Что стандарт грядущий нам готовит?




Скачать 55.69 Kb.
НазваниеЧто стандарт грядущий нам готовит?
Дата публикации19.08.2013
Размер55.69 Kb.
ТипВопрос
vbibl.ru > Право > Вопрос

Что стандарт грядущий нам готовит?


Сеничева Юлия Алексеевна, методист отдела дошкольного и начального общего образования ПИППКРО

    С введением нового образовательного стандарта перед педагогами встают вопросы, которые имеют для них прежде всего практическую значимость: как организовать учебный процесс, отвечающий современным задачам образования, нашедшим отражение в стандартах второго поколения? Как наряду с фундаментальным знанием сформировать у учащегося систему универсальных учебных действий, обеспечивающих функциональную грамотность? Как создать рабочую программу, которая позволит соединить когнитивную и функциональную составляющие? Какие учебно-методические комплекты позволят реализовывать новые подходы и, конечно же, новое содержание, определенное фундаментальным ядром содержания образования и зафиксированное в примерных предметных программах?

    Что касается дидактической и учебно-методической составляющих стандарта, разработчики концепции Федерального государственного образовательного стандарта хорошо понимают значимость учебно-методического обеспечения. По большей части для учителя это учебно-методические комплекты, с которыми приходится иметь дело. Современный книжный рынок завален школьными учебниками – предложение превышает спрос. С одной стороны, вариативность учебников – это хорошо. Вопрос заключается в том, насколько школьные учебники качественны. Разработка нового стандарта потребует переработки и создания новых учебников и методических комплектов. Хочется надеяться, что те процедуры экспертизы, которые введены Министерством образования и науки Российской Федерации, позволят обеспечить их более высокое качество. Пока же учителю придется ориентироваться на учебники, которые включены в федеральный перечень, то есть рекомендованные (допущенные) к использованию в образовательных учреждениях Министерством образования и науки Российской Федерации.

 Но существуют более серьезные проблемы, препятствующие эффективному процессу внедрения стандарта, наиболее значимыми из которых являются кадровые: низкий уровень рефлексивно-аналитической и проектно-технологической культуры кадров; малый процент педагогов, владеющих инновационными образовательными технологиями; несформированность у педагогов мотивации на личностно-профессиональное саморазвитие; слабая информированность; слабая направленность педагогического коллектива на развитие и т. п. Несомненно, в первую очередь должно произойти формирование новых потребностных запросов: например, запросы на дополнительное образование педагогов, связанные с реализацией новых стандартов. Поэтому работа с кадрами будет вестись в двух основных направлениях: подготовка педагогов (разработан проект стандарта высшего педагогического образования, который будет готовить учителей к работе в новых образовательных условиях) и повышение квалификации. Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования формирует и предлагает к реализации программы повышения квалификации, отражающие требования государственного стандарта начального общего образования. Планируется, что за 2010 год и первую половину 2011 года учителя начальных классов пройдут повышение квалификации и уже с 1 сентября 2011 года смогут начать учить всех ребят-первоклассников по новым стандартам.

    Это действительно одно из ключевых направлений. Ведь основные изменения, связанные с новым стандартом, лежат именно в области учебного процесса. Акцент делается на профессиональную позицию учителя: его нацеленности на успех, вере в ребенка, умении планировать и организовать такую совместную деятельность учителя и учащихся, которая имеет смысл и значение для детей данного возраста, умении сочетать фронтальную работу со всем классом с индивидуальной работой с конкретным ребенком, дифференцировать требования к подготовке детей, активно использовать в учебном процессе современные средства обучения. В субъектах Российской Федерации, где апробируется стандарт второго поколения, проводятся мониторинговые исследования готовности педагогов к их введению. Учителя воспринимают новый стандарт по-разному. И одним из серьезных рисков внедрения стандарта является профессиональная неготовность части педагогов к реализации новых идей и подходов, к деятельности в новой образовательной парадигме.

 В более выгодном положении оказались педагоги, работающие по системе развивающего обучения, так как в учебниках, которые они используют в своей деятельности, уже заложен инструментарий, похожий на универсальные учебные действия нового стандарта. Шоковое состояние испытывают учителя, которые этим не занимались и нацелены на формирование и отслеживание знаний – умений – навыков.

    Вот мнение учителя начальных классов колледжа Дальневосточного государственного университета Е.В. Шокол: «Новый стандарт ставит во главу угла личностное развитие ребенка. Развитие личности – смысл и цель современного образования. Возможно ли это в современной начальной школе при теперешнем раскладе сил и возможностей? В течение 11 лет я использую технологию развивающего обучения дидактической системы Л.В.Занкова, цели которой созвучны концептуальным идеям нового стандарта.

    Объясню, почему я пришла к этому выбору. В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым, быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно в начальной школе ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

    Я уверена, что условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система Занкова, цель которой – достижение оптимального общего развития каждого ученика.

    Основная особенность системы развивающего обучения заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, то есть воспитание занимает важное место в образовательном процессе. Многие концептуальные позиции нового стандарта присущи развивающему обучению. Системно-деятельностный подход, который является ключевым понятием стандарта, позволяет реализовывать основные принципы развивающего обучения.

    Процесс обучения в системе Занкова мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно-ориентированным, развивающим. Главной задачей развивающего обучения является формирование ведущей деятельности младших школьников, осознание процесса учения. Аналогичная задача современного начального образования обозначена в новом стандарте: «В начальной школе формируются основы умения учиться и способности к организа ции своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе».

    Мой опыт реализации принципов развивающего обучения показал, что моих учеников отличает учебная и общественная активность, умение и желание «добывать», а не получать знания в готовом виде, высокие адаптационные возможности, дети умеют думать, слушать друг друга и учителя.

    Но, к сожалению, в системе развивающего обучения в Приморском крае работает очень небольшой процент педагогов. Не всегда хочется отказываться от привычного пути и перестраиваться, но делать это совершенно необходимо, так как успех реализации стандарта второго поколения в большей степени зависит от учителя, уровня его квалификации, от владения эффективным педагогическим инструментарием, в том числе современными образовательными технологиями».

    Еще одна серьезная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта, – освоение учителями новых образовательных технологий. Такие технологии заложены и хорошо разработаны в системе развивающего обучения. А если основная масса учителей работает по традиционным УМК, то им этот переход будет сделать сложно. Нужно научить учителя организовывать образовательную деятельность в технологии учебного сотрудничества – строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские отношения между учителем и детьми. Это очень сложно. Как сложно перестроить самого человека, изменить его мировоззренческие позиции. Но это возможно и жизненно необходимо.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что стандарт грядущий нам готовит? iconА. С. Пушкин Что день грядущий нам готовит? Этот вопрос задает каждый...
Что день грядущий нам готовит? Этот вопрос задает каждый из нас, задумываясь о будущем. Можем ли мы его предвидеть и как-то повлиять...

Что стандарт грядущий нам готовит? iconНе нравится жизнь?
Цифры, говорили они, это знаки, которые посылают людям небеса, и главное правильно расшифровать эти послания. Что ж, попробуем вместе...

Что стандарт грядущий нам готовит? iconЧто век грядущий нам готовит
Обязательно были плохой и хороший менеджеры, многократное хлопанье по рукам и уходы с возвращением обратно от дверей. У всякого продавца...

Что стандарт грядущий нам готовит? iconЗаконность
Я надеюсь, что вы разберетесь, что есть что, и немного повеселитесь независимо от того, решили вы применить какой-нибудь метод на...

Что стандарт грядущий нам готовит? iconПрограмма развития Республиканского многопрофильного лицея на 2006-2010 годы
«Куда нам идти, что делать?», «Каково будущее которое мы создаем?», «За что с нас спросят те, кто нам поверит и пойдет за нами?»

Что стандарт грядущий нам готовит? iconКорона Оленьего Рога; Изумрудный Двор; Двор Желания
Слишком многие из нас заняты тем, чтобы держаться подальше оттуда и прятаться от ловцов, так что мы не думаем о том, что нам сейчас...

Что стандарт грядущий нам готовит? iconВзрывы в Чечне, взрывы в Ираке, взрывы в Израиле. Пожары в Париже,...
Конечно, можно отмахнуться и сказать, что ничего особенного не случилось. Мир всегда был полон насилия, и нам всего лишь надо пoстараться...

Что стандарт грядущий нам готовит? iconАнонс Невянущий букет из танцев Юлия Холодова к 8 марта готовит женщинам подарок
Близится Международный женский день. И традиционно 8 марта прекрасную половину человечества ждет море цветов. А известный преподаватель,...

Что стандарт грядущий нам готовит? iconХагакурэ Из Книги Первой
Самурая, не вызывает сомнений, что все мы небрежительны. Поэтому, если в наши дни спросить: "В чем подлинный смысл Пути Самурая?",...

Что стандарт грядущий нам готовит? iconРешил писать дневник. Зачем?
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница