Формирование правовой культуры специалистов среднего звена




Скачать 137.55 Kb.
НазваниеФормирование правовой культуры специалистов среднего звена
страница1/2
Дата публикации14.04.2013
Размер137.55 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Право > Документы
  1   2




Мешков В.В., заместитель директора

Судденкова Н.В., зав. юридическим отделением
формирование правовой культуры специалистов среднего звена.

(на примере Смоленского промышленно-экономического колледжа)
Реформа политической системы и перевод экономики на рыночные отношения ставят перед профессиональным учебным заведением задачи кардинального улучшения и повышения эффективности учебного процесса, внедрения новых педагогических и информационных технологий, активной инновационной деятельности.

^ При планировании инновационной политики учреждения профессионального образования осуществляется:

  • обязательный учет тенденций развития мировой и государственной экономического и политического устройства общества;

  • учет состояния и прогноз социального развития общества;

  • информационное обеспечение деятельности учебного заведения на основе передовых информационных технологий и телекоммуникаций;

  • построение системы развития кадрового потенциала.


Фундаментом такой инновационной инфраструктуры является четкое позиционирование учебного заведения на рынке образования своего региона и подбор специалистов-организаторов (руководителей инновационного проекта или составных частей инновационного проекта), а учет региональных особенностей позволяет совместить решение задач эффективной деятельности и внедрения педагогических технологий. Инновационная деятельность учебного заведения должна быть сосредоточена на одном или нескольких направлениях и направлена на привлечение дополнительных ресурсов (финансовых, организационных, технических) и прямо влиять на содержание профессионального образования, усиливать прикладной характер получаемых знаний, изменять методику преподавания, способствовать интеграции общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Одним из основных актуальных направлений развития гуманитарного профессионального образования сегодня становится гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От успешности которого во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России.
^ Для решения данной задачи инновационная деятельность в колледже строится по следующим направлениям:

  • формирование правовой культуры специалистов среднего звена и развитие новых направлений профессиональной подготовки;

  • работа по созданию единого правового информационного пространства;

  • создание сети центров профессиональной подготовки;

  • взаимодействие с органами государственной власти;

  • развитие системы дистанционного обучения.

Рассмотрим подробнее данные направления:



  1. формирование правовой культуры специалистов среднего звена и Развитие новых направлений профессиональной подготовки.


В широком смысле слова правовая культура рассматривается как система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. Сюда входит само право как система норм, правоотношения, правовые учреждения. В узком смысле мы можем говорить о правовой культуре человека, суть которой заключается в тесном единстве правовых знаний, отношения к праву и правового поведения.

Правовая культура формируется систематической, целеустремленной, образовательно – просветительской деятельностью государства и негосударственных структур. Неграмотный в правовой сфере человек, по сути, оказывается вне права, а зачастую становится и опасным для общества.

Одним из наиболее действенных направлений на пути формирования правовой культуры должно стать развитие юридического образования и правового воспитания . В данном случае речь должна идти о качественно обновлении юридического образования и его перестройке, и о правовом образовании вне рамок юридических учебных заведений, юридических факультетов, юридических учреждений и т.д.

Состояние кризиса юридического образования, его отставание от запросов жизни и правоприменительной практики неоднократно обсуждались. Проблема юридического образования постоянно находилась в явном несоответствии с потребностями государства, формирующегося гражданского общества, с запросами экономики и сферы права.

Сложившиеся новые объективные условия ставят вопрос: каких специалистов (юристов) желают видеть сегодня?

Современному обществу необходимы:

  1. профессиональные, грамотные специалисты в области цивильного права, честные и ответственные работники;

  2. юристы, грамотно разбирающиеся в экономических процессах, экономике;

  3. юристы, знающие практическую деятельность;

  4. юристы, грамотно работающие с компьютером, компьютерными технологиями;

  5. юристы, имеющие навыки преподавательской деятельности;

  6. юристы, обладающие навыками пиарской деятельности.

Реализовать потребности в определенных юридических кадрах, выполнить социальный заказ можно, перестроив радикально учебный процесс, содержание учебного процесса, изменив обучающие технологии.

Следует заметить, что изменение содержания образования, практически автоматически влечет за собой изменения в процессе обучения: переориентация содержания образования с публичного права на частное приводит к необходимости приобретения навыков практической деятельности, учений разрешать конкретные ситуации, умения работать с нормативно – правовыми актами. Юридическое образование необходимо сориентировать на подготовку практического юриста, поэтому существенную часть учебного процесса должно составлять изучение законодательных актов и судебных решений, на коллоквиумах и практических занятиях должны рассматриваться вопросы применения Закона.

Для реализации поставленных задач используются разнообразные ресурсы: как традиционные, так и нетрадиционные.

Остановиться подробнее на новых и нетрадиционных подходах в области правового образования.

Научно – технический прогресс, развитие новых информационных и сетевых технологий, возможности, предоставляемые современными телекоммуникационными устройствами значительно расширяют ресурсы преподавания и обучения на юридических факультетах, в юридических учебных заведениях.

В нашем колледже процесс обучения в связи с вышеупомянутыми обстоятельствами несколько изменен:

  1. студент приобретает навыки работы с персональным компьютером;

  2. студент получает расширенные информационные возможности, имея доступ в «Интернет»;

  3. регулярно работает с информационно – справочными правовыми системами;

  4. приобретает навыки работы с текстами нормативных актов;

  5. совершенствует свои знания по квалификации преступлений, правонарушений;

  6. приобретает навыки по отбору нормативных актов, необходимых для разрешения конкретного дела.

Для того, чтобы активно использовать современные ресурсы, необходимо, прежде всего, добиться свободного владения и обращения с современным компьютером. В связи с этим обязательными курсами, изучающимися на юридическом факультете, являются «Информатика», «Автоматизированный контроль использования документов». Студент получает возможность сформировать навыки пользователя ПК, а также устойчивые навыки, необходимые для профессиональной деятельности: работа в ИСПС, в локальных сетях, базах данных.

В колледже активно используются следующие справочные правовые системы (СПС): «Консультант+» и НТЦ «Система» ФАПСИ, «Гарант», «Кодекс»

Работа студентов и преподавателей в ИСПС отличается своей спецификой.

^ Студент может активно работать с СПС :

  1. в процессе учебной деятельности:

а) на лекционных занятиях (ограниченное использование);

б) на практических и семинарских занятиях (в данном случае значительно возрастает объем возможного использования ИПС, расширяется число разнообразных образовательных форм).

С целью профессиональной подготовки юристов преподаватели соответствующих юридических дисциплин регулярно знакомят студентов с содержанием нормативных актов, принятых в государстве, учат студентов давать комментарии определенным положениям нормативных актов, находить положительные и отрицательные характеристики нормативных актов. Кроме того,студенты учатся делать подборки нормативных актов, которые необходимы при разрешении определенных правовых ситуаций. Таким образом, использование различных правовых информационных систем в учебном процессе позволяет обучить грамотного специалиста, обладающего знаниями правовых актов, умеющего использовать информацию в своей профессиональной деятельности, а также работающего с ПК. Как мы уже отметили практические занятия и семинары являются основными формами организации учебных занятий (помимо лекций). Использование активных методов обучения и ИПС позволяет научить учащегося критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Так как активные методы обучения предполагают все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивающие условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика, работа в ИПС позволяет использовать различные формы: индивидуальную, парную, групповую, работу с документами, источниками, информацией.

Использование СПС позволяет решить следующие задачи:

  1. привить навыки работы с ПК, работы в базах данных;

  2. увеличить информативную часть каждого изучаемого правового курса;

  3. приучить студента постоянно следить за изменениями в законодательстве;

  4. развить критичность мышления в отношении содержания НПА, умение анализировать, обрабатывать, обобщать информацию;

  5. сочетать традиционные и нетрадиционные формы обучения, сделать, таким образом, учебный процесс интереснее, информационно насыщеннее;

  6. приучить студентов творчески подходить к учебному материалу и продуктивно его усваивать.


^ 2) в период прохождения практики – при выполнении заданий практики (например, если требуется изучить конкретный НПА, либо при необходимости сделать подборку НПА по определенному делу, либо, если требуется дать проект решения по делу и сделать соответствующие ссылки на НПА и т.д.)

^ 3) во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность дает возможность заниматься и решать вопросы, которым фактически не отводится места государственным стандартом образования по правовым специальностям. Решая интересующие их задачи, вопросы, проблемы студенты активно работают с ИПС различного рода, начиная от познания терминологии с помощью юридических словарей и энциклопедий и завершая обобщающим анализом НПА по определенной проблеме, решением задачи. Основными организационными формами внеурочной работы являются кружки правовых знаний, клубы. В рамках нашего колледжа эта работа осуществляется в рамках Студенческого Научного Общества

Вторым субъектом активно использующим ИПС являются преподаватели.

Преподаватели активно работают в ИПС в трех направлениях:

^ 1) по совершенствованию процесса обучения и преподавания, использованию новых методов и форм обучения. Преподаватель сам должен владеть навыками работы в ИПС, а соответственно сам может реализовать новые идеи, продумать ход занятия с использованием ИПС, разработать и опробовать новые формы и методы передачи знаний студентам.

2) по организации и проведении семинаров по подготовке преподавателей права в школе, непрофильных учебных заведений.

3) по повышению уровня квалификации, качества преподавания, педагогического мастерства. Преподаватель должен владеть самой «свежей», новейшей правовой информацией, которую он без особых проблем может получить при активном использовании ИПС, должен сам активно работать в ИПС, приучая студентов к такой работе и внедряя новые формы организации процесса обучения.

4) приобщение к научной работе.

Подводя итог вышесказанному, мы должны заметить, что создание и использование различных правовых систем, особенно баз данных НПА:

  1. значительно повышает уровень образования;

  2. расширяет информационный объем получаемых знаний;

  3. позволяет подготовить специалиста, идущего в ногу со временем;

  4. значительно сокращает период адаптации выпускника при поступлении на работу (в плане профессиональной грамотности);

  5. позволяет расширить сферы применения ИПС (внеурочная, самостоятельная, научная работа);

  6. делает процесс обучения интересным, насыщенным, активным, более демократичным, дать больше возможностей студенту работать самостоятельно;

  7. повышает качество преподавания, уровень педагогического мастерства преподавателей;

  8. способствует росту числа научных кадров в ССУЗ;

  9. расширяет сферу активных методов обучения с помощью использования компьютерных технологий, ИПС;

  10. дает возможность расширить сферу правового воспитания и правового образования, распространить их на население;

  11. способствует повышению правовой культуры граждан;

  12. прививает навыки правомерного поведения, ориентации во всем на право.

Постоянная работа с правовыми актами, с ИСПС позволяет чутко реагировать на какие – либо изменения общественной, политической жизни и развить соответственно более глубоко определенное направление. Так, например, в последние годы значительно возрос интерес к специалистам в области избирательных технологий, в сфере пиарской деятельности.

В колледже приобрести специализацию в этой области помогает Центр избирательных технологий. Работая и обучаясь в нем, студент может приобрести знания о современных избирательных системах, о порядке назначения выборов, о выдвижении кандидатов и их регистрации, о правовом статусе кандидатов, об основах организации предвыборной агитации, о законодательстве о выборах РФ. Помимо этого студенты приобретают знания и опыт в области имиджевых кампаний.

В Центре могут обучаться не только студенты юридического факультета, но и других факультетов. Таким образом, колледж значительно расширяет возможности в плане правового образования, улучшения его качества, а также возможности в плане формирования правовой культуры молодежи Рф, привлечения населения к участию в управлении делами государства посредством выборов и участия в них.

В целях повышения правовой культуры граждан России и оказания консультационных услуг создан Центр правовой информации.

В целом, мобильное реагирование учебного заведения на достижения научно – технического прогресса и активное их внедрение в учебный процесс, позволяет обеспечить рост авторитета учебного заведения, повысить качество образования и интерес к правовому образованию.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование правовой культуры специалистов среднего звена iconHuman Resources «success»
Тренинг рассчитан – на руководителей среднего и высшего управленческого звена, специалистов службы персонала

Формирование правовой культуры специалистов среднего звена iconЦель программы: Создание системы работы школьного коллектива по обеспечению...
Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и общественного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом

Формирование правовой культуры специалистов среднего звена iconДокладчик: председатель правления моо
«Формирование гражданственности и этико-правовой культуры детей и молодежи с использованием средств медиаобразования: опыт Барнаула,...

Формирование правовой культуры специалистов среднего звена iconПлан работы школьной библиотеки на 2012-2013 уч год Задачи
Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя. Формирование навыков информационной  культуры и культуры...

Формирование правовой культуры специалистов среднего звена iconМетодические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов
Таким образом, информационный час – форма просветительской работы среди учащихся, направленной на воспитание гражданской, нравственно...

Формирование правовой культуры специалистов среднего звена iconТемы самообразования классных руководителей старшего и среднего звена...

Формирование правовой культуры специалистов среднего звена iconНазвание образовательного учреждения
Слет среднего звена дшо "Флотилия мечты" (программа мероприятия состоит из цикла развивающе-спортивных игр)

Формирование правовой культуры специалистов среднего звена iconЗадача Формирование и осуществление стратегии основных направлений...
Задача Формирование и осуществление стратегии основных направлений развития образования, здравоохранения, молодежной политики, культуры...

Формирование правовой культуры специалистов среднего звена iconПолитическая традиция и особенности государственно-правовой идеологии в раннем исламе
В статье рассматриваются основные закономерности эволюции государственности в исламе, формирование политической традиции и особенности...

Формирование правовой культуры специалистов среднего звена iconКому не грозит безработица?
Недавний финансовый кризис однозначно показал: первыми со своими рабочими местами прощаются менеджеры среднего и низшего звена

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница