Как нам починить Латвию?




Скачать 96.77 Kb.
НазваниеКак нам починить Латвию?
Дата публикации29.03.2013
Размер96.77 Kb.
ТипВопрос
vbibl.ru > Право > Вопрос
z_start

Когда вместо цели — лозунги

n205_prohorov_anatolij_od-04.jpg

Как нам починить Латвию?

«Час» продолжает интересоваться мнениями о том, как Латвия могла бы выбраться из дремучего леса, в котором она оказалась, у предпринимателей, которые просто не имеют права оперировать абстрактными категориями, иначе давно уже вылетели бы в трубу. Сегодня у нас в гостях — руководитель фирмы Proks Анатолий Прохоров.

Павел КИРИЛЛОВ

Неправильное «АО»

Как отличались отношения бизнеса и государства на заре капитализма и теперь, в «период зрелого капитализма», в Латвии?

В пору перестройки у зарождающегося частного бизнеса не было равных прав с госпредприятиями и их кому-то надо было отстаивать. Ведь какой-нибудь кирпич для частника стоил в семь раз дороже, так же как и аренда помещений. Сегодня права вроде бы равные, но в стране отсутствует стимулирующая среда для предпринимательства. Например, уже много лет ведутся разговоры о том, чтобы облегчить жизнь малому бизнесу (предоставить льготы, упростить отчетность и т. п.). Но разговоры так и остаются разговорами. Более того, сегодня государство умышленно или по недоумию выступает в роли душителя бизнеса. Для упрощения проведем некоторую аналогию. По сути своей государство является фирмой, продающей (за налоги) своим клиентам (населению) некоторые услуги (безопасность, здравоохранение, образование, пенсионное страхование, строительство и содержание дорог и т. д., и т. п.). Что делает фирма, у которой из-за кризиса сокращаются доходы? Правильно — сокращает расходы (прежде всего административные), снижает цены, чтобы поддержать оборот, и срочно ищет новых клиентов и рынки сбыта. Ни одному нормальному предпринимателю не придет в голову во время кризиса повысить цены в надежде увеличить доходы. Не приходит это в голову и правительствам крупнейших европейских стран. Совсем наоборот — вкачиваются деньги, предпринимателям и потребителям предоставляются различные льготы, снижаются налоги и ставки кредитов, проводится снижение курса национальной валюты — лишь бы снова «раскачать» экономику. И только наше правительство продолжает упорно увеличивать налоги и сокращать дотации. Может, оно наивно считает себя монополистом и думает, что «клиентам» некуда деваться? Это далеко не так. Уже сейчас значительная часть бизнеса «переходит на контрабандные товары» (уходит в теневую экономику), а то и просто переносит активность, а значит, и налоги в другие страны (в ряде случаев это очень просто). Так же поступают и люди, вынужденные выезжать за границу на заработки. Вопрос: вернутся ли они, когда кризис закончится? Статистика показывает, что подавляющее большинство станет «постоянными покупателями» услуг других стран.

На каком этапе была сделана ошибка?

После вступления в ЕС в Латвии стала очень популярной идея добиться европейского уровня жизни. У нас был отличный шанс пройти этот путь быстрее, ведь мы могли учиться не на своих, а на чужих ошибках — в развитых странах капитализму уже несколько сотен лет. При этом стартовый капитал у нас был получше, чем в других республиках СССР: уровень образования, культура, в том числе наличие какого-то производства, уровень сервиса, инфраструктура, наконец, географическое положение. Но все эти преимущества не были использованы, потому что те, кто был все это время у власти, даже не сумели правильно сформулировать цель. В частной компании невозможно без конкретики. Следом за целью ставятся задачи. Под задачи разрабатываются планы, определяются приоритеты, создаются резервы, организуется контроль за выполнением. В Латвии же до сих пор планы были расплывчатыми, а их выполнение и финансирование контролировалось очень формально. Виной тому, что мы сейчас имеем, — чисто управленческие ошибки. Нормально функционирующее государство уместно сравнить с акционерным обществом. Где народ — акционеры, совет АО — парламент, а правление — правительство.

^ Нельзя ли поконкретнее?

Какая цель, по-вашему, была бы правильной для Латвии?

Мало просто поставить абстрактную цель — скажем, добиться благосостояния. У нас как происходит? Надо «углубить и расширить». На сколько? Примерно на столько. А денег надо примерно столько-то. Через год при составлении бюджета спрашивают: ну как, углубили? — Нет, еще немного осталось, но не хватает столько-то денег. Надо поставить цель, выполнение которой можно контролировать. Скажем, в 2020 году вывести ВВП на душу населения на среднеевропейский уровень, или еще конкретнее — до 30 тысяч евро на душу населения. С поправкой на среднеевропейский рост ВВП в 3%. Затем провести планирование — краткосрочное, средне- и долгосрочное. Обязательно сделать несколько вариантов прогнозов, в т. ч. и негативного.

Государство должно поставить цель добиться определенного уровня занятости. Но не на словах. Для этого оно может использовать такие проекты, которые недавно были озвучены новым руководством Риги: убрать железнодорожную насыпь, отделяющую Московский форштадт от остального центра. Этим город создаст много рабочих мест, которые сейчас так нужны. А главное — создаст интересный для частных инвестиций проект, ведь это фактически центр города.

Говорят, что у государства нет денег для «подкачки» экономики. Но, возможно, средства от международных займов следовало бы перераспределить для реализации проектов, софинансируемых фондами ЕС? Особенно там, где это будет способствовать привлечению и других инвестиций и созданию новых рабочих мест. Кроме того, не можешь найти средства на стимуляцию экономики — придется найти их на выплату пособий и «поддержание банковского сектора». Есть еще одна возможность, о которой мало говорится — продажа государственных акций таких предприятий, как LMT, Rоgas Lidosta, Lattelekom и т. д. Цена каждого из этих предприятий даже сегодня исчисляется сотнями миллионов латов. Эстонцы этим способом пользуется. Мне кажется, здесь есть тема для дискуссии.

Кризис — явление циклическое, он закончится. Но это время традиционно используется государством для строительства объектов инфраструктуры с привлечением и частного капитала. В результате — оживление производства и торговли стройматериалами, металлоконструкциями, смежных отраслей. А в долгосрочном плане государство экономит средства, т. к. во время кризиса все обходится значительно дешевле. Но главное — мы не теряем трудовые ресурсы (уменьшаем трудовую эмиграцию) и вместо пособий по безработице выплачиваем те же деньги в виде заработной платы (значительную часть которой получаем обратно в виде налогов). Кстати, этим же поддерживается и банковский сектор, т. к. рабочим есть чем выплачивать ипотеку, а компаниям — лизинговые проценты за, например, дорожную и строительную технику.

^ Где брать совет и правление?

После постановки задачи нужно позаботиться о создании хорошей управленческой команды. Теоретически через институт власти население реализует свои права. Люди делегируют свою власть посредством избирательной и партийной системы. Но сегодня, по-моему, уже всем ясно, что ни парламент, ни правительство не справляются с делегированными им полномочиями. Как в силу неподготовленности, так и из-за того, что путают государственный карман с собственным.

В АО акционеры могут потребовать смены совета и правления. Может быть, после выборов все нормализуется?

Наивно ждать, что через год, к будущим выборам у нас появятся совершенно новые политические силы с иным менталитетом — не с Марса же они десантируются. На горизонте пока маловато достойных лидеров, людей с новым образом мышления, тем более нет таких партий. И ничто не обещает, что в ближайшие полгода такие появятся. Недавно слышал чье-то высказывание: «Я готов участвовать в финансировании новой партии, если в стране найдется хотя бы десяток честных людей, готовых создать новую политическую силу и имеющих соответствующие знания и мотивацию».

В АО члены правления и советы несут полную материальную ответственность за свои решения и действия. Ответственность, к которой можно привлечь по суду. Члены правительства, Сейма и партийные функционеры несут только политическую ответственность. Кстати, кто бы рассказал, что это значит в реальности. Может быть, надо наделить Госконтроль правом, а то и обязанностью подавать в суд на возмещение материального ущерба, причиненного действиями конкретных чиновников или целых министерств в рамках солидарной ответственности?

Все чаще говорят о необходимости антикризисного менеджмента. На мой взгляд, многое можно было бы улучшить, увеличив полномочия президента. Многое изменило бы и введение избирательного ценза для партий. Скажем, все, кто набрал бы менее 10—15% голосов, остаются за бортом. Двух-трех партий в парламенте, а значит, и в правительстве, для такой страны, как наша, было бы вполне достаточно. Иначе о каких бы то ни было планах и действиях договориться очень сложно, а переговоры занимают неадекватно много времени, особенно драгоценного в период кризиса. Представьте себе правление частной компании, в которой председатель должен договориться по любому вопросу с каждым членом правления. Причем члены возражают не по существу, а с позиции: «А что мне будет, если я поддержу это решение? Дадите премию? Устроите балбеса-племянника на хороший оклад?» Скажете, абсурд? Но судя по публикациям в прессе, именно это и происходит в так называемом «коалиционном совете».

Декларация правительства должна быть составлена на основе предвыборных программ получивших власть партий, но пока у наших партий все программы сводились к бесконтрольным лозунгам. А вот в правлении, то есть в Кабинете министров, должны быть аполитичные, но компетентные люди. Единственный критерий оценки их деятельности — как улучшилась жизнь людей. Т. е. насколько лучше, безопаснее, надежнее, привлекательнее и дешевле стали услуги, предлагаемые АО «Латвияс Република». А те, кто сейчас в правлении нашего АО, по-моему, вообще забыли, зачем они там присутствуют. Они просто перераспределяют чужие денежные потоки, часто не без своего интереса, в результате чего себестоимость «продукта» неоправданно растет.

Если члены правления частной компании не справляются со своими обязанностями (по закону это не освобождает их от ответственности), они должны нанять компетентных экспертов. Непонятно, почему по-другому должно быть в правительстве. У нас же, несмотря на явное и систематическое нанесение ущерба государству (т. е. воровства у нас с вами), случаи, когда ответственный понес реальное наказание, можно пересчитать по пальцам. Не говоря уже о том, что до сих пор никто не покаялся и не ушел из политики. Может, у нас все хорошо?

В частной компании денег может быть столько, сколько мы заработали, и баланс должен быть положительным. Если предприятие не может повысить доходы, оно создает новые продукты, выходит на новые рынки. А также думает, как снизить расходы, улучшить структуру, чтобы увеличить эффективность. О какой же эффективности может идти речь, если, например, в нашей Службе госдоходов в прошлом году работало 5200 человек, а в финской — 5900. При этом у нас ВВП был 16 млрд. латов, а у финнов — 125 млрд. латов. Да и население Финляндии раза в три с половиной больше.

Вы все время говорите об экономических целях государства, а каковы должны быть его политические цели?

Если мы вспомним нашу аналогию с акционерным обществом, то внешнюю политику можно сравнить c PR и рекламой. Т. е. главная задача внешнеполитического ведомства — обеспечивать максимально дружественные отношения со странами, которые могут обеспечить приток инвестиций, туристов, быть рынками сбыта для нашей экспортной продукции и т. д., и т. п. Конечно, для этого нужны и усилия правительства для создания реально привлекательного климата в стране. Вообще-то кажется очевидным, что главным ресурсом Латвии является ее географическое положение. Т. е. наиболее приоритетными отраслями навскидку должны стать международная логистика, транзит, туризм и банковские услуги. Развитие этих отраслей просто невозможно без добрососедских отношений с соседями. А вот экономические интересы Латвии в Евросоюзе можно и нужно отстаивать, как это делают все остальные страны.

И уж во всяком случае абсолютно нелогично, например, нападать на Россию, в то время когда такие страны, как Финляндия или Швейцария, дипломатично молчат. Представьте себе частную компанию, которая публикует рекламу, оскорбляющую чувства значительной части ее покупателей. Причем публикует по собственной инициативе, когда ее никто об этом не просит. Бред? Нет, нормальная практика нашего внешнеполитического ведомства и целого ряда политиков. Похоже, и там имеют смутное представление о задачах, которые должны выполнять, чтобы улучшать результаты деятельности нашего АО. Мне могут возразить, что есть еще функция обеспечения безопасности государства. Но эту задачу мы в основном решили, вступив в НATO.

^ Нужен «главный бухгалтер»

Требовать у чиновников уменьшить налоги — это все равно что запретить пчелам собирать пыльцу.

Поэтому необходимо ввести в госуправлении одну централизованную бухгалтерию. Тогда отпадет необходимость по капле выдавливать из министерств экономию. Они не смогут тратить денег больше, чем им выделили, в том числе на зарплаты. Если из центральной бухгалтерии не прислали денег на содержание каких-нибудь советников музеев по патриотическому воспитанию или на приобретение подарочных карт, то им неоткуда и появиться. Ведь запрещать и контролировать сложнее, чем просто не дать денег.

Какая-то мрачная картина у нас с вами получилась...

Вовсе нет. Чтобы лечить болезнь, прежде всего необходимо поставить диагноз. Понять причину проблемы — значит наполовину ее решить. А «плохих» и «хороших» событий просто не бывает. Все зависит от нашего отношения. Как сказал Ницше: «Все, что не убивает нас, — делает нас сильнее». Кризис обнажил проблемы, которые незаметно подтачивали здоровье нашего государства. И у нас есть реальный шанс реорганизовать наше АО, сделать его конкурентоспособным и эффективным.

Как бы ни выкручивалась наша паразитическая прослойка, международные кредиторы заставят провести структурные реформы управления. Уже сейчас готовится закон, ограничивающий ответственность заемщиков перед банком ипотечным залогом. Намного труднее стало отвлекать народ от экономических вопросов, действуя по принципу «Разделяй и властвуй». Да и для нас всех это хороший урок того, что жизнь не по средствам до добра не доводит. Наша страна была серьезно больна. И кризис вынуждает прибегать к оперативному вмешательству. Да, это больно и неприятно. Но я верю, что в ходе этих потрясений мы научимся оценивать не слова, а реальные результаты действий правления и совета нашего «АО». И после кризиса мы на свои налоги будем получать гораздо более качественный «продукт».

^ Визитная карточка

Анатолий Прохоров — экономист и бизнесмен в одном лице. В свое время окончил аспирантуру Латвийской академии наук по специальности «Экономика, планирование и организация управления народным хозяйством и его отраслями». В 1987 году выступил одним из пионеров кооперативного движения — был президентом Латвийского союза кооператоров. Участвовал в памятном съезде Союза кооператоров СССР, возглавляемом Тарасовым и Тихоновым. В те времена наш собеседник приглашался на заседания не только Совмина Латвии, но и Совмина СССР. Еще 4 сентября 2007 года в своем интервью «Время легких денег прошло» Анатолий сделал довольно точный прогноз происходящих сейчас в экономике событий. Руководимая им компания входит в Топ-500 латвийских предприятий и ежегодно отчисляет в бюджет более миллиона латов. В условиях кризиса компания продолжает устойчиво работать и получать прибыль.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как нам починить Латвию? iconПотеряем совесть потеряем страну! Каждый, кто считает Латвию своим...

Как нам починить Латвию? iconЭтот цикл лекций будет касаться вопросов из области духовноведения,...
Карма явится нам как учение, не только сообщающее о том, как совершается то или иное в мире, но как учение, приносящее нам наряду...

Как нам починить Латвию? iconЛиндерман подаст в суд на Латвию?
Владимира Линдермана (Абеля), обвинявшегося в хранении взрывчатки у себя дома, невиновным. Выйдя на свободу, первое интервью радикальный...

Как нам починить Латвию? iconКукольный театр
Играть, как играют дети, — самое серьезное занятие в мире; и как только суета мелких обязанностей и бед обрушится на нас, нам приходится...

Как нам починить Латвию? iconКак образ нарисуют, таким его и увидят
Валерий Каргин упомянул, что латвийские банки как-то обсуждали возможность скинуться и нанять фирму, чтобы представить Латвию и латвийскую...

Как нам починить Латвию? iconПушкарева Г. В. Политический менеджмент. Москва, дело, 2002 (в сокращении)...
Как в ходе интерпретации рождается мотив и само политическое действие? Поиск ответов на эти вопросы позволит нам приблизиться к пониманию...

Как нам починить Латвию? iconКак из Илиеску превратиться в Берзиньша. За 6000 Ls n003 working people-06 baza jpg
Новым годом. Как рассказали нам специалисты, «полный цикл» превращения жителя Молдавии или Украины в прибалта-гастарбайтера в Западной...

Как нам починить Латвию? iconКонспект занятия «И нам войну забыть нельзя!» Воспитатель Кобяк Наталья...
Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось...

Как нам починить Латвию? iconIt-крим Рэкет нового поколения Как ловили юного хакера-шантажиста
О том, как его ловили и какие теперь люди занимаются «рэкетом нового поколения», нам рассказали его «жертвы» с сайта bmwlife LV....

Как нам починить Латвию? iconВзрывы в Чечне, взрывы в Ираке, взрывы в Израиле. Пожары в Париже,...
Конечно, можно отмахнуться и сказать, что ничего особенного не случилось. Мир всегда был полон насилия, и нам всего лишь надо пoстараться...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница