женщина!


Не сомкнутся никогда зима долгая и лето

У них разные привычки и совсем несхожий вид.

Не случайно на земле две дороги: та и эта

Та натруживает ноги, эта душу бередит.

* * *
Эта женщина в окне в платье розового цвета

Утверждает, что в разлуке невозможно жить без слез.

Потому что перед ней - две дороги: та и эта.

Та прекрасна, но напрасна, эта, видимо, всерьез.

Хоть разбейся, хоть умри, не найти верней ответа.

И куда бы наши, страсти нас с тобой не завели.

Неизменно впереди две дороги: та и эта,

Без которых невозможно, как без неба и земли.

^ Б. Окуджава.

 

"Я — женщина!"
Всего и надо, что вчитаться, — боже мой, всего и дела, что помедлить над строкою — не пролистнуть нетерпеливою рукою, а задержаться, прочитать и перечесть.

^ Ю. Левитанский
Задумала нас природа человеком и сказала: "Живи по правилам: ходи на двух ногах, дыши легкими 16 раз в минуту, руками работай, головой думай". Температуру тела определила в 36,6 градуса (на кончике носа +21,5). Никому и ничему не поддавайся, гни свою линию. И наставила всякие препятствия. Жара и холод, вода и сушь, ураганные ветры, голод, жажда, дикие звери. Всего не перечислишь.

Уживись в такой компании!

Что делать? Живем. Называем сие скромно и торжественно: единство с окружающей средой. Не простое дело такое единство. Вот природа и научила человека движениям. С их помощью мы уживаемся с окружающим миром и даже влияем на него. Все, что делает человек — все примеры движения.
"Но человек - смешенье двух начал.

Он - на границе смерти и бессмертья.

И потому в нем так сильно безверье

И дух его томится по ночам".

^ В. Сидоров

Если человек умеет превратить свои слабости в силу, значит, он -Женщина. А вот, как звучит из уст мужчины "Что такое женщина" героя книги В. Леви "Искусство быть другим".

Всем известно, что Мужчина открывает, а Женщина заселяет, Мужчина строит - Женщина преображает. Мужчина изобретает - Женщина приспосабливает, творческое содружество, спору нет. Но не все еще постигли, что в мире со времен творения происходит и война полов, странная схватка - не на смерть, а на жизнь! В этой тайной битве каждая сторона, стремясь к победе, хочет быть побежденной, и инициатор этой войны, агрессор - существо природно миролюбивое, кроткое.

Спокойно, джентльмены. Взглянем в лицо Истины и оставим пыльные предрассудки, будто цель Женщины - найти мужа, опору, защитника, отца детей или жертвенного любовника, рыцаря или фантастического самца - все это, может быть, и так, но это совсем не предел, точнее - не цель, а средство. Средство для чего? — спросите вы. О, если бы знать, если бы знать, джентльмены. Женщина никогда не ответит на этот вопрос, ибо всегда знает, чего хочет, но никогда не знает, чего ей хочется.

Когда она под властью Мужчины - она борется за свою свободу. Когда господствует, ей хочется подчиняться - ни с какой данностью она не смиряется, ее влечет только не существующее. Наверное, ее единственное постоянное желание - быть всегда нам необходимой, но всегда по-иному, всегда в разных ролях! Если наша мужская, принципиальная неудовлетворяемость адресуется к строю вселенной, а в объятиях прекрасных мы находим покой, и теряем себя, то неудовлетворяемость. Женщины относится как раз к сфере взаимоотношений с мужчиной, вселенная же, судя по всему, ее вполне устраивает. Мы мужчины, всюду немножко чужие, в нас есть что-то от бродячих собак, но внутри мы как раз существа домашние. У Женщины же - кошачий дар превращать в жилье любую точку пространства. Женщина в мире уюта, но у нее нет дома в душе —там, в глубинной внутренней точке, она чужая самой себе, и ее тревога утоляется только поглощением наших душ. Любовный боец древнейшей закалки, она жаждет нашей неостановимости, бесконечного мужского продолжения, развития и новизны, на всех уровнях. Без конца: борьба за власть над мужскою душой и за мужское сопротивление этой власти,.. Так, джентльмены, и крутится колесо Фортуны. И самое не интересное для Женщины существо - мужчина сдавшийся, предсказуемый как механизм, прирученный, попавшийся в ею же расставленные силки; сие домашнее насекомое холится и лелеется, а при возможности украшается многоярусными рогами.

...Ну, а материнство? Разве это не конечная цель, разве не здесь замыкается круг женских желаний.

Джентльмены, не принимайте желаемое за действительное: это как раз начало! Новый фронт все той же войны, продолжение все той же междоусобицы господства и подчинения.

Покориться, чтобы победить, победить, чтобы покориться.- в этом, и состоит врожденная женская непостижимость, и нам остается лишь принять вызов.

...Но, в чем же, конкретно должна заключаться наша стратегия и тактика в этом нескончаемом поединке? Ответ прост. Сражайтесь, ее же оружием: позвольте Женщине побеждать, но никогда не давайте полной уверенности в победе. Признав Женщину непостижимой, отразите ее тайну в себе, станьте ее зеркалом. Пусть и она, твердо зная, что вы ей принадлежите - ей, только ей! - в то же время не знает, чего от вас ожидать, в чем ваша преданность выразится сегодня и в чем завтра. Да, она любима, всегда любима, но, как и когда проявится эта любовь - пусть остается всегда загадкой. Пусть ее уверенность во власти над нами растет одновременно с уверенностью в вашей силе и самодостаточности, пусть она всегда чувствует, что и в самых страстных проявлениях служения и поклонения вы отдаете себя не ей, но чему-то высшему. Научитесь подчиняться ей радостно, гордо и властно, научитесь ею повелевать, так, чтобы и в самых твердых словах приказа слышалось благоговение. Самую пылкую нежность умейте выразить в виде веселой злости, и небрежной уверенности и терпкой шутки. О ритуальных знаках внимания, к которым женщина якобы так требовательна и чувствительна, обо всех этих поздравлениях, подарках, цветочках я говорить не хочу: вы и сами понимаете, что все это не серьезно - лишь скидки на бедность духа. Так неверующих во времена оны гнали в храм и заставляли молиться. Так, пользуясь поводами, напоминают нам, беспросветно забывчивым, что знаком внимания должна быть каждая минута общения, подаркам – вся жизнь целиком.

...Помните, что Женщина по натуре искренна, несравненно искреннее, чем мы, в том смысле, что она может жить только в соответствии со своими чувствами. Но помните и то, что искренне выражать свои чувства Женщина, за редкими исключениями, не в состоянии, ибо весь аппарат выражения нацелен у нее на одно - воздействовать на нас, и этой всегдашней целью тяжело искажен.

Да, уста женщины лгут, но ее поступки всегда правдивы; нам же гораздо легче говорить правду, чем поступать по правде. Положа руку на сердце, я предпочел искренность в делах, а не в словах. Повторяю, речь Женщины - не слова, но поступки; прекрасно это, чувствуя, Женщина не придает никакого значения словам, но зато значение наших слов непомерно преувеличивает, как говорят, "любит устами", и в этом ее всегдашняя роковая ошибка. Имея это в виду, при общении с Женщиной будьте в речах осторожны, а в поступках смелы.

Изучайте своих подруг, изучайте на всех уровнях, - как книгу между книг, не имея и в мыслях, что изучение может когда-нибудь закончиться. И помните: на свете живет и здравствует великое множество перевоспитанных мужчин - мужей, любовников, поклонников, кавалеров; но со времен творения еще не было ни одной перевоспитанной женщины - помните, джентльмены, не было и не будет!

Не надейтесь же на безнадежное..."
А вот, что сказал В.Я. Брюсов о женщине
Ты женщина, ты книга между книг,

Ты - свернутый, запечатленный свиток;

В его строках и дум и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг.

Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!

Он жжет огнем, едва в уста проник;

Но пьющий пламя подавляет крик

И славословит, бешено средь пыток.

Ты - женщина, и этим ты права.

От века убрана короной звездной,

Tы - в наших безднах образ божества!

Ми для тебя влечем ярем железный,

Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся - от века - на тебя!
Что же говорит сама женщина о себе: Новелла Матвеева.
Мы только женщины - и, так сказать, "увы!"

A почему "увы"? Пора задеть причины.

"Вино и женщины" - так говорите вы,

Но мы не говорим: "Конфеты и мужчины".

Мы отличаем вас от груши, от халвы,

Мы как-то чувствуем, что люди - не ветчины,

Хотя, послушать вас, лишь тем и отличимы.

Что сроду на плечах не носим головы.

"Вино и женщины"? - Последуем отсель

О женщина, возьми поваренную книжку,

Скажи: "Люблю тебя, как ягодный кисель,

Как рыбью голову! Как заячью лодыжку!

По сердцу ли тебе привязанность моя?

Ах, да! Ты не еда! Ты - человек! А я?
^ ИСПОВЕДЬ ЧИПА
Ваш покорный слуга пес по имени Чип!

Здравствуйте, здравствуйте! Ваш покорный слуга пес - по имени Чип. Да, да. Это опять я. Герой из первой книги "А ты умеешь ловить рыбу? " Напомню вам, что я породы — спаниель, у меня большие висячие уши абрикосового цвета, короткий абрикосовый хвостик, сам я весь белый, у меня коричневый нос, вокруг, глаз очки коричневого цвета и большие умные карие глаза, которые так предано, смотрят на вас, с такой любовью и восторгом. И я говорю вам: "Привет. Как дела? Я Чип, а как вас зовут? Рад познакомиться ".

Пока моя хозяйка занята своими делами, я, Чип, хочу воспользоваться этим моментом и поделиться с вами своими впечатлениями, мыслями, рассуждениями по поводу того, что будет происходить на страницах этой книги. Я считаю, что имею на это полное право, так как с двухмесячного возраста нахожусь в этом доме и являюсь самым главным участником всех событий, которые происходили в нём.

Чип, пристально наблюдал за теми, кто приходил в дом, изучал повадки людей, прислушивался к их разговорам, узнавал, чем дышат современные интеллигенты. Кругозор Чипа расширяется благодаря постоянным беседам и сеансам хозяйки дома с пациентами и просто гостями. Он узнает о современной цивилизации, об уважении и свободе личности. Но больше всего он наслышался о разъедающем душу человеческом себялюбии.

Сначала Чип судил о людях с высоты своего собачьего превосходства, потом, умудренный жизненным опытом, подмечает их истинные слабости; умение в обыденном находить прекрасное.

"Если каждый человек тайна, — думает Чип, - значит надо сосредоточиться на нем как таковом, лишь тогда откроется, что он в глубине своей ".

Наблюдая за людьми, Чип подходил к ним со своей меркой. Что есть человек, в чем его предназначение, в чем смысл человеческого существования, какова связь человека с природой, что обрекает его на одиночество?

Все это заставляет Чипа задуматься над тем: "Что же такое, наконец, человеческая жизнь? В чем же смысл существования?"

Но философские рассуждения Чипа прервал приход пациентки. И пока хозяйка вышла из комнаты, чтобы приготовить чай, Чип решил поупражняться в интересной для него игре: описывать судьбу человека в стихах, используя при этом свои комментарии.

Вот вошла в комнату женщина в возрасте 50-55 лет; высокая, в меру упитанная, но на лице печаль. Видимо трудная жизнь выпала на долю этой женщины. Вот как охарактеризовал бы ее Э. Рязанов в своем стихотворении.

Как будто вытекла вся кровь,

Глаз не открыть - набрякли веки...

Но звать не надо докторов –

Усталость в этом человеке.

А за окном трухлявый дождь...

И пугало на огороде

разводит руки... Не поймешь,

во мне ль так худо иль в природе.

Тоскуют на ветвях навзрыд

грачами брошенные гнезда...

Но слышен в небе птичий крик:

Вернемся рано или поздно!

Хочу хандру преодолеть.

Надеюсь, что преодолею.

А ну-ка, смерть! Не сметь! Не сметь!

Не сметь садиться мне на шею.

^ А вот как к ней относится ее муж, который жил только ради своего удовольствия, практикуя в своей жизни Грех Совершения.
Портрет художника в преждевременной старости. (Огдэн Нэш)

Давно известно каждому школьнику — и даже каждой

ученой женщине, если она к науке не глуха, -

Что на свете существует два вида греха.

Первый вид называется Грех Совершения, и, как догадаться несложно,

Он состоит в совершении того, чего совершать не положено;

А второй вид - полная противоположность первому, и

он зовется Грех Упущения и считается ничуть не менее тяжким, что

авторитетами всех времен - от Билли Санди до Будды - ясно доказано,

И он заключается в не совершении того, что вы делать должны и

обязаны.

Я тоже хотел бы высказать мнение по поводу этих двух видов греха -

сперва, как водится, по поводу первого, чтобы с грехом номер два не мешать его:

Из-за него не стоит терзаться, потому что вообще он, разумеется, грех, но он, по крайней мере, доставляет удовольствие,— иначе кто бы стал совершать его?

По сравнению с первым второй вид греха - Грех Упущения - тусклый и бледный.

Но зато он самый зловредный.

Что причиняет истинные страдания?

Невнесенные взносы, неоплаченные счета, неоформленная страховка, ненаписанные письма, упущенные шансы и пропущенные свидания.

Кроме того, Грех Упущения носит сугубо прозаический характер, до которого мы грешные не очень охочи:

Если вы не делаете того, что следует, для вас не наступают райские дни и тем паче египетские ночи.

Вас не охватывает блаженный экстаз.

Всякий раз как вы не платите за свет и за газ;

Вы не хлопаете по спине знакомых в таверне и не кричите: "Давайте веселиться, друзья!

Не напишем еще по одному письму, и за все ненаписанные письма плачу я!"

В мире много утех для души и для тела, но

Нас не может осчастливить то, что нами не сделано.

И хотя мы ожидаем от жизни благ - всем нам просто вынь да положь их, - 

У нас гораздо больше мороки от не совершенных нами хороших поступков, чем от совершенных нами нехороших.

Итак, если вы меня спросите, что делать, я скажу, что лучше совсем не грешить, но уж если согрешить доведется без спроса вам,

Грешить предпочтительно первым способом.

^ И вот, как стойко все эти невзгоды, унижения и обиды переносила Инна в рассказе Ф. Кривина "Жирафа".

"Жирафа" Феликс Кривин

Жирафа выше всех на десять голов, а язык у нее - целых полметра. Вот бы поговорить таким языком! Но никто не умеет так молчать, как Жирафа. Даже маленькие воробьи — и те помаленьку чирикают, даже кузнечики - и те что-то стрекочут. А Жирафа молчит. Может, потому, что она выше всех на десять голов? Может, она боится уронить свое достоинство? (Шутка ли -- с такой высоты!)

Трудно сказать, почему Жирафа молчит, почему и, погибая, она не кричит о помощи. Даже львы кричат о помощи, даже тигры кричат о помощи, все на свете кричат о помощи, а Жирафа молчит.

Может, потому ее называют - Жирафа, что означает милая? Часто милыми называют тех, кто молчит, кто, даже имея очень длинный язык, хорошо умеет держать его за зубами.

^ Помните ли такую притчу?

"Трое строителей возводили здание. Их спросили, что они делают? Первый ответил: "Таскаю кирпичи". Второй: "Я зарабатываю деньги". Третий: "Я строю храм". Внешне они занимались одним и тем же делом, но воспринимали его по-разному, исходя из своих внутренних потребностей.

Судить о поступке или о человеке можно, зная его суть, я не внешние, порой обманчивые проявления. Вот и вы, Инна, "строили храм", а он просто - "таскал кирпичи". Но вся правда жизни здесь заключается в том, что он (муж) наверняка полагал, что и вы "таскаете кирпичи". Или вообще не думал об этом.

"Ваш муж, Инна, очень похож на персонаж рассказа Ф. Кривина "Форточка" - сказал Чип и начал вспоминать сюжет, который слышал в этом доме.

Любопытная, ветреная Форточка выглянула во двор ("Интересно, по ком это сохнет Простыня?") и увидела такую картину.

По двору, ломая ветви деревьев и отшибая штукатурку от стен, летал большой Футбольный Мяч. Мяч был в ударе, и Форточка залюбовалась им. "Какая красота, - думала она, - какая сила!"

Форточке очень хотелось познакомиться с Мячом, но он все летал, и летал, и никакие знакомства его, по-видимому, не интересовали.

Налетавшись до упаду, Мяч немного отдохнул (пока судья разнимал двух задравшихся полузащитников), а потом опять рванулся с земли и влетел прямо в опрокинутую бочку, которая здесь заменяла ворота.

Это было очень здорово, и Форточка прямо-таки содрогалась от восторга. Она хлопала так громко, что Мяч, наконец, заметил ее.

Привыкший к легким победам, он небрежно подлетел к Форточке, и встреча состоялась чуточку раньше, чем успел прибежать дворник — главный судья этого состязания.

Потом все ругали Мяч и жалели Форточку, у которой таким нелепым образом была разбита жизнь.

А на следующий день Мяч опять летал по двору, и другая ветреная Форточка громко хлопала ему и с нетерпением ждала встречи.

ИННА

Сеансы: Метафора о здоровье

Логические уровни здоровья
А сейчас читатель мне любопытно получить от вас ответ на вопрос: "Хотели бы вы жить без того, чего хотите или хотели бы жить с тем, чего не хотите?"

И если я вас правильно поняла, Инна, вас беспокоит в последнее время состояние вашего здоровья.

Я бы хотела, чтобы вы подумали о том, что значит, для вас быть здоровой?

Как бы вы определили эти слова - "быть здоровой".

Как это можно ощутить?

Как вы узнаете, что здоровы?

Я бы хотела, Инна, обратить ваше внимание на то, что я спрашиваю не о "здоровье", а о том, как "быть здоровой". Быть здоровой это то, чем вы активно занимаетесь, то, что вы делаете. "Здоровье" — это существительное, нечто статичное. В понимании этих слов есть различие. Давайте проверим это с вами.

Подумайте о том, как "быть здоровой". И если у вас возникает мысленная картинка, которая отражает эти слова, она, скорее всего, содержит в себе ощущение движения. И, наоборот, картинка, которая представляет "здоровье", скорее всего, похожа на фотографию. Это пример того, как слова, которыми мы пользуемся в своей жизни, изменяют наше субъективное восприятие. Что же мы можем из этого извлечь?

Застывшая картинка здоровья может выглядеть как что-то отдельное, как что-то такое, чего можно достичь когда-нибудь в будущем, а не то, что вы переживаете прямо сейчас. Здоровье является естественным следствием нашего образа жизни: взаимоотношений, диеты, окружающей обстановки. Это не предмет собственности, это процесс. Это то, что мы делаем, результат наших мыслей и чувств. Это образ существования. Я хотела бы, Инна, обратить ваше внимание на то, как разум и тело постоянно подталкивают друг друга к здоровью или болезни. Организм не заболевает - человек делает это. И хочу с вами говорить, Инна, о здоровье и выздоровлении, а не о болезни и лечении.

Мы относимся к своему здоровью как само собой разумеющемуся до тех пор, пока не заболеем. Наша иммунная система постоянно старается сохранить здоровье точно так же, как наше сердце продолжает биться, а легкие дышать.

Здоровье и болезнь являются субъективными переживаниями. Мы сами определяем уровень своего здоровья, главным образом, оценивая свои ощущения.

И, возможно, Инна, вы проявите любопытство и интерес к НЛП (нейролингвистическому программированию), которое занимается исследованием структуры субъективного опыта. - Нашего собственного способа построения своего уникального внутреннего мира, поэтому оно подходит для того, чтобы исследовать здоровье.

НЛП возникло в середине 70-х годов. В самой его сердцевине лежит то, что обычно называют "моделированием" - исследование тех мыслительных и поведенческих процессов, которые позволяют нам делать то, что мы делаем. НЛП строит модели мастерства во всех областях человеческой деятельности: в здоровье, спорте, общении, обучении и учебе, бизнесе и управлении, чтобы сделать эти умения доступным другим людям. Оно создает модели реальных людей, описывает лишь возможные вещи, которые уже были сделаны, а не рисует абстрактные идеалы. Предмет его поисков - мастерство.

И я, Инна, не ставлю перед собой задачу научить вас НЛП, поэтому от вас не требуется никаких предварительных знаний в области НЛП или медицины. НЛП не представляет собой какой-то альтернативный метод лечения, это - единство идей и метод мышления. Речь не идет о том, чтобы открывать "правильную" модель мира, а о том, чтобы обогатить вашу собственную. НЛП имеет чисто практическую направленность: вы можете использовать его для достижения своих собственных целей. И одна из них - быть здоровой и благополучной.

В НЛП три основных элемента. Часть "нейро" имеет отношение к неврологии - к тому, как нервная система поддерживает связь между нашим разумом и телом. "Лингвистическое" относится к языку - к тому, как мы воздействуем друг на друга и на самих себя с помощью языка. "Программирование" указывает на те повторяющиеся последовательности наших мыслей и действий, с помощью которых, мы достигаем своих целей и получаем те последствия, к которым приводит наше поведение.

И мне, Инна, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что используя знания по НЛП, вы сами сможете оказывать влияние на свое физическое здоровье: ваше тело является неотъемлемой вашей частью, а не чем-то таким, что время от времени заставляет вас болеть, и у него есть удивительная способность учиться и исцелять саму себя.

Каким же может быть путь укрепления здоровья?

Ваше здоровье — это ваш образ жизни в целом, и на него оказывают влияние очень многие факторы: индивидуальные, психологические, социальные, физические, особенности питания.

На какие факторы вы можете воздействовать?

Какой из них вызовет наиболее сильное изменение?

Одни факторы поддаются нашему влиянию в значительной степени, другие - только частично, а третьи вовсе не поддаются. НЛП предлагает полезный способ мышления о различных уровнях контроля и влияния. Их называют "неврологическими уровнями" или просто "логическими уровнями". Это имеет практическую пользу при работе со здоровьем. Эта концепция была разработана Робертом Дилтсом.

Первый уровень — это окружение, те вещи и люди, которые вас окружают. Дикторы окружающей среды.

Чем вы наполняете свое внутреннее окружение? Воздухом и пищей, какого качества?

Фактором внешнего окружения, который может представлять опасность, является повышенное электромагнитное излучение от линий электропередач.

Особенно важным является социальное окружение.

Друзья, семья, коллеги по работе тоже являются частью нашего окружения, и качество наших взаимоотношений оказывает очень сильное влияние на здоровье. Одиночество, изоляция и плохие взаимоотношения с другими людьми представляют собой значительную опасность для здоровья.

Второй уровень - поведение, то есть то, что мы делаем. Здесь два аспекта касаются здоровья: избегать нездоровых привычек и развивать здоровье.

Это приводит нас к третьему уровню - к тому, что в НЛП называют способностями. Это повторяющиеся последовательные действия и привычки. Например, маловероятно, что одна сигарета принесет какой-нибудь вред, но привычка курить связана с повышением вероятности развития заболевания сердца и легких. Другой пример - это диета. Случайное пирожное с кремом или пакет консервированного сока не нанесет вред, но построенная из этих продуктов диета приведет к увеличению риска развития чрезмерной полноты, диабета и разрушения зубов. Привычное поведение не останавливается волевым усилием, чаще всего мы можем изменить его, определив цель, стоящую за привычкой, и выбрав более здоровый способ ее достижения.

Кроме того, это тот уровень, который в НЛП называется "стратегиями" - ставшие привычными способы мышления и реагирования. Стратегии - это последовательности мыслительных операций, которые используются нами постоянно и, следовательно, приводят к привычным действиям.

Четвертый уровень - убеждения и ценности. Они оказывают огромное влияние на нашем здоровье. Убеждения - это принципы, которые управляют нашими действиями. Они определяют то, как мы относимся к самим себе, как мы реагируем на других людей и какой смысл мы придаем нашим переживаниям. Эффект плацебо показывает, что мы способны вылечить самих себя, если мы верим в эффективность лекарства. То, о чем мы думаем, как о чистом разуме (убеждении), вызывает изменения в теле, которые оказываются ощутимыми и реальными.

Часто мы поступаем по принципу "увижу—поверю". Но, к сожалению, к тому времени, когда вы увидите результат нездоровой привычки, будет слишком поздно: вы уже больны. Основанием для вашей веры должно стать то, чего вы хотите избежать.

Если вы убеждены, что существует лекарство от любой болезни, ваше поведение, по-видимому, будет отличаться от поведения человека, который убежден, что его здоровье предопределено наследственностью.

Ценности — это то, к чему мы стремимся: здоровье, благополучие, счастье, защищенность, любовь. Ценности, как магниты, притягивают наше поведение.

Зачем мы делаем то, что делаем? Чтобы получить важное для себя и избежать того, что является вредным.

Люди не будут меняться до тех пор, пока не поверят, что для этого есть хорошая причина и это изменение принесет им нечто важное или уведет их от того, чего они хотели избежать. Убеждения и ценности не поддаются логическому обоснованию.

Пятый уровень - идентичность, индивидуальность, система черт личности. Идентичность - это ваше восприятие самого себя, глубинные убеждения и ценности, которые определяют вас и вашу миссию в жизни в ваших собственных глазах. Если у человека хроническое заболевание, он может считать себя "пациентом". Такое представление может тормозить выздоровление. Ведь пациент - это тот, кто болеет. И, так как он продолжает думать о себе, как о пациенте, он продолжает болеть. С другой стороны, "Я - здоровый человек" является утверждением, которое может иметь огромное влияние на здоровье. И, наконец, шестой уровень - это уровень духовности, ваша связь с другими людьми и с тем, что оказывается выше вашей личности, как бы вы об этом ни думали.

Неврологические уровни оказываются чрезвычайно полезными при определении проблем, связанных со здоровьем. Проблемы здоровья могут возникнуть на любом уровне.

Убеждения и ценности являются одними из самых сильных фильтров. Человек может знать, что делать (поведение) и даже как делать (способность), и, тем не менее, ничего не делать, потому что это не представляет для него никакой ценности (ценность) или он убежден, что это ничего не изменит (убеждение).

Многие люди полностью или частично приравнивают свою личность к той работе, которой они занимаются. На вопрос: "Что Вы делаете?" они описывают свою работу. Поэтому неудивительно, что безработица, увольнение по сокращению штатов и даже выход на пенсию воспринимаются многими как отторжение. Потерю работы многие люди переживают как тяжелую утрату: они чувствуют, что потеряли часть себя. Они впадают в депрессию, падают духом и могут заболеть.

Эта склонность перепутывать поведение и идентичность берет свое начало в детстве. Взрослые любят повторять "ты плохой", когда ребенок провинился. Дети очень доверчивы, они верят тому, что говорят взрослые, и основание для перемешивания идентичности и поведения закладывается в раннем детстве. Вот и в данном случае, мы имеем пример нашей героини Инны, которую в детстве мать часто избивала за малейшие, безобидные провинности, что должным образом сказалось на дальнейшей ее судьбе. Мать все время ее критиковала, говорила, что она самая плохая, никчемная, что она ее не любит, что если бы она не родилась, им бы жилось легче. И единственное спасение для Инны было то, что она уехала учиться, там, при другом окружении, училась на отлично, она почувствовала себя человеком, что она достойна уважения, но ко всему этому в душе она относилась все равно с недоверием. Слишком сильно было воздействие деспотичной матери. И вот она выходит замуж, но не за того, кого любила, а кто выбрал ее. И здесь продолжается ее кошмар. С мужем они уезжают на север. Она работает в школе преподавателем, читает иностранный язык, а он занимает руководящую должность на приисках. Живут в маленьком поселении, где каждый все знает друг о друге. Муж начинает пить и изменять ей. Она все это терпит, у нее уже двое детей, но так как ей в детстве говорили, что она "плохая", она действительно видит подтверждение этому, отношение к ней ее мужа. Только работа ее спасала. Она работала самозабвенно. Ученики любили ее, так как она очень интересно излагала материал. А что же с мужем? Муж допился, как говорят "до ручки". Его парализовало, они уехали с севера, и вот одиннадцать лет он лежит парализованный, а она за ним ухаживает и жив он, только благодаря ее уходу за ним. Все было: отчаяние, безысходность, слезы, ну а финал? Финал плачевный. Инна тяжело заболела (заболевание крови). Она не хотела бороться за свою жизнь, но случайная встреча и знакомство с новыми технологиями психокоррекции личности, дали ей возможность посмотреть на все другими глазами. И у нее появилась воля к жизни, желание жить. И в настоящий момент, она делает все, чтобы войти в стойкую ремиссию и победить свою болезнь.

Одним из наиболее важных методов снижения восприимчивости к угрожающему здоровью стрессу является четкое разделение того, что вы делаете, от того, кем вы являетесь.

Язык, которым пользуется человек, демонстрирует, о каком уровне он говорит.

Идентичность - "Я здоровый человек".

Убеждение - "Быть здоровым - значит наслаждаться жизнью".

Способность - "Я поддерживаю здоровье, бегая каждый день по три километра".

Поведение - "По средам я хожу в гимнастический зал".

Окружение "Многие мои друзья тоже ходят в гимнастический зал".

или

Идентичность - "Я не из тех людей, которые набирают вес легко".

Убеждение - "Я обязательно достигну того веса, какого хочу".

Способность — "Я могу есть то, что мне нравится, потому что никогда не набираю вес".

Поведение - "Вчера вечером я съела плитку шоколада".

Окружение - "Моя приятельница так вкусно готовит, что, когда она меня угощает, я постоянно прошу добавки".

Неврологические уровни представляют собой не столько иерархию, сколько замкнутые циклы или голограмму. Каждый оказывает влияние на все остальные, и все они являются важными для здоровья.

Когда вы думаете о какой-то цели, касающейся вашего здоровья, или пытаетесь справиться с какой-то проблемой, определите, на каком уровне она находится:

1) Вам может понадобиться больше информации об окружении. Если так, то ничего не предпринимайте до тех пор, пока не найдете то, что вам необходимо знать.

2) У вас может быть вся информация, но вы можете не знать, что делать.

3) Вы можете сомневаться, способны ли вы сделать это, стоит ли этим заниматься, соответствует ли это вашим ценностям и убеждениям.

4) Вы можете не совсем быть уверены: "И это действительно я?"
^ Физиология неврологических уровней

Неврологические уровни имеют определенные неврологические аналоги. Чем выше уровень, тем глубже он проникает в неврологию. Мы реагируем на свое окружение периферической нервной системой. Поведение и способности затрагивают двигательные и кортикальные слои нервной системы - наши сознательные и полубессознательные действия. Убеждения и ценности мобилизуют вегетативную нервную систему — ту часть, которая регулирует внутренние состояния нашего тела: частоту сокращений сердечной мышцы, кровяное давление и пищеварение. Когда вы вступаете в противоречие со своими убеждениями и ценностями, ваш пульс и частота дыхания изменяются. Уровень идентичности соответствует вашей иммунной системе - той части, которая защищает от болезней путем разделения "родных" и "чужеродных" тел.

Итак, логические уровни отражают три части НЛП: неврологию, потому что каждый уровень приводит в действие нашу неврологию; лингвистику, так как каждый уровень отражается в том языке, который мы используем; программирование, по той причине, что мы предпринимаем различные действия, в зависимости от того, на какой уровень мы хотим воздействовать.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аида Михайловна Пичугина Психотренинг 3 A. M. Пичугина я-женщина! Практическая психология для всех ббк88 П36 iconМетодические рекомендации для студентов педагогических специальностей...
Учебно-методическое пособие предназначено студентам I-VI курсов общих факультетов по направлению «050000 образование и педагогика»,...

Аида Михайловна Пичугина Психотренинг 3 A. M. Пичугина я-женщина! Практическая психология для всех ббк88 П36 iconЛюбовь Михайловна Уланова, первая в мире женщина-командир воздушного...
Мне не до празднования юбилея сейчас, — сказала «Часу» по телефону Любовь Михайловна

Аида Михайловна Пичугина Психотренинг 3 A. M. Пичугина я-женщина! Практическая психология для всех ббк88 П36 iconКнига разделена на 12 этапов, каждый из которых содержит в себе 30...
«Настоящая женщина. Самый лучший психотренинг за последние 20 лет»: Центрполиграф; М.; 2011

Аида Михайловна Пичугина Психотренинг 3 A. M. Пичугина я-женщина! Практическая психология для всех ббк88 П36 iconПсихология человека
...

Аида Михайловна Пичугина Психотренинг 3 A. M. Пичугина я-женщина! Практическая психология для всех ббк88 П36 iconОпера аида в Массаде Специальная цена!!!!
Джузеппе Верди. Опера Джузеппе Верди «Аида». Билет на места уровня 1 (см схему)

Аида Михайловна Пичугина Психотренинг 3 A. M. Пичугина я-женщина! Практическая психология для всех ббк88 П36 iconМаргарита Землянская Практическая психология для мальчиков litres ru
Книга предназначена для подростков, будет интересна также их родителям, может использоваться как учебное пособие по психологии для...

Аида Михайловна Пичугина Психотренинг 3 A. M. Пичугина я-женщина! Практическая психология для всех ббк88 П36 iconМужчина+Женщина: познать и покорить Глава "Психология женщины и психология мужчины"
И они не только во внешних отличительных признаках пола. Оказывается, одноименные внутренние органы у мужчин и женщин действуют несколько...

Аида Михайловна Пичугина Психотренинг 3 A. M. Пичугина я-женщина! Практическая психология для всех ббк88 П36 iconЛитература по курсу «Клиническая психология»
Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. – Ростов-на-Дону,...

Аида Михайловна Пичугина Психотренинг 3 A. M. Пичугина я-женщина! Практическая психология для всех ббк88 П36 iconПсихология и психотерапия потерь
Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. — Спб.:...

Аида Михайловна Пичугина Психотренинг 3 A. M. Пичугина я-женщина! Практическая психология для всех ббк88 П36 iconЛ. И. Божович Культурно-историческая психология №1, 2006
Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) // Культурно-историческая...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница