Методическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня 050501. 52 "Профессиональное обучение" (по отраслям)




НазваниеМетодическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня 050501. 52 "Профессиональное обучение" (по отраслям)
страница1/5
Дата публикации01.06.2013
Размер0.52 Mb.
ТипМетодическое пособие
vbibl.ru > Право > Методическое пособие
  1   2   3   4   5
Волжский государственный инженерно-педагогический университет

Методическое пособие

подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня

050501.52 "Профессиональное обучение" (по отраслям)

Н. Новгород

2006 г.

ББК 74.202.4

Г - 82

Грибова Л.Н. Методическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня 050501.52 "Профессиональное обучение" (по отраслям): учебно-методическое пособие. Н. Новгород: ВГИПУ, 2006.- __с.

© Грибова Л.Н., 2006

© ВГИПУ, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Особенности итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050501.52 "Профессиональное обучение (по отраслям)"

2. Программа итоговой государственной аттестации

2.1. Общие положения

2.2. Условия подготовки и процедура проведения итоговой государственной аттестации

2.3. Критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника

^ 3. Итоговый междисциплинарный экзамен

3.1. Общие положения

3.2. Теоретические вопросы по общей и профессиональной педагогике

3.3. Теоретические вопросы по организации и методике профессионального обучения

3.4. Практические задания по организации и методике профессионального обучения

3.5. Критерии оценки

^ 4. Выпускная квалификационная работа

4.1. Цели и задачи дипломного проектирования

4.2. Разработка тематики и руководство дипломным проектом

4.3. Выполнение и оформление дипломного проекта

4.4. Порядок защиты и критерии оценки дипломных проектов

Литература

Приложения



ВВЕДЕНИЕ
Повышение качества среднего профессионального образования является одной из ключевых задач, связанной со стремительными переменами, происходящими как в самой образовательной системе, так и во всех областях экономики и социальной сферы.

Вопросы совершенствования качества профессионального образования, в том числе среднего профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям федерального и региональных рынка труда, отражены в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, а также в разработанном проекте Комплекса мер по поддержке и совершенствованию начального и среднего профессионального образования в целях обеспечения его конкурентоспособности при интеграции в мировое образовательное пространство с учетом положений Копенгагенской декларации на период до 2010 г.

Основными критериями качества образования является возможность выпускника работать по специальности. Важнейшая составляющая качества – это содержание образования, т.е. то, чему учат студентов. Безусловно, речь идет о реализации государственного образовательного стандарта по специальностям, соответствующего национальным требованиям качества подготовки специалистов, отвечающего международным требованиям и основанного на профессиональных компетенциях, т.е. требованиях работодателей.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по специальности среднего профессионального образования в образовательных учреждениях, является обязательной.

Специальность «Профессиональное обучение (по отраслям)» относится к сложной группе немногочисленных профессий, функционирующих одновременно в двух однородных система «человек – человек» и «человек – техника».

Согласно Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования повышенного уровня по специальности 050501.52 «Профессиональное образование (по отраслям)» выпускник имеет двойную квалификацию «мастер профессионального обучения; техник», что обуславливает особенности итоговой государственной аттестации выпускников по данной специальности.

Данное учебно-методическое пособие разработано для студентов и преподавателей в целях целостного представления об итоговой государственной аттестации по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» с учетом ее особенностей, для наиболее эффективной организации самостоятельной работы студентов в процессе подготовки и проведения государственной аттестации.
^ 1. Особенности итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050501.52 "Профессиональное обучение (по отраслям)"
Основное назначение итоговой государственной аттестации в соответствии с законом РФ «Об образовании» и «Положением об итоговой государственной аттестации» заключается в комплексной оценке уровня подготовки выпускника на основе установления соответствия его подготовленности квалификационным требованиям.

Государственный образовательный стандарт по специальности 050501.52 «Профессиональное обучение» (по отраслям) определяет, что в результате освоения основной профессиональной образовательной программы по данной специальности выпускник должен быть готов к самостоятельному выполнению учебно-воспитательной, учебно-методической, организационно-управленческой, производственно-технологической и другой деятельности в соответствии со спецификой отраслевой квалификации, иметь квалификационный разряд по рабочей профессии отрасли (по профилю подготовки) на 1-2 разряда (класса, категории) выше, чем выпускник учебных заведений начального профессионального образования.

Согласно квалификационной характеристике и выделенным основным видам деятельности, мастер профессионального обучения обеспечивает приобретение профессии по программам начального профессионального образования учащимися профессиональных училищ. Мастер организует и проводит производственное обучение, основанное на сочетании практического обучения с производительным трудом при использовании передовых технологий, внедрении автоматизированных средств обучения и различных типов автоматизированных тренажерных комплексов. Профессионально ориентирует молодежь, воспитывает и развивает профессионально важные и профессионально значимые свойства личности современного рабочего.

Исходя из основных видов деятельности определены знания и умения выпускника с квалификацией «мастер профессионального обучения», проверяемые в ходе итоговой государственной аттестации.

По квалификации мастера профессионального обучения выпускник должен

уметь:

  • формировать и развивать профессиональные умения и навыки у обучаемых;

  • проектировать (конструировать) занятия по профессиональной подготовке, воспитательную работу, несложные технические и дидактические средства обучения;

  • организовывать и осуществлять образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей обучаемых и на основе современных технологий профессионального обучения и воспитания;

  • обеспечивать связи теории с практикой;

  • разрабатывать планирующую и учебно-методическую документацию по производственному обучения и практике обучающихся (студентов);

  • формировать профессионально важные качества личности рабочего (служащего) и проводить профориентационную работы;

  • использовать достижения профессиональной педагогики и психологии при совершенствовании процесса профессионального обучения и воспитания обучающихся (студентов);

  • пользоваться нормативно-справочной, научно-технической, педагогической и учебно-методической литературой;

  • разрабатывать планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест в учебно-производственных мастерских, в учебных хозяйствах, на полигонах и других учебных базах;

  • нормировать и организовывать производственные и учебно-производственные работы, деятельность учебной группы с соблюдением правил безопасных условий труда и противопожарной защиты;

  • вести учет, отчетность и на их основе проводить анализ, оценку и корректировку учебно-производственной деятельности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению эффективности образовательного процесса и производства;

  • внедрять инновационные технологии профессионального обучения, передового отечественного и международного опыта в профессионально-педагогической сфере;

  • применять в профессиональной деятельности информационно-телекоммуникативные технологии, автоматизированные средства обучения и тренажерные комплексы.

знать:

  • основополагающие документы Правительства РФ, отраслевых министерств, Минобразования России и Минтруда России по вопросам кадровой политики и профессионального образования;

  • государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования в части профессионального обучения и практики обучающихся (студентов);

  • учебно-программную документацию подготовки рабочих (служащих);

  • анатомию, возрастную физиологию и гигиену;

  • общую и профессиональную психологию;

  • общую и профессиональную педагогику;

  • основы педагогического мастерства;

  • методику профессионального обучения и воспитания;

  • основные показатели и методы оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

  • средства информационных технологий и методы работы с ними;

  • государственную систему метрологии, стандартизации и сертификации;

  • основы рыночной экономики и менеджмента;

  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

Согласно квалификационной характеристики выпускника по специальности 050501.52 «Профессиональное обучение» (по отраслям) выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих (служащих) в качестве мастера профессионального обучения в образовательных учреждениях различных типов и видов,

а также к профессиональной деятельности в качестве специалиста среднего звена по соответствующей специальности среднего профессионального образования на предприятиях (организациях) различных организационно-правовых форм собственности.

^ По второй части квалификации выпускника - техник требования к умениям и знаниям устанавливаются согласно Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности профиля подготовки.

Сравнительный анализ Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям профилей подготовки специалистов, осуществляемой на факультете среднего профессионального образования показал, что основными видами деятельностями техника являются: производственно-технологическая, организационно-управленческая, конструкторско-технологическая, опытно-экспериментальная и др.

Согласно основным видам деятельности выпускник по специальности профиля подготовки 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» должен

уметь: разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автомобилей; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка, цеха; оценивать эффективность производственной деятельности; осуществлять технический контроль эксплуатируемого транспорта; организовывать свой труд; самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения в рамках профессиональной компетенции; осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач, используя современные информационные технологии; владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации; анализировать и оценивать состояние техники безопасности на производственном участке; управлять автомобилем.

знать: технологию технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта; классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта; методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности; основные положения действующей нормативной документации; основы организации деятельности предприятий и управления им; основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия; правила и нормы охраны труда; техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты; основы управления транспортом и транспортными средствами с учетом технических, финансовых и человеческих фактов.

По специальности профиля подготовки 150203 «Сварочное производство» выпускник должен

уметь разрабатывать технологический процесс изготовления типовых сварных конструкций, разрабатывать конструкторскую документацию на изделия средней сложности (детали, сборочные единицы); проводить типовые расчеты при проектировании и проверке на прочность элементов механических систем; оформлять конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами; применять при графических, вычислительных, проектных и других работах компьютерную технику с использованием прикладного программного обеспечения; пользоваться нормативной и справочной литературой и другими источниками информации для выбора материалов, технологических режимов, оборудования, оснастки, контрольно-измерительных средств; использовать методы, средства и приемы сборки и сварки конструкций; осуществлять метрологическую проверку изделий; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности производственного участка (цеха), оценивать эффективность производственной деятельности; выполнять слесарные операции и основные приемы сварочных работ.

знать: нормативные документы по стандартизации, правила разработки и оформления технической и технологической документации; методы и средства выполнения технических расчетов, графических и вычислительных работ; основные характеристики материалов и их свойства; контрольно-измерительную аппаратуру и правила пользования ею; методы и средства нормирования точности; технические средства получения, обработки и передачи информации; устройство, основы технологии сварки и производства сварных конструкций; способы измерения параметров, характеристик и режимов работы оборудования; методы расчета технико-экономических показателей при обосновании принятия технического решения; основы экономики, организации труда и управления; основы организации производства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности промышленной санитарии и противопожарной защиты; действия в чрезвычайных ситуациях.

По специальности профиля подготовки 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» выпускник должен

уметь: обеспечивать строительно-монтажные работы с проектом производства работ, рабочими чертежами, требованиями нормативных документов; организовывать работу на участке по приемке и складированию материалов, конструкций, рациональному использованию строительных машин, энергетических установок, транспортных средств, технологической оснастки, расстановке и выдачи заданий бригадам и звеньям; контролировать технологическую последовательность производства работ, устраняя нарушения технологии и обеспечения качество строительно-монтажных работ; выполнять разбивочные работы, вести геодезический контроль в ходе выполнения технологических операций, выполнять замеры и расчет объемов строительно-монтажных работ; вести оперативный учет ежедневного выполнения производственных заданий, работы строительных машин, энергетических установок, транспортных средств, поступления строительных материалов, конструкций, изделий; анализировать производственно-техническую документацию (наряды на выполнение работы, учет рабочего времени, проектов, выработки и т.д.); внедрять прогрессивные формы организации труда, использовать информационные технологии; контролировать соблюдение требований охраны труда и защиты окружающей среды; работать с государственными стандартами СНиПами и другой нормативной документацией; использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

знать: законодательные и нормативные акты в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства; технологию и организацию строительного производства, проектно-сметную документацию на строящиеся и реконструируемые объекты, строительные нормы и правила; экономику, организацию труда, планирование работы, управление коллективом, действующие методики определения стоимости строительной продукции; конструктивные решения зданий и сооружений, основы расчета строительных конструкций; рациональное применение строительных машин, средств малой механизации, технологической оснастки; отечественный и зарубежный опыт строительного производства, современные строительные материалы; трудовое законодательство, правила и нормы охраны труда, меры по защите окружающей среды.

По специальности профиля подготовки 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» выпускник должен

уметь: разрабатывать алгоритм программной реализации поставленной задачи; создавать программный продукт по разрабатываемому алгоритму; выполнять отладку и тестирование программного продукта; оценивать экономическую эффективность созданного программного продукта; применять математические методы для решения оптимизационных задач; осуществлять модификацию, адаптацию и настройку программных продуктов; реализовывать функции сопровождения программных продуктов; осуществлять разработку и сопровождение сетевых приложений; разрабатывать структуру локальной или удаленной базы данных; создавать приложения для баз данных; обеспечивать рациональную эксплуатацию баз данных; обеспечивать эффективное применение пакетов прикладных программ; реализовывать функции программной защиты информации.

знать: архитектуру и технические характеристики персональных компьютеров; характеристики и возможности языков и сред программирования; технологию разработки программных продуктов; приемы оптимизации алгоритмов, отладки и тестирования программного продукта; технологию проектирования баз данных; организацию структур баз данных; математические методы решения оптимальных задач; особенности использования технологии «Клиент - Сервер» при создании прикладных программ и баз данных; характеристики и особенности эксплуатации локальных вычислительных сетей; методы программной защиты информации; основные положения действующей нормативной документации; основы организации деятельности промышленного предприятия (организации) и управления им; основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия (организации); правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения теоретической и практической подготовки выпускников к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом и продолжению в высшем учебном заведении.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускников, должны полностью соответствовать основной образовательной программе специальности 050501.52 «Профессиональное обучение (по отраслям)» среднего профессионального образования повышенного уровня, которую он освоил за время обучения.

Итоговая государственная аттестация выпускника состоит из одного или нескольких испытаний следующих видов: итоговый государственный экзамен по отдельной дисциплине; итоговый междисциплинарный экзамен по специальности; защита выпускной квалификационной работы.

В связи со спецификой профессионально-педагогической деятельности мастера профессионального обучения, двойного предмета труда, двойной квалификации и, соответственно со спецификой его подготовки выпускные квалификационные работы могут выполняться в форме дипломной работы методического характера или в форме дипломного проекта по технической отраслевой квалификации.

Вид итоговой Государственной аттестации, объем времени на ее подготовку и проведение, сроки, необходимые экзаменационные материалы, условия подготовки, формы и процедуры проведения аттестации, критерии уровня подготовки выпускников разрабатываются в Программе итоговой государственной аттестации.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня 050501. 52 \"Профессиональное обучение\" (по отраслям) iconМетодические рекомендации по педагогической практике для студентов...
Грибова Л. Н. Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования...

Методическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня 050501. 52 \"Профессиональное обучение\" (по отраслям) iconПрограмма итоговой государственной аттестации является частью основной...
Ение соответствия уровню и качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту среднего профессионального...

Методическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня 050501. 52 \"Профессиональное обучение\" (по отраслям) icon"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти",...
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования...

Методическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня 050501. 52 \"Профессиональное обучение\" (по отраслям) iconО. И. Ваганова Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке...
Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов, студентов всех форм обучения и специализаций специальности 050501. 65 Профессиональное...

Методическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня 050501. 52 \"Профессиональное обучение\" (по отраслям) iconПрограмма преддипломной практики для студентов профессионально-педагогического...
Управленческо-педагогическая практика связывается не только с содержанием деятельности педагога профессионального обучения, но и...

Методическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня 050501. 52 \"Профессиональное обучение\" (по отраслям) iconИнформация об итоговой государственной аттестации по специальности
Ига выпускников Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области...

Методическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня 050501. 52 \"Профессиональное обучение\" (по отраслям) iconИнформация об итоговой государственной аттестации по специальности
Ига выпускников Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области...

Методическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня 050501. 52 \"Профессиональное обучение\" (по отраслям) iconЕжедневная профилактика автомобиля в условиях эксплуатации
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 050501. 65 «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное...

Методическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня 050501. 52 \"Профессиональное обучение\" (по отраслям) iconАнализ государственной итоговой аттестации учащихся моу «Гимназия №3» 2011-2012 учебный год
Подготовка и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI классов в 2011-2012 учебном году соответствовала...

Методическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня 050501. 52 \"Профессиональное обучение\" (по отраслям) iconРабочая программа по дисциплине «Методика воспитательной работы»...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница