Скачать 0.52 Mb.
|
Волжский государственный инженерно-педагогический университет Методическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня 050501.52 "Профессиональное обучение" (по отраслям) Н. Новгород 2006 г. ББК 74.202.4 Г - 82 Грибова Л.Н. Методическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня 050501.52 "Профессиональное обучение" (по отраслям): учебно-методическое пособие. Н. Новгород: ВГИПУ, 2006.- __с. © Грибова Л.Н., 2006 © ВГИПУ, 2006 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Повышение качества среднего профессионального образования является одной из ключевых задач, связанной со стремительными переменами, происходящими как в самой образовательной системе, так и во всех областях экономики и социальной сферы. Вопросы совершенствования качества профессионального образования, в том числе среднего профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям федерального и региональных рынка труда, отражены в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, а также в разработанном проекте Комплекса мер по поддержке и совершенствованию начального и среднего профессионального образования в целях обеспечения его конкурентоспособности при интеграции в мировое образовательное пространство с учетом положений Копенгагенской декларации на период до 2010 г. Основными критериями качества образования является возможность выпускника работать по специальности. Важнейшая составляющая качества – это содержание образования, т.е. то, чему учат студентов. Безусловно, речь идет о реализации государственного образовательного стандарта по специальностям, соответствующего национальным требованиям качества подготовки специалистов, отвечающего международным требованиям и основанного на профессиональных компетенциях, т.е. требованиях работодателей. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по специальности среднего профессионального образования в образовательных учреждениях, является обязательной. Специальность «Профессиональное обучение (по отраслям)» относится к сложной группе немногочисленных профессий, функционирующих одновременно в двух однородных система «человек – человек» и «человек – техника». Согласно Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования повышенного уровня по специальности 050501.52 «Профессиональное образование (по отраслям)» выпускник имеет двойную квалификацию «мастер профессионального обучения; техник», что обуславливает особенности итоговой государственной аттестации выпускников по данной специальности. Данное учебно-методическое пособие разработано для студентов и преподавателей в целях целостного представления об итоговой государственной аттестации по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» с учетом ее особенностей, для наиболее эффективной организации самостоятельной работы студентов в процессе подготовки и проведения государственной аттестации. ^ Основное назначение итоговой государственной аттестации в соответствии с законом РФ «Об образовании» и «Положением об итоговой государственной аттестации» заключается в комплексной оценке уровня подготовки выпускника на основе установления соответствия его подготовленности квалификационным требованиям. Государственный образовательный стандарт по специальности 050501.52 «Профессиональное обучение» (по отраслям) определяет, что в результате освоения основной профессиональной образовательной программы по данной специальности выпускник должен быть готов к самостоятельному выполнению учебно-воспитательной, учебно-методической, организационно-управленческой, производственно-технологической и другой деятельности в соответствии со спецификой отраслевой квалификации, иметь квалификационный разряд по рабочей профессии отрасли (по профилю подготовки) на 1-2 разряда (класса, категории) выше, чем выпускник учебных заведений начального профессионального образования. Согласно квалификационной характеристике и выделенным основным видам деятельности, мастер профессионального обучения обеспечивает приобретение профессии по программам начального профессионального образования учащимися профессиональных училищ. Мастер организует и проводит производственное обучение, основанное на сочетании практического обучения с производительным трудом при использовании передовых технологий, внедрении автоматизированных средств обучения и различных типов автоматизированных тренажерных комплексов. Профессионально ориентирует молодежь, воспитывает и развивает профессионально важные и профессионально значимые свойства личности современного рабочего. Исходя из основных видов деятельности определены знания и умения выпускника с квалификацией «мастер профессионального обучения», проверяемые в ходе итоговой государственной аттестации. По квалификации мастера профессионального обучения выпускник должен уметь:
знать:
Согласно квалификационной характеристики выпускника по специальности 050501.52 «Профессиональное обучение» (по отраслям) выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих (служащих) в качестве мастера профессионального обучения в образовательных учреждениях различных типов и видов, а также к профессиональной деятельности в качестве специалиста среднего звена по соответствующей специальности среднего профессионального образования на предприятиях (организациях) различных организационно-правовых форм собственности. ^ требования к умениям и знаниям устанавливаются согласно Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности профиля подготовки. Сравнительный анализ Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям профилей подготовки специалистов, осуществляемой на факультете среднего профессионального образования показал, что основными видами деятельностями техника являются: производственно-технологическая, организационно-управленческая, конструкторско-технологическая, опытно-экспериментальная и др. Согласно основным видам деятельности выпускник по специальности профиля подготовки 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» должен уметь: разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автомобилей; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка, цеха; оценивать эффективность производственной деятельности; осуществлять технический контроль эксплуатируемого транспорта; организовывать свой труд; самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения в рамках профессиональной компетенции; осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач, используя современные информационные технологии; владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации; анализировать и оценивать состояние техники безопасности на производственном участке; управлять автомобилем. знать: технологию технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта; классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта; методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности; основные положения действующей нормативной документации; основы организации деятельности предприятий и управления им; основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия; правила и нормы охраны труда; техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты; основы управления транспортом и транспортными средствами с учетом технических, финансовых и человеческих фактов. По специальности профиля подготовки 150203 «Сварочное производство» выпускник должен уметь разрабатывать технологический процесс изготовления типовых сварных конструкций, разрабатывать конструкторскую документацию на изделия средней сложности (детали, сборочные единицы); проводить типовые расчеты при проектировании и проверке на прочность элементов механических систем; оформлять конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами; применять при графических, вычислительных, проектных и других работах компьютерную технику с использованием прикладного программного обеспечения; пользоваться нормативной и справочной литературой и другими источниками информации для выбора материалов, технологических режимов, оборудования, оснастки, контрольно-измерительных средств; использовать методы, средства и приемы сборки и сварки конструкций; осуществлять метрологическую проверку изделий; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности производственного участка (цеха), оценивать эффективность производственной деятельности; выполнять слесарные операции и основные приемы сварочных работ. знать: нормативные документы по стандартизации, правила разработки и оформления технической и технологической документации; методы и средства выполнения технических расчетов, графических и вычислительных работ; основные характеристики материалов и их свойства; контрольно-измерительную аппаратуру и правила пользования ею; методы и средства нормирования точности; технические средства получения, обработки и передачи информации; устройство, основы технологии сварки и производства сварных конструкций; способы измерения параметров, характеристик и режимов работы оборудования; методы расчета технико-экономических показателей при обосновании принятия технического решения; основы экономики, организации труда и управления; основы организации производства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности промышленной санитарии и противопожарной защиты; действия в чрезвычайных ситуациях. По специальности профиля подготовки 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» выпускник должен уметь: обеспечивать строительно-монтажные работы с проектом производства работ, рабочими чертежами, требованиями нормативных документов; организовывать работу на участке по приемке и складированию материалов, конструкций, рациональному использованию строительных машин, энергетических установок, транспортных средств, технологической оснастки, расстановке и выдачи заданий бригадам и звеньям; контролировать технологическую последовательность производства работ, устраняя нарушения технологии и обеспечения качество строительно-монтажных работ; выполнять разбивочные работы, вести геодезический контроль в ходе выполнения технологических операций, выполнять замеры и расчет объемов строительно-монтажных работ; вести оперативный учет ежедневного выполнения производственных заданий, работы строительных машин, энергетических установок, транспортных средств, поступления строительных материалов, конструкций, изделий; анализировать производственно-техническую документацию (наряды на выполнение работы, учет рабочего времени, проектов, выработки и т.д.); внедрять прогрессивные формы организации труда, использовать информационные технологии; контролировать соблюдение требований охраны труда и защиты окружающей среды; работать с государственными стандартами СНиПами и другой нормативной документацией; использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. знать: законодательные и нормативные акты в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства; технологию и организацию строительного производства, проектно-сметную документацию на строящиеся и реконструируемые объекты, строительные нормы и правила; экономику, организацию труда, планирование работы, управление коллективом, действующие методики определения стоимости строительной продукции; конструктивные решения зданий и сооружений, основы расчета строительных конструкций; рациональное применение строительных машин, средств малой механизации, технологической оснастки; отечественный и зарубежный опыт строительного производства, современные строительные материалы; трудовое законодательство, правила и нормы охраны труда, меры по защите окружающей среды. По специальности профиля подготовки 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» выпускник должен уметь: разрабатывать алгоритм программной реализации поставленной задачи; создавать программный продукт по разрабатываемому алгоритму; выполнять отладку и тестирование программного продукта; оценивать экономическую эффективность созданного программного продукта; применять математические методы для решения оптимизационных задач; осуществлять модификацию, адаптацию и настройку программных продуктов; реализовывать функции сопровождения программных продуктов; осуществлять разработку и сопровождение сетевых приложений; разрабатывать структуру локальной или удаленной базы данных; создавать приложения для баз данных; обеспечивать рациональную эксплуатацию баз данных; обеспечивать эффективное применение пакетов прикладных программ; реализовывать функции программной защиты информации. знать: архитектуру и технические характеристики персональных компьютеров; характеристики и возможности языков и сред программирования; технологию разработки программных продуктов; приемы оптимизации алгоритмов, отладки и тестирования программного продукта; технологию проектирования баз данных; организацию структур баз данных; математические методы решения оптимальных задач; особенности использования технологии «Клиент - Сервер» при создании прикладных программ и баз данных; характеристики и особенности эксплуатации локальных вычислительных сетей; методы программной защиты информации; основные положения действующей нормативной документации; основы организации деятельности промышленного предприятия (организации) и управления им; основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия (организации); правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения теоретической и практической подготовки выпускников к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом и продолжению в высшем учебном заведении. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускников, должны полностью соответствовать основной образовательной программе специальности 050501.52 «Профессиональное обучение (по отраслям)» среднего профессионального образования повышенного уровня, которую он освоил за время обучения. Итоговая государственная аттестация выпускника состоит из одного или нескольких испытаний следующих видов: итоговый государственный экзамен по отдельной дисциплине; итоговый междисциплинарный экзамен по специальности; защита выпускной квалификационной работы. В связи со спецификой профессионально-педагогической деятельности мастера профессионального обучения, двойного предмета труда, двойной квалификации и, соответственно со спецификой его подготовки выпускные квалификационные работы могут выполняться в форме дипломной работы методического характера или в форме дипломного проекта по технической отраслевой квалификации. Вид итоговой Государственной аттестации, объем времени на ее подготовку и проведение, сроки, необходимые экзаменационные материалы, условия подготовки, формы и процедуры проведения аттестации, критерии уровня подготовки выпускников разрабатываются в Программе итоговой государственной аттестации. |
![]() | Грибова Л. Н. Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования... | ![]() | Ение соответствия уровню и качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту среднего профессионального... |
![]() | Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов, студентов всех форм обучения и специализаций специальности 050501. 65 Профессиональное... |
![]() | Управленческо-педагогическая практика связывается не только с содержанием деятельности педагога профессионального обучения, но и... | ![]() | Ига выпускников Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области... |
![]() | Ига выпускников Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 050501. 65 «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное... |
![]() | Подготовка и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI классов в 2011-2012 учебном году соответствовала... | ![]() | Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное... |