Основные вопросы темы: 1 источники социального развития человека




Скачать 324.71 Kb.
НазваниеОсновные вопросы темы: 1 источники социального развития человека
страница1/4
Дата публикации03.05.2013
Размер324.71 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4

Глава 6. Источники и движущие силы

социального развития ребенка, их учет

в социально-педагогической работе с ним



Человек, появившись на свет, развивается, формируется личностью. Для социального развития он наделен значительным потенциалом и механизмами его реализации. Этот потенциал с рождения включает определенные для каждого человека биологические, физиологические, психические, энергетические и социальные возможности для развития и самореализации. Потенциальные возможности человека представляют собой явление, которое либо реализуется, либо нет. В случае реализации они укрепляются, приобретают новое качественное содержание и возможности. Реализацию потенциала человека можно сравнить с природой бутона красивого цветка. Он может созреть и раскрыться во всей своей красоте, либо увянуть, так и не раскрывшись. Эти потенциальные возможности развития особенно велики с рождения, когда ребенок предрасположен к значительной динамике роста. Полная его реализация позволяет человеку достичь высокого уровня самосовершенства.

Для обеспечения наиболее целесообразных условий саморазвития ребенка, воспитателю необходимо знать его индивидуальные возможности, динамику их изменения и факторы, от которых в большей или меньшей степени они зависят. Индивидуальные возможности ребенка определяются теми основными источниками и их движущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека.

Основные вопросы темы:

1) источники социального развития человека;

2) движущие силы социального развития человека.

3) роль самого ребенка в социальном самосовершенствовании.
§ 1. Источники социального развития человека
Источники - это то, что питает и на основе чего имеет место социальное развитие человека. Они подразделяются на внутренние - присущие новорожденному и внешние - те, на основе которых происходит реализация его внутренней социальной обусловленности.
^

Внутренние источники социального развития человека.


К основным, наиболее существенным внутренним источникам социального развития человека относятся:

1. ^ Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком от рождения и приобретенный им в процессе жизнедеятельности. У каждого ребенка индивидуальный потенциал социального развития значителен. Посредством развития, при соответствующих условиях, человек может достигнуть в личностном плане именно того уровня, к которому он потенциально был предрасположен. Проблема заключается в том, до какого уровня удается реализовать его в процессе социального развития у конкретного ребенка в целом, в тех или иных условиях (дома, в детском соду, в школе), в частности.

2. ^ Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии биологического, физиологического, психологического и социального. Задержка человека в биологическом, физиологическом или психическом развитии сказывается и на социальном. В свою очередь, задержка в социальном развитии человека существенно отражается на всем остальном (его биологическом, физиологическом и психическом развитии). Известно, что «Маугли» долго не живут. Другими словами, человек, не получивший возможность для активного социального развития в самом раннем возрасте, ограничен в жизненном цикле по сравнению со своими сверстниками. Задержка в социальном плане особенно сказывается на психическом развитии ребенка. Об этом свидетельствуют данные воспитания детей, оставшихся без попечения родителей воспитываемых в доме ребенка, интернатах, детских домах. Отставание ребенка в психическом развитии существенно сказывается на его социальном развитии. Психическое и социальное в личности особенно тесно взаимосвязано.

3. ^ Органы чувств, уровень их развития. С их помощью ребенок познает среду жизнедеятельности. При этом он становится качественно иным – обогащается и развивается. Характерно, что своеобразие познания ребенком окружающего мира определяет адекватность его развития, действий и поступков. Недостатки в структуре развития органов чувств создают значительные трудности для ребенка во взаимодействии со средой жизнедеятельности, познании ее. При этом восприятие среды, с которой он взаимодействует носит индивидуальный характер, обусловленный уровнем и своеобразием развития его органов чувств. Например, слепому ребенку непонятна гамма цветов, красок, света. Для него значительно богаче восприятие гаммы звуков, тепла и пр. Данный фактор определяет отличное от сверстников социальное развитие ребенка с особыми нуждами и его проявление в среде жизнедеятельности.

Органы чувств динамичны в своем развитии. Чем с более раннего возраста они целенаправленно развиваются, тем большего уровня в развитии они достигают и, наоборот, не реализация потенциала того или иного органа чувств, ведет к его затуханию.

4. ^ Врожденные рефлексы. Именно они позволяют ребенку поддерживать жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать свои индивидуальные возможности и потребности в процессе социального развития и воспитания.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные вопросы темы: 1 источники социального развития человека iconПедагогика социального развития, социализации человека
От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности....

Основные вопросы темы: 1 источники социального развития человека iconУтверждено Утверждено Председатель Управляющего совета
Законодательная база для разработки Программы развития школы. Исполнители, источники финансирования. Цель, задачи развития. Основные...

Основные вопросы темы: 1 источники социального развития человека icon№2 опасные и вредные факторы ос. Источники загрязнения ос. Экологическая...
Основные факторы загрязнения ос. – это процессы объекты и всякие другие факторы, которые неблагоприятно влияют на человека (немедленно...

Основные вопросы темы: 1 источники социального развития человека iconОбщие вопросы психологии развития
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...

Основные вопросы темы: 1 источники социального развития человека iconКонтрольные вопросы к экзамену
Движущие силы психического развития, основные подходы к исследованию психического развития. Биогенетические теории развития (т рекапитуляции,...

Основные вопросы темы: 1 источники социального развития человека iconВопросы к экзамену по курсу «Право социального обеспечения»
Понятие источников права социального обеспечения и необходимость кодификации законодательства социального обеспечения

Основные вопросы темы: 1 источники социального развития человека iconТемы рефератов по сравнительному менеджменту
Основные закономерности и особенности развития малого бизнеса в развитых странах

Основные вопросы темы: 1 источники социального развития человека iconАктуальность темы исследования
Тем самым подверглись деструкции сами основания бытия человека в мире, что привело к оформлению как целого ряда новых экзистенциалов...

Основные вопросы темы: 1 источники социального развития человека iconУрок по обществознанию на тему «Общество в развитии»
Цель: рассмотреть основные проблемы общественного развития, познакомиться с основными критериями социального прогресса

Основные вопросы темы: 1 источники социального развития человека iconОценка физического развития человека и основные методы исследования
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница