«Политология»




Скачать 172.06 Kb.
Название«Политология»
страница1/2
Дата публикации28.03.2013
Размер172.06 Kb.
ТипКонтрольная работа
vbibl.ru > Право > Контрольная работа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Политология»

Тема №17

«Тоталитарный политический режим»

Архангельск, 2008

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Тоталитаризм. Его сущность, признаки, элементы………….……….4

Глава 2. Переход от тоталитаризма к демократии………………….…..11

Глава 3. Сравнение основных типов политических режимов………..15

Список используемой литературы……………………………………..……….16

Введение

ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.

В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.

Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно.

Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть? Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная политическая наука не дает. [3]

Глава №1

Тоталитаризм. Его сущность, признаки, элементы.

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов «totalitas» - цельность, полнота и «totalis» - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идее.

Тоталитарный режим является, как правило, порождением первой половины 20 века, это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможные не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов. Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны (1914-1918),а политическое значение ему впервые придали руководители и идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 г. Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм». После второй мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной Европы. [2]

Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Тоталитарный режим чаще возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.

Выделяют следующие признаки, отличающие все тоталитарные государственные режимы от демократии:

  • всеобщая государственная идеология

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа». [6]

  • одна массовая партия, возглавляемая лидером

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремиться разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Таким образом, правящая партия захватывает бразды государственного управления. Центром тоталитарной системы является вождь. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигается харизматическая личность.

  • особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе

Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. При тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

В государстве используется и полицейский сыск, поощряется и широко используется доносительство. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха.

Конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались,

вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей

под стражей без предъявления обвинения и применение пыток. [2]

  • жестко централизованный контроль над экономикой и монополия государства на средства массовой информации

Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного режима. Возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тотальный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника. С помощью средств массовой информации при тоталитаризме обеспечиваются политическая мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима. При тоталитарном режиме содержание всех материалов средств массовой информации определяется политико-идеологической элитой. Посредством СМИ в сознание людей систематически внедряются взгляды и ценности, которые политическое руководство данной страны в данный конкретный момент считает желательными. [5]

  • монополия государства на все средства вооружения

Происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими

органами правящей партии или производится по их указанию. Бюрократия

осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Возрастают законом не предусмотренные и не ограниченные полномочия. Особенно

выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовая структура» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура), т.е. карательные органы. Политическая элита использует возможности тоталитаризма для получения скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых, в том числе медицинских, культурных.

Государство при тоталитаризме берет на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере. Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, пьянство, разрушение мотивации к труду, террор, демографические и экологические потери), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания сознания людей, политической борьбы, иных факторов.

В рамках тоталитарного режима, обеспечивающего федеральное устройство государства, могут возникать национально-освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство государства. [6]

Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее жи­вуч. В отдельных странах он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью моби­лизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриали­зации общества и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм да­же как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.

Коммунистический тоталитаризм приобрел значительную популяр­ность в мире благодаря своей связи с социалистической идеологией, со­держащей многие гуманные, идеи. Привлекательности тоталитаризма способствовал и страх еще не оторвавшегося от общинно-коллективистской пуповины индивида пе­ред отчуждением, конкуренцией и ответственностью, свойственными ры­ночному обществу. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жес­токим подавлением всякой оппозиции.

И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это обще­ство-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребле­ния большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не при­способленное к своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Его адаптивные возможно­сти ограничены идеологическими догмами. Сами тоталитарные руководи­тели являются пленниками утопической по своей сути идеологии и пропа­ганды .

Тоталитаризм не сводится лишь к диктаторским политическим системам, противостоящим идеализированным западным демократиям. Тоталитарные тенденции, проявляющиеся в стремлении заорганизовать жизнь общества, ограничить личную свободу и всецело под­чинить индивида государственному и иному социальному контролю, име­ют место и в странах Запада. [3]

Тоталитаризм имеет свои идеологические предпосылки и психологические корни. К первым относятся утопические мечты трудящихся масс о справедливом общественном строе, где не требуется имущественного и социального неравенства, эксплуатации человека человеком. Превращение тоталитарной утопии в единственно истинную идеологию – закономерный этап развития человечества. К психологическим корням тоталитаризма следует отнести открытый З. Фрейдом механизм инфантилизма. Суть его заключается в том, что вполне взрослый человек в стрессовой ситуации способен подобно ребенку делегировать свои права всемогущей сакральной Власти, отожествляемой им с Вождем-Отцом. Происходит слияние отдельного индивида с властью в форме искренней любви к диктатору. [4]

Носителями мифологии тоталитаризма являются люди как принадлежащие, так и не принадлежащие к властной элите. Основными элементами тоталитарной картины мира являются:

1. Вера в простоту мира — это центральная характеристика тоталитарного сознания. Вера в «простой мир» не позволяет почувствовать ни собственную индивидуальность, ни индивидуальность близкого человека. Эта вера приводит к распространению негативной установки по отношению к знанию вообще и к интеллигенции как его носителю в частности. Если мир прост и понятен, то вся работа ученых является бессмысленной тратой народных денег, а их открытия и выводы — лишь попытка заморочить людям голову. Иллюзия простоты создает и иллюзию всемогущества: любая проблема может быть решена, достаточно отдать верные приказы.

2. Вера в неизменный мир. Все элементы общественной жизни — лидеры, институты, структуры, нормы, стили — воспринимаются как застывшие в неподвижности. Новации быта и культуры игнорируются до тех пор, пока не будут импортированы в таких количествах, что станут восприниматься как давно известные. Изобретения не используются, открытия засекречиваются. Вера в неизменность мира влечет недоверие к переменам.

3. Вера в справедливый мир. Царство справедливости осуществляется в каждом тоталитарном режиме. Коммунизма еще нет — построить его мешает окружение, но социальная справедливость уже достигнута. Озабоченность людей справедливостью по своей силе и всеобщности трудно сравнить с каким-нибудь другим человеческим мотивом. Именем справедливости совершались самые добрые и самые чудовищные дела.

4. Вера в чудесные свойства мира. В ней проявляется оторванность тоталитарного сознания от реальности. Осуществляя индустриализацию, власть была заинтересована в создании культа техники. Чудесам прогресса придавались магические свойства. Однако кредит этой веры не бесконечен. Вот уже трактора есть в каждом колхозе, а изобилия не видно. Власти приходится обещать новые чудеса.

Мы застали этап перерождения веры, когда уже и власть, и техника, и официальная культура не только потеряли свою чудотворную силу, но вообще перестали привлекать к себе внимание и надежды. Распад тоталитарного сознания в брежневскую и постбрежневскую эпоху был отмечен необыкновенным расцветом иррациональных верований. [1]

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Политология» iconПолитология
Структура и состав современного политологического знания. Политология и политическая социология, политическая экономия, история....

«Политология» icon1. политология как наука, её предмет и основные категории
Политология, как следует из буквального перевода самого этого слова, наука о политике. Такая ее общая трактовка обычно не вызывает...

«Политология» iconПолитология

«Политология» icon«Политология»

«Политология» icon«Политология»

«Политология» icon«Политология»
Политические воззрения французских просветителей (18 В.) Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо

«Политология» icon«Политология»
Сущность, основные элементы и особенности формирования политической психологии

«Политология» icon«Политология»
Понятие «политическая элита». Классические и современные концепции политических элит. 5

«Политология» icon«Политология»
Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

«Политология» iconКонтрольная работа по дисциплине «политология» на тему
Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница