Справочник для персонала обсе на местах




НазваниеСправочник для персонала обсе на местах
страница1/12
Дата публикации14.08.2013
Размер1.22 Mb.
ТипСправочник
vbibl.ru > Право > Справочник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЫТОК:

СПРАВОЧНИК ДЛЯ ПЕРСОНАЛА ОБСЕ НА МЕСТАХ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Искоренение пыток и жестокого обращения

Как пользоваться этим справочником

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: РОЛЬ ОБСЕ В БОРЬБЕ С ПЫТКАМИ И ЖЕСТОКИМ

ОБРАЩЕНИЕМ

Глава 1: Учреждения ОБСЕ, занимающиеся вопросами пыток и жестокого обращения

1.1 Человеческое измерение ОБСЕ: меры и действия

1.2 Политические инструменты

1.3 Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ)

1.4 Консультативная комиссия по предотвращению пыток

1.5 Миссии ОБСЕ

Глава 2: Деятельность миссий ОБСЕ на местах в области предупреждения пыток

и жестокого обращения

2.1 Заявления и подходы

2.2 Обязанности и реакция

2.3 Обязательства и гарантии

^ ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЫТОК И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ:

ЮРИДИЧЕСКИЕ РАМКИ И ГАРАНТИИ

Глава 3: Запрещение пыток и жестокого обращения в международном праве

3.1 Международный консенсус

o Обязательства ОБСЕ

o Всеобщая декларация прав человека

o Международный пакт о гражданских и политических правах

o Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих

достоинство видов обращения или наказания

o Европейская конвенция о правах человека

o Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего

достоинство обращения или наказания

o Женевские конвенции

o Другие стандарты

3.2 Международные механизмы контроля и процедуры обжалования

o Комитет по правам человека

o Комитет ООН против пыток

o Специальный Докладчик ООН по вопросам пыток и других жестоких, бесчеловечных и

унижающих достоинство видов обращении или наказании

o Европейский комитет по предупреждению пыток

o Международный комитет красного креста (МККК)

3.3 Определение и границы запрещения

3.4 Отсутствие оправданий

3.5 Государственная и личная ответственность

Глава 4: Гарантии против пыток и жестокого обращения

4.1 Лишение свободы

o Извещение о правах

o Документация

o Habeas corpus

o Появление перед судом

4.2 Доступ к задержанным лицам

o Недопустимость содержания "инкоммуникадо"

o Оповещение о заключении под стражу

o Юридическая помощь

o Медицинский осмотр

4.3 Допросы

4.4 Условия содержания под стражей

o Места содержания

o Краткосрочное содержание под стражей

o Долгосрочное тюремное заключение

o Режим

o Здравоохранение

4.5 Ответственность и возмещение ущерба

o Независимая инспекция

o Механизмы обжалования

o Уголовная и дисциплинарная ответственность

4.6 Компенсация

^ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЗАЯВЛЕНИЯ О ПЫТКАХ ИЛИ ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ:

МОНИТОРИНГ, РАССЛЕДОВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТОВ

Глава 5: Мониторинг

5.1 Законодательство и гарантии

5.2 "Прозрачность" государственных институтов и мест содержания под стражей

5.3 Ответственность, безнаказанность, способы улучшения положения

5.4 Направления развития

5.5 Жертвы и преступники

5.6 Создание информационной сети

5.7 Конкретные случаи

o Принципы для ведения интервью

o Примерная анкета для личных показаний свидетелей

o Примерная медицинская анкета

Глава 6: Проведение расследования

6.1 Мандат

6.2 Основные принципы

Глава 7: Составление отчетов и докладов

7.1 Значение отчетов и докладов

7.2 Порядок отчетности

7.3 Подготовка отчета

7.4 Примерный план отчета

Глава 8: Направления развития

8.1 Обращение в государственные структуры

8.2 Рекомендации по инициативам ОБСЕ

8.3 Помощь жертвам пыток и их семьям

8.4 Как использовать этот справочник

Приложение 1: Обязательства по ОБСЕ

Приложение 2: Список организаций и web-страниц

ВВЕДЕНИЕ

ОБСЕ приняла на себя недвусмысленные обязательства защищать всех людей от пыток и жестокого обращения. Они были приняты на основании неопровержимых свидетельств того, что лица, находящиеся в заключении и имеющие полное право обращаться к своим правительствам в поисках защиты, тем не менее, находятся под угрозой серьезного насилия. Подобное жестокое обращение существенно нарушает законность и права, гарантируемые лицам, находящимся под стражей, конституциями их стран. Они могут стать жертвами действий, которые не только унижают их достоинство как личностей, но угрожают свести на нет отправление правосудия, и противоречат основным принципам, поддерживаемым ОБСЕ. На практике, неоднократные заявления о пытках и жестоком обращении часто означают, что миссиям ОБСЕ необходимо тщательно изучить вопрос соблюдения законности и, более широко, прав человека в обществе, как в целом.

За годы, в течение которых ОБСЕ работает в области прав человека, ее миссии и другие структуры сталкивались с вызывающими глубокое беспокойство заявлениями о пытках и жестоком обращении, многие из которых подтверждались медицинскими документами и другими независимыми данными. Заключенных содержали в ужасных условиях, они подвергались избиениям, пыткам электрошоком, сексуальному насилию и т.д. Их заставляли наблюдать пытки их родственников и детей, угрожали массовыми казнями, запрещали любой доступ к внешнему миру и отказывали в юридической помощи или, для иностранных граждан, не позволяли им вступать в контакт с консульскими работниками их стран. Многие погибли во время допросов; другим было отказано в независимой медицинской помощи, и они были брошены умирать от полученных травм. В других случаях, даже если преднамеренная жестокость не доказана, невыполнение признанных международных гарантий приводило к серьезным нарушениям достоинства, присущего человеческой личности, которые ОБСЕ обязуется защищать.

^ Искоренение пыток и жестокого обращения

Опыт показал, что практически ни одна страна не свободна от случаев совершения на практике действий, равнозначных пыткам и жестокому обращению. Интенсивность и степень таких злоупотреблений и реакция на них органов власти различна в разных странах. ОБСЕ убеждена, что все такие нарушения, независимо от того, являются ли они единичными или систематическими, совершены ли они по чьей-то воле или в результате небрежности соответствующих организаций, должны быть ликвидированы во всех государствах-участниках.

Ликвидация пыток и жестокого обращения - это один из наиболее далеко идущих идеалов, которых стремится достичь ОБСЕ. Цель этого справочника - помочь миссиям и всем другим долгосрочным структурам ОБСЕ на местах внести эффективный и конструктивный вклад в эту деятельность. Справочник обобщает опыт многочисленных международных организаций, чья скрупулезная работа сделала случаи пыток и жестокого обращения объектом постоянного внимания. Один из результатов их работы - разработка практических мер, которые могут предприниматься для того, чтобы выявлять, контролировать и, в конечном счете, искоренять эти злоупотребления.

Международные организации, чья деятельность проложила пути к предотвращению пыток, включают структуры Организации Объединенных Наций, занимающиеся правами человека, куда входят Комиссия по правам человека и Специальный докладчик по вопросам пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания, Комитет против пыток, созданный Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, и Европейский комитет по предотвращению пыток, созданный Европейской Конвенцией по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Жизненная важную роль сыграли и другие экспертные организации, например Международный комитет красного креста, или организации по правам человека, такие как Международная амнистия, а также специальные центры, занимающиеся лечением и реабилитацией жертв пыток.

^ Как пользоваться этим справочником

Цель этого справочника - выделить главное из всего накопленного опыта, с целью помочь всем миссиям ОБСЕ на местах. Уже вследствие самого его существования, этот документ следует воспринимать, как наиболее явное подтверждение политической решимости со стороны ОБСЕ как целого, приложить все усилия для достижения глобальной цели создания мира, свободного от пыток и жестокого обращения.

Роль, играемая миссиями на местах в этой области, может быть жизненно важной, если миссии будут передавать этот международный опыт в принимающей стране, способствуя практическому воплощению в жизнь мер и гарантий, описанных в этом справочнике, и всячески подчеркивая как для правительств так и для общества решимость ОБСЕ достичь полного искоренения пыток и жестокого обращения.

Справочник очерчивает основные юридические и политические рамки этой деятельности, как в регионе ОБСЕ, так и в других странах. Он описывает обстоятельства, при которых миссии ОБСЕ могут столкнуться с заявлениями о пытках и жестоком обращении, и описывает допустимые действия при их получении. Он очерчивает принятые международным сообществом гарантии, которые максимально могут защитить людей от пыток и жестокого обращения. Таким образом, эта брошюра может служить базовым справочником для работников ОБСЕ, которые сталкиваются с заявлениями о пытках и жестоким обращении или которые нуждаются в информации о соответствующих международных гарантиях, нормах и механизмах. Здесь объясняется, как отслеживать соблюдение этих гарантий и стандартов, и как наилучшим образом оценивать, изучать и докладывать о нем. Здесь также содержатся советы о том, как лучше всего реагировать на конкретные заявления.

Наконец, здесь миссии ОБСЕ могут найти советы о том, какие еще возможны подходы, как по отношению к правительствам, так и к собственно ОБСЕ или другим учреждениям, к деятельности по искоренению пыток и жестокого обращения. Здесь также содержится информация о практической помощи, которая может быть оказана правительствам и лицам, пережившим пытки и их семьям.

^ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: РОЛЬ ОБСЕ В БОРЬБЕ С ПЫТКАМИ И ЖЕСТОКИМ ОБРАЩЕНИЕМ

ГЛАВА 1: УЧРЕЖДЕНИЯ ОБСЕ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОПРОСАМИ ПЫТОК И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Все работники и участники деятельности ОБСЕ на местах представляют собой часть организационной структуры, в чьи цели входит содействие соблюдению прав человека, включая борьбу с пытками и жестоким обращением. Эта цель сформулирована в многочисленных обязательствах ОБСЕ. Последние подтверждают запрещение пыток и жестокого обращения в международном праве и налагают обязательства на государства-участники обеспечивать принятые международным сообществом гарантии.

Рамки обязательств ОБСЕ очерчены в главе 3 этого справочника.

Цель настоящей главы - ознакомить читателя с организационной структурой ОБСЕ, которая играет важную роль в предотвращении пыток и жестокого обращения. Поскольку обязательства, принятые государствами в разных кластерах ОБСЕ взаимозависимы, задача искоренения пыток и жестокого обращения тесно связана с достижением других целей ОБСЕ. Эта задача не относится к вопросам, оставляемым на усмотрение отдельных государств; она признается всеми государствами-участниками предметом неотложного и законного интереса для ОБСЕ в целом.

Заслуживающие доверия данные, собранные в отчетах, показывают, что пытки и жестокое обращение все еще широко распространены в ряде стран ОБСЕ. Во время встречи ОБСЕ по введению человеческого измерения в 1997 и 1998 гг., государственные делегации наравне с делегациями от неправительственных организаций пришли к соглашению, что вопрос пыток относится к области, в которой государства-участники должны приложить больше усилий для выполнения своих обязательств.

Обязательство ОБСЕ по искоренению пыток и жестокого обращения впервые было упомянуто во время Венской встречи 1989 г. Оно было снова заявлено во время Парижской встречи в верхах 1990 г. и подтверждено и уточнено Копенгагенской встречей 1990 г., Московской встречей 1991 г. и Будапештской встречей в верхах 1994 г.

После Копенгагенской встречи государства разработали меры, необходимые для того, чтобы гарантировать эффективное выполнение своих обязательств. Они заявили, что они будут принимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предотвращения пыток и жестокого обращения и для наказания виновных в этих поступках. Кроме того государства обязались рассмотреть вопрос присоединения в срочном порядке к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Они приняли на себя обязательства признать компетентность Комитета по контролю над исполнением Конвенции, который имеет право поддерживать как индивидуальные, так и государственные контакты и расследовать заявления о случаях систематических пыток.

Государства-участники также обязались гарантировать то, что работники охраны порядка и любые другие лица, работающие в областях, связанных с содержанием под стражей, следствием или обращением с лицами, лишенными свободы, получил соответствующие образование и информацию. Они также обязались держать под постоянным контролем правила, инструкции и применяемые методы, а также условия содержания таких лиц и обращения с ними. Во время Московской встречи ОБСЕ особое внимание уделялось правам лиц, лишенных свободы, включая право заключенного или его или ее адвоката подавать ходатайство или жалобу относительно обращения, и гарантиям того, что человек, подавший такое ходатайство или жалобу, не станет жертвой злоупотреблений.

Кроме того, обязательство ОБСЕ по ликвидации пыток и жестокого обращения было дополнено двумя дальнейшими обязательствами. Они заключаются в следующем. С лицами, лишенными свободы необходимо обращаться гуманно и с уважением к достоинству, присущему человеческой личности. Государства-участники обязаны стараться принимать необходимые меры по улучшению условий, в которых содержатся заключенные.

ОБСЕ обладает механизмами, методами и структурами, нацеленными на эффективное выполнение обязательств в отношении этих прав человека. ОБСЕ занимается как мониторингом, так и вмешательством, при необходимости, как в случаях отдельных, так и неоднократных актов пыток и жестокого обращения. В более общем смысле, действия ОБСЕ нацелены на помощь государствам в областях, в которых могут возникать бреши в соблюдении законности, недемократичность и нарушение основных свобод, которые могут служить причиной пыток и жестокого обращения.

Поскольку деятельность ОБСЕ в этих областях стала более серьезной, были разработаны различные документы.

^ 1.2 Политические инструменты

Роль человеческого измерения в процессе политических консультаций ОБСЕ, работе принимающих решения организаций и миссий ОБСЕ постоянно возрастает. Были учреждены специальные экспертные и отчетные миссии по предотвращению пыток. С 1994 г. представители государств-участников поддерживают постоянный диалог по человеческому измерению, в тематику которого входит обсуждение случаев невыполнения обязательств по человеческому измерению в рамках Постоянного Совета. Действующий председатель ОБСЕ информирует Постоянный Совет о серьезных случаях предполагаемого невыполнения этих обязательств, основываясь на информации, предоставляемой учреждениями ОБСЕ, такими, как Бюро по демократическим институтам и правам человека и миссии на местах, или самими государствами-участниками. Действующий председатель и Тройка могут также вмешиваться в отдельных случаях.

Во время встреч, посвященных выполнению обязательств ОБСЕ по человеческому измерению, проблемы в области пыток и жестокого обращения регулярно поднимаются правительственными делегациями и не правительственными организациями под рубрикой "Предупреждение пыток". В заключительном отчете подводятся итоги этих обсуждений без ссылок на конкретные случаи или ситуации.

^ 1.3 Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ)

Мандат БДИПЧ предусматривает помощь государствам-участникам в построении демократических структур и в выполнении их обязательств по человеческому измерению, которые включают предупреждение пыток и жестокого обращения. В контексте ответственности ОБСЕ в области контроля над выполнение обязательств ОБСЕ по человеческому измерению, БДИПЧ консультирует и помогает действующему Председателю ОБСЕ и государствам-участникам. Одна из его задач - организация семинаров и встреч по воплощению на практике принципов человеческого измерения. БДИПЧ также работает над углублением общественного правосознания в вопросе необходимости предотвращения пыток и жестокого обращения, а также занимается проектами в области законности, направленными на ликвидацию этих злоупотреблений.

БДИПЧ собирает информацию о выполнении государствами-участниками обязательств по человеческому измерению, включая предупреждение пыток и жестокого обращения, с целью обеспечить его директору возможность консультировать Действующего Председателя ОБСЕ и другие организации ОБСЕ, и, чтобы разработать основу для принятия решений по проектам и политике БДИПЧ. В особых случаях, Директор БДИПЧ может также вступать в отношения непосредственно с государствами.

^ 1.4 Консультативная комиссия по предотвращению пыток

Следуя предложениям, выдвинутым Встречей по выполнению принципов человеческого измерения, состоявшейся в 1997 г., БДИПЧ учредило Консультативную комиссию по предотвращению пыток. Задача комиссии - консультирование в области того, как БДИПЧ может наилучшим образом разрабатывать и внедрять программы и виды деятельности по борьбе с пытками в государствах-участниках, без дублирования действий других организаций. Комиссия постоянно консультирует БДИПЧ по вопросам интеграции существующей антипыточной деятельности в текущие проекты и в разработку стратегического плана по борьбе с пытками и жестоким обращением. БДИПЧ выполняет рекомендации Комиссии, включая область пыток, в проводящиеся изапланированные проекты.

^ 1.5 Миссии ОБСЕ на местах

Миссиями ОБСЕ на местах в этом справочнике называются все структуры, сформированные ОБСЕ в разных странах на определенный срок, как, например, долгосрочные миссии, присутствия, центры, консультативно-наблюдательные группы, бюро по связям, экспертные группы и координаторы проектов.

Где бы ни находилась полевая миссия ОБСЕ, как правительство, так и общественность, должны знать ее как центр, главная цель которого - выполнение обязательств организации, постоянно работающей в области соблюдения прав человека, включая борьбу с пытками и жестоким обращением. Каждая миссия имеет эти полномочия,

либо явно сформулированные в перечне их обязанностей, либо они подразумеваются самим фактом своей работы в качестве представителя ОБСЕ. Основные цели ОБСЕ - способствовать соблюдению прав человека и основных свобод, демократии и верховенству закона. Это означает, что они входят в сферу деятельности всех миссий на местах. Таким образом, все миссии имеют полномочия заниматься борьбой с

пытками и жестоким обращением в определенной степени. Роль, которую они играют в этой области, сильно зависит от ситуации в регионе, в котором они расположены, от конкретных приоритетов, установленных в мандате, а также от количества и опыта сотрудников миссии.

Пути выполнения миссиями на местах своих обязанностей в области предотвращения и ликвидации пыток и жестокого обращения будут рассмотрены в следующей главе.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Справочник для персонала обсе на местах iconСправочник Учетных систем 10 2 Справочник типов запросов к Учетным...
Взаимодействие системы «дбо bs-client. Частный клиент» с учетными системами банка

Справочник для персонала обсе на местах iconСправочник Учетных систем 9 2 Справочник типов запросов к Учетным...
Взаимодействие системы «дбо bs-client. Частный клиент» с учетными системами банка

Справочник для персонала обсе на местах iconСправочник базовых цен на инженерно-геологические и инженерно-экологические...
Справочник предназначен для применения предприятиями (организациями) различных организационно-правовых форм, выполняющими изыскательские...

Справочник для персонала обсе на местах iconМинстрой россии справочник базовых цен на проектные работы для строительства объекты энергетики
Справочник предназначен для применения организациями различных организационно-правовых форм, имеющими лицензию на выполнение соответствующих...

Справочник для персонала обсе на местах iconПравила поведения в общественных местах Цель: рассказать о правилах...
Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. Такие места называются общественными. Назовите такие места

Справочник для персонала обсе на местах iconСовет Федерации на своем заседании принял Заявление Совета Федерации...
Ля на сессии Парламентской ассамблеи обсе резолюцию «Объединение разделенной Европы: защита прав человека и гражданских свобод в...

Справочник для персонала обсе на местах icon3Техническая реализация
Руководство по эксплуатации предназначено для персонала подразделений сбыта электроэнергии, осуществляющего работу на автоматизированных...

Справочник для персонала обсе на местах iconСправочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях...
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Справочник для персонала обсе на местах iconЗадачи и функции подбора персонала 13 концептуальные подходы к процессу...
Организация подбора персонала в организации на примере максатихинского райпо «исток» 46

Справочник для персонала обсе на местах iconАгентство по подбору персонала
В петербурге сейчас около 150 компаний, занимающихся подбором персонала. Но спрос на услуги агентств по подбору персонала по-прежнему...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница