Развитие психологии в средние века и эпоху возрождения




Скачать 297.83 Kb.
НазваниеРазвитие психологии в средние века и эпоху возрождения
страница1/3
Дата публикации07.04.2013
Размер297.83 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Психология > Документы
  1   2   3
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ


  1. Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья

  2. Развитие европейской психологии

  3. Арабская психология

  4. Развитие психологии в эпоху Возрождения


Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья

Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считается падение Римской империи и окончательное утверждение новой мировой христианской религии в Европе, т.е. V век. Окончание средневекового периода связывают с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием Америки. Однако полное исчезновение средневекового мировоззрения произошло только к концу XVI – началу XVII в., после Реформации.

Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии веры и знания, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода.

Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования. Психология в этот период характеризуется поиском собственных аспектов изучения общего с богословием предмета исследования.

Взаимоотношения психологии с богословием менялись на протяжении эпохи Средневековья. В период II – IV вв., предшествовавший Средневековью, психология и богословие противостояли друг другу. При появлении христианства ему необходимо было доказать свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим связана и нетерпимость к греческой мифологии, так же как и к психологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны с языческой религией и мифами. Поэтому большинство известных психологических школ были закрыты к VI в., а ученые, хранившие знания об античной науке, переехали в Малую Азию, открыв там в греческих колониях новые школы. Ислам, распространенный на Востоке, не был столь нетерпим к инаковерию, как христианство в III – IV вв., а потому психологические школы там свободно развивались. Позднее, к IX – X вв., когда гонение на античную науку, особенно на теории Платона и Аристотеля, закончилось, многие концепции вернулись в Европу, некоторые уже в обратном переводе с арабского.

Еще одной причиной антагонизма между психологией и богословием была несовместимость знания и веры, которая не терпела никакого инакомыслия, никакого сомнения в своих догматах. Церковь в то время сурово осуждала не только усомнившихся в ее истинах, но даже тех, кто пытался их доказать, считая, что стремление к доказательству идет от недостатка веры.

В период с V до XIII в. психологическое знание развивается в русле богословия, т.к. церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний. Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях. Появилось учение отцов церкви, в котором богословие обращается к знаниям, накопленным в античности.

В XII – XIII вв. ситуация изменилась. В это время в связи с укреплением государств, развитием городов и ремесел, появлением светских школ и университетов авторитет церкви в науке начал снижаться. Именно в это время зародилась схоластика – стиль мышления, характеризующийся жесткой логикой и принципами и подчиненный религиозной проблематике. Со временем схоластика приобрела догматический характер и начала тормозить развитие новых знаний. Точно также и церковь становится тормозом на пути развития науки. Психология постепенно начинает отделяться от богословия. В этот период в психологии возникло направление, получившее название деизм, которое утверждало, что существуют две души – духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения.

К XIV – XV вв. упрочилось положение светской, независимой от богословия психологии, появлялось все больше ученых, обращавшихся к психологической проблематике – Р. Бэкон, Х. Вивес, Х. Уарте, У. Оккам. Существенное влияние на развитие психологии оказывали не только работы античных ученых, но и идеи арабских психологов, которые стали проникать в Европу в XII – XIII вв., получая все большее распространение.

В светской психологии на первый план выходили не вопросы этики, волевого поведения и свободы личности (которые еще долго оставались проблемами богословия), а исследования познавательного развития, речи и способностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и о тех процессах познания окружающего, которые являются преимущественным содержанием сознания.
^ Развитие европейской психологии

Теория римского ученого Августина Аврелия, который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.

^ Августин Аврелий (Блаженный) (354 – 430) – епископ и христианский теолог, родился в 354 г. в городе Гиониона, в Северной Африке, в семье рабовладельца. Воспитывался на античной философии и литературе. В Карфагене изучил римский курс наук. Автор 93 трудов, уместившихся в 232 книгах. Главные работы «Исповедь», «Монологи». «Исповедь» — размышление о становлении личности и ее отношении к другим людям. В этой работе Августин создал в европейской культуре традицию «исповедей» как сочинений, воссоздающих процесс осмысления индивидом своей жизни и стремления к самосовершенствованию. Важными богословскими трудами Августина признаны также книги «Против академизма», «Жизнь в единении с Богом», «Порядок» — о том, как разумом постичь божественную гармонию; «Солилогвия» — разговор души с разумом о богопознании и бессмертии; «О нематериальности души». Его книги стали фундаментальными трудами католичества.

Августин внедрил в западное христианство институт монастырской жизни, идеи отречения от мира и отказа от мирских удовольствий. Умер в 430 г.

Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas – воля). Воля, согласно Августину, даруется Богом и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля создает воспоминание. Все знание заложено в душе Богом. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря воле. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Наиболее достоверное знание – это знание о том, что я мыслю, и что я существую. Мера истины – в нашем самосознании.

Важным моментом в работах ученого было и резкое осуждение насилия в воспитании ребенка, стремления взрослых жестко управлять его поведением и направлять его интересы. Августин утверждал, что волевая активность направляется только Богом, причем это управление производится при помощи самосознания, т.е. осознания человеком своих возможностей и стремлений.

Таким образом, основные психологически значимые идеи Августина Блаженного:

  • без веры нет знания, нет истины;

  • наиболее достоверное знание – это знание о том, что я мыслю, и что я существую;

  • душа бессмертна, так как бессмертны идеи, возникшие в ней;

  • душа существует вне пространства;

  • идеи даны душе от рождения;

  • заложил основы учения, которое впоследствии будет названо волюнтаризмом;

  • воля управляет как телесными, так и душевными процессами.

Значительное влияние на развитие средневековой науки оказал и известный французский ученый ^ Пьер Абеляр.

Пьер Абеляр (1079 – 1142) – французский философ, теолог, поэт. Он учился и преподавал в Парижском университете, а впоследствии в силу личных причин стал аббатом крупного монастыря. Развил учение, названное впоследствии концептуализмом, соединившем достижения и ограничения как светской, так и религиозной мысли того времени. Разрабатывал схоластическую диалектику и логику (сочинение «Да и нет»). Рационалистическая направленность Абеляра («понимаю, чтобы верить») вызвала протест ортодоксальных церковных кругов: учение Абеляра было осуждено соборами 1121 и 1140 годов. Абеляр пользовался во Франции большой популярностью. Когда за свои взгляды он был изолирован от общества, к нему приезжали ученики со всех концов страны. Трагическая история любви Абеляра к Элоизе, его жизнь описаны в автобиографии «История моих бедствий».

Большое значение для развития логики имела работа П. Абеляра «Да и нет», в которой он рассмотрел картину диалектического суждения, логически обосновывая и опровергая различные суждения.

В теории концептуализма Абеляр обратился к идее значения слова. Он указал, что в слове необходимо различать его физическую сущность (звук) и значение, которое, в отличие от звука, не пропадает, не является дуновением, но сохраняется в мыслях людей. Значение – концепт слова – есть сущность предмета.

Интерес представляет и концепция развития нравственности и самопознания человека, в которой Абеляр доказывал, что критерий нравственности – это согласие с собственной совестью. Совесть – оценка человеком самого себя – важнее внешней оценки и является божественным даром.

Таким образом, основные психологически значимые идеи П.Абеляра:

  • вера в бога должна основываться на разумном понимании: Понимаю, чтобы верить;

  • внес вклад в развитие логики и диалектики;

  • истина открывается только разуму;

  • человек несет ответственность за свои поступки;

  • добрым или злым поступок делают намерения;

  • слово есть лишь обозначение сущности, а значение слова уже существует в божественном уме.

Наиболее значительные психологические исследования в европейской философии позднего Средневековья (XII – XV века) связаны с именами Ф. Аквинского, Р. Бэкона, У. Оккама.

^ Фома Аквинский – известный христианский философ, теолог, монах, был последним богословом, уделявшим внимание и психолого-философской проблематике.

Фома (Томас) Аквинский (1226 – 1274) родился в начале 1226 года в Италии в родовом замке. Он был сыном графа. Воспитывался в монастыре, а позднее изучал свободные науки в Неаполитанском университете. После вступления в доминиканский орден был отправлен в Париж и Кёльн для изучения теологии. В этот период его наставником был Альберт Великий, ведущий исследователь трудов Аристотеля среди философов того времени. С 1252 года Фома Аквинский жил в доминиканском монастыре св. Иакова в Париже. Через четыре года его назначили преподавателем теологии в Парижском университете. В 1259 году Фома Аквинский возвратился в Италию, где прошла вся его остальная жизнь. Большую часть этого времени он провел в должности советника по богословским вопросам и «чтеца» при папской курии. В Италии Фома встретился с Гильомом Мёрбике, также доминиканцем, и эта встреча подвигла Гильома на переводы с греческого сочинений Аристотеля, а самого Фому – к созданию ряда комментариев, в которых он старался разъяснить наиболее существенные моменты аристотелевской философии. Аквинскому удалось убедить представителей церкви в том, что систему Аристотеля следовало предпочесть сложившейся системе христианской философии и что арабские ученые дали неверное истолкование Аристотеля. Эта тенденция сохранена и поныне. Аристотель признан как начинатель научной мысли в христианском мире. В этот период Фома Аквинский написал свою философскую «сумму» – «Сумму против язычников», которая, согласно первоначальному замыслу, должна была стать теоретическим руководством для доминиканских миссионеров. Тогда же он начал писать свое самое зрелое и самое знаменитое сочинение – теологическую «сумму» – «Сумму теологии», которая так и осталась незавершенной. В этом монументальном синтезе христианской мысли Фома осуществил свое намерение «кратко и ясно изложить то, что относится к священному учению... для наставления начинающих», тщательно рассмотрев вопросы, касающиеся «Бога, пути разумных существ к Богу и Христа, который, по Своему Человечеству, есть наш путь к Богу». К этому же периоду относится и написанное в жанре спорных вопросов сочинение «О могуществе Бога».

Фома скончался 7 марта 1274 года в монастыре, недалеко от Рима, по пути в Лион, куда он был приглашен папой Григорием X в качестве консультанта Лионского собора. После смерти Фоме Аквинскому был присвоен титул «ангельский доктор». В 1323 году во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома Аквинский был причислен к лику святых. 11 апреля 1567 он был провозглашен учителем церкви.

В своей системе, получившей название томизм, Фома Аквинский стремился не только систематизировать накопленные в то время наукой знания, но и примирить богословие с наукой, в том числе и с наукой античности, прежде всего с теорией Аристотеля, последователем которого он являлся.

Томизм (от лат. Tomas – Фома) – направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Ф. Аквинского. Для томизма характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религиозных вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла.

Фома Аквинский критиковал арабских мыслителей за их неверное понимание идей Аристотеля, а сам интерпретировал их исходя их догматов христианской веры. Поэтому учение Фомы Аквинского и было канонизировано католической церковью.

Фома Аквинский отстаивал идею вечности души, а также невозможность объяснить все ее законы без опоры на теологию. С точки зрения Ф. Аквинского, душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных. Поэтому после томизма в психологии появилась новая характеристика духовной активности – сознательность, которая противопоставлялась бессознательным проявлениям душевной жизни других живых существ и телесной организации.

Важным моментом был и сенсуализм (источником познания – чувственное восприятие), который Ф. Аквинский вслед за Аристотелем и в отличие от большинства психологов того времени рассматривал в качестве главного пути познания. Он писал, что для ощущения необходимо тело, органы восприятия. Разум, хотя и не пользуется непосредственно органами чувств, не может нормально работать без их данных, без образов окружающего. Поэтому телесное расстройство неизбежно ведет и к расстройству умственному. Ф. Аквинский подчеркивал, что образы не создаются самими индивидом вне зависимости от окружающего. Они связаны с внешним миром, а осознаются, актуализируются в качестве собственных при помощи специальной операции сознания, получившей название интенции – направленности сознания и воли на какой-либо предмет. В XIX в. понятие интенции, введенное томизмом, получит дальнейшее развитие в психологии.

Исходя из своего подхода к познанию, Ф. Аквинский примирял и позиции номинализма и реализма, говоря о том, что универсалии есть и в вещах (как проявление общего), и до них – в уме у Бога, и после них – в разуме человека.

Таким образом, основные идеи Фомы Аквинского, имеющие значение для психологии:

  • отстаивал идею вечности души;

  • душу человека считал не только разумной, но и сознательной;

  • в случае противоречия знаний и веры знание уступает вере;

  • познание рассматривается как естественное (человеческое) и сверхъестественное (откровение, познание Бога);

  • в душе имеется «внутреннее слово» (интенция), которая придает направленность познанию;

  • источником познания является чувственное восприятие;

  • разум определяет волю;

  • душа есть акт тела (влияние Аристотеля).

Хотя концепция Ф. Аквинского и получила широкое распространение, однако к концу XIII в. недостатки схоластики стали настолько очевидны, что все большее число ученых начали рассматривать ее (и богословие в целом) как тормоз на пути дальнейшего развития науки.

В XIII веке в Европе появляются также материалистические тенденции в объяснении психологических явлений. Они получили свое выражение в учениях Роджера Бэкона и идеях номинализма.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие психологии в средние века и эпоху возрождения iconФилософские идеи Возрождения
В эпоху Возрождения (13-16) вв в Европе формируется новое мировоззрение, благодаря творчеству выдающихся философов

Развитие психологии в средние века и эпоху возрождения iconДля того чтобы лучше понять смысл и суть философии как науки, полезно...
Древнего Востока, античная философия, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени, развитие отечественной...

Развитие психологии в средние века и эпоху возрождения iconЕникеев марат исхакович структура и система категорий юридической психологии москва 1996
Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, структура и задачи юридической психологии. Историческое развитие...

Развитие психологии в средние века и эпоху возрождения iconЛитература эпохи Возрождения. Возрождение в Италии. Данте. Понятие «Возрождение»
Понятие «Возрождение» как культурно-исторический феномен. Явления, подготовившие появление Возрождения и человека Возрождения (рыцарская...

Развитие психологии в средние века и эпоху возрождения iconПроявления сексуальности во все века привлекали к себе внимание:...
Проявления сексуальности во все века привлекали к себе внимание: древние культуры Востока, Античность, эпоха Возрождения, Новое время...

Развитие психологии в средние века и эпоху возрождения iconОбщая характеристика психологии в Новое время
Развитие рационализма (Б. Спиноза, Г. Лейбниц) и сенсуализма (Т. Гоббс, Д. Локк) в психологии XVII в

Развитие психологии в средние века и эпоху возрождения iconОсновные направления зарубежной психологии XX века
Одним из наиболее важных для развития современной психологии направлений явился психоанализ. В первую очередь он связан с именем...

Развитие психологии в средние века и эпоху возрождения iconИздавна все народы уделяли повышенное внимание созданию интерьера,...
В средние века "паркету" стали уделять больше внимания, он стал неотъемлемой частью новых домов, дворцов и замков. Но своего художественного...

Развитие психологии в средние века и эпоху возрождения iconТворческие задания
Социально-политическая организация арабо-исламского государства в Средние века (на выбор: Египет, Аль-Андалуз, Средняя Азия, Индия,...

Развитие психологии в средние века и эпоху возрождения iconФилософия Возрождения антропоцентрична, в отличие от космоцентризма...
Гуманисты Возрождения ставят человеческую индивидуальность, личность как творца собственной жизни и судьбы в центр своего мировоззрения....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница