Скачать 257.53 Kb.
|
![]() ![]() Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей музыкальное отделение МБОУ ДОД ЦРТДЮ городской округ – город Камышин Методическая разработка ![]() Развитие креативности детей младшего школьного возраста обучающихся игре на фортепиано ![]() ![]() Педагог по классу фортепиано музыкального отделения ^ Чибирева Л.А. г. Камышин 2012 г. Оглавление I Креативность. Методы и приемы развития креативности.
II Творческие задания с применением межпредметных связей.
III Методические принципы в работе педагога на уроке. IV Художественно-творческие формы работы.
V Выводы. VI Используемая литература. ![]() По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к обучению игре на фортепиано в музыкальной школе и способствует развитию креативности у обучающихся младших классов. Креативность - это развитие творческих знаний, умений и навыков:
Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям. Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения игре на фортепиано считается важнейшим в формировании музыкально-творческих навыков. Музыка выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии. Какие пути и педагогические приемы развития креативности в процессе общения с музыкой можно обозначить? ► Одним из главных методов развития креативности у обучающихся в возрасте 6 – 8 лет можно назвать игру. Игра формирует предметную деятельность, логику и приемы мышления, развивает музыкально-творческие умения и навыки. Детские развивающие игры помогают приобретать опыт музыкально-творческой и исполнительской деятельности. В этом возрасте важно, чтобы ребенок был обеспечен достаточным количеством развивающих игр на занятиях и дома. Включение игрового метода в обучении музыкальному инструменту способствует формированию самоутверждения, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. Почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. ► В развитии креативности используется педагогический прием, связанный с организацией музыкальной деятельности детей на уроке как полифонического процесса. Суть его состоит в том, чтобы создать условия для прочтения каждым ребенком, исходя из своего индивидуального видения, слышания, прочувствования звучащей музыки. Результатом должно быть не то, что все дети одинаково чувствовали, слышали, исполняли музыку, а то, чтобы восприятие музыки детьми на уроке приобретало вид художественной “партитуры”, в которой каждый ребенок имеет свой голос, индивидуальный, неповторимый, вносит в нее что-то свое уникальное, оригинальное. Все виды музыкального звучания объединяются для ребенка в нескольких сферах: музыка, звучащая в записи; пение; исполнение музыки на фортепиано; музыка, связанная с танцами, с игрой; музыка, сопровождающая какие-либо осмысленные, понятные для ребенка действия. ► Следующим приемом развития креативности является овладение навыком музыкального восприятия и осуществляется в процессе многообразных видов деятельности. Дети воспринимают музыкальное произведение в целом. Постепенно с опытом начинают слышать и выделять выразительную интонацию, изобразительные моменты, дифференцируют части произведения, вступление и заключение; начинают различать регистры, тембры, штрихи, уверенно определяют динамику, характер произведений, узнают знакомые песни и пьесы. Наиболее близкими, более легко дифференцируемыми оказываются для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования - исполнением музыкальных произведений на фортепиано и пением. Соотнесение музыкального произведения, его характера и языка с жизненным контекстом имеет большое значение. У детей возникают важные для дальнейшего музыкального развития ассоциативные связи между особенностями музыки того или иного жанра и коммуникативной ситуацией. Все это позволяет развивать в детях творческое, креативное начало. ► В развитии креативности большое значение имеет система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрыть детям образное содержание музыкального искусства. Эта система должна представлять собой диалог, общение с детьми и учить вариантам творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный. Пусть в нем будет противоречивость, недосказанность, но зато в ответе будет индивидуальность и личностная окрашенность. Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией личностно-ориентированного обучения. Важно, чтобы творческие задания носили развивающий характер. Творческие задания, по сути, пронизывают весь урок от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем. С помощью творческих заданий дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, форме и стиле музыки разных эпох. Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей. При выполнении таких заданий дети должны согласовывать свои действия с характером звучащей мелодии, сменой настроения. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активное воображение. Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфике его выразительных средств. При изучении каждого музыкального произведения применяются различные варианты творческих заданий. Система этих заданий проецируется в двух плоскостях: обращение к опыту ребенка, к его жизненным примерам и впечатлениям, а с другой – к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления. Например, при освоении понятия “лад”, можно воспользоваться импровизацией, основанной на принципе “ролевой игры”: предложить взглянуть на одно и то же явление глазами человека, находящегося в разных эмоциональных ситуациях. Дети на примере этого задания раскрывают взаимосвязь между внутренним и внешним миром. Для оптимального восприятия и усвоения музыкальных средств выразительности в системе творческих заданий важна установка на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения.
^ . перевод образа из одного художественного ряда в другой; 2. выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать; 3. построение заданий от частного к общему. 1. В первом варианте интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым, графическим, моделированном) или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа. Графическое, цветовое моделирование музыки отвечает специфике музыки как вида искусства и особенностям восприятия младших школьников. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации. Объектами словесного рисования являются описания природы, внешнего облика персонажа в программных музыкальных произведениях. 2. Второй вариант творческих заданий важен для формирования ассоциативного мышления, овладения навыками сравнительного анализа посредством рассуждения. Например: На что похож этот звук, музыкальный мотив, и тому подобное). Интересно описание конкретных явлений окружающего мира (голос зверей, пение птиц, шелест листвы) с тем, чтобы другие дети угадали, о чем идет речь. Здесь уместно проведение игры “Что на что похоже?”. Все эти задания способствуют развитию умения замечать выразительные свойства предметов и явлений. 3. В круг творческих заданий, относящихся к третьей группе, входят такие задания, которые помогли бы ребенку, отталкиваясь от конкретного аспекта темы, прийти к осмыслению ее художественной целостности. Например, такое задание: осмыслить роль художественной детали на примере эффекта, который возникает от перестановки слов, звуков, красок, приводящих к изменению целостного образа. Или такое задание: представить поведение героя и его музыкальный портрет в измененных обстоятельствах. ► Создавая эмоциональную драматургию урока, педагог как бы “провоцирует” ситуацию выбора между личными духовными стремлениями ученика и музыкой. Нужно научиться слушать себя, музыку в себе. Целесообразно для усвоения средств выразительности прибегать к методу варьирования мелодии: одни и те же напевы исполнять на фортепиано в разном характере, что требует соответствия динамики, штрихов, темпа, и так далее. Подобные вариативные творческие задания следует предлагать и в таких видах деятельности, как пение и сочинение.
► Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение, пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогают педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой. Исследования показали, что уже в младшем школьном возрасте формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В развитии креативности детей с успехом используется замечательная идея Л. Футлик о проведении творческого урока-театра. ► В театре-уроке тоже |
![]() | Организация работы моу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» по здоровьесбережению обучающихся | ![]() | В статье автор делится опытом работы учреждения дополнительного образования с предприятиями и организациями различного уровня подчинения... |
![]() | Настоящее Положение (далее Положение) устанавливает порядок оказания платных дополнительных образовательных и других услуг в мбоу... | ![]() | В 2012-2013 учебном году учебным планом были запланированы занятия для 639 обучающихся, фактическая наполняемость творческих объединений... |
![]() | О порядке привлечения, расходования и учета добровольных пожертвований физических | ![]() | Настоящее Положение разработано на основании Законов РФ "Об образовании", "О защите прав потребителей"; Правил оказания платных образовательных... |
![]() | Согласно распоряжение №137-р от 24. 12. 2012г главы администрации мр «Магарамкентский район» о передаче спортивного зала, находящего... | ![]() | Настоящее Положение о родительском комитете принимается напедагогическом совете мбоу дод ддт «Городской» им. С. А. Шмакова,утверждается... |
![]() | Настоящее Положение применяется при определении заработной платы работников мбоу дод сдюсшор №15 «Виктория» г о. Самары (далее сдюсшор... | ![]() | Мбоу дод дюсш №7 в период с 26 по 28 марта состоялось зональное первенство по боксу среди юношей 1997-1998 гг рождения. Соревнования... |