Российской Федерации" Проект федерального закона "




Скачать 271.79 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации" Проект федерального закона "
страница1/4
Дата публикации13.09.2013
Размер271.79 Kb.
ТипЗакон
vbibl.ru > Право > Закон
  1   2   3   4


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона

"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Проект федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан
и оказания медицинской помощи и является базовым нормативным актом для всей сферы здравоохранения Российской Федерации, устанавливая правовые основы ее регулирования.

Законопроект направлен, в первую очередь, на конкретизацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь
и закрепление гарантий и механизмов их реализации в современных условиях
в рамках сложившейся структуры системы здравоохранения.

С момента принятия Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (далее - Основы) произошли значительные изменения условий функционирования экономики государства, системы исполнительной власти, организационных основ оказания медицинской помощи, определены концептуальные направления реформирования, модернизации отрасли здравоохранения и смежных отраслей, выработаны подходы к их регулированию, осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы и приоритетный национальный проект в сфере охраны здоровья.

В связи с произошедшими изменения было принято большое количество законодательных актов, в том числе в смежных отраслях, затрагивающих вопросы прав граждан в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи.

При этом в действующем законодательстве, регулирующем сферу здравоохранения, возник ряд правовых пробелов, а в некоторых случаях
и явные нормативные противоречия и коллизии, требующие выработку новых подходов и принципов к их регулированию и решению именно
на законодательном уровне.

В связи с этим основополагающий нормативный акт отрасли охраны здоровья граждан, являющийся предпосылкой для дальнейшего совершенствования регулирования в этой сфере, нуждается в комплексной актуализации, должный уровень которой не может быть достигнут корректировкой отдельных положений Основ.

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость в разработке нового единого законодательного акта, который бы наряду с положениями, содержащимися в ранее принятых нормативных правовых актах
и сохраняющимися свою актуальность в настоящее время, включал в себя новеллы правового регулирования, позволяющие в совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную систему российского здравоохранения.

Одной из таких новелл является введение законопроектом дефинитивного аппарата, характеризующего наиболее общие и значимые для всей сферы понятия и определения, которые требуют однозначного толкования в целях формирования единой правоприменительной практики с учетом специфичности области регулирования.

Впервые на законодательном уровне предлагается закрепление дефиниций, напрямую связанных с оказанием медицинской помощи
и определяющих отдельные ее компоненты - "медицинская помощь", "медицинская услуга", "медицинское вмешательство", "профилактика", "диагностика", "лечение", "пациент", "заболевание" и др.

В отличие от действующей редакции Основ, только декларирующей основные принципы охраны здоровья граждан, принципы, закрепляемые
в законопроекте, представляют собой сформулированные в его нормах основополагающие идеи, определяющие процессы формирования
и реализации его на любом этапе. Данные принципы выступают
фундаментом регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, их учет обязателен при уяснении и толковании норм, содержащихся в законопроекте.

Принципы, содержащиеся в законопроекте, по сравнению
с действующей редакцией Основ раскрываются, детализируются, а также сформулированы новые.

Руководствуясь конституционной нормой о высшей ценности человека, его прав и свобод, и обязанности государства по признанию, соблюдению
и защите прав и свобод человека и гражданина, на первое место среди принципов охраны здоровья граждан, перечисленных в статье 4 законопроекта, поставлен принцип соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, в развитие которого сформулированы и детализированы новые принципы охраны здоровья граждан.

Также определены четкие критерии принципа доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, присвоен статус принципа информированному добровольному согласию на медицинское вмешательство и праву на отказ от него, что подчеркивает его значимость, установлен безоговорочный запрет на клонирование человека.

Принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан и при оказании медицинской помощи характеризует переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.

В целях решения задач по модернизации российского здравоохранения государство разрабатывает и финансирует многочисленные федеральные программы, приоритетными направлениями в которых являются охрана
и укрепление здоровья нации, принимает меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также меры, способствующие укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, обеспечивает формирование единого правового пространства системы здравоохранения, законодательное оформление схемы распределения предметов ведения, полномочий и ответственности между уровнями власти
по вопросам охраны здоровья граждан, осуществляет управление по созданию единой системы здравоохранения.

Разграничение полномочий исполнительных органов в области здравоохранения определяется Конституцией Российской Федерации
и правовую основу разграничения полномочий в сфере здравоохранения составляют многие нормативные правовые акты.

Законопроект не стал исключением и предлагает уточнить полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исходя из содержания статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Круг полномочий федеральных органов исполнительной власти дополнен установлением требований к структуре и штатам медицинских организаций, организацией медицинской эвакуации, реализацией мероприятий, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, осуществлением функций по обеспечению единства измерений сфере охраны здоровья граждан, установлением и проведением единой государственной политики в области статистического учета, отчетности, организации системы документооборота.

Помимо дополнения круга полномочий федеральных органов исполнительной власти новацией в этой сфере вопроса является исключительное закрепление за федеральными органами исполнительной власти (без передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации) полномочий по организации и осуществлению контроля
за соответствием качества и безопасности оказываемой медицинской помощи, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, донорской крови и ее компонентов установленным порядкам, стандартам
и техническим регламентам.

Одним из направлений реформирования системы охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, закрепляемых проектом федерального закона, является возложение обязанностей по организации оказания медицинской помощи гражданам в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и по развитию сети медицинских организаций субъекта Российской Федерации (определяемой не по признаку подведомственности, а по принципу территориального расположения)
на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вследствие этого ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи граждан проектом федерального закона закрепляются за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Что касается органов местного самоуправления, то они наделяются полномочиями по обеспечению организации оказания медицинской помощи
в рамках муниципальной системы здравоохранения только в случае делегирования им соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан,
в том числе и по организации оказания медицинской помощи.

Таким образом, законопроектом обеспечивается усиление ответственности органов государственной власти за обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медицинской помощи и перенос на уровень субъекта Российской Федерации основного объема полномочий, связанных
с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Одной из новаций законопроекта является консолидация прав
и обязанностей граждан в сфере охраны здоровья в одной главе.

Осуществление прав пациента предполагает наличие механизмов
их реализации и защиты. Под реализацией прав пациента понимается комплекс мер, направленных на претворение, воплощение права в фактической деятельности организаций, государственных органов, должностных лиц
и граждан.

В действующей редакции Основ продекларировано право пациента
на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача)
и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного
и добровольного медицинского страхования.

Однако в Основах и принятых в целях их реализации подзаконных нормативных правовых актах, механизмы реализации прав пациента
не раскрываются, в связи с этим до настоящего времени не обеспечивается возможность выбора врача и медицинского учреждения.

Предлагаемая редакция законопроекта раскрывает механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации как в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в зависимости от вида и формы оказания медицинской помощи, так и в рамках оказания платной медицинской помощи, а также устанавливает порядок получения информации о медицинской организации, осуществляемой ею медицинской деятельности, ее медицинских работниках, включая сведения об их образовании и квалификации.

Закрепление указанных норм в полной мере корреспондируют с нормами недавно принятого Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Еще одной новеллой главы, закрепляющей права граждан в сфере охраны здоровья, является норма, которая направлена на совершенствование системы охраны здоровья граждан.

Данная норма законопроекта определяет обязанности граждан в сфере здоровья, без соблюдения которых усилия субъектов системы здравоохранения Российской Федерации по реализации прав граждан в сфере охраны
их здоровья не будут иметь должного эффекта.

Норма не носит карательный характер, поскольку не предусматривает санкций в отношении граждан, а закрепляет принцип ответственного отношения граждан к своему здоровью и здоровью своих детей.

Законопроектом предусматривается обновленный подход
к классификации и наполнению видов медицинской помощи, в частности определены условия (плановая, экстренная, неотложная) и формы
(вне медицинской организации, амбулаторно, стационарно) оказания медицинской помощи, на которых основывается характеристика видов медицинской помощи в отличие от прежних критериев, базирующихся
на разграничении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

Отличительным признаком первичной медико-санитарной помощи является приближенность к месту жительства или работы гражданина, что позволяет отнести этот вид медицинской помощи к первому уровню контакта граждан с системой здравоохранения, служащему опорой для непрерывного этапного процесса охраны здоровья и системы оказания медицинской помощи.

Детализация первичной медико-санитарной помощи на доврачебную, врачебную и специализированную характеризует ее многогранную направленность и является предпосылкой для выполнения возложенных
на данный уровень медицинской помощи задач.

Законопроектом вводятся критерии высокотехнологичной медицинской помощи, позволяющие формировать перечень высокотехнологичных видов медицинской помощи в целях оптимизации системы и расходов на ее оказание.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации\" Проект федерального закона \" iconПроект Федерального закона Российской Федерации "О техническом осмотре...
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия

Российской Федерации\" Проект федерального закона \" iconКодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации...
По мнению Института проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской...

Российской Федерации\" Проект федерального закона \" iconПояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений...
Проект федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" (далее законопроект) подготовлен в целях...

Российской Федерации\" Проект федерального закона \" iconФункционирования розничных рынков электрической энергии
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального...

Российской Федерации\" Проект федерального закона \" iconПроект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Одобренных на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 9 декабря 2004 г. №47, раздел I), и во исполнение поручения...

Российской Федерации\" Проект федерального закона \" iconЗаконопроектом предложенная ред п. 8
Института экономики города на проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные...

Российской Федерации\" Проект федерального закона \" iconК Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации
Прошу принять меня в гражданство Российской Федерации на основании статьи 13, 14 или 41. 3 Федерального закона “О гражданстве Российской...

Российской Федерации\" Проект федерального закона \" iconПостановление от 31 декабря 2009 г. N 1220 об определении применяемых...
Российской Федерации", статьей 23 Федерального закона "Об электроэнергетике", статьей 4 Федерального закона "О государственном регулировании...

Российской Федерации\" Проект федерального закона \" iconСвязанных с принятием федерального закона
Закон о банкротстве, Закон) Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального конституционного...

Российской Федерации\" Проект федерального закона \" iconПояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений...
Принятие федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница