Методическое пособие для психологов и педагогов школ по разработке программы тренинга профилактики психозависимых факторов с учащимися 5-х классов




Скачать 170.89 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для психологов и педагогов школ по разработке программы тренинга профилактики психозависимых факторов с учащимися 5-х классов
страница1/4
Дата публикации02.08.2013
Размер170.89 Kb.
ТипМетодическое пособие
vbibl.ru > Психология > Методическое пособие
  1   2   3   4

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


для психологов и педагогов школ по разработке программы тренинга профилактики психозависимых факторов

с учащимися 5-х классов

Составитель пособия психолог Козырева Н.А., г. Улан - Удэ



Методическое пособие разработано в рамках реализованного проекта в 1999-2000 годах «Повышение системы социальной реабилитации подростков в посёлке Загорск», которое профинансировал Фонд Евразия.

В настоящее время употребление наркотиков – одна из наиболее серьёзных молодёжных проблем в Улан – Удэ. К сожалению, сегодня наш город занимает одно из первых мест в России по числу употребляющих наркотики. Количество наркозависимых постоянно растёт, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД. Лечение и освобождение от наркотической зависимости – это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда т.к. на сегодняшний день адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.

За последние годы отмечается тенденция «омолаживания» наркомании. Возрастной ранг наркотизации понизился до 12-15 лет, что составляет главную особенность современной эпидемии наркотизации, особенно в больших городах.


Основной акцент в борьбе с проблемой наркоголизации молодёжи следует ставить на профилактические, превентивные меры. Необходимость такой работы признаётся сегодня и врачами, и педагогами, и общественностью, и администрацией города. И проблему профилактики нужно решать, используя разные подходы, привлекая к этой проблеме специалистов разных областей.

В данном методическом пособии рассматриваются психологические аспекты профилактики зависимостей и правонарушений среди подростков и предлагается методический материал, который облегчит психологам школ работу по составлению тренинговых программ профилактики психозависимых факторов. Полезной она будет и для классных руководителей, которые могут использовать отдельные упражнения на классных часах для активизации учащихся и развития у них интереса к выбранной теме и хорошим началом в организации дискуссий, диспутов, обсуждений.

Рядом авторов, в том числе проведенными нами исследованиями, было выяснено, что первоначальный прием наркотических веществ зависит как минимум от трех факторов: личностных особенностей; влияния сверстников и друзей; доступности наркотических средств.

Личностная незрелость, преобладание физиологических потребностей над эмоционально – волевым контролем собственного поведения являются способствующим условием.

Так, результаты исследований Центра Профилактики наркомании города Санкт-Петербург показали, что значительная часть опрошенных подростков имеет личностные проблемы, они с тревогой и неуверенностью смотрят в будущее 20%, не имеют жизненных планов 30%, периодически оказываются в жизненных ситуациях, которые кажутся им безвыходными 56%, при этом 32% в данных ситуациях прибегают к употреблению алкоголя, а 10% к употреблению наркотиков.

Почти все опрошенные считают, что родители и учителя (последние в большей степени), дают заниженную оценку их личным качествам, и лишь у друзей эта оценка имеет положительные значения, превышающие уровень самооценки. 22% опрошенных имеют низкую самооценку.

38% испытывают эмоциональные и поведенческие проблемы. Данные результаты свидетельствуют о наличии среди опрошенных высокого уровня неуверенности и неудовлетворённости собой, рассогласованности восприятия собственной личности. Личностные проблемы могут привести к проблемным формам поведения как варианту эмоционально-поведенческой защитной реакции. Так у 16,3% из числа ранее не употреблявших наркотики, существует психологическая готовность попробовать наркотик.

Таким образом, психологические аспекты профилактики психозависимостей среди подростков заключаются в развитии самосознания личности подростка. Программы развития самосознания личности подростка должны включать в себя методы развития самоуважения и формирования осознания подростками своих ценностей; развития эмоционально-волевой сферы и способности управления своими чувствами; развития ответственности за свою судьбу и способности принятия решений; формирования способности преодоления стресса;

развития коммуникативных способностей; формирования отношения к психозависимым факторам. Наиболее эффективными методами работы являются активные методы, которые проводятся в форме групповой работы. Для групповой работы или тренинга в условиях школы учеников в классе делят на две группы таким образом, что бы в группе было не более 12-15 человек. Группа располагается на стульях по кругу, ведущий тренинга сидит также в этом круге и участвует во всех упражнениях, которые он задаёт группе. Занятия с группой желательно проводить один – два раза в неделю по одному - два часа. Практика показывает, что 10 –12 занятий бывает достаточно для формирования устойчивой личности, способной противостоять соблазну зависимостей и способной регулировать свое поведение в соответствии со сложившимися нормами общества. Наиболее подходящий возраст для проведения профилактики в виде групповой работы считаем учащихся 5х классов, т.к. по исследованиям именно в этом возрасте у детей появляется интерес к наркотикам, а та информация, которую получают они от друзей и знакомых благоприятствует приему наркотиков и не дает знаний о последствиях для здоровья. И именно в этом возрасте подростку необходим толчок к развитию самосознания личности, чтобы оптимизировать процессы переходного возраста.

Упражнения в методике подобраны именно для этого возраста, но наша практика показывает, что большинство из них может быть использовано для учащихся старших классов. Мы не стали давать в методике готовой программы тренинга профилактики, так как её разработка – это творческий процесс и каждый психолог подбирает упражнения и организует их порядок таким образом, как ему самому это удобно и в зависимости от уровня развития группы, с которой он работает.

В методику не включены упражнения для развития и определения групповой динамики, упражнения для активизации участников группы. Эти разделы программы специалист может дополнить из психологической литературы и из собственной практики. Работая с группами учащихся, необходимо учитывать групповую динамику и развивать группу таким образом, чтобы группа стала для её членов референтной, что можно исследовать, используя психологические и социологические методы. В случае, если группа будет референтной для учащегося, значит мнения, выработанные к психозависимостям и отношение к ним будет иметь долгосрочный эффект. Желаем вам успехов в работе по профилактике психозависимых факторов. Нам было бы интересно для обмена опытом поддерживать отношения с теми специалистами, которые будут проводить тренинги профилактики с учащимися школ.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие для психологов и педагогов школ по разработке программы тренинга профилактики психозависимых факторов с учащимися 5-х классов iconУчебно-методическое пособие Н. Новгород
...

Методическое пособие для психологов и педагогов школ по разработке программы тренинга профилактики психозависимых факторов с учащимися 5-х классов iconМетодическое пособие по использованию ассоциативных карт Составитель
«Карточне игры» для педагогов. Методическое пособие по использованию ассоциативных карт / Составитель Каган С. Д. – Красноармейская...

Методическое пособие для психологов и педагогов школ по разработке программы тренинга профилактики психозависимых факторов с учащимися 5-х классов iconПлан семинарских занятий социальных педагогов и педагогов психологов...
...

Методическое пособие для психологов и педагогов школ по разработке программы тренинга профилактики психозависимых факторов с учащимися 5-х классов iconЭмоции и чувства
Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических...

Методическое пособие для психологов и педагогов школ по разработке программы тренинга профилактики психозависимых факторов с учащимися 5-х классов iconТема: «Система счисления и элементы математической логики»
Программа предназначена для проведения элективных курсов по информатике с учащимися девятых классов общеобразовательных школ

Методическое пособие для психологов и педагогов школ по разработке программы тренинга профилактики психозависимых факторов с учащимися 5-х классов iconПсихотерапия в группе
Руководство предназначено для обучающихся и практикующих психологов, клинических психологов и психотерапевтов, врачей, педагогов...

Методическое пособие для психологов и педагогов школ по разработке программы тренинга профилактики психозависимых факторов с учащимися 5-х классов iconПлан урока по профилактике вич-инфекции При проведении деятельности...
Методическое пособие предназначено для специалистов, работающих в области профилактики социально-негативных заболеваний в молодёжной...

Методическое пособие для психологов и педагогов школ по разработке программы тренинга профилактики психозависимых факторов с учащимися 5-х классов iconМетодическое пособие Киселевск 2012
...

Методическое пособие для психологов и педагогов школ по разработке программы тренинга профилактики психозависимых факторов с учащимися 5-х классов iconСистема менеджмента качества профессионального образования
...

Методическое пособие для психологов и педагогов школ по разработке программы тренинга профилактики психозависимых факторов с учащимися 5-х классов iconМетодическое пособие для выполнения курсовой работы по дисциплине «декоративное садоводство»
Методическое пособие составили: профессор Мамонов Е. В., доценты: Иванова И. В., Ващенко М. А., Скакова А. Г

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница