Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения




НазваниеОбразовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения
страница1/8
Дата публикации23.06.2013
Размер0.79 Mb.
ТипОбразовательная программа
vbibl.ru > Право > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8


Принята на заседании педагогического совета, Директор

протокол от «___»_______2012 №___ ГБОУ Уфимская школа-интернат№13 VI вида

_________________________А.М. Кириллова
Утверждена

приказ от «___»_____2012 № ________

Образовательная программа
государственного бюджетного образовательного учреждения

Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №13 VI вида
2012-2013 учебный год

Уфа-2012

Общие положения.

Образовательная программа разработана учреждением с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта. Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки обучающихся определяется с учетом учебных программ по предметам.

Структурно-образовательная программа специальной (коррекционной) школы предусматривает совокупность образовательных программ разного уровня обучения (I ступень, II ступень). Данные учебные программы предусматривают преемственность между младшими и старшими классами. Программы каждого уровня обучения представляют собой совокупность предметных основных и дополнительных образовательных программ, а также описание технологий их реализации. Таким образом, образовательная программа специальной (коррекционной) школы VI вида определяет содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность изучения по годам для детей с ограниченными возможностями здоровья.
^ Приоритетные направления образовательной деятельности.

Государственное бюджетное образовательное учреждение Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №13 VI вида реализует образовательную программу коррекционно-развивающей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Деятельность школы-интерната №13 VI вида направлена на:

- формирование общей культуры воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

- достижение воспитанниками соответствующего образовательного уровня;

- адаптация воспитанников к жизни в обществе;

- воспитание у детей гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье;

- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы-интерната.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются федеральным органом управления образованием по согласованию с федеральным органом управления здравоохранением.

При этом школа-интернат обеспечивает:

1) условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения специального государственного образовательного стандарта;

3) адаптацию и социализацию обучающихся к жизни в обществе;

4) формирование здорового образа жизни.

Учреждение создает условия для максимального развития обучающихся. В работе педагогического коллектива обеспечивается полная реализация возрастных возможностей и резервов детей с опорой на компенсаторные возможности обучающихся, сензетивность того или иного возраста, на зону ближайшего развития.

Образовательный процесс в школе-интернате осуществляется учителями, специалистами в области коррекционной педагогики и логопедии, а также воспитателями, прошедшими соответственную переподготовку по профилю деятельности школы-интерната. Психологическое обеспечение образовательного процесса в школе-интернате осуществляет педагог-психолог, входящий в штат школы-интерната, коррекцию недостатков речевого развития детей осуществляют учителя-логопеды, из расчета не менее 1 единицы на 15-20 воспитанников с нарушениями речи.

Медицинское обеспечение осуществляется штатным медицинским персоналом, которые совместно с администрацией школы-интерната отвечают за охрану жизни и здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания, закаливания и питания, в том числе диетического.

Характеристика педагогического коллектива свидетельствует о наличии определённого творческого потенциала, профессиональной компетенции и готовности учителей работать в инновационном режиме.
^ Цели и задачи образовательной политики школы-интерната №13 VI вида.

Цель школы: создание благоприятных условий для формирования ключевых компетенций учащихся, укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни, для получения учащимися базового образования, соответствующего федеральным государственным стандартам специальных коррекционных школ VI, VIII видов, для развития личности и социализации ребенка.

Основными задачами школы-интерната №13 VI вида являются восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекция недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности, а также обеспечение условий для их обучения, лечения и воспитания.

Педагогический коллектив Учреждения учитывает, что личность ребенка – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирование личности его возможно только в общении со взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности – обучении. При наличии специально организованных условий дети обладают возможностью к развитию. Развитие обусловлено и определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате VI вида.
^ Организация учебно-воспитательного процесса. Характеристика специфики содержания образования.

Учебный план школы создан на основе федерального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида. Школой реализуются следующие программы:

- Общеобразовательная программа для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата - это программа массовой школы, план школы предусматривает 10-летний срок обучения в основной школе и 12-летний срок обучения в средней (полной) школе.

- Программа начальной школы по ФГОС для обучающихся 1-2 классов;

- Программа VIII вида для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и умственную отсталость (сложная структура дефекта).

- Программа индивидуального обучения на дому.

- Программа по адаптивной физической культуре (составлена учителем высшей квалификационной категории Самойленко С.Л. и утверждена НИМЦ ГУНО г.Уфа)

Школа-интернат №13 VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования:

на первой ступени (1-4 класс) в ходе общеобразовательного обучения осуществляется всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребенка, выявление его возможностей, индивидуальных особенностей с целью выработки необходимых форм и методов учебно-воспитательной работы.

Воспитанникам прививается интерес к обучению, формируются интерес и желание учиться, навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию воспитанников, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведения.

На второй ступени (5-10 класс) обучающиеся, воспитанники получают общеобразовательную подготовку, имеющую практическую направленность и соответствующую их психофизиологическим возможностям, трудовые навыки по различным профилям, прививаются навыки самостоятельной работы.

На третьей ступени (11-12 класс) общего образования завершается обучение воспитанников по общеобразовательным программам, создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества.

Содержание общего образования определяется утверждёнными программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида, а также программами, разрабатываемыми на базе основных общеобразовательных программ с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников, принимаемыми и реализуемыми школе-интернате самостоятельно на основе Государственных образовательных стандартов.

Организация образовательного процесса в школе-интернате строится на основе учебного плана, разрабатываемого учреждением самостоятельно в соответствии с Базисным государственным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.

При этом:

- учреждение работает по графику 5-дневной рабочей недели, с субботним развивающим днем;

- продолжительность академического часа в 1 классе составляет 35 минут, в последующих – 40 минут на основании СанПиН 2.4.2.2821-10.

- расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания воспитанников;

- в учебном плане школы-интерната количество часов, отведенных на преподавание отдельных предметов, не ниже количества часов, определенных государственным примерным учебным планом;

- учебная нагрузка воспитанников не превышает предельную допустимую учебную нагрузку в неделю.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:

- для обучающихся 1-х классов 4 урока и 1 день в неделю - 5 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4-х классов - 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

- для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков;

- для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком устраивается перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Специфической формой организации учебного процесса являются коррекционные (индивидуальные, групповые), логопедические занятия (1-12 классы), ЛФК (1-12 классы) и развитие психомоторики и сенсорных процессов (1-4 классы) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность составляет: логопедия – 25-30 минут, ЛФК – 35 минут.

Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а на занятия по ЛФК – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Специальная задача коррекции имеющихся у обучающихся специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков осуществляется не только при изучении основных учебных предметов, но и на специальных занятиях.

В классах для обучающихся по программе VIII вида таким предметом является социально-бытовая ориентировка (СБО). Для успешного решения задачи социальной адаптации и реабилитации умственно отсталые обучающиеся в силу особенностей своего психофизического развития нуждаются в целенаправленном воспитании. Решению этой задачи подчинены занятия по СБО, на которых осуществляется практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня развития. Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной сферы, т.е. посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Годовой календарный учебный график утверждается приказом директора школы-интерната с учетом мнения Педагогического совета и по согласованию с Министерством образования Республики Башкортостан.

Текущий контроль успеваемости воспитанников учреждения осуществляется учителями (преподавателями) по 5-балльной системе (минимальный балл - 1; максимальный балл – 5). Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные), устные ответы воспитанников, достигнутые ими навыки и умения, выставляет оценку в классный журнал и дневник воспитанника.

Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются за четверть и за год.

Обучение воспитанников с осложнёнными формами заболевания опорно-двигательного аппарата, интеллектуального недоразвития, не усваивающих учебную программу по отдельным предметам осуществляется по индивидуальным программам, которые составляются учителем на текущий учебный год, согласовываются с родителями обучающихся, воспитанников, школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом и утверждаются педагогическим советом, принимающим решение о переводе воспитанника на обучение по индивидуальным программам.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый);

- в середине учебного дня организуется динамические паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- представляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся младшего звена имеют облегченный учебный день в среду, учащиеся среднего и старшего звена - четверг или пятницу. В целях соблюдения щадящего режима обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в субботу проводятся уроки, не требующие большой нагрузки на учащихся.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: экскурсия, деловая игра, урок с использованием информационно-коммнуникационных технологий. Разнообразны и формы работы с детьми на уроке: проведение опыта, лабораторная работа, работа с картой, рисование по воображению, работы в группах, составление плана и т.д.

Деятельность психологической службы в школе-интернате ориентирована на обучающихся, имеющих трудности в обучении, установлении контактов в среде сверстников, самоопределении; на педагогов, имеющих потребности в составлении психологической характеристики обучающихся и класса, в помощи по выбору форм и средств обучения на основе данных психодиагностики.

Таким образом, психологическая служба обеспечивает:

- развитие системы психологической поддержки, психодиагностики и психокоррекции обучающихся;

- обеспечение взаимодействия школы-интерната и родителей (законных представителей) обучающихся .

- совместно с классными руководителями организация работы по формированию у ребенка качеств личности, обеспечивающих хорошую адаптацию в школьном коллективе (особенно важным является для детей, не посещавших дошкольные учреждения), дальнейшее физическое и эмоциональное развитие.

Работа логопедической службы направлена:

на осуществление логопедической диагностики обучающихся, воспитанников;

выявление нарушений речи и их коррекция;

консультирование учителей и родителей (законных представителей);

диагностика обучающихся, начинающих обучение в первом классе.
^ Учебный план специальной (коррекционной) школы-интерната №13 VI вида.

Учебный план является нормативным документом, определяющим максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяющим учебное время, отводимое на освоение федерального и регионального компонентов государственного стандарта по классам и образовательным областям.

Структура базисного плана представляет собой единство инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть содержит полный перечень образовательных областей: язык и литература, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технологии.

Учебный план сохраняет преемственность изучаемых образовательных областей как общеобразовательного, так и специального учреждения на каждой степени с учетом специфики контингента учащихся с целью их социальной адаптации и интеграции.

Обучающиеся, воспитанники школы-интерната – это дети с поражением опорно-двигательного аппарата, среди которых основную массу составляют дети с церебральными параличами.

Структура дефекта такова, что двигательные расстройства сочетаются с речевыми нарушениями, с задержкой формирования психических функций, нарушениями зрения и слуха. Таким образом, сочетанная патология прослеживается практически у всех учащихся школы.

Большинство учащихся с церебральным параличом имеют сопутствующие симптомы и синдромы, которые осложняют организацию и проведение педагогической работы. Наиболее часто встречающиеся: вегетативно-обменные расстройства, судорожный эпилептический синдром, энурез, церебрастенический синдром, проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы. Развитие познавательной деятельности и личности в большой степени зависит от социальных условий, в которых воспитывается ребенок.

Уровень познавательной деятельности значительно варьируются у разных обучающихся. Особенностями психического развития при ДЦП являются:

- сниженный запас знаний и представлений, обусловленный сенсомоторной недостаточностью и вынужденной изоляцией;

- выраженность психоорганического синдрома – инертность, персеверация, слабая переключаемость психических процессов;

- дисгармоничная структура интеллектуальной недостаточности;

- благоприятная динамика интеллектуального развития.

Вариативность особенностей развития обучающихся безусловно затрудняет стандартизацию образования этих детей, т.к. можно выделить большое количество групп учащихся с различной структурой нарушений, каждая из которых нуждается в собственных специальных образовательных условиях. Это предполагает наличие:

  • Использования учителями адаптированных учебных программ по предметам общеобразовательного цикла, не нарушая целостность требований к знаниям, умениям и навыкам выпускников и позволяющего учитывать специфику нарушений (например, наличие учащихся с двигательной патологией, с тяжелыми речевыми нарушениями и тяжелым поражением рук).

  • разноуровневых программ, адаптированных для фронтального и индивидуального обучения.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения iconОбразовательная программа Государственного бюджетного образовательного...
Характеристика школы и принципов ее образовательной политики

Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Паспорт основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения

Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Основная общеобразовательная программа (далее – Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского...

Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа
Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения

Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения iconПриказ от 31. 08. 2012 г. №424 образовательная программа паново-...
...

Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения iconОбразовательная программа государственного образовательного учреждения
Образовательная программа разработана учреждением на основании программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения iconПоложение о системе оплаты и стимулирования труда работников Государственного...
Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центр образования №654 имени А. Д. Фридмана Департамента образования...

Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Паспорт основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения

Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Формы работы в организации образовательного процесса в соответствии с образовательными областями, видами деятельности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница