Положение о контрольно оценочной деятельности в 1-4 классах Общие положения




Скачать 300.52 Kb.
НазваниеПоложение о контрольно оценочной деятельности в 1-4 классах Общие положения
страница1/2
Дата публикации03.09.2013
Размер300.52 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Право > Документы
  1   2






Положение

о контрольно - оценочной деятельности в 1-4 классах
1.Общие положения

  1. Контрольно - оценочная деятельность - это оценка качества усвоения обучающимся
    содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по
    результатам проверки.

  2. Данное Положение регулирует правила проведения контроля и оценки знаний обучающихся,
    применение единых требований к оценке знаний, умений и навыков обучающихся по различным
    предметам (дисциплинам), в том числе при выставлении итоговых оценок. Положение основано на
    Законе Российской Федерации «Об образовании», Типовом положении об общеобразовательном
    учреждении, «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
    образования» (приказ МО РФ №373 от 06.10.2009), Уставе школы.

1.3. Положение о контрольно оценочной деятельности в 1-4 классах принимается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения, утверждается руководителем учреждения.

^ 2. Цель контрольно - оценочной деятельности

2.1. Обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения их прав и свобод в части
регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами,
уважение их личности и человеческого достоинства.

2.2. Установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам
инварианта учебного плана, их универсальных учебных действий.

2.3. Соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта.

2.4. Контроль за выполнением учебных программ.

^ 3. Формы оценивания

3.1. В качестве инструментов оценивания качества образования могут применяться: экспертная оценка, портфолио, формативная оценка, самооценка.

Экспертная оценка - одна из форм оценочных процедур, направленная на определение качества экспертируемого объекта (процесса), предполагающая выдачу рекомендаций по его совершенствованию, используемая экспертами в тех случаях, когда образовательный результат или процесс не поддается измерению;

Портфолио комплект документов, представляющих совокупность подтверждаемых

индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки;

^ Формативная оценка оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, с помощью которой педагог получает и анализирует информацию о результатах обучения учащихся для дальнейшей коррекции своей педагогической деятельности.

Самооценка - одна из форм оценочных процедур личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Федеральный государственный стандарт устанавливает три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные).

^ К основным результатам начального общего образования стандарт относит: • формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

  • воспитание основ умения учиться - - способности к самоорганизации с целью постановки и
    решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности мотивационно-смысловой,
    познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Отличительная особенность системы оценки:

• комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и
личностных результатов общего образования).

^ 3.2. Оценка личностных результатов

Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии, которые могут быть представлены в форме универсальных учебных действий. Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:

  • самоопределение - - сформированность внутренней позиции школьника - - принятие и освоение
    новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности
    личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической
    принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои
    достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  • смыслоообразование - - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя»)
    учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов;
    понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого
    разрыва;

  • морально - этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на
    выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости развитие этических чувств -
    стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

^ З.З.Оценка метапредметных результатов

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет всех учебных предметов. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать
    практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в
    соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее
    осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их
    выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность
    в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из
    различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и
    процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
    установления аналогий, отнесения к известньм понятиям;

  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на
    себя ответственность за результаты своих действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

^ 3.4. Оценка предметных результатов - это оценка планируемых результатов по отдельным предметам. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных

ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

^ 4. Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным-! требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценки позволяет установить результат деятельности и определяется прежде всего по глубине, прочности и систематичности знаний обучающихся, уровню их воспитанности и развития. Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций.

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Система контроля и оценки становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития.

Образовательная функция осуществляет констатацию качества усвоения учащимися учебного материала.

Воспитательная функция выражается в формировании положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика.

Информационная функция''является основой диагноза планирования и прогнозирования. Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

^ 4.1. Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по
каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Специфика этого вида контроля:

1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается
возможность пересдать, доедать материал, исправить полученную ранее отметку;

2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а
учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более
низкие, что делает контроль более объективным;

3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний
становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

^ 4.2. Итоговый контроль ~ проводится как оценка результатов обучения за определенный,
достаточно большой промежуток учебного времени четверть, полугодие, год. Таким образом,
итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце
года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается
предпочтение более высоким.

Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на "4", в то время как в процессе текущего контроля соотношение между "4" и "3" было в пользу "3". Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик, в конечном счете, получает "4". В тоже время другой ученик, который имел твердую "4" в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на "3". Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до "4".

^ 5. Методы и формы организации контроля

5.1.Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связанного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументированно строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распространенной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимся материал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника. Например, составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников и т.п.

5.2. Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

^ 5.5. Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин.) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой. Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах.

Динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин) - это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Контрольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за правильное выполнение варианта А ученик получит отметку не выше "3", за вариант Б - не выше "4", а за вариант В -"5". При желании школьник может посоветоваться с учителем. Такая форма контроля мало используется в начальной школе и требует серьезной предварительной подготовки.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание, прежде всего, тем, что дают точную количественную характеристику не

только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом.

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

^ 6. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

  • качество усвоения предметных знаний - умений - навыков, их соответствие требованиям
    государственного стандарта начального образования;

  • степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной,
    читательской, трудовой, художественной);

- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать,
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать
учебную задачу и др.)

- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности;
степень прилежания и старания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные - словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.

Требования к оцениванию

Прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.

Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется, прежде всего, в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке.

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: таким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, что ему еще предстоит преодолеть.

Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.

^ Характеристика цифровой отметки

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится пятибалльная система цифровых оценок (отметок), начиная со второго класса. Характеристика цифровой оценки (отметки)

  • «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
    отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более
    одного недочета; логичность и полнота изложения;

  • «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование
    дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность
    суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6
    недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по
    пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала;
    использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в
    изложении материала;

  • «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований,
    предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему
    учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному
    учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота
    раскрытия вопроса;

  • «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6
    ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по
    пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого
    вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

^ Оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление и д.р.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:

  • в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

  • работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс,

неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать

результаты обучения и "развести" ответы на вопросы: "Чего достиг ученик в освоении

предметных знаний?" и "Каково его прилежание и старание?" ^ Характеристика словесной оценки (оценочное суждение).

Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»). Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

^ 7. Особенности контроля и оценки по отдельным учебным предметам

1.Русский язык

Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

^ Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

^ Контрольное списывание, как и диктант, - это способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

^ Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

^ Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и
    вставки лишних букв в словах;

  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен
    программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в
    начале предложения);

  • наличие ошибок на изучение правила по орфографии;

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие
    смысл произведения;

  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском
    тексте;

• употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано
    с большой буквы;

  • отсутствие «красной» строки;

  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно
    и тоже правило;

• незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного

содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60 % от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к
возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и
интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п.
Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8
слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные
члены предложения). Для проверки выполнения грамматических разборов используются
контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной
трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п.

^ 2.Чтение и читательская деятельность

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15 % в первом классе до 80-85 % в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

  • в 1-ом классе проверяется сформированность слогового способа чтения;

  • осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту
    (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;

  • во 2-ом классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и
    словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе
    чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы,
    соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности
    героев;

  • в 3-ем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами
    основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при
    темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка
    выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и
    стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических
    ударений, интонационного рисунка;

  • в 4-ом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами;
    достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в
    минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и
    наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор
    элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов,
    слов); неправильная постановка ударений (более 2);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при
    чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного;

  • неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного
    содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;




  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
    Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкое произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

• нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передачи характера.дерсонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы -небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

^ Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

^ Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Схема учета навыка чтения в 1 -м классе

Фамилия ученика

Способ чтения

Темп чтения, при котором осознает текст

Чтение без ошибок

Осознанность чтения

Общая оценка

Схема учета навыка чтения во 2-4-м классах

Фамилия ученика

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

Чтение без ошибок

Ответы по содержанию текста

Выразительность чтения (подготовленного заранее)

Общая оценка

^ З.Математика Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:

- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих
зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

  • неправильный выбор действий, операций;

  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;




  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на
    получение правильного ответа;

  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным
    действиям и полученным результатам;

-несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам. Недочеты:

- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

'


  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических
    выкладок;

  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных
    умений и навыков;




  • наличие записи действий;

  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;

  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
    Недочеты: ?

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;




  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать
    его;

  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью
школьника;

- неправильное произношение математических терминов.
Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых оотцествляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Положение о контрольно оценочной деятельности в 1-4 классах Общие положения iconПоложение о промежуточной аттестации в переводных классах
Закона РФ «Об образовании» проводится промежуточная аттестация во 3 – 4 классах, 5 – 8 классах и 10-х классах общеобразовательных...

Положение о контрольно оценочной деятельности в 1-4 классах Общие положения iconСтатья  Общие положения  Настоящее Положение (далее Положение) разработано...
«Об утверждении Положения о порядке управления землями, находящимися в муниципальной собственности Советского сельсовета»

Положение о контрольно оценочной деятельности в 1-4 классах Общие положения iconСтатья  Общие положения  Настоящее Положение (далее Положение) разработано...
Об утверждении Положения о порядке управления землями, находящимися в муниципальной собственности Песьянского сельсовета

Положение о контрольно оценочной деятельности в 1-4 классах Общие положения iconСтатья  Общие положения  Настоящее Положение (далее Положение) разработано...
Об утверждении Положения о порядке управления землями, находящимися в муниципальной собственности Косулинского сельсовета

Положение о контрольно оценочной деятельности в 1-4 классах Общие положения iconПоложение об организации электронного документооборота общие положения
«Положение», а также приложение к настоящему Положению устанавливают общие принципы организации работы электронной почты и ведения...

Положение о контрольно оценочной деятельности в 1-4 классах Общие положения iconРегламент Контрольно-счётной палаты Куртамышского района (далее Регламент)...
На основании ст. 39. 1 Устава Куртамышского района Курганской области, п. 15 Положения о Контрольно-счетной палате Куртамышского...

Положение о контрольно оценочной деятельности в 1-4 классах Общие положения iconО классах с двумя профильными группами (многопрофильных классах)
Настоящее Положение регулирует особенности приема обучающихся, содержание, организацию образовательного процесса в классах с двумя...

Положение о контрольно оценочной деятельности в 1-4 классах Общие положения iconПоложение о документах и документообороте в бухгалтерском учете общие положения
Действие настоящего Положения не распространяется на учреждения банков и колхозы

Положение о контрольно оценочной деятельности в 1-4 классах Общие положения iconПоложение о присвоении статуса технопарка в рамках Некоммерческого...
Целью настоящего Положения является обеспечение деятельности Партнерства при выработке и унификации критериев приобретения статуса...

Положение о контрольно оценочной деятельности в 1-4 классах Общие положения iconПоложение о присвоении статуса технопарка и приеме в члены Некоммерческого...
Целью настоящего Положения является обеспечение деятельности Партнерства при выработке и унификации критериев приобретения статуса...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница