Мбоу дод цртдю




Скачать 257.53 Kb.
НазваниеМбоу дод цртдю
страница1/3
Дата публикации26.05.2013
Размер257.53 Kb.
ТипСочинение
vbibl.ru > Музыка > Сочинение
  1   2   3






Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

дополнительного образования детей

музыкальное отделение

МБОУ ДОД ЦРТДЮ

городской округ – город Камышин

Методическая разработка




Развитие креативности

детей младшего школьного

возраста обучающихся игре

на фортепиано



Педагог по классу фортепиано

музыкального отделения

^ МБОУ ДОД ЦРТДЮ

Чибирева Л.А.

г. Камышин 2012 г.

Оглавление

I Креативность. Методы и приемы развития креативности.

  1. Система творческих заданий.

  2. Театр – урок.


II Творческие задания с применением межпредметных связей.

  1. Сочинение стихотворений.

  2. Сочинение мелодии.

  3. Творческое общение.

  4. Придумывание ребусов на музыкальном материале.

  5. Исполнительская деятельность.


III Методические принципы в работе педагога на уроке.

IV Художественно-творческие формы работы.

  1. Импровизация.

  2. Ритмизация.

  3. Театрализация.

  4. Пластическое интонирование.

  5. Инструментальное музицирование.

  6. Вокальное музицирование.

  7. Музыкальный фольклор.

  8. «Дневник музыкальных впечатлений».

  9. Создание музыкальных сочинений.


V Выводы.
VI Используемая литература.


По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к обучению игре на фортепиано в музыкальной школе и способствует развитию креативности у обучающихся младших классов.

Креативность - это развитие творческих знаний, умений и навыков:

  • в восприятии (слушательской деятельности),

  • сочинении музыки,

  • исполнении музыкальных произведений,

  • импровизации,

  • анализа музыкальных произведений,

  • умения ритмопластического интонирования,

  • формирования широкого кругозора.

Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям. Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения игре на фортепиано считается важнейшим в формировании музыкально-творческих навыков. Музыка выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии.
Какие пути и педагогические приемы развития креативности в процессе общения с музыкой можно обозначить?

► Одним из главных методов развития креативности у обучающихся в возрасте 6 – 8 лет можно назвать игру. Игра формирует предметную деятельность, логику и приемы мышления, развивает музыкально-творческие умения и навыки. Детские развивающие игры помогают приобретать опыт музыкально-творческой и исполнительской деятельности. В этом возрасте важно, чтобы ребенок был обеспечен достаточным количеством развивающих игр на занятиях и дома. Включение игрового метода в обучении музыкальному инструменту способствует формированию самоутверждения, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. Почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением.

► В развитии креативности используется педагогический прием, связанный с организацией музыкальной деятельности детей на уроке как полифонического процесса. Суть его состоит в том, чтобы создать условия для прочтения каждым ребенком, исходя из своего индивидуального видения, слышания, прочувствования звучащей музыки. Результатом должно быть не то, что все дети одинаково чувствовали, слышали, исполняли музыку, а то, чтобы восприятие музыки детьми на уроке приобретало вид художественной “партитуры”, в которой каждый ребенок имеет свой голос, индивидуальный, неповторимый, вносит в нее что-то свое уникальное, оригинальное. Все виды музыкального звучания объединяются для ребенка в нескольких сферах: музыка, звучащая в записи; пение; исполнение музыки на фортепиано; музыка, связанная с танцами, с игрой; музыка, сопровождающая какие-либо осмысленные, понятные для ребенка действия.

► Следующим приемом развития креативности является овладение навыком музыкального восприятия и осуществляется в процессе многообразных видов деятельности. Дети воспринимают музыкальное произведение в целом. Постепенно с опытом начинают слышать и выделять выразительную интонацию, изобразительные моменты, дифференцируют части произведения, вступление и заключение; начинают различать регистры, тембры, штрихи, уверенно определяют динамику, характер произведений, узнают знакомые песни и пьесы. Наиболее близкими, более легко дифференцируемыми оказываются для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования - исполнением музыкальных произведений на фортепиано и пением. Соотнесение музыкального произведения, его характера и языка с жизненным контекстом имеет большое значение. У детей возникают важные для дальнейшего музыкального развития ассоциативные связи между особенностями музыки того или иного жанра и коммуникативной ситуацией. Все это позволяет развивать в детях творческое, креативное начало.

► В развитии креативности большое значение имеет система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрыть детям образное содержание музыкального искусства. Эта система должна представлять собой диалог, общение с детьми и учить вариантам творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный. Пусть в нем будет противоречивость, недосказанность, но зато в ответе будет индивидуальность и личностная окрашенность. Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией личностно-ориентированного обучения. Важно, чтобы творческие задания носили развивающий характер. Творческие задания, по сути, пронизывают весь урок от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем. С помощью творческих заданий дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, форме и стиле музыки разных эпох. Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей. При выполнении таких заданий дети должны согласовывать свои действия с характером звучащей мелодии, сменой настроения.

В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активное воображение. Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфике его выразительных средств. При изучении каждого музыкального произведения применяются различные варианты творческих заданий. Система этих заданий проецируется в двух плоскостях: обращение к опыту ребенка, к его жизненным примерам и впечатлениям, а с другой – к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления. Например, при освоении понятия “лад”, можно воспользоваться импровизацией, основанной на принципе “ролевой игры”: предложить взглянуть на одно и то же явление глазами человека, находящегося в разных эмоциональных ситуациях. Дети на примере этого задания раскрывают взаимосвязь между внутренним и внешним миром. Для оптимального восприятия и усвоения музыкальных средств выразительности в системе творческих заданий важна установка на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения.

  • Существуют следующие типы творческих заданий:

^ 1. перевод образа из одного художественного ряда в другой;

2. выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать;

3. построение заданий от частного к общему.

1. В первом варианте интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым, графическим, моделированном) или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа. Графическое, цветовое моделирование музыки отвечает специфике музыки как вида искусства и особенностям восприятия младших школьников. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации. Объектами словесного рисования являются описания природы, внешнего облика персонажа в программных музыкальных произведениях.

2. Второй вариант творческих заданий важен для формирования ассоциативного мышления, овладения навыками сравнительного анализа посредством рассуждения. Например: На что похож этот звук, музыкальный мотив, и тому подобное). Интересно описание конкретных явлений окружающего мира (голос зверей, пение птиц, шелест листвы) с тем, чтобы другие дети угадали, о чем идет речь. Здесь уместно проведение игры “Что на что похоже?”. Все эти задания способствуют развитию умения замечать выразительные свойства предметов и явлений.

3. В круг творческих заданий, относящихся к третьей группе, входят такие задания, которые помогли бы ребенку, отталкиваясь от конкретного аспекта темы, прийти к осмыслению ее художественной целостности. Например, такое задание: осмыслить роль художественной детали на примере эффекта, который возникает от перестановки слов, звуков, красок, приводящих к изменению целостного образа. Или такое задание: представить поведение героя и его музыкальный портрет в измененных обстоятельствах.

► Создавая эмоциональную драматургию урока, педагог как бы “провоцирует” ситуацию выбора между личными духовными стремлениями ученика и музыкой. Нужно научиться слушать себя, музыку в себе. Целесообразно для усвоения средств выразительности прибегать к методу варьирования мелодии: одни и те же напевы исполнять на фортепиано в разном характере, что требует соответствия динамики, штрихов, темпа, и так далее. Подобные вариативные творческие задания следует предлагать и в таких видах деятельности, как пение и сочинение.

  • Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Применение проблемных методов требует затраты времени на уроке, но если дети самостоятельны в своем поиске, творчестве, до всего доходят сами, то приобретенные ими знания гораздо значимее, ценнее, так как дети приучаются мыслить, искать, верить в свои силы, то есть креативно развиваются.




  • Важно создавать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Важно, чтобы разговор о музыке не подменял музыку. Любое толкование музыки не раскроет духовных устремлений композитора и душевную тайну личного восприятия музыки. Нужно всячески оберегать это таинство духовного общения композитора и юного слушателя.

► Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение, пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогают педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой. Исследования показали, что уже в младшем школьном возрасте формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей.

В развитии креативности детей с успехом используется замечательная идея Л. Футлик о проведении творческого урока-театра.

► В театре-уроке тоже
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Мбоу дод цртдю iconМбоу дод «цртдю «Светлячок»
Организация работы моу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» по здоровьесбережению обучающихся

Мбоу дод цртдю iconПартнерство мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества...
В статье автор делится опытом работы учреждения дополнительного образования с предприятиями и организациями различного уровня подчинения...

Мбоу дод цртдю iconМбоу дод ддт «Городской» им. С. А. Шмакова Протокол №1 от 28 августа...
Настоящее Положение (далее Положение) устанавливает порядок оказания платных дополнительных образовательных и других услуг в мбоу...

Мбоу дод цртдю iconОтчет о деятельности мбоу дод «цртдю «Светлячок»
В 2012-2013 учебном году учебным планом были запланированы занятия для 639 обучающихся, фактическая наполняемость творческих объединений...

Мбоу дод цртдю iconМбоу дод ддт «Городской» им. С. А. Шмакова Протокол №1 от 28 августа...
О порядке привлечения, расходования и учета добровольных пожертвований физических

Мбоу дод цртдю iconДополнительного образования детей «центр развития творчества детей...
Настоящее Положение разработано на основании Законов РФ "Об образовании", "О защите прав потребителей"; Правил оказания платных образовательных...

Мбоу дод цртдю icon«О передаче спортивного зала с баланса мбоу дод «Тагиркентказмалярская...
Согласно распоряжение №137-р от 24. 12. 2012г главы администрации мр «Магарамкентский район» о передаче спортивного зала, находящего...

Мбоу дод цртдю iconПринято на педагогическом совете мбоу дод ддт
Настоящее Положение о родительском комитете принимается напедагогическом совете мбоу дод ддт «Городской» им. С. А. Шмакова,утверждается...

Мбоу дод цртдю iconПоложение об оплате труда работников мбоу дод сдюсшор №15 «Виктория» г о. Самара
Настоящее Положение применяется при определении заработной платы работников мбоу дод сдюсшор №15 «Виктория» г о. Самары (далее сдюсшор...

Мбоу дод цртдю iconВ целях исполнения Календарного плана республиканских спортивно-массовых...
Мбоу дод дюсш №7 в период с 26 по 28 марта состоялось зональное первенство по боксу среди юношей 1997-1998 гг рождения. Соревнования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница