Правовой режим открытого моря и режим военного мореплавания




Скачать 58.97 Kb.
НазваниеПравовой режим открытого моря и режим военного мореплавания
Дата публикации22.07.2013
Размер58.97 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Право > Документы
Правовой режим открытого моря и режим военного мореплавания

Под открытым морем понимаются все водные части моря, которые расположены за пределами внутренних и территориальных вод, экономической зоны и архипелажных вод и которые находятся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с нормами и принципами международного права (ст.86 Конвенции ООН по морскому праву). С точки зрения правового режима открытое море считается территорией res communis, т.е. оно не может находиться под суверенитетом какого-либо государства (ст.89).

Конвенция ООН по морскому праву закрепляет право внутриконтинентальных стран на доступ к морю. Государства, не имеющие выхода к морю, “имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества” (ст.125); их суда имеют право на транзит через водные пространства соседних стран (ст.127); на равенство флага (ст.131). Так, внутриконтинентальные государства имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации соответствующей части остатка допустимого улова живых ресурсов в исключительной экономической зоне прибрежных государств (ст.69), а также право на прокладку кабелей и трубопроводов (ст.79). Условия и порядок такого участия устанавливается заинтересованными государствами.

Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, включающий в себя: свободу судоходства; свободу рыболовства; свободу летать над открытым морем; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу научных исследований (ст.87). Этим составные части принципа свободы открытого моря не исчерпываются. Например, в современном международном морском праве к другим свободам относится свобода военного мореплавания. Свобода открытого моря не безгранична. Государства, пользуясь этими свободами, обязаны уважать законные интересы других стран (ст.87).

Свобода судоходства включает в себя как судоходство торговых судов, так и военных кораблей. Под военным мореплаванием понимается плавание боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ и оно отличается от других видов мореплавания тем, что осуществляется кораблями, наделенными особыми правами и обязанностями, обладающими специальными юридическими признаками и свойствами. Свобода военного мореплавания, являясь одним из общепризнанных принципов современного международного права, должна согласовываться с другими принципами, такими как неприменение силы, невмешательство во внутренние дела других государств и др.

В открытом море все суда (в том числе и военные корабли) подчиняются исключительно юрисдикции государства флага. Юрисдикция государства означает, что функции власти над всеми своими судами могут осуществлять только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага; она также означает, что преследование членов экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага (ст.95).

Под военным кораблем, согласно Конвенции, понимается судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее специальные внешние знаки, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих, имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине (ст.29).

Правовое положение военного корабля определяется его иммунитетом от юрисдикции иностранного государства. Иммунитет военного корабля является производным от суверенитета государства. Иммунитет военного корабля проявляется в трех формах: а) иммунитет от иностранной юрисдикции, т.е. нераспространение действия законов и правил какого-либо государства, кроме государства флага, на военные корабли в открытом море; б) иммунитет от принуждения, т.е. запрещение применять к военным кораблям меры принуждения и насильственные действия в какой бы то ни было форме; в) особые льготы и привилегии, т.е. освобождение военных кораблей во время пребывания в иностранных водах от таможенного досмотра и санитарного осмотра, от уплаты различных сборов.

Конвенция допускает возможность вмешательства военных кораблей в плавание иностранных невоенных судов, если это вмешательство основано на международных соглашениях. Так, военный корабль может подвергнуть осмотру торговое судно, если есть основания подозревать, что это судно занимается пиратством, под которым понимается любое из следующих действий: а) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершенный с личными целями экипажем частновладельческого судна и направленный против другого судна или против лиц и имущества, находящихся на нем; б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна, совершенный со знанием того факта, что судно является пиратским; в) любое подстрекательство или сознательное содействие совершению действий, указанных в пп. “а” и “б” (ст.101). Военный корабль или воздушное судно вправе захватить в открытом море пиратское судно или пиратский летательный аппарат, арестовать находящихся на них лиц и захватить имущество, наложение взыскания и мер наказания входит в компетенцию того государства, суда которого захватили пиратов (ст.105).

Следующим изъятием из общих принципов является вмешательство в целях борьбы с работорговлей. Согласно ст.99 Конвенции каждое государство принимает эффективные меры против перевозки рабов. Военный корабль вправе подвергать иностранное торговое судно осмотру, включая проверку права на его флаг, если есть подозрение, что оно перевозит рабов.

Изъятие из принципа юрисдикции государства допускается при пресечении несанкционированного вещания. При возникновении подозрения в том, что судно занимается несанкционированным вещанием, военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг и затем, если подозрения окажутся обоснованными, может предпринять действия по пресечению такой деятельности (ст.109).

Исключение из юрисдикции государства флага предусмотрено Конвенцией по охране подводных телеграфных кабелей 1884 г. Военные корабли государств-участников могут останавливать невоенные суда, если есть подозрение в повреждении ими кабеля.

Изъятие из принципа юрисдикции государства флага допускается при преследовании судна в открытом море. Порядок преследования регламентируется ст.111, согласно которой судно, совершившее правонарушение в отношении внутренних вод, территориального моря, прилежащей или экономической зоны, континентального шельфа прибрежного государства, может подвергнуться преследованию. Право преследования основано на концепции “преследования по горячим следам”, т.е. оно должно начаться в той зоне, режим которой нарушен, непрерывно продолжаться и быть эффективным; преследование должно прекратиться, как только судно зайдет в свои территориальные воды или в воды третьего государства (ст.111). К преследующему судну применяются нормы национального законодательства. Так, в Законе о государственной границе РФ 1993 г. предусматривается, что пограничные войска, включая военные корабли и другие суда, вправе преследовать и задерживать иностранные невоенные суда в открытом море, если преследование было начато во внутренних или территориальных водах РФ.

Во всех перечисленных выше случаях изъятия из под юрисдикции государства флага судну должны быть возмещены причиненные вред и убытки, если подозрения окажутся необоснованными.

От преследования необходимо отличать слежение (наблюдение). Главное отличие состоит в том, что при слежении военный корабль одного государства взаимодействует с военным кораблем другого государства как равный с равным. Преследование же всегда связано с осуществлением какой-либо власти. Слежение можно рассматривать как обычную повседневную деятельность военных кораблей. Поэтому нет специальных конвенционных норм международного морского права, которые регламентировали бы слежение. Однако некоторые вопросы слежения могут являться предметом двусторонних соглашений. Так, в 1972 г. СССР и США заключили Соглашение “О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним”, в 1986 г. подобное соглашение было заключено между СССР и Англией, а в 1988 г. — между СССР и ФРГ. В этих соглашениях устанавливается, что корабли, ведущие наблюдение за кораблями другой стороны, не должны мешать их действиям или создавать опасность кораблям, за которыми ведется наблюдение; военные корабли должны находиться на достаточном удалении, чтобы избежать риска столкновения. Военные корабли сторон не должны предпринимать имитации атак путем разворота орудий, пусковых установок, торпедных аппаратов и имитации применения других видов оружия в направлении кораблей или воздушных судов другой стороны, не выбрасывать какие-либо предметы в направлении движения кораблей другой стороны, не использовать прожекторы для освещения ходовых мостиков кораблей другой стороны; такие же действия военные корабли не должны предпринимать и в отношении невоенных судов другой стороны.

Командиры воздушных судов должны проявлять “величайшую осторожность и благоразумие при приближении к воздушным судам” другой стороны (ст.4 Соглашения СССР и ФРГ).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правовой режим открытого моря и режим военного мореплавания iconПравовой режим Арктики и международно-правовой и режим Антарктики
Советского Союза”. Таким образом, в силу секторального деления Арктики прибрежные государства получили определенные права в своих...

Правовой режим открытого моря и режим военного мореплавания iconSiui apogee 3500
Режим сканирования: Конвексный, линейный, режим доплера в диапазоне 0 – 12. 0 Мгц

Правовой режим открытого моря и режим военного мореплавания iconСо скучного слова "режим" мы и начнем разговор о школьных днях
На режим смотрят как на правильную, видимо, но все-таки выдумку врачей и педагогов. А ведь он не ими придуман он основан на закономерностях,...

Правовой режим открытого моря и режим военного мореплавания iconТематический план проведения уроков по обж с учащимися 8 классов на 2012-2013 учебный год №
Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления....

Правовой режим открытого моря и режим военного мореплавания iconПравила предоставления услуг бань
Режим работы бань: круглосуточно. Туристический комплекс оставляет за собой право вносить изменения в режим работы бань

Правовой режим открытого моря и режим военного мореплавания iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Земельное право» Предмет земельного права
Правовой режим земель энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики и

Правовой режим открытого моря и режим военного мореплавания icon№ Ф. И. О. студента Экзаменационные вопросы 1
Виды муниципальных организаций, их правовой режим. Типы муниципальных учреждений

Правовой режим открытого моря и режим военного мореплавания iconВведение 3 раздел 1 личные крестьянские хозяйства в системе аграрного производства 14
Правовой режим объектов права собственности граждан, ведущих личное крестьянское хозяйство 86

Правовой режим открытого моря и режим военного мореплавания iconРежим дня школьника режим
Вто­рой подъем начинается в 16 и заканчивается в 18 часов, но он более низкой интенсивно­сти и продолжительности. Дети легко при­выкают...

Правовой режим открытого моря и режим военного мореплавания iconПравовой режим международных проливов и каналов
Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Сингапурский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский и др.; б проливы, используемые для международного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница