Лекция №1 (расшир.)




НазваниеЛекция №1 (расшир.)
страница1/20
Дата публикации16.03.2013
Размер2.01 Mb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Психология > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20





ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.

( расширенный курс )
* ЛЕКЦИЯ № 1 (расшир.)
План.


  1. Введение.

  2. Предмет, задачи и методы педагогики и психологии :

а). Воспитание и общественный прогресс. Психические явления как

отражение действительности.

б). Педагогика и психология как науки.

в). Система педагогических и психологических наук.

г). Методы научно-педагогических и психологических исследований.

д). Задачи педагогики и психологии.

Введение.
Педагогика, психология - универсальный инструмент.

Связь любой науки с понятиями, на которые она опирается и которыми она оперирует, не непосредственна. Наука - это система теорий, а теория - это система понятий.

Понятия лежат в основе мышления и выражаются словами. Мышление, понятие и речь и в истории человечества, и в развитии каждой личности с момента появления на свет и до конца жизни человека развиваются и существуют в тесной взаимосвязи. Такова их роль и в любой науке. Но научные понятия, в отличие от бытовых, тем видом слов, которые называются терминами.

Термин ( Термин - от лат. therminus предел, граница. - Слово ( словосочетание ) , точно обозначающее определённое понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. ) - это слово, выражающее научное понятие, достаточно единопонимаемое людьми, им оперирующими. Поэтому термин всегда требует его определения. Ни одна наука не может существовать без системы своих, именно её присущих терминов. Но полного единопонимания терминов быть не может. Наука, все термины которой стали бы полностью единопонимаемыми, тем самым потеряла бы возможность своего развития. Однако наука не может развиваться и при отсутствии их единопонимания. Противоречие необходимости и невозможности единопонимания терминов было разрешено ещё древними философами. Так, правила древнеиндийской философии требовали, чтобы, прежде чем опровергать своего собеседника, несогласный с ним должен изложить, как он понял термины и выводы, опровергаемые им, и, только получив подтверждение, что понял их правильно, формулировал бы свои возражения.

Практически единопонимание научных терминов достигается с помощью учебников, словарей и специальных статей. С их помощью каждый пользующийся тем или иным научным термином получает две возможности. Он может сказать : “Употребляя такой-то термин, я понимаю под ним то же, что и в таком-то учебнике, словаре или монографии”. А если он сам работает в соответствующей области, то может сказать и иначе : “Я знаю, какое содержание такой-то литературный источник или автор вкладывает в содержание понятия, выражаемого таким-то термином. Но я имею конкретные основания уточнить это понятие”.

Всё сказанное, относящееся к любой науке, особенно сейчас, относится и к психологии, и к изучающим её. Причин этого две. Во-первых, многие научные понятия и термины психологии очень близки бытовым понятиям и потому легко ими подменяются. Во-вторых, в последнее время психология широко внедряется в самые различные науки и практики, что чревато опасностью потери ею точности своих терминов за счёт заимствования понятий других наук.
Требования : 1. Глубокие знания. Умение логически мыслить. 2. Умение применять полученные знания на практике ( моделирование, умение применять знания применительно к будущей

специальности ; в бытовом общении ). 3. Дисциплинированность, исполнительность ( посещение, пропуски, семинар, рефераты, контрольные работы 16 часов, рейтинг, требования университета, добрый - добренький. Старосте - список группы ).

Лекция : роль лектора, мало времени, соотношение к учебникам, программированное обучение, обращение “вы -ты” - это мой стиль обращения. Запись лекции - обязательная, особенности памяти (непосредственная, короткая, длительная, 10,5 слов, 16 слов, логика памяти : услышать, проговорить (внутренняя речь), увидеть, записать (особенности письменной речи - всегда отстаёт ), лекция в форме диалога, начало лекции - повторение предыдущего. Конец лекции - выводы. ответы на вопросы.

Ведение словаря терминов, понятий.
Литература по педагогике.


  1. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.

  2. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2001.

  3. Реан А.А. Педагогика. - М., 1999.

  4. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. - М., 1998.

  5. Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск, 1998.

  6. Библиотека, интернет.


Литература по психологии..


  1. Ведение в психологию / под ред. А.В. Петровского. - М., 1995.

  2. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб, 2000.

  3. Немов Р.С. Психология. В 2-х кн. Кн. 1 Общие основы психологии. 2-е изд. - М., 1995.

дополнит. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию : курс лекций. - М., 1988.

ПСИХОЛОГИЯ.
^ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ.
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Психические явления как отражение действительности.
Психология наука о психических явлениях, представляющих собой функцию мозга, отражение объективной действительности. Название науки “психология” происходит от греческих слов : “псюхе” (душа) и “логос” (учение, слово). Первое систематическое изложение психологии было сделано древнегреческим философом Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.) в трактате “О душе”. Название же “психология” появилось в конце 16 века ; общеупотребительным оно стало с середины 18 века.

Все психические явления : ощущения и восприятия, представления и мысли, чувства и желания, потребности и интересы, склонности и способности, волевые качества и черты характера - настолько близки каждому, что на первый взгляд кажутся хорошо известными. В действительности же правильное, научное понимание их - одна из величайших проблем человеческой мысли.

Одни учёные считают, что психология представляет собой единую науку, как и любая другая наука, имеет свой особый ПРЕДМЕТ. Отсюда – психология – это наука, предметом которой являются закономерности и механизмы психики.

Другие учёные склоняются к мысли, что психология – это наука и практика в единстве, а наука и практика в психологии понимаются по-разному. Отсюда это означает, что психологий много: не меньше, чем реальных опытов построения психологической науки-практики.

ОБЪЕКТОМ психологии являются закономерности физиолого-психического развития человека.

Психика, сознание - это свойство материи, возникшее на определённой, высокой ступени её развития. Вместе с тем психическая деятельность не возникла сразу в её развитых формах. Так же как и всё существующее в мире, она прошла длинный путь развития, начиная с самых элементарных её форм, наблюдаемых в животном мире, и кончая высокоразвитой сознательной деятельностью людей. Развитие психической деятельности как деятельности мозга являлось необходимым следствием нервной системы, в свою очередь вызванного усложнением и изменением условий существования животного мира и человека.

Первые живые существа обладали только раздражительностью, т.е. способностью отвечать определённым образом на внешние воздействия, характерной уже для взаимодействия между белком как носителем жизни и воздействующей на него ( в процессе обмена веществ ) внешней средой. В дальнейшем, по мере всё большего приспособления организмов к внешней среде, с появлением и развитием под влиянием этого у животных нервной системы, развиваются различные, специализированные виды ощущений и более сложные формы поведения.

Возникновение человеческого общества, основанного на совместной трудовой деятельности людей, привело к появлению высшей формы психической деятельности - сознания как общественно-обусловленного отражения действительности при помощи языка. Язык закрепляет общественный опыт человечества, общественную практику и выработанные обществом идеи. Посредством слов всё это передаётся другим людям, усваивается ими, становится регулятором их деятельности, воздействует на поведение и подвергается дальнейшему развитию в обществе. Сознательная деятельность является функцией мозга, она формируется под определяющим влиянием общественных условий жизни людей.

Человек находится в постоянном воздействии с окружающей средой. Многочисленные предметы и явления действительности воздействуют на органы чувств человека и, отражаясь его мозгом в виде ощущений, представлений, мыслей, чувств, стремлений, вызывают ответную реакцию - те или иные действия человека. Это отражение действительности человеческим мозгом в виде психических явлений есть субъективный мир человека, представляющий собой отражение, образ объективного мира, который существует вне нас и независимо от нашего сознания.

^ Образы вещей - это как бы их копия, изображение предметов, сходное с отображаемыми предметами и явлениями, но не самые предметы или явления.

Начальным моментом отражения действительности является ощущения. Они представляют собой отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, действующих непосредственно на органы чувств ( ощущение цвета, звука, запаха и т.д. ). В восприятии предметы и явления отражаются уже в многообразии своих свойств. Рассматривая предмет, мы видим не просто его цвет, форму и величину отдельно друг от друга, а воспринимаем его как целое ( дом, стол, карандаш и т.д ).

Образы предметов и явлений могут воспроизводиться после действия раздражителей в виде представлений, т.е. образов ранее воспринятых предметов или явлений.

Ощущения, восприятия и представления являются наглядными образами предметов. Это чувственное отражение действительности. Оно даёт знание о внешних, непосредственно воспроизводимых свойствах предметов и об их внешних связях друг с другом.

Далеко не все свойства предметов и не все предметы непосредственно воспринимаются. Мы, например, не видим атомы, не слышим ультразвуки, хотя их существование достоверно известно. В этих случаях знания достигаются опосредствованно - путём сравнений, обобщений, умозаключений, выполняя которые человек исходит, однако, из того, что дано ему непосредственно в ощущениях и восприятиях. Такое опосредствованное и обобщённое отражение действительности называется мышлением.

Мышление неразрывно связано с языком и осуществляется при помощи языка. Слово, язык - это звуковая, материальная оболочка мысли, вне которой мысль вообще не существует.

Ощущение и мышление - неразрывные звенья единого процесса отражения действительности. Исходным является чувственное, наглядное познание предметов и явлений действительности. Но, ощущая, воспринимая или наглядно представляя что-либо, человек так или иначе анализирует, объединяет, обобщает, т.е. мыслит то, что дано в ощущениях и восприятиях.

Ощущения, восприятия, представления, мысли - всё это познавательные процессы, познавательная сторона отражения действительности.

Отражение действительности мозгом не исчерпывается только познавательной деятельностью людей. Внешний мир отражается в голове человека не только в виде наглядных образов предметов или мыслей о них, но и в виде того или иного отношения к предметам и явлениям действительности. Мы всегда так или иначе относимся к тому, что воздействует на нас. В зависимости от особенностей того, что воздействует на нас, и особенностей нашей личности мы испытываем те или иные потребности и интересы, чувства и желания, осуществляем волевые действия. Всё это опять-таки есть различные формы отражения предметов и явлений действительности.

Отражением действительности являются и все черты личности, прежде всего способности и характер человека, которые формируются под воздействием условий жизни, в зависимости от тех обстоятельств, в которых протекает деятельность человека.

Все эти различные формы отражения реального мира неразрывно связаны между собой. Чувства и желания всегда зависят от того, что познаётся в предметах и явлениях, какие их качества, свойства, особенности выделяются нами. Вместе с тем от наших потребностей и интересов, от чувств и желаний, которые испытываются нами, от волевых действий, от черт характера, которые сложились у нас, от всех особенностей личности.

^ Отражение действительности происходит в процессе деятельности людей : человек отражает мир, воздействует на него, выполняет те или иные действия, оперирует вещами.

^ Практика, деятельность людей - источник познания предметов и явлений действительности и от того или иного отношения к ним. Человек не пассивно отражает действительность, он - активный деятель в окружающем мире.

Наличие у человека как активного деятеля сознательных целей играет важнейшую роль в отражении объективной действительности, делает её отражение целенаправленным, сознательно избирательным. Из всего многообразия того, что его окружает, из всех обстоятельств жизни человек прежде всего выделяет то, что имеет для него особенное значение, то, что отвечает сознательным целям и задачам деятельности, осознанным потребностям общественной жизни и его личным потребностям.

Являясь активным деятелем, человек в процессе накапливает жизненный опыт, и это играет важную роль в отражении им объективной реальности. Опыт людей различен : он зависит от природных и общественных условий, в которых живёт человек, от условий воспитания и обучения, профессиональной деятельности, от влияния окружающих людей, от всех многообразных общественных воздействий, которым человек подвергается.

Отражение человеком действительности является единством объективного и субъективного. Оно объективно по содержанию, так как является отражением внешних и явлений. Оно объективно и потому, что является реальным нервным процессом и выражается в различных внешних действиях и поведении человека. Но оно субъективно, потому что всегда является отражением реального мира определённым человеком, субъектом, оно всегда преломляется через накопленный им личный опыт, через все особенности личности.

Из всего сказанного очевидна огромная жизненная роль психической деятельности человека. Как отражение объективной действительности, она является необходимым условием воздействия человека на мир, изменения им действительности. Эта жизненно важная роль психической деятельности обусловлена тем, что психика есть верное отражение объективной действительности. Она правильно ориентирует человека в окружающем мире, и именно благодаря этому возникает наука, искусство, техника.
Возникновение психологии в России.
Основоположником отечественной научной психологии считается И.М Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психические процессы получают физиологическое обоснование. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с её физиологической основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев (1857-1927).

Усилия И.П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности, однако собственной психологической концепции И.П. Павлов не создал.
Задачи психологии.
Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, нередко приходится идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзьями.

Не мене важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения ( аутотренинг, медитация и т.д. ). Знание психологии необходимо родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах людей. Она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учётом психологического состояния партнёров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в её развитии, законов, раскрывающих, как формируется и совершается отражение объективного мира в мозгу человека, как в силу этого регулируются действия человека, как формируются психические свойства личности.

Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.

Устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрывать и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Чтобы понять, как формируется психическая деятельность человека и психические качества личности, необходимо знать не только сами по себе внешние воздействия ( и прежде всего воздействия внешнего порядка ), но и то, как в зависимости от них протекают нервные процессы, как образуются временные связи, как они взаимодействуют с уже имеющимися связями, которые образовались у человека и человечества в целом в прошлом. Только на основе знания всех звеньев рефлекторного акта - внешних воздействий, физиологических механизмов их отражения и ответных действий человека - возможно установление объективных законов развития и формирования психики человека.
Связь психологии с другими науками.
В решении этой задачи психология опирается на смежные с ней науки и прежде всего - с физиологией высшей нервной деятельности человека. Это определяется тем, что обе эти науки исследуют деятельность одного и того же органа - мозга. Однако обе они изучают его деятельность в разном отношении. Физиология высшей нервной деятельности исследует законы рефлекторной деятельности мозга, отвлекаясь от анализа субъективных явлений ( ощущений, представлений, мыслей, чувств и т.п. ) как отражения субъектом объективной действительности. Психология же исследует законы развития и формирования именно этих субъективных явлений ( сознания, мышления, вои, чувств и т.д. ) как отражения объективной реальности мозгом человека, т.е. неразрывной связи с изучением того, чем они вызываются и каковы физиологические механизмы этих явлений. Т.о., физиология высшей нервной деятельности является естественнонаучной основой психологии.

Велико и практическое значение психологии. Как всякая наука, психология служит жизни, её преобразованию, совершенствованию. Психология непосредственно служит делу воспитания людей. Изучая законы психических явлений, она раскрывает пути и средства формирования психической деятельности человека, психических свойств личности. На этом основана помощь психологии, которую она оказывает практике воспитания и обучения людей.

Научное объяснение психических явлений имеет непосредственное значение и для самовоспитания. Психология способствует рассмотрению путей формирования у самого себя ценных качеств личности, закономерностей правильной организации своей деятельности. В этом также заключается важная воспитательная роль психологии. ( далее - связь с историей, философией, логикой, педагогикой, лингвистикой )

Большое практическое значение психология имеет и в ряде других областей человеческой деятельности. Весьма важно учитывать психологические законы при решении вопросов организации труда, усвоения новых технологий, повышения производительности труда, рационального использования рабочей силы и т.п.

Существенное значение имеют психологические исследования художественного восприятия и художественного творчества в различных областях искусства ( музыка, живопись ) и в литературе.

Данные изучения различных форм распада и нарушения психической деятельности человека и восстановления того, что нарушено в его психике, успешно используются в медицине. Существенную роль могут играть психихологические знания при общении врача с больным, воздействии на больного, равно как для понимания всего его поведения.

В соответствии с этим, помимо общей психологии, изучающей общие закономерности психических явлений, существует ряд ответвлений, или отраслей, психологии, непосредственно обращённых к практике. Детская психология изучает возрастные особенности психического развития ребёнка, знание которых необходимо для правильного построения учебно-воспитательной работы с детьми. Педагогическая психология близко примыкает к детской психологии, она изучает закономерности усвоения детьми знаний, навыков и умений в процессе школьного обучения и формирования личности в процессе воспитания. Такие области психологии, как психология труда, психология искусства, лингвистическая психология, психология спорта, социальная психология изучают разные виды деятельности взрослого человека. Различные формы распада и нарушения психической деятельности при тех или иных поражениях или заболеваниях мозга составляет предмет патопсихологии.


Система педагогических наук.
Об уровне развития любой науки обычно судят по степени дифференцированности её исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому возникают пограничные научные дисциплины.

В систему педагогических наук входят:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Лекция №1 (расшир.) iconЛекция №1. Введение. Элементы дифференциальной геометрии. 2
Лекция №5. Множества Жюлиа, множество Мандельброта и их компьютерное представление. 18

Лекция №1 (расшир.) iconЛекция Судить по совести или по закону? Лекция Судья и конфликты...
«Пси­хология профессиональной коммуникации судьи». В ходе диалога с судьями автор показывает пути ре­шения тех психологических проблем,...

Лекция №1 (расшир.) iconЛекция       для студентов III курса специальностей 060400 «Финансы и кредит»
Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция по курсу " Информационные системы в экономике"

Лекция №1 (расшир.) iconЛекция в Дорнахе 22 мая 1920 года
Канта и протестантизма. Эта лекция вызвала негодование среди членов Лиги, культивировавших и признававших под названием монизма вообще...

Лекция №1 (расшир.) iconОглавление видео Лекций о медицине Болотова Лекция №1 Причины заболевания...
Валентин Дикулин, Ирменов из Украины – специалисты по лечение травмы позвоночника

Лекция №1 (расшир.) iconЛекция профессора Лукасевича И. Я. по дисциплине "Теория инвестиций"
Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция профессора Лукасевича И. Я. по дисциплине "Теория инвестиций" для студентов...

Лекция №1 (расшир.) iconЛекция для слушателей повышения квалификации на кафедре «ат на железных...
Лекция для слушателей повышения квалификации на кафедре «ат на железных дорогах» пгупс, 27. 04. 06 г

Лекция №1 (расшир.) iconОбразовательная программа дня. (Из расчета 1 смена 6000 чел.) Типовое...
Лекция специальная, в рамках программы проекта/ мастер-класс ( 10 групп по 500 чел, 10 лекторов)

Лекция №1 (расшир.) iconЛекция : Проверка случайности, независимости, однородности случай произвольного распределения
Лекция : Проверка случайности, независимости, однородности – случай произвольного распределения

Лекция №1 (расшир.) iconЛекция Дееспособность несовершеннолетних. Несовершеннолетние в области...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница