Технология группы




НазваниеТехнология группы
страница1/14
Дата публикации02.10.2013
Размер1.5 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

www.koob.ru

М.Б. Кордонский, В.И. Ланцберг
ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППЫ

Заметки из области социальной психологии неформальных групп

Издание 4-е, исправленное и дополненное
I. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Для кого эта книжка?

Для практиков.

Во-первых, теоретики и так все знают. Во-вторых, они зна­ют, что все совершенно не так. Но, в-третьих, подтолкнуть тео­ретика к практической работе так же легко, как уговорить на­чальника поменяться местами с подчиненным, что гораздо легче, чем, в-четвертых, заставить практика читать теоретические тру­ды. Поэтому мы начинаем книжку словами:

- Дорогой практик! Пишут тебе твои собратья по разуму - тоже практики, а возможно и товарищи по несчастью - альтерна­тивные педагоги и андеграундные психологи.

Чем вызвано появление этой книжки?

Нечаянным взглядом со стороны на себя, на наш не то чтобы транс- (теперь уже) -национальный мазохизм, - скорее на куль­турно-историческую, переходящую в манию, традицию - принимать пройденные грабли за новые и радостно устремляться к ним.

Открывшаяся взору картина показалась жалкой и позорной, и мы решили, что подобная книжка могла бы сгодиться тому, кто склонен поступать разумно.

О чем эта книжка?

О неформальных группах. Вроде бы. Вообще-то говоря. Во всяком случае, в первую очередь. То есть, конечно же, только о них: иного рода группами другие люди занимались очень много, а мы как раз мало. Так что не нам о них писать.

Но суди, дорогой практик, сам: ведь неформальной является такая группа, в основе жизни которой лежат межличностные отно­шения. То есть, люди собираются, чтобы быть вместе и при этом что-то делать (учить детей, разводить тарантулов) или ничего не делать (распивать пепси-колу на пикниках) - в отличие от группы формальной, где люди собираются, чтобы что-то делать (учить детей, разводить тарантулов) или не делать (распивать пепси в пансионатах), и при этом оказываются вместе.

Так вот, дорогой, суди сам, сколько сейчас расплодилось не только приятельских компаний и клубов по интересам, но даже самых настоящих деловых объединений, образований, формирова­ний, где кадры подобраны явно без помощи газетных объявлений. Тут и малые предприятия, и частные школы, и коммерческие бан­ки, и... Да что говорить!

Теперь представь, что в такой фирме-компании начальник (он же неформальный лидер) вдруг попытается начать руководить обычными административными методами. Первая же его попытка из­дать репрессивный приказ, минуя стадию приятельской беседы, вызовет парадоксальную для традиционного типа народно-хо­зяйственной конторы реакцию, пожалуй, всего коллектива:

- Да ты чё, Вась, в натуре?

И если потерявший чувство стиля Вась будет продолжать в том же административно-командном духе, позавидовать ему будет проблематично. То есть, скорее всего, формально ничего не про­изойдет: фирма не рухнет. Во всяком случае, в первое время. Но многие "свои" уйдут, их места займут люди случайные, нередко весьма "чужие". А чужой и работает иначе, и не о всяком одол­жении его попросишь, и много чего еще будет не так. Будет ху­же. А хуже будет наверняка. Именно поэтому умные люди предпо­читают набирать "своих", то есть, родных-межличностных, начи­ная с "комка" и кончая разведкой.

Короче, вроде бы и теоретики не оспаривают тот факт, что неформальная группа эффективнее в работе. И приятнее, комфорт­нее психологически. Кстати, потому и эффективнее. Правда, уп­равлять ею неизмеримо сложнее, чем формальной, ибо приказ, распоряжение не всегда "проходят"; основными инструментами ру­ководства являются уговор, совместное планирование, метод убеждения. Так что создание таких групп остается уделом энту­зиастов. И слава богу!

Но вот какая беда: то и дело с подобными группами про­исходят всякие неприятности, недоступные командно-администра­тивному уму. Вдруг, как черти из табакерок, выскакивают неожи­данные, нелепые конфликты, казалось бы, на пустом месте. Люди, знавшие друг друга годами, перестают друг друга же и понимать. Отношения разваливаются, и т.д. И даже если конфликтов вроде бы и нет, проходит год-другой-третий - и что-то становится не то, начинает идти не так... Кстати, и психологи-ортодоксы, уверенные в том, что для создания неформальной группы доста­точно обычной совместимости характеров, способны зайти в ту­пик: конфликтуют совместимые!

Так вот, не пустое оно, то место, где зарождаются специ­фические эти неурядицы. Как раз о том, что там находится, - эта книжка. О том, что желательно учитывать, создавая нефор­мальную группу (если, конечно, это тот случай, когда она долж­на быть создана, а не возникнуть спонтанно). О том, что такая группа не вечна в своем существовании, и сколько она, скорее всего, проживет, и что делать, когда срок этот будет подходить к концу. О том, как создавать объединения неформальных групп (здесь тоже много сложностей). О том, как отслеживать состоя­ние группы. О том, как еще эффективней работать с группой, ко­торая вроде бы жива, здорова и достаточно эффективна сама по себе. То есть, прочтя все это, можно с большей уверенностью приступать к созданию частной гимназии, сельскохозяйственного кооператива, клуба любителей батончиков из молочного шоколада или альтернативного вооруженного формирования (шутка), наде­ясь, что теперь-то уж точно предприятие обречено на успех.

Так что, видимо, понятно, зачем эта книжка. И, мы наде­емся, от сего места и далее ее продолжают читать, скорее все­го, те, кому она действительно нужна. А раз так, начнем снача­ла, но уже подробнее, глубже и, увы, зануднее. Что делать!

Тут, вероятно, будет уместно сказать несколько слов об истории данных заметок. Зарождаться они начали лет двадцать назад, когда один из авторов (первый по алфавиту), пытаясь обобщить и осмыслить свой клубный опыт (наблюдателя, членаклуба, лидера) задал себе ряд вопросов на темы жизни и смерти компании, клуба, объединения, группы, движения и пр. Вопросы эти он обсуждал со многими своими товарищами, в том числе (последние полтора десятилетия) и с автором N 2, имевшим к то­му времени свой опыт общения с клубами, а также участия в них и руководства ими.

Процесс шел (и продолжает идти) по линии: вопросы – споры - построение гипотез - организация семинаров (для руководите­лей клубов, в форме деловых игр) - написание "базовых" заметок - создание реальных (своих) клубов (с учетом рекомендаций, из­ложенных в заметках) - помощь реальным (чужим) клубам (в том числе гашение конфликтов между ними, вплоть до налаживания ко­ординации их работы) - создание межклубных (в том числе и меж­региональных) групп и объединений - поиск новых, специфических форм работы.

Итак, вернемся к понятию "неформальная группа".

Во II главе дается его трактовка по справочнику. В то же время, авторы полагают, что ни статус юридического лица, ни печать, ни наличие системы членства, ни обилие документации, даже такой солидной, как уставы и программы, сами по себе не формализуют то или иное образование. Пока группа (система) ми­нимально зависит от воздействия извне, пока она сама вольна изменять свой состав, идеологию, формы и методы работы, сферы интересов, пока она под давлением обстоятельств может легко рассыпаться и на новой базе собраться снова - ее можно, види­мо, считать неформальной.

(Вот, кстати, что характерно для нашего бурно меняющегося ныне общества - тенденция к деформализации самых разных его сфер и структур, что значительно расширяет область применения материала данной книжки: ведь падение идеологических оков сня­ло большую часть ограничений на формы и методы жизни и дея­тельности б.советских людей, что в значительной степени осво­бождает всевозможные группы товарищей от зависимости извне.)

Не менее, если не более, нежели простота самоликвидации группы, характерна для представления о ее неформальности сте­пень легкости выхода из нее отдельных членов: пока человек не привязан к группе (системе) жизненно важными "вещными" (мате­риальными, физическими) благами или соображениями престижа; пока при выходе из организации он, по своему убеждению, ничего в этом плане не теряет, а лучше, если приобретает, - можно, вероятно, говорить о неформальности [6]. Во всяком случае, в контексте данных заметок этот признак, один из немногих опре­деляющих, может быть важной частью теста на неформальность.

Понятно, что легальность, плавание под официальным фла­гом, наличие команды, именуемой аппаратом, имеют свои пре­лести. Легче получать бюджетные и спонсорские дотации, вести хозрасчетную деятельность в надежде на самоокупаемость и даже прибыль. Однако, не секрет, что на стадии махровой формализа­ции симптомы бюрократизации, заорганизованности усиливаются; умами публики все больше овладевает борьба за власть.

(Где-то на середине отрезка между абсолютно неформальным и вполне формальным состоянием есть важная точка - регистрация группы при официальной организации, органе власти и т.п. Постановка на учет в УВД - не в счет.)

И все же, поскольку трудно представить себе хоть чего-ни­будь стоящее и при этом абсолютно неформальное образование (которое что-то дает своим членам, но которое совершенно не жалко бросить), возникает проблема оптимальной формализации.

Так или иначе, мы видим, что сегодня грань между формаль­ными и неформальными образованиями в значительной степени раз­мыта; более того, последних становится все больше, что вполне согласуется как со здравым смыслом, так и с большинством представлений о путях развития цивилизации.

А в те давние времена, когда нижеследующие тексты готови­лись к первому изданию, у авторов еще не сложилось ощущение, что целый ряд закономерностей (разумеется, далеко не все), по которым живут группы, распространяется и на объединения групп, движения, политические партии, рабочие артели и т.п. Само упо­минание каких-либо иных партий, а также - всуе - единственной в те годы было едва ли "публикабельным". Совсем другой, сплошь формальной, была экономическая сфера. Во всяком случае, и сей­час корректнее говорить лишь о неформальных группах, тем паче, что наиболее полно, цельно, незамутненно нижеописанные вещи бытуют в них; в иных же группах и объединениях - постоль­ку-поскольку, с той или иной степенью узнаваемости (и, соот­ветственно, применимости рекомендаций). Поэтому оставим перво­начальный текст почти без изменений. А в нем авторы говорили почти исключительно о клубах, так что условимся: мы говорим - клуб, ты, дорогой читатель-практик, подразумеваешь - сам зна­ешь, что.

Но даже и по отношению к клубным группам авторы зачастую рассматривают не "все случаи жизни", оставляя в стороне колли­зии, возникающие при борьбе членов групп за власть. Во-первых, потому что борьба эта нередко ведется без разбора средств; ав­торам же всегда были интересней морально корректные ситуации (с прочими, как правило, и так все ясно). Во-вторых, причаст­ность к власти увеличивает число получаемых благ, а это нару­шает "чистоту эксперимента", заключающуюся в неформальности. Кстати, именно борьба за власть даже в неформальных политизи­рованных образованиях резко сужает границы "работы" нижео­писанных закономерностей и рекомендаций. Вот почему не следует без оглядки распространять их на всю обширную ныне неформаль­ную и полуформальную зону.

Теперь необходимо сориентировать читателя в "прост­ранстве" данных заметок.

По странной традиции все пpоблемы нефоpмальных объедине­ний по интеpесам (гpупп, клубов и т.п.) рассматриваются в плоскости, обpазованной такими двумя взаимно пеpпендикуляpными осями:

- ось "интересовая", на которой располагаются специфи­ческие, присущие данной области интересов, вопросы ( так, у книголюбов это - библиография, полиграфия, оформительское искусство, история литературы и книгопечатания; у любителей авторской песни - вопросы жанра, мастерства; у автолюбителей - проблемы технические, спортивные);

- ось "организационная", на которой находятся такие орг­вопросы, как, например, юридические, финансовые (при какой официальной организации лучше работать, где и как получить по­мещение, оборудование, как организовать мероприятия, оформлять командировки и т.д.).

Но если ограничиться только этой плоскостью, становится непонятным (вот они, те самые вопросы), почему клуб, у которо­го все видимые проблемы решены, вдруг взрывается, или тихо разваливается, или бесконечно конфликтует внутри себя, или просто вырождается в бездействии. И, наоборот, странно, почему в атмосфере запретов, в ситуации безденежья существовали (а порой и сейчас существуют) десятки групп, притягивающих к себе людей здоровым внутренним климатом, результатами своей работы.

Все это проясняется, если от плоскости перейти к объему, образованному этой самой плоскостью и еще одной, "социаль­но-психологической" осью. На практике по этой оси располага­ются и чисто психологические вопросы, и философские (в част­ности, вопросы идеологии и морали,ибо в широком русле совре­менной общественной морали умещается целый ряд более узких "течений", которые диалектически дополняют друг друга, но мо­гут и конфликтовать между собой). На той же оси оказывается и смежная с ними педагогика, ибо выполнение соцпсихологических рекомендаций зачастую реализуется в форме тех или иных педаго­гических приемов.

Типичные вопросы "социопсихологической" оси: какой хо­чется видеть группу прежде всего - душевной, или деловой, или интеллектуальной; каких людей принимать в нее, а каких нет; в каком стиле вести руководство; какова должна быть ее структу­ра; нужно ли членство; какие приемы использовать для регулиро­вания взаимоотношений в группе; как строить ее внешнюю полити­ку.

Литература по данным вопросам либо сложна и скучна, либо дефицитна, либо полностью отсутствует. Кроме того, в силу об­щей нашей отсталости в необозримом ряде моментов, а также сти­хийности самих групп и недооценки серьезности неформальной группы как социального субъекта, лидеры их зачастую не задумы­ваются даже о существовании этой оси, считая ее вопросы жи­тейскими, а себя самих - вполне опытными для обеспечения гарантии успеха. Тем более, что достаточно слегка углубиться в теорию, чтобы, как та сороконожка из притчи, потерять дар пе­редвижения, пытаясь сознательно управлять этим процессом. Вот как солидны и значительны вещи, о которых ведут речь авторы настоящих заметок.

Подведем некоторые промежуточные итоги и введем условные обозначения для дальнейшей экономии времени и бумаги.

Итак, проблемы групп мы будем отныне рассматривать не в плоскости, а в объеме, образованном следующими осями:

- осью X, определяющей интересы группы, тематику ее дея­тельности;

- осью Y, определяющей административные и юридические мо­менты, особенности системы менеджмента;

- осью Z, определяющей социально-психологический тип группы, ее чисто психологические, а также философские и педа­гогические особенности (в частности, специфику суждений и поступков ее членов).

С этими осями мы будем связывать и результаты измерений, проводимых в группах (например, экспертных оценок).

И, наконец, несколько слов о том, чему именно посвящены те или иные тексты нашей книжки.

Размышляя о "жизни" и "смерти", о "здоровье" и "болезнях" группы, авторы невольно пришли к мысли о сходстве ее с живым организмом. Отсюда вопросы: какие бывают "породы" (виды, типы) групп, как эти "породы" и "сорта" выводить, какие из них и как можно "скрещивать"; наконец, как правильно зачать группу, что­бы ребенок родился здоровым? Совокупность этих вопросов авторы для краткости называют между собой "клубной генетикой" (гл.V).

Как долго "живет" группа, отчего "умирает", каковы симп­томы "старения", как продлить срок активной жизни, оттянуть "пенсионный" возраст? Это - темы "клубной геронтологии" (гл. VI).

Нередко генетически корректная и еще нестарая группа прекращает существование в результате так называемого "бунта стариков". Можно ли его избежать и как (гл.VII)?

Еще чаще, нежели умирают, клубы дробятся. От хорошей ли жизни, или качество жизни тут ни при чем? Создавая новый клуб из-за неудовлетворенности старым, как избежать репродуцирова­ния его недостатков (гл.III)?

Клубы иногда объединяются, а иногда, наоборот, враждуют. Соображениям по данным поводам посвящена гл.VIII.

Педагоги уже четвертый десяток лет успешно применяют ме­тодику, которая превосходно оправдывает себя в одном из "гено­типов" групп. Многие элементы этой методики вполне применимы не только в детских и, видимо, не только в чисто неформальных группах (гл.IX).

Разумеется, в неформальной группе ее члену должно быть хорошо. О том, что такое "хорошо", что такое "плохо" и как мо­жет работать институт членства - в гл.IX.

Хорошо или плохо - можно почувствовать, но лучше изме­рить. Некоторые методы исследования группы описаны в гл.Х.

Получается, что эти заметки - почти сплошь о конфликтах. Но увы, наши научные познания в этой области, а зачастую и внутренняя культура (да чего там скромничать, сама наша мен­тальность) таковы, что состояние конфликта для нас настолько естественно, что мы не всегда и замечаем, чувствуем его. В ре­зультате же к.п.д. многих наших неформальных детищ устремля­ется к нулю. В то же время, опыт лучших лидеров, осмысленный авторами, а теперь уже и их личный опыт показывает, что не так тут все безнадежно. Конечно, формируя и ведя группу, прихо­дится нередко наступать на горло собственной песне (например, когда очень хочется, но нельзя принять в группу хорошего, но "неподходящего" человека, да что там, порой и - страшно поду­мать! - выгонять случается; когда очень хочется принять одно решение, а следует - другое, и вообще много чего хочется при­нять, да нельзя), но авторы считают, что гораздо хуже насту­пать на пресловутые грабли: хуже и для большинства людей, и для дела.

За все приходится платить, и в какой-то степени эти за­метки могут служить прейскурантом - что почем.

Дополнение 1. Авторы приносят читателям свои извинения за то, что львиная доля текста (почти весь объем 1-го изда­ния), будучи переведенной с "кордонского" языка на "методи­ческий", в таком виде и перекочевала в 4-е, оставаясь непонят­ной для тех, кто владеет только русским. Оправдание одно: из­датель торопил.

Дополнение 2. Авторы приносят свою благодарность заведую­щей Центром исследовательской и методической работы Красно­дарского крайкома ВЛКСМ Е.А. Шеломовской и сотруднице Красно­дарского научно-методического центра народного творчества и культпросветработы Т.И.Никитиной, чьим усилиям они, авторы, обязаны первым изданием, благодаря которому тираж впервые пре­высил изначальный - 2 экземпляра. Также признательны они ини­циаторам второго издания - сотрудницам волгоградского комп­лекса детского творчества "Прогрессор" Л.Б.Сучилиной и С.В.Мо­розовой, и третьего - методисту омского городского дворца детского творчества А.В.Порываевой. Когда инженер Б.М.Морозов из Набережных Челнов, невесть каким образом раздобыв красно­дарскую методичку и пытаясь приспособить ее к делу, загнал со товарищи ее текст в компьютер, вряд ли он предполагал, что когда-либо встретится с одним из авторов. Но жизнь их свела, в результате чего авторы стали обладателями дискеты с набором, ставшим основой данного переиздания. За что огромное спасибо как Б.М.Морозову, так и всем безымянным героям (скорее всего, героиням), превозмогшим весь этот стиль и объем.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технология группы iconПрограмма «Технология»
«Технология обработки конструкционных и поделочных материалов. Сельскохозяйственные технологии. Технология ведения дома»

Технология группы iconБорисова Ксения Сергеевна
«Технология и оборудование производства натуральных волокон», квалификация – инженер (староста группы)

Технология группы iconРабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных...
Общего образования по Технология, сост. В. Д. Симоненко «Технология» М. «Просвещение», 1998

Технология группы iconЛекций 21. Технология модульного обучения Сущность модульного обучения
Модульная технология обучения (тмо) как дидактическая система возникла в 60-годы в США. От проблемного обучения новая технология...

Технология группы iconПлан работы творческой группы
Обучающий семинар – практикум «Социально-значимое проектирование как инновационная технология воспитания и одно из средств развития...

Технология группы iconРабочая программа профессионального модуля приготовление блюд из овощей и грибов
Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования входящим в состав...

Технология группы iconТехнология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской...
В образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной...

Технология группы iconПрограмма по дисциплине «Технология и оборудование заготовительного...
Специальность 050501. 65 Профессиональное обучение (машиностроение и технологическое оборудование)

Технология группы iconПрограмма «Технология»
Никитинской школы, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии...

Технология группы iconПрактикум на ЭВМ технология программирования в среде С++
Трунов К. В., Рыков В. И. Методы и технологии С++. Технология программирования в среде С++. /Издание Башкирского ун-та. Уфа 2007....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница