Скачать 47.91 Kb.
|
Тема «РОЛЬ ИГРЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА» Д.Б.ЭЛЬКОНИН в своей книге "ПСИХОЛОГИЯ ИГРЫ" раскрывает значение игры в психическом развитии ребенка. Игра, прежде всего, влияет на формирование произвольных психических процессов. Так в игре начинает развиваться ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАШЕ И ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. В игре дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше, чем в условиях лабораторного опыта. Сознательная цель /сосредоточить внимание, запомнить, припомнить/ возникает для ребенка раньше и легче в игре, так как сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не будет внимателен в игре, если не запомнит условия игры, ин просто озгоняется сверстниками. ^ Д.Б. Эльконин указывает, что отечественный психолог 3. М. Истомина подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте. Оказалось, что в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания. Исследование показало также, что специальное упражнение памяти гораздо эффективнее, если оно включено в игру, чем, если проводится в виде специально организованных занятий. 3. В. Мануйленко, подвергнув специальному экспериментальному исследованию значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию. А. В. Запорожцем и Я. 3. Неверович велись исследования развития движений, показывающие, что игра имеет ближайшее отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста... ^ _____ Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учиться действовать с заместителем предмета, он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. ПРЕДМЕТ-ЗАМЕСТИТЕЛЬ становится опорой для мышления, так как на основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно в старшем дошкольном возрасте игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действует с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений. В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ. Воображение зарождается в игре, так как в игре дети учатся замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли -эта способность ложится в основу развития воображения. Для старших детей в игре уже не обязательны предметы-заместители. Многие игровые действия дети, новые ситуации дети научаются создавать в своём воображении. Игры могут протекать в таком случае во внутреннем плане. НАПРИМЕР: Катюшка/6 лет/ рассматривает фото, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щечку и задумчиво смотрит на куклу. Кукла сидит возле швейной машинки. Катюше говорит:"Девочка думает, как - будто ее куколка шьет" ^ Через игру дети знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых люд ей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя ей подчиняться правилам, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. 3. В. Мануйленко, подвергнув специальному экспериментальному исследованию значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию (эксперимент «Знамя» 1948г. 0. А. В. Запорожцем и Я. 3. Неверович велись исследования развития движений, показывающие, что игра имеет ближайшее отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста ^ Продуктивные виды деятельности на разных этапах дошкольного детства тоже связаны с игрою. Так рисуя, дети тут же разыгрывают тот или иной сюжет. Постройка из кубиков тут же вплетается в ход игры. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создание рисунка или конструкции в соответствии с игровым замыслом, и только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес с процесса переносится на результат деятельности и рисование, и конструирование освобождается от влияния игры. ^ . Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями ^ Игра требует о т ребенка определенного уровня развития речи. Если ребенок не сможет внятно высказать свои мысли, пожелания в отношении хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции товарищей, он будет в тягость сверстникам. В игре развивается ^ Ребенок начинает понимать, что любой предмет - знак и имеет свое наименование, то есть за словом ребёнок начинает видеть реальный предмете А слово всегда характеризует - предмет или явление обобщено, а следовательно, выступает, как акт мышления. Так ребенок впервые открывает. для себя символическую функцию речи и обнаруживает, что за словом лежит обобщение, и пользуется им для обобщения и для решения задач. Одним и тем же словом ребенок называет разные предметы /шприц-палочка и т. д. / -это говорит о том, что ребенок усваивает -ПОНЯТИЯ. Решая интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это свидетельство того, что речь используется, как средство мышления. Литература
|
![]() | Является ли игра ведущей, или просто преобладающей формой деятельности ребенка в этом возрасте? | ![]() | В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья,... |
![]() | Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащений интеллекта,... | ![]() | К тому же семья для ребенка это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является... |
![]() | ... | ![]() | «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например, английское |
![]() | Пестование, чтоб вы знали, — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается,... | ![]() | |
![]() | Тема: Понятие о природных условиях и природных ресурсах, их роль в развитии экономики РФ | ![]() | Положение о проведении интеллектуальной интерактивной экологической игры «эрудит-круиз» |