Краткий курс лекций по управленческой психологии учебное пособие




Скачать 446.82 Kb.
НазваниеКраткий курс лекций по управленческой психологии учебное пособие
страница1/5
Дата публикации06.09.2013
Размер446.82 Kb.
ТипУчебное пособие
vbibl.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ




Учебное пособие





Набережные Челны

2006
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Учебное пособие для специальности 080501.05 – «Менеджмент (по отраслям) / Составитель: Иванова Л.А. – 2006.

Учебное пособие предназначено для студентов очного и заочного технологического и торгового отделения СПО. Пособие включает алгоритмизированный теоретический материал по дисциплине «Управленческая психология», соответствующий требованиям Госстандарта для указанных специальностей.

Краткий курс теории и практические советы данного пособия позволяют систематизировать знания и умения в области управления организацией и персоналом предприятия.

Рецензенты:

Печатается по решению Учёного совета Набережночелнинского государственного торгово-технологического института от

СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

Лекция №1. Человеческое общение и коммуникации. 1.

Лекция №2. Коммуникативная сторона общения. 2. Лекция №3. 1. Личность менеджера в деловом общении.

2. Этапы управленческого общения. Установление контакта.

Лекция №4. Темперамент. Роль темперамента в деловом общении. 5.

Лекция №5. 1. Невербальные средства общения. Язык жестов. 6.

2. Межкультурные различия невербального общения. 7-8.

3. Кинесические особенности невербального общения. 9-10.

Лекция №6. Слушание. Правило продуктивного слушания. 11.

Лекция №7. 1. Умение задавать вопросы. 12-13.

2. Нерефлексивное и рефлексивное слушание. 14.

Лекция №8. Мастерство публичного выступления. 15-16.

Лекция №9. Деловая беседа как форма общения. 17.

Лекция №10. Искусство ведения спора. 18-19.

Лекция №11. Имидж делового человека. 20-23.

Лекция №12. Личность и коллектив как субъекты управления. 24.

Лекция №13. Искусство управлять людьми. 25-26.

Лекция №14. Методы решения творческих производственных задач. 27-30.

Лекция №15. Искусство разрешения конфликтов. 31-30.

Лекция № 1. Человеческое общение и коммуникации.

Общение - связь между людьми в ходе, которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлияния и т.д.

Коммуникация - связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой, передается сигнал, несущий информацию.

Общение - обмен информацией между людьми, а коммуникация - между системами типа: «человек-человек», «человек-машина», «человек- животное», «человек-растение».


=Содержание общения.

- Передача информации.

- Внешний вид человека.

- Особенности характера.

- Манера поведения.

- Деятельность (коллективная).


=Средства общения.

- Язык.

- Мимика.

- Жесты.

- Манера держатся.

- Одежда.

-Тактильно-мышечная чувствительность.


=Уровни общения (3 уровня).

  1. Макро уровень - общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности. Это общение на бытовом уровне (в транспорте, с родителями).

  2. Мезо уровень - общение предполагает контакт на определенную тему и имеет начало, середину, конец, т.е. это процесс.

  3. ^ Микро уровень- акт общения выступает в роли элементарной единицы в виде: вопрос- ответ, рукопожатие, многозначительный взгляд - ответное мимическое движение.


=Виды общения.

- Межличностное (парное общение)

- Лично-групповое (учитель- класс)

- Межгрупповое (командное соревнование)

- Непосредственное общение (лицом к лицу)

- Опосредованное (телефон, факс, пейджер, Интернет, письмо).


^ Лекция №2. Коммуникативная сторона общения.

Общение - это коммуникация, т. е обмен мнениями, переживаниями, настроения, желания и т.д.

Содержания конкретной коммуникации может быть различными: обсуждение новостей, сообщение о погоде, спор о политике и т.д.

Что бы это ни было - это всегда коммуникация и представить себе общение без нее не возможно.

Всегда надо помнить, что:

- Коммуникация в общение всегда значима для ее участников, т.к. обмен информацией всегда происходит по каким- то причинам, т.е. для достижения какой- то цели.

- В результате возникает вопрос:

- что препятствует эффективной коммуникации?

- каково происхождение барьеров?

- как преодолевать эти барьеры?

1. Эффективной коммуникации препятствует желание собеседника защититься от воздействия со стороны, т.к. цель коммуникации изменить мнение, представления и т.д. не каждый человек желает таких изменений и естественно, что он будет защищать себя от такой информации.

2. Существует три вида барьеров на пути возникновения со стороны (контур суггестия - противовнушение):

- Избежание- человек не смотрит на говорящего, отворачивается, использует любой повод для прекращения разговора.

- Авторитет - разделив людей на авторитетных, человек доверяет только первым, и отказывает доверие вторым.

- Непонимание- т.е. защитой является своеобразное непонимание сообщения.

Как выясняется - избежание и авторитет- это защита от источника коммуникации, а непонимание - от самого сообщения.

  1. ^ Приемы для преодоления барьеров.

- Прием «нейтральной фразы»- т.е. когда в начале произносится фраза, не имеющая значения и отношения к теме, но по каким то другим причинам имеющая смысл для присутствующих и поэтому все прослушивается с интересом.

- Прием «завлечения»- говорящий произносит вначале что-то очень тихо непонятно или неразборчиво, это вынуждает оппонента напрягать слух и внимание.

- Прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим, т.е. говорящий или задерживает взгляд на ком-то или избегает его взглядом.

- Прием «изоляции»- для поддержания внимания, т.е. изолирует слушателя от влияния из вне.

- Прием «акцентировки»- фразы «прошу обратить внимание» или особым нажимом на фразу или слово.

Управлять вниманием в общение - важная задача не только говорящего, но и для слушающего. Если он хочет увидеть и услышать именно то, что говорит и делает партнер – он должен, уметь управлять своим вниманием.
^ Лекция №3.

1. Личность менеджера в деловом общении.

«Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить».

Наполеон Б.

«Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».

М.Твен.

Принципы менеджмента

  1. Кто производит - не управляет, кто управляет - не производит.

  2. Кто управляет – должен видеть и ставить четкие цели.

  3. Управлять - значит приводить к успеху других.

  4. Способностью к общению – профессиональное качество менеджера.


Личность – это система сама себя регулирующая, направляющая и даже совершенствующая.

И. Павлов.

Самоуправление личности различается по типам:

  1. Морально – волевой – положительный тип, которому суждены великие порывы и большие свершения. Цельная личность.

  2. Аморально – волевой – индивидуалист, преследующий всегда эгоистические цели. Это асоциальный тип.

  3. Абуличный (слабый) – вялый, пассивный, безразличный ко всему, легко поддается влиянию. Это инертный человек.

  4. Импульсивный – человек, с большим количеством импульсов, желаний, увлечений, но действия его необдуманные.


^ 2. Этапы управленческого общения. Установление контакта.

Классификация этапов:

- Становление контакта.

- Ориентация в ситуации.

- Обсуждение вопроса.

- Принятие решения.

- Достижение цели.

- Выход из контакта.

Любое взаимодействие людей начинается с установления контакта между ними. Если люди встречаются впервые, большое значение имеет их первая эмоциональная реакция. Если они знакомы, то инициатор встречи должен уловить состояние своего партнера.

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

«Евангелие от Матфея».
^ Лекция №4. Темперамент. Роль темперамента в деловом общении.

Учение о темпераменте возникло в далекой древности. Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ, он считал, что в теле человека имеется четыре жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь.

При правильном смешивание этих жидкостей - человек здоров, при не правильном – болен.

Название темпераментов данных по назначению этих жидкостей сохранилось:

  1. Холерический темперамент – Chloe – желчь.

  2. Сангвинический – Cangues – кровь.

  3. Флегматический – Phlegm a – слизь.

  4. Меланхолический –Melan Chole - желчь черная.

Типы темперамента:

1. Холерик – сильный, не уравновешенный, безудержный.

  1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.

  2. Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный.

  3. Меланхолик – слабый, уравновешенный, инертный.


Лекция №5. 1. Невербальные средства общения. Язык жестов.

Важную роль в процессе установления контакта играют манеры, эмоции, жесты. Каждый жест – слово в языке жестов и их надо знать.

Открытость:

- Открытие руки

- Разжатые ладони

- Прикладные ладони к груди

- Расстегивание пиджака

- Подсиживание к …столу (где сидит разговаривающий)

Защита:

- Руки, сложены на груди

- Замкнутые руки впереди или за спиной

- Вкладывание руки в карман или за пазуху

- Сжатие кулаков

Жесты превосходства:

- Откидывание плеч на спинку стула

- Отодвигание стула

- Подача руки во время рукопожатия: сверху – давления, сверху – подчинения, параллельно – равенство.

- Нога, выставленная вперед

- При, подходе к двери первым входит человек главный.

Жесты оценки:

- Оценка + заинтересованность (подпирание щеки руками, ладонью, слегка наклон головы)

- Жест с очками, ручкой, карандашом (пауза для размышления)

Жесты принятия решений:

- Потирание подбородка

- Прищуривание глаз

- Расхаживание

Жесты не желания контакта:

- Отвод глаз

- Ноги обращены в сторону от человека, с которым идет разговор.

Хотите установить контакт с человеком, начинайте с визуального контакта - взгляд в глаза (от переносицы до рта).
^ 5. 2. Межкультурные различия невербального общения.

А).

1. Жест отмашки рукой – обозначает неудачу, в Росси и других странах. В Хорватии этот жест обозначает успех, удовлетворение.

2. Знак пальца возле виска обозначает тупость. В Голландии этот жест обозначает остроумие.

3. В Европе, говоря о себе, человек показывает на грудь. В Японии на нос.

4. В некоторых странах Африки смех - изумление.

5. Знак ok показанный большим и средним пальцем в Америке означает все хорошо. В частях Испании, Италии этот знак очень не приличный.

6. Жест похлопывание по лбу ладонью у немцев обозначает «ты с ума сошел», а в Англии, Британии, Испании – «я доволен собой, я добился чего-то», а голландец показывает, что он достиг высшего ума.

7. В Европе правая и левая рука равноправны между собой, на Ближнем Востоке (Иран, Ирак и т.д.) левая рука считается не чистой, правая правильная. Т.е. там все нужно подавать правой рукой.

Жестикуляция.

Если жестикуляция левой рукой – то человек говорит не то, что думает или негативно относится к происходящему.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краткий курс лекций по управленческой психологии учебное пособие iconКраткий курс менеджмент а. Большаков учебное пособие санкт-Петербург...
Б79 Менеджмент / Учебное пособие. — Спб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»)

Краткий курс лекций по управленческой психологии учебное пособие iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию

Краткий курс лекций по управленческой психологии учебное пособие iconУчебное пособие Н. Новгород 2009 ббк 20 к 43 К43 Киреева Н. К., Засыпкина...
Структурированно-иллюстрированный курс лекций «Концепции современного естествознания»: Учебное пособие / Н. К. Киреева, Е. Ю. Засыпкина....

Краткий курс лекций по управленческой психологии учебное пособие iconН. Н. Деменева коррекционно-развивающая
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности "Логопедия". В нем представлен курс лекций по дисциплине...

Краткий курс лекций по управленческой психологии учебное пособие icon1 Принципы построения патопсихологического обследования детей
Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 576 с

Краткий курс лекций по управленческой психологии учебное пособие iconОсновы управленческой деятельности учебное пособие Москва
Учебное пособие рассчитано на студентов технических вузов, обучающихся по специальностям направления «Информационная безопасность»,...

Краткий курс лекций по управленческой психологии учебное пособие iconШнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов социально-психологи­ческих и психологических факультетов университетов, готовящих себя...

Краткий курс лекций по управленческой психологии учебное пособие iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих пси­хологию. Оно может быть полезно и специалистам в области практи­ческой...

Краткий курс лекций по управленческой психологии учебное пособие iconАнна Константиновна Луковцева Психология и педагогика. Курс лекций
«Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для студентов вузов / А. К. Луковцева.»: Кду; Москва; 2008

Краткий курс лекций по управленческой психологии учебное пособие iconВ этой лекции мы рассмотрим следующие основные вопросы: что изучает...
Бекетов А. И. Курс лекций по фармакологии (учебное пособие для отечественных и иностранных студентов): в 2 ч. Часть – 2-е изд., перераб...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница