Л. Першина Отрочество, как именовали когда-то подростковый возраст, это особый период в жизни человека. Само название подросток говорит о чем-то




Скачать 116.86 Kb.
НазваниеЛ. Першина Отрочество, как именовали когда-то подростковый возраст, это особый период в жизни человека. Само название подросток говорит о чем-то
Дата публикации02.08.2013
Размер116.86 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Психология > Документы

Пора «гормональных бурь»,

или Психологический портрет подростка

Л. Першина

Отрочество, как именовали когда-то подростковый возраст, — это особый период в жизни человека. Само название — подросток — говорит о чем-то срединном между детством и взрослостью. Подрос, но еще не вы­рос. Отсюда и многие сложности и противоречия. Автор рисует психологический портрет подростка, подчерки­вая особенности его характера, требующие понимания и внимания со стороны взрослых.
^ Подрос, но еще не вырос

Ряд исследователей подросткового воз­раста объясняют его психологическую специфику через биологическое созре­вание — наступление половозрелости, сопровождаемой особым явлением — психической пубертатностью, которая уд­линяется в цивилизованном обществе и усложняется по содержанию и характе­ру протекания.

Подростковый возраст характеризуется ин­тенсивным ростом, усиленным обменом ве­ществ, формированием и активным функ­ционированием желез внутренней секре­ции — «гормональной бурей». В биоло­гическом плане — это период заверше­ния детства, полового созревания, которое характеризуется появлением репродуктив­ной (детородной) функции.

Половое созревание проходит в два эта­па: на первом нарастает активность мно­гих биологических центров, но еще без пе­рестройки половых желез. Центральная нервная система, гипофиз, гипоталамус приходят в состояние большой активнос­ти, вследствие чего процесс возбуждения преобладает над торможением, хотя и по­вышается возможность самоконтроля. Это может вызвать ряд особенностей в поведе­нии подростка. Безразличие к важным со­бытиям при бурном возмущении по пустяку. Равнодушие к оценкам взрослых. Поведен­ческий негативизм (идет наперекор тре­бованиям или отвечает отказом на прось­бы). Нарушения эмоционального плана (у девочек выражены сильнее — им свойст­венны в этот период обидчивость, внезап­ная плаксивость, смена настроения). На­рушение координации (у мальчиков вы­ражена сильнее — они шумные, многие действия сопровождают ненужными дви­жениями, неловкие, угловатые, у них ухуд­шается почерк, замедляется речь, ответы «скудеют»). Снижение работоспособности, устойчивости внимания, повышение утомляемости.

Кроме того, у отдельных подростков на­блюдаются отклонения соматического порядка. К примеру, сердце растет быс­трее, чем диаметр сосудов, — отсюда по­вышенное сердцебиение, повышение ар­териального давления («подростковая гипертония»), головные боли, обмороки. Возможны малокровие и бледность, ис­кривление позвоночника (из-за нехватки минеральных солей, интенсивно расходу­емых организмом на «подкормку» физи­ческого роста).

Сказанное, вероятно, не является боль­шой новостью для взрослых. Все по край­ней мере хотя бы наслышаны о сложностях этого возраста. Тем не менее и родители и учителя довольно часто не квалифици­руют проблемное поведение подростков как нормативное для этого возраста, не соотносят реальные затруднительные си­туации с закономерностями возрастно­го развития.

Однажды автору этой статьи довелось участвовать в реабилитации целого клас­са (пятого) и их первой учительницы, кстати, одной из лучших в той школе. Дело едва не дошло до нервного срыва у учительницы от бесконечных жалоб на буйное поведение «не приученных к по­рядку» детей, на плохие почерки «не на­ученных писать», на неустойчивое внима­ние и т.п. А дело оказалось в том, что этот класс начал взрослеть слишком дружно, одновременно, доставляя неудобства пе­дагогам. Относить поведенческие и эмо­циональные проявления пятиклашек на счет вступления их в подростковый воз­растной период взрослым было невдо­мек — вроде бы еще малы. Но в том и состоит каверза раннего подростково­го возраста, что «гормональная буря» не отражена во вторичных половых признаках и окружающие лишены подсказок и объяснений причин непонятного для них «трудного» поведения десяти- одиннадцатилетних детей.

^ Акселераты и ретарданты

На втором этапе пубертатного созрева­ния нормализуется работа половых орга­нов, появляются вторичные половые при­знаки. Это делает подростка объективно взрослым и дает ему субъективное ощу­щение взрослости. У старшего подрост­ка улучшается самочувствие и настрое­ние, он менее раздражителен, чем млад­ший. Вместе с этим возникают половые ощущения, развивается интерес к друго­му полу, сексуальная информация стано­вится значимой.

Следует учитывать, что скорость физичес­кого развития у мальчиков и девочек раз­лична. Как правило, у девочек пубертатное созревание происходит на два года рань­ше, что создает некий дисбаланс во внеш­нем виде представителей разных полов в ученическом классе. При этом существу­ют и значительные индивидуальные раз­личия в скорости развития внутри одно­го пола, обусловленные рядом факторов, в числе которых могут быть названы: со­циальные условия, семья, индивидуальные темпы соматического развития.

Для обозначения типа соматического со­зревания используют понятия акселера­ции (ускоренного физического созрева­ния) и ретардации (позднее физическое созревание). Девочки-акселератки ста­новятся обладательницами вторичных по­ловых признаков уже в двенадцатилетнем возрасте, а к четырнадцати — это уже до­статочно оформившиеся девушки. Это де­лает их привлекательными для противопо­ложного пола. При этом отсутствие доста­точного жизненного опыта и возрастной авантюризм делают их малоосмотритель­ными в выборе знакомств, при построе­нии отношений. Таким образом, им при­ходится учиться, что называется, на сво­их ошибках.

Девочки-ретардантки значительное время остаются хрупкими, воплощающими образ фенимильности. По этой причине окружа­ющие относятся к ним покровительствен­но-оберегающе. К тому же у них имеет­ся возможность использовать опыт своих подруг-акселераток.

Сравнивая развитие мальчиков-подрост­ков акселератов и ретардантов, можно на­блюдать ряд преимуществ первых перед вторыми. Мальчики-акселераты, как пра­вило, рослые, физически сильные, с рано появившейся порослью на лице и погру­бевшим голосом, внешне выглядят взрос­лыми. Они крупнее и сильнее сверстников, что придает им уверенности, с ними боль­ше считаются окружающие.

Мальчики-ретарданты, маленькие, щуп­лые, воспринимаются детьми. Их претен­зии на взрослость никак не подтвержде­ны внешним видом. Это заставляет их ис­кать собственные способы компенсации отставания физического развития. Од­ни, как бы затаившись на время, выжи­дают, когда вырастут. При этом они, как правило, уходят от ведущей деятельности возраста — эмоционального общения со сверстниками, переключившись на друж­бу с более младшими, что усиливает по­веденческий инфантилизм. Другие могут стремиться к активной компенсации не­достатка физического роста достижени­ями в других областях — в спорте, музы­ке, учении, владении компьютером, инос­транными языками. Они становятся тем самым интересными и привлекательны­ми для сверстников, последние дорожат дружбой с ними, возрастной кризис за­трагивает их незначительно.

А вот на третью категорию подростков - ре­тардантов стоит обратить особое внима­ние — они превращаются в пажей своих сверстников-акселератов, что не лучшим образом сказывается на формировании их мускулинных качеств. Можно предпо­ложить несколько вариантов их поведе­ния во взрослой жизни: они могут искать способы отомстить окружающим за пере­несенные притеснения, либо стремиться доказать свои преимущества над другими, либо у них может сформироваться комп­лекс неполноценности как серьезная жиз­ненная помеха. Кстати сказать, этому есть немало подтверждений среди известных исторических персоналий.

^ Три типа взрослости

Таким образом, воздействие целого ряда факторов может определить три возмож­ных типа взросления подростка.

  • Первый тип характеризуется спокойным переходом через взросление, характери­зующимся неповрежденностью семейных отношений, отсутствием серьезных расхождений с родителями и учителями;
    в целом — это «мягкое», плавное, с со­хранными отношениями взросление (надо предупредить, что часто эти подростки «добирают» поведенческих сложностей в юности и молодости, что уже считается вполне нормативной особенностью).

  • Второй тип развития сопровождается переживанием эмоционального конфликта, трудностями в отношениях со сверстниками, поврежденностью отношений со взрослыми, авантюризмом, нарушениями поведения. Однако адаптивное поведение все же преобладает. Поэтому отношения с окружающими, да и с самим собой, выстраиваются циклично и полярно — от бури негодования и неприятия до раскаяния, обещаний, искупающей ласковости. Ретроспективно анализируя свое поведение, такие подростки затрудняются объяснить его причину. При этом они склонны все же оценивать его снисходительно.

• Третий тип развития отмечается замет­ными проблемами внутреннего беспо­рядка, семейными разногласиями, ухода­ми из дома, демонстрациями противосто­яния, даже клиническими проблемами. Такие подростки составляют группу рис­ка, что предполагает вмешательство и по­мощь специалистов.

Сказанное позволяет взрослым прогно­зировать возможные пути развития под­ростков, ориентироваться в их субъек­тивных переживаниях и по возможнос­ти помогать.

^ За границами детства

Как уже было сказано, главное содержа­ние подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жиз­ни. Большинство возрастных проявлений свидетельствует о притязании подростка на взрослость. «Чувство взрослости» раз­вивается как специфическое новообразо­вание самосознания. Оно выражает новую жизненную позицию, определяет содер­жание социальной активности, переори­ентацию на взрослые ценности. Развитие взрослости проявляется в подражании ее внешним проявлениям (одежда, лексика, досуг), в равнении на качества «настоя­щего мужчины» и «настоящей женщины», что вызывает чуткое отношение к свое­му физическому развитию и внешности, в понимании взрослого как образца в де­ятельности. В развитии взрослости в поз­навательной деятельности появляется доминирующая направленность позна­вательных интересов, развивается увле­ченность, критерием оценки людей ста­новятся их знания.

Притязание на взрослость может иметь и деформированное ее понимание, проявляясь в подражании «веселой и легкой» жизни- в посещении ночных клубов, выпивке. Это ведет к утрачиванию познавательных интересов, прекращению учения - таково неблагополучное развитие взрослости.

Подросток ориентирован на мораль равенства, представляет себя человеком, и перешагнувшим границы детства. Он начинает расширять свои права и ограничивать их у взрослых, претендует на уважение его достоинства, противится контролю, опеке. Но эти притязания сдерживаются взрослыми по ряду причин, среди кото­рых материальная зависимость подростка, детские черты в облике и поведении, отсутствие умения самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. Становление новых взаимоотношений подростка и взрослых протекает не всегда гладко. Это может породить разные формы непослушания детей, протеста, конф­ликтов. И чем больше подросток недоволен взаимоотношениями со взрослыми, тем нужнее ему товарищи, тем сильнее их влияние на него.
Являясь ведущей деятельностью, эмоциональное общение со сверстниками оказывает огромное влияние на содержание развития подростка. Это значение обусловлено прежде всего функциями сообщества сверстников. Андре Моруа заметил, что лучшими воспитателями являются школьные товарищи, ибо они безжалостны. Таким образом, сообщество сверстников выпол­няет для подростка воспитательную функ­цию, заключающуюся в воздействии бескомпромиссного мнения товарищей на его самооценку и самоотношение.

Вторая функция заключается в том, что от сверстников подросток получает специфическую информацию «про это». Подросток не всегда готов обсуждать со взрослым интимные вопросы. Его может сдерживать смущение или неуверенность в понимании и адекватном отклике взрос­лого, а вот сверстник — такой же, как он сам, и заслуживает доверия.

И третья функция — в сообществе сверст­ников реализуется эмоциональное едине­ние, обусловленное общностью интересов, одинаковостью эмоционального реагиро­вания на ситуации. Указанные функции делают общение со сверстниками притя­гательным и значимым.

Для взрослых «тусовки» во дворе, дли­тельные разговоры по телефону кажутся пустым времяпровождением, для подрост­ка — это фактор развития. Вопрос лишь в содержании этого общения. В этой связи на родителях и учителях лежит ответствен­ность за наполнение подросткового обще­ния содержанием. Этот фактор непозволи­тельно пускать «на самотек».

Важно знать, что проявления коммуни­кативного поведения подростков весь­ма противоречивы. Страстное желание иметь верного близкого друга сосущест­вует с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровывать­ся и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь». Под­ростки чрезвычайно требовательны к про­явлениям верности и преданности в друж­бе, всякие недомолвки расцениваются ими как предательство и переживаются очень тяжело.

Першина Людмила Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент Московского гуманитарного педагогического института

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. Першина Отрочество, как именовали когда-то подростковый возраст, это особый период в жизни человека. Само название подросток говорит о чем-то icon26. Подростковый возраст. Юность Жить значит меняться, меняться значит взрослеть
Вспомните, какой жизненный период охватывает подростковый возраст? Что вы можете сказать об особенностях подросткового периода?

Л. Першина Отрочество, как именовали когда-то подростковый возраст, это особый период в жизни человека. Само название подросток говорит о чем-то iconПодростковый возраст. Психологические особенности подростка
Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста. Хронологически подростковый возраст определяется от 10-13 до 14-15 лет....

Л. Першина Отрочество, как именовали когда-то подростковый возраст, это особый период в жизни человека. Само название подросток говорит о чем-то iconПсихическое развитие в младшем школьном возрасте
Как пишет В. В. Давыдов, младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно...

Л. Першина Отрочество, как именовали когда-то подростковый возраст, это особый период в жизни человека. Само название подросток говорит о чем-то iconПьер Тейяр де Шарден Феномен человека
Чтобы правильно понять данный труд, его следует рассматривать не как метафизический и тем более не как геологический трактат, а единственно...

Л. Першина Отрочество, как именовали когда-то подростковый возраст, это особый период в жизни человека. Само название подросток говорит о чем-то icon"Знаешь ли ты своего ученика?" (психологические особенности дошкольников, младших школьников)
Младший школьный возраст – особый период в жизни ребенка. Он отсутствовал у детей, вообще не учившихся в школе

Л. Першина Отрочество, как именовали когда-то подростковый возраст, это особый период в жизни человека. Само название подросток говорит о чем-то iconРанний юношеский возраст (10-11 классы)
Юность – важный период в развитии человека, в этот период происходит вхождения человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле...

Л. Першина Отрочество, как именовали когда-то подростковый возраст, это особый период в жизни человека. Само название подросток говорит о чем-то iconОбщение, как категория психологии
В истории развития человека как субъекта сознания и деятельности подростковый возраст является кульминационным. Именно в этом возрасте...

Л. Першина Отрочество, как именовали когда-то подростковый возраст, это особый период в жизни человека. Само название подросток говорит о чем-то iconКонспект по теме «Психические особенности юношеского возраста»
Подготовиться к контрольной работе по теме «Младший школьный возраст» и «Подростковый возраст»

Л. Першина Отрочество, как именовали когда-то подростковый возраст, это особый период в жизни человека. Само название подросток говорит о чем-то iconОркестр титаник
Потому что все они восходят к основному – смыслу жизни отдельного человека. А жизнь, как говорит Гарри Гудини, – это всего-навсего...

Л. Першина Отрочество, как именовали когда-то подростковый возраст, это особый период в жизни человека. Само название подросток говорит о чем-то iconФормула жизни по версии михаила вершвовского
Михаила Вершвовского говорит само за себя. Время юности, новизны и свежести жизни – влюбленностей, дружеских пирушек, упоение книгами,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница