Тема «роль игры в психическом развитии ребенка»




Скачать 47.91 Kb.
НазваниеТема «роль игры в психическом развитии ребенка»
Дата публикации16.09.2013
Размер47.91 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Психология > Документы




Тема «РОЛЬ ИГРЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

Д.Б.ЭЛЬКОНИН в своей книге "ПСИХОЛОГИЯ ИГРЫ" раскрывает значение игры в психическом развитии ребенка.

Игра, прежде всего, влияет на формирование произвольных психических процессов. Так в игре начинает развиваться ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАШЕ И ПРОИЗ­ВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. В игре дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше, чем в условиях лабораторного опыта. Сознательная цель /сосредоточить внимание, запомнить, припомнить/ возникает для ребенка раньше и легче в игре, так как сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не будет внимателен в игре, если не запомнит условия игры, ин просто озгоняется сверстниками.

^ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ, В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ПООЩРЕНИИ ВЫНУЖДАЕТ РЕБЕНКА К ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМУ СОСРЕДОТОЧЕНИЮ И ЗАПОМИНАНИЮ.

Д.Б. Эльконин указывает, что отечественный психолог 3. М. Истомина подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти в дошкольном воз­расте. Оказалось, что в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились пред­посылки для развития произвольного запоминания и припоминания. Исследование показало также, что спе­циальное упражнение памяти гораздо эффективнее, если оно включено в игру, чем, если проводится в виде специ­ально организованных занятий.

3. В. Мануйленко, подвергнув специальному экспери­ментальному исследованию значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознатель­ный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.

А. В. Запорожцем и Я. 3. Неверович велись исследо­вания развития движений, показывающие, что игра име­ет ближайшее отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста...
^ УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В ИГРЕ._____
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка.

В игре ребенок учиться действовать с заместителем предмета, он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.

ПРЕДМЕТ-ЗАМЕСТИТЕЛЬ становится опорой для мышления, так как на основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете.

Постепенно в старшем дошкольном возрасте игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действует с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхи­тить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ. Воображение зарождается в игре, так как в игре дети учатся замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли -эта способность ложится в основу развития воображения.

Для старших детей в игре уже не обязательны предметы-замести­тели. Многие игровые действия дети, новые ситуации дети научаются создавать в своём воображении. Игры могут протекать в таком случае во внутреннем плане.

НАПРИМЕР: Катюшка/6 лет/ рассматривает фото, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щечку и задумчиво смотрит на куклу. Кукла сидит возле швейной машинки. Катюше говорит:"Девочка думает, как - будто ее куколка шьет"

^ ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ЛИЧНОЕ РАЗВИТИЕ. Через игру дети знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых люд ей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя ей подчиняться правилам, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

3. В. Мануйленко, подвергнув специальному экспери­ментальному исследованию значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознатель­ный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию (эксперимент «Знамя» 1948г. 0.

А. В. Запорожцем и Я. 3. Неверович велись исследо­вания развития движений, показывающие, что игра име­ет ближайшее отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста
^ ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ С ПРОДУКТИВНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Продуктивные виды деятельности на разных этапах дошкольного детства тоже связаны с игрою. Так рисуя, дети тут же разыгрывают тот или иной сюжет. Постройка из кубиков тут же вплетается в ход игры. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создание рисунка или конструкции в соответствии с игровым замыслом, и только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес с процесса переносится на результат деятельности и рисование, и конструирование освобождается от влияния игры.

^ ИГРА И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выпол­няя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементар­ными учебными действиями

^ ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Игра требует о т ребенка определенного уровня развития речи. Если ребенок не сможет внятно высказать свои мысли, пожелания в отношении хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции товарищей, он будет в тягость сверстникам.

В игре развивается ^ ЗНАКОВАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ.

Ребенок начинает понимать, что любой предмет - знак и имеет свое наименование, то есть за словом ребёнок начинает видеть реальный предмете А слово всегда характеризует - предмет или явление обобщено, а следовательно, выступает, как акт мышления. Так ребенок впервые откры­вает. для себя символическую функцию речи и обнаруживает, что за словом лежит обобщение, и пользуется им для обобщения и для решения задач. Одним и тем же словом ребенок называет разные предметы /шприц-палочка и т. д. / -это говорит о том, что ребенок усваивает -ПОНЯТИЯ. Решая интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это свидетельство того, что речь используется, как средство мышле­ния.

Литература

  1. Эльконин Д.Б. «Психология игры» -М.: Просвещение 1979.

  2. Г.А. Урунтаева. Психология дошкольника. Хрестоматия. 2 изд…, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998 /Д. Б. Эльконин «Психологические вопросы игры дошкольника» ст. 43-59/.

  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность детей к школе» 4-е изд., прерраб. И дополн.: Питер, 2004.





Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Тема «роль игры в психическом развитии ребенка» iconИгра и ее роль в психическом развитии ребенка автор(ы): Выготский Л. С
Является ли игра ведущей, или просто преобладающей формой деятельности ребенка в этом возрасте? 

Тема «роль игры в психическом развитии ребенка» iconОрганизация и планирование работы на прогулках в зимний период
В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья,...

Тема «роль игры в психическом развитии ребенка» iconФрагмент книги С. А. Шмакова «Грани личности» Сегодня очень популярны...
Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащений интеллекта,...

Тема «роль игры в психическом развитии ребенка» iconПамятка об ответственности родителей
К тому же семья для ребенка это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является...

Тема «роль игры в психическом развитии ребенка» iconГодовой план утвержден на педагогическом совете мбдоу детского сада №84
...

Тема «роль игры в психическом развитии ребенка» iconРоль общения со взрослыми в развитии ребенка
«общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например, английское

Тема «роль игры в психическом развитии ребенка» iconВ древности детей не воспитывали, а пестовали!
Пестование, чтоб вы знали, — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается,...

Тема «роль игры в психическом развитии ребенка» iconСимпатичные шторы, уютная откидная кровать, любимый плюшевый медведь...

Тема «роль игры в психическом развитии ребенка» iconКонтрольная работа по предмету «Операции с ценными бумагами и валютой»
Тема: Понятие о природных условиях и природных ресурсах, их роль в развитии экономики РФ

Тема «роль игры в психическом развитии ребенка» iconТема игры: «Восточная Азия»
Положение о проведении интеллектуальной интерактивной экологической игры «эрудит-круиз»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница