Доклад «О состоянии и развитии местного самоуправления в Республике Хакасия в 2011 году»




Скачать 248.74 Kb.
НазваниеДоклад «О состоянии и развитии местного самоуправления в Республике Хакасия в 2011 году»
страница1/3
Дата публикации24.03.2013
Размер248.74 Kb.
ТипДоклад
vbibl.ru > Право > Доклад
  1   2   3
Доклад «О состоянии и развитии местного самоуправления

в Республике Хакасия в 2011 году»
Местное самоуправление – уровень власти, по работе которого люди судят о власти в целом. Здесь проходят проверку на прочность все нововведения. Местное самоуправление обеспечивает ключевые жизненные потребности человека, оказывая решающее влияние на качество жизни. Местное самоуправление – кадровый резерв государства. Работа на муниципальном уровне, как в составе органов местного самоуправления, так и в рамках территориального общественного самоуправления, товариществ собственников жилья, в других формах является прекрасной управленческой школой, которая могла бы поставлять подготовленные кадры для органов власти всех уровней, существенно повышая качество управления в стране.

Вместе с тем практика свидетельствует, что важнейшие проблемы, препятствующие развитию местной экономики и жилищно-коммунального хозяйства, качества общественных услуг, оказываемых населению органами местного самоуправления, развитию демократии и гласности, преодолению коррупции остаются нерешенными.

Совет муниципальных образований в настоящем докладе представляет свое видение основных проблем, способов их решения и направлений развития местного самоуправления в Республике Хакасия.

Ежегодный доклад «О состоянии и развитии местного самоуправления в Республике Хакасия » - это форма представления Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» результатов мониторинга в сфере местного самоуправления республики. Доклад издается для обобщения проблемных вопросов и предоставления результатов органам государственной власти Республики Хакасия с целью дальнейшего принятия соответствующих управленческих решений.
Территориальная организация местного самоуправления в республике соответствует концепции Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В 2004 году приняты республиканские законы, утверждающие границы муниципальных образований и утверждающие их статус.

В Республике Хакасия по состоянию на 1 января 2012 года - 100 муниципальных образований из них 5 городских округов, 8 муниципальных районов, 5 городских и 82 сельских поселения. В 2011 году изменений по количеству и типам муниципальных образований в республике не произошло.

Во всех 100 муниципальных образованиях сформированы и действуют как самостоятельные органы местного самоуправления. Представительные органы состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, главы муниципальных образований избираются тем же способом. Такой способ формирования органов местного самоуправления по сравнению с другими расширяет возможности для участия населения и представителей различных общественных организаций в муниципальном управлении, реализует задачу развития политической конкуренции на местном уровне.
^ 1.Законотворческая деятельность в Республике Хакасия

Одной из основных сложностей ведения базы нормативно-правовых актов муниципальных образований в Республике Хакасия являются постоянные изменения федеральных законов, влияющих на деятельность органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления в своей работе также руководствуются Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, в которые постоянно вносятся изменения, что имеет прямое отношение к качеству муниципальных нормативно-правовых актов.

В 2011 году продолжился активный законодательный диалог между республиканскими и муниципальными органами власти. Перейти от системы соглашений о взаимодействии с республиканскими органами власти на законодательную основу позволил принятый 1 июля 2011 года Закон Республики Хакасия «О полномочиях органов государственной власти Республики Хакасия по взаимодействию с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Республики Хакасия» № 63 – ЗРХ.

Были внесены изменения в Законы Республики Хакасия: от 06.07 2007 № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия», от 16.11 2006 № 64-ЗРХ «О местном референдуме в Республике Хакасия», от 29.12.2011 г. № 140-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия».

Разработаны и приняты законы Республики Хакасия от 08.07.2011 г.

№ 65-ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия», от 12.05.2011 № 40-ЗРХ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия».

Учитывая слабость муниципальных юридических служб, подобный поток законодательных изменений создает предпосылки к появлению неточностей и ошибок в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления. По мнению международных экспертов «частые изменения в законодательстве делают правила, управляющие местным органом власти, чрезвычайно сложными. Даже адвокаты, специализированные в муниципальных делах, имеют трудность не отставать от их изменений» (19-я сессия Европейского конгресса местных и региональных органов власти 11.10.2010).

В соответствии с подпунктом 64 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в целях реализации полномочий по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Хакасия Правительством Республики Хакасия в лице Государственного правового комитета в 2011 году проводилась работа по составлению Регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Хакасия.

За анализируемый период включено в Регистр 3922 муниципальных нормативных правовых акта, проведена юридическая экспертиза 2140 муниципальных нормативных правовых актов, при которой было выявлено 365 актов, несоответствующих федеральному и республиканскому законодательству, а также уставам муниципальных образований.

По данным Прокуратуры Республики Хакасия в 2011 году прокурорами выявлено и оспорено 623 незаконных нормативно-правовых акта (в 2010 г. – 542 НПА), принесено 617 протестов, направлено в суд 5 заявлений, внесено 3 представления. В 1 полугодии 2012 г. нарушения федерального и регионального законодательства установлены в 481 муниципальном НПА (в 1 полугодии 2011 г. – в 254 НПА). При проверке уставов муниципальных образований противоречия и пробелы правового регулирования выявлены в 88 из 100 уставов муниципальных образований. По результатам вынесено 99 протестов на уставы, направлено 32 информации. Наибольшее количество нарушений закона установлено в НПА, принятых по вопросам муниципальных закупок, предоставления муниципальных услуг, распоряжения муниципальной собственностью, осуществления муниципального контроля, благоустройства, налогов и сборов.
ВЫВОДЫ:

1. Создание нормативно-правовой базы муниципальных образований проходит в сложной обстановке постоянного изменения действующего российского и регионального законодательства.

2. Выявление контролирующими органами значительного количества нормативно-правовых актов несоответствующих федеральному и региональному законодательству объясняется недостаточным уровнем подготовки специалистов юридических служб и полным отсутствием правовой поддержки на уровне поселений, низкой квалификацией муниципальных служащих по вопросам разработки НПА.

3. Считаем необходимым создание консультационного центра на республиканском уровне с целью правовой поддержки муниципалитетов.


  1. Решение вопросов местного значения

^ 2.1. Реализация полномочий в сфере подготовки кадров

Сегодня на территории республики всего работает всего 1919 работников органов местного самоуправления из них 1377 муниципальных служащих, в том числе 647 – в городских округах. Выборных должностных лиц - 114. Если в муниципальных районах и городских округах количество прочего и обслуживающего персонала не превышает 25%, то в городских и сельских поселениях удельный вес возрастает до 40-60%, что свидетельствует о недостатке специализированных кадров на 1 уровне местного самоуправления. В 2011 году сложилось следующее соотношение между общим количеством персонала органов местного самоуправления и муниципальными служащими:


При проведении анализа уровня образования муниципальных служащих можно сделать вывод о высоком удельном весе на уровне поселений лиц, не имеющих высшего образования, что очевидно связано с дефицитом специализированных кадров в сельской местности и недостаточно высоким престижем профессии муниципального служащего ввиду низкого уровня заработной платы.



В среднем для 40,0% муниципальных служащих базовое образование не является профильным. В городских округах профильным образованием обладает немногим более 47% муниципальных управленцев. В муниципальных образованиях поселенческого уровня доля служащих, базовое образование которых соответствует занимаемой должности, значительно ниже.
^ Характеристика муниципальных служащих по базовому образованию

Администрации муниципальных образований можно отнести к управленческим системам, которые предъявляют достаточно высокие требования к уровню образования сотрудников. Управленцы с более высоким уровнем образования сосредоточены в городских округах и муниципальных районах. Городские и сельские поселения значительно уступают по данному показателю. Специалисты, работающие в области муниципального управления, имеют различное базовое образование, наиболее часто среди них встречаются бухгалтеры, педагоги, экономисты и юристы. При этом зачастую указанные специальности, особенно экономисты и юристы, подтверждены дипломами среднего специального образования и не имеют профильной направленности.

Служащие с базовым образованием «Государственное и муниципальное управление» не превышают 4,4% от общего числа. Среди прочих есть и специалисты по градостроительству, жилищно-коммунальному хозяйству, экологии, информационным технологиям, делопроизводству. Фактически доля каждой из этих профессий не превышает 1%.



По возрастным группам муниципальные служащие распределены достаточно равномерно. При этом лидирующее положение занимают представители самого продуктивного трудоспособного возраста — от 30 до 49 лет. Доля более опытных работников, старше 50 лет довольно высока и колеблется от 30% в муниципальных районах до 39,4% в сельских поселениях, доля молодежи в сельских поселениях ниже и составляет 11,9% .

По стажу работы – на поселенческом уровне более 30% служащих работает менее 5 лет, в то время как в городах и районах этот показатель ниже, что свидетельствует о высокой текучести кадров в поселениях, по остальным показателям существенных различий нет.

Среди муниципальных служащих - 25% составляют мужчины и 75% - женщины. При этом в городских округах количество женщин более чем на 10% выше, чем в районах и поселениях.



Анализируя сложившуюся кадровую ситуации можно сделать вывод о необходимости постоянного повышения квалификации и переподготовки муниципальных служащих. В течение последних 3 лет только 40-45% муниципальных служащих от числа подлежащих прошли повышение квалификации, переподготовку – 0,1-0,2%, хотя количество лиц, не имеющих профильного образования, достигает 60%.

Особое внимание необходимо обратить на обучение выборных должностных лиц, так как они несут различную нагрузку по исполнению вопросов местного значения. На уровне поселений главы исполняют широкий круг обязанностей, являясь при этом в основном практиками, не обладающими специальными знаниями в области муниципального управления, часто в органы местного самоуправления в результате выборов приходят специалисты, не имеющие соответствующей квалификации.

Совет считает, что обучающие программы для работников муниципального управления должны включать широкий спектр вопросов.

В области организационно-управленческого вида деятельности:

• осуществление стратегического управления и экономического анализа в интересах развития муниципального образования, включая постановку общественно значимых целей, формирование условий для их достижения, организацию работы для получения максимально возможных результатов;

• поддержка развития предпринимательства на территории как основного источника роста собственных доходов муниципального образования;

• проведение кадровой политики, умения обучаться и совершенствовать знания с учетом опыта и новых идей;

• организация взаимодействия с внешней средой: государственными учреждениями, другими муниципальными образованиями, гражданами.

В области административно-технологического вида деятельности:

• применение законодательства, нормативно-правовых процедур в административной деятельности, включая подготовку нормативно-правовых актов, их технико-экономическое обоснование;

• оптимизация деловых процессов, ведение документооборота и деловой переписки с гражданами и внешними организациями.

В области консультативной и информационно-аналитической деятельности:

• консультирование хозяйственных, некоммерческих организаций в области исполнения вопросов местного значения;

• применение информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению эффективности решения вопросов местного значения и оптимизации расходов на содержание управленческого аппарата;

• разработка административных регламентов и должностных регламентов муниципальных служащих.

В области проектной деятельности:

• организация разработки программ социально- экономического развития муниципального образования;

• обоснование и анализ исполнения социальных и экономических программ с использованием методов проектного анализа;

• организация и разработка эффективных инвестиционных проектов.

Как показали данные проведенного Советом исследования, муниципальное управленческое сообщество не в полной мере соответствует указанным компетенциям. Поэтому острота данного вопроса возрастает с каждым днем. Несмотря на решение Совета по местному самоуправлению при Главе Республики Хакасия - Председателе Правительства Республики Хакасия, до сих пор не принята Программа по повышению квалификации и переподготовке муниципальных кадров. Совет муниципальных образований вновь обратил на это внимание при проведении Общего Собрания Ассоциации 27 апреля 2012 года. Исполнительной дирекцией Совета с привлечением сотрудников профильных ВУЗов разработан проект республиканской целевой программы «Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Республики Хакасия (2013-2015годы)» с общим объемом финансирования 6000 тыс. руб., в том числе за счет средств республиканского бюджета 5610 тыс. руб. (см. приложение)

Проект передан 02.07.2012 г. в Управление по вопросам государственной гражданской службы и административной реформы аппарата Правительства Республики Хакасия.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад «О состоянии и развитии местного самоуправления в Республике Хакасия в 2011 году» iconИнформация об организации и развитии территориального общественного...
...

Доклад «О состоянии и развитии местного самоуправления в Республике Хакасия в 2011 году» iconРешение правления г. Абакан 21 декабря 2011 года №2 о наградах Ассоциации...
В целях пропаганды идей местного самоуправления, повышения статуса муниципальной службы, поощрения и поддержки должностных лиц органов...

Доклад «О состоянии и развитии местного самоуправления в Республике Хакасия в 2011 году» iconИнформация об организации и развитии территориального общественного...
...

Доклад «О состоянии и развитии местного самоуправления в Республике Хакасия в 2011 году» iconРезолюция VI cобрания Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия»
Хакасия» отмечает, что в республике проделана большая работа по развитию местного самоуправления. Реализуются основные требования...

Доклад «О состоянии и развитии местного самоуправления в Республике Хакасия в 2011 году» iconУтвержден решением Съезда муниципальных образований Республики Хакасия
Республики Хакасия, становления и развития местного самоуправления в Республики Хакасия, а также организации взаимной поддержки органов...

Доклад «О состоянии и развитии местного самоуправления в Республике Хакасия в 2011 году» iconПоложение о республиканском конкурсе на лучшее освещение в средствах...
Республиканский конкурс на лучшее освещение в средствах массовой информации деятельности территориального общественного самоуправления...

Доклад «О состоянии и развитии местного самоуправления в Республике Хакасия в 2011 году» iconО приоритетных направлениях деятельности Ассоциации «Совет муниципальных...
Уже 7 Общее собрание членов Совета муниципальных образований Республики Хакасия. За прошедшее время возросла роль Совета муниципальных...

Доклад «О состоянии и развитии местного самоуправления в Республике Хакасия в 2011 году» iconЦелевой программы "развитие туризма в республике хакасия (2011 2016...
В целях реализации государственной политики, направленной на дальнейшее развитие туристской деятельности, создание рекреационных...

Доклад «О состоянии и развитии местного самоуправления в Республике Хакасия в 2011 году» iconЗакон о местном самоуправлении в чеченской республике
Федерации, Федеральным законом от 10. 2003 года n 131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,...

Доклад «О состоянии и развитии местного самоуправления в Республике Хакасия в 2011 году» iconРешение от 20 апреля 2011 г. №01/2011 32
Об утверждении Правил пенсионного обеспечения депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница