«Налоги и налогообложение»




Скачать 124.81 Kb.
Название«Налоги и налогообложение»
Дата публикации26.04.2013
Размер124.81 Kb.
ТипКонтрольная работа
vbibl.ru > Право > Контрольная работа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

Тема «Участники налоговых отношений»

Архангельск, 2008

Содержание:

  1. Участники налоговых отношений………………………………………….3

    1. Основные понятия налоговых отношений……………………………..3

    2. Субъекты и объекты налоговых отношений…………………………...5

    3. Права, обязанности и функции субъектов налоговых отношений……8

Библиография………………………………………………………………….13


  1. Участники налоговых отношений

    1. Основные понятия налоговых отношений

Характеристика налоговых отношений дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой регулируются властные отношения, складывающиеся в процессе установления, ведения и взимания налогов и сборов, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Для налоговых отношений характерны следующие признаки:

  • Налоговые отношения складываются в процессе воспроизводства общественного продукта (в рамках двух фаз – распределения и обмена) в процессе формирования централизованных фондов денежных средств, и поэтому они носят распределительных характер;

  • Налоговые отношения имеют властный (императивный) характер, исходя из чего государство непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает обязательной стороной этих отношений;

  • Возникновение, изменение и прекращение налоговых отношений непосредственно связаны с нормативными правовыми актами, поскольку субъекты налогового права сами не в праве устанавливать либо прекращать названные отношения.

Налоговые отношения, таким образом, это часть общественных отношений, ограниченная сферой налогообложения и имеющая финансово – экономическую основу.

В составе налоговых отношений можно выделить следующие их виды возникающие:

  • В связи с установлением и, введением и взиманием налогов и сборов в РФ;

  • В процессе исполнения соответствующими обязанностями лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов и сборов;

  • В процессе заключения и исполнения налоговых договоров;

  • В процессе налогового контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

  • В связи с защитой прав и законных интересов участников налоговых правоотношений, т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

  • В связи с привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В зависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения. К первому виду отнесены отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов. В состав второго вида включены отношения по привлечению к ответственности.

По характеру норм налоговые правоотношения бывают материальными и процессуальными. Если отношения по поводу исчислении. Уплаты налога и сбора, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным, то отношения регулирующие порядок назначения и проведения налоговых проверок, порядок обжалования актов налоговых органов и т.п., являются процессуальными.

Исходя из ст. 71 и 72 Конституции РФ и ст. 3 и 4 НК РФ, налоговые правоотношения по субъективному составу можно подразделить на:

  • Отношения, возникающие между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями по поводу установления и ведения налогов, изменения или отмены региональных и местных налогов;

  • Отношения между государством в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений по поводу взимания налогов и сборов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности, а также обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.




    1. ^ Субъекты и объекты налоговых отношений

Налоговые отношения возникают и проявляются в том случае, когда определены субъекты и объекты отношений и установлено содержание правоотношений между субъектами по поводу объектов.

Субъектами налогового правоотношения являются лица, между которыми возникают отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах. С одной стороны, это государство в лице уполномоченных налоговых органов или их должностных лиц, а с другой – это налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и иные обязанные лица.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение – налог и сбор, условия установления которого определяются законодательством о налогах и сборах.

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:

  • Организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

  • Организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

  • Налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контроля и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

  • Таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контроля и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

В соответствии со ст. 9 НК РФ только выше перечисленные органы являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Исходя из норм НК РФ участниками налоговых отношений также являются:

  • Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;

  • Органы внутренних дел;

  • Органы, осуществляющие учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы);

  • Кредитные организации (банки);

  • Процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Всех участников налоговых правоотношений модно разделить на три группы:

  • Органы налогового администрирования – налоговые, таможенные, финансовые, внутренних дел и др.;

  • Лица, осуществляющие информационно – процессуальные лица, кредитные организации, регистраторы и т.д.;

  • Налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему РФ налогов.

Налоговый кодекс, учитывая особенности развития гражданского оборота в условиях рынка, предусматривает возможность привлечения к уплате налогов и сборов не только налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов), определенных законодательством о налогах и сборах, но и иных лиц. Для этого вводиться понятие «взаимозависимое лицо» (ст. 20 НК РФ), которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

  • Одна организация непосредственно и (или) косвенно) участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

  • Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

  • Лица состоят в брачных, родственных отношениях, отношениях свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

НК РФ с учетом норм гражданского законодательства РФ предусматривает в налоговых правоотношениях институт представительства.

Представительство может осуществляться в двух формах: как законное представительство и уполномоченное представительство.

В соответствии со ст. 26 НК РФ налогоплательщик, т.е. лицо, на которое возложена обязанность по уплате налогов, вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного ил уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

Законными представителями налогоплательщика-организации являются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика – физические лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Любой налогоплательщик (плательщик сборов), налоговый агент вправе уполномочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы в налоговых органах и перед другими участниками налоговых отношений.

В законодательстве выделяются лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов, к которым могут быть отнесены судьи, нотариусы, работники органов регистрации актов гражданского состояния и т.п. Суды, например, не принимают к рассмотрению исковые заявления, если не уплачена государственная пошлина.

НК РФ в ряде случаев устанавливает обязанность соответствующих лиц представлять налоговым органам данные, необходимые для исчисления налога, а также для организаций налогового контроля. К ним относятся органы, регистрирующие или учитывающие недвижимое имущество, транспортные средства (п. 4 ст. 85 НК РФ). Банки обязаны представлять информацию в налоговые органы об открытии или закрытии счета организации или предпринимателя в пятидневный срок (ст. 86 НК РФ).

В процессе проведения контрольных мероприятий налоговые органы могут привлекать лиц, обладающих специальной квалификацией, знаниями, например, экспертов, специалистов, переводчиков. Эти лица обязаны оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля.

Особое положение в налоговых правоотношениях занимают банки, которые одновременно являются и налогоплательщиками, и налоговыми агентами. На них возлагаются также иные обязанности публично – правового характера.


    1. ^ Права, обязанности и функции субъектов налоговых отношений

Исходя из конституционной нормы (ст. 57 Конституции РФ) о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Правам и обязанностям налогоплательщиков и плательщиков сборов посвящена гл. 3 НК РФ. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) указаны в ст. 21 НК РФ.

Законодательство не только закрепляет соответствующие права, но и гарантирует их. Так, в соответствии со ст. 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) и налоговым агентам гарантируется административная и судебная защита их прав и законным интересов.

Налогоплательщики (плательщики сборов, налоговые агенты) как субъекты налоговых правоотношений не только имеют права, но и несут определенные обязанности.

Также налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в банке, обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, обо всех обособленных подразделениях, о реорганизации или ликвидации.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщики (плательщики сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Обязанности по уплате налога и (или) сбора прекращается:

  • С уплатой налога и (или) сбора;

  • Со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим. Задолженность по налогам погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

  • С ликвидацией организации – налогоплательщика;

  • С возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

Помимо прав и обязанностей налогоплательщиков содержание налогового правоотношения включает права и обязанности иных субъектов правоотношений, в частности налоговых органов.

Законодательством предусматривается обязательное участие государства в налоговых правоотношениях в лице уполномоченных органов, к которым относится Федеральная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные подразделения. В случае, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы, финансовые органы и органы внутренних дел – при решении вопросов, отнесенных НК РФ к их компетенции. Осуществляя свои функции в сфере налогообложения, налоговые, таможенные и финансовые органы взаимодействуют в пределах, установленных законодательством о налогах и сборах.

В 1990 г. в составе Минфина СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, а в 1991 г. выделена в качестве самостоятельного органа исполнительной власти РФ – Государственная налоговая служба (впоследствии преобразованная в Министерство РФ по налогам и сборам).

В настоящее время налоговый контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы, а также Федеральная таможенная служба РФ, в части налогов, уплачиваемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (НДС, акцизы).

Главной задачей Федеральной налоговой службы является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью его исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных органов других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Федеральная таможенная служба осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Функции таможенных органов закреплены в ст. 403 Таможенного кодекса РФ. Таможенные органы обладают контрольными полномочиями в сфере налогообложения в случаях, предусмотренных ст. 34 НК РФ, ст. 408 ТК РФ, и только в отношении конкретных налогов, уплачиваемых при пересечении таможенной границы РФ (НДС и акцизов).

Отношения, возникающие при взимании таможенных пошлин, сборов и налогов, при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании действий таможенных органов, регулируются нормами различных отраслей права.

Функцией Минфина России в налоговой сфере охватывают разработку проектов федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ по вопросам налоговой политики, политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, избежание двойного налогообложения доходов и имущества, а также по другим налоговым вопросам.

Федеральное казначейство выполняет функции кассового исполнения федерального бюджета.

Платежи по федеральным налогам и сборам подлежат зачислению в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства для распределения этими органами доходов от уплаты в соответствии с нормативами отчислений, установленных бюджетным законодательством РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов.

На органы внутренних дел (ОВД) возложено выполнение функций по предупреждению, выявлению, пересечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, подпадающих под преступление или административное правонарушения.

ОВД в том числе вправе по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках, осуществлять иные полномочия.


Библиография


  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146 – ФЗ (принят ГД ФС 16.07.1998) (в ред. От17.05.2007)

  3. Кугаенко А.А., Белянин Н.П. Теория нологообложения. – М.: Вузовская книга, 2004.

  4. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие / Под ред. А.З. Дадашева. – М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2008.

  5. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевского. – СПб.: Питер, 2006.

  6. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. – М.: Финсансы и статистика, 2006.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Налоги и налогообложение» iconКонтрольная работа дисциплина: «Налоги и налогообложение» Тема №5:...
Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного...

«Налоги и налогообложение» icon«Налоги и налогообложение»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Налоги и налогообложение» icon«налоги и налогообложение»
Проблемы формирования новой налоговой системы России в 90-х годах прошлого столетия 7

«Налоги и налогообложение» iconКонтрольная работа по дисциплине налоги и налогообложение
Перечислите обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

«Налоги и налогообложение» icon«Налоги и налогообложение»
Налоговый кодекс – высшая юридическая сила в системе актов налогового законодательства стр. 21

«Налоги и налогообложение» iconСправочник по персоналу фио
Задание к лабораторным работам по дисциплине «Налоги и налогообложение» студентов специальности «Финансы и кредит»

«Налоги и налогообложение» iconВопросы к экзамену по дисциплине «налоги и налогообложение»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Налоги и налогообложение» icon«Налоги и налогообложение»
Табачная фабрика реализовала 5000 пачек сигарет с фильтром с максимальной розничной ценой 1 пачки в размере 30 руб

«Налоги и налогообложение» icon«Налоги и налогообложение»
В соответствии с нк налогоплательщик обязан обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета, необходимых для исчисления и уплаты...

«Налоги и налогообложение» icon«Налоги и налогообложение»
Цель данной работы, состоящая в освещении как теоретического материала по представленной теме, так и практического, определяет ее...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница