Образовательная программа «хор» срок реализации: 3 года возраст детей 7-10 лет автор Гринева Светлана Владимировна педагог дополнительного образования детей




Скачать 245.13 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «хор» срок реализации: 3 года возраст детей 7-10 лет автор Гринева Светлана Владимировна педагог дополнительного образования детей
страница1/3
Дата публикации26.05.2013
Размер245.13 Kb.
ТипОбразовательная программа
vbibl.ru > Музыка > Образовательная программа
  1   2   3


МОУ ИРМО для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Дзержинская начальная школа-детский сад»



«Рассмотрено»

на заседании М/О
«_______»_________г. _________________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР
«_____»_____________г. ___________________

«Утверждаю»

директор Дзержинской НШДС «______»____________г. ____________________




РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ХОР»

^ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 3 ГОДА

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ

Автор Гринева Светлана Владимировна

педагог дополнительного образования детей МОУ ИРМО

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Дзержинская начальная школа-детский сад»

Программа утверждена 30 августа 2012

Протокол педсовета № 1

Директор ______________Лукашева Л.М.

п. Дзержинск

2012


Пояснительная записка
Основанием для разработки данной программы являются: авторская программа комбинаторного типа «Хоровод муз» авт. Гусева Е.В., а также программа «Хор» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ автор Т.Н. Овчинникова (М.: Просвещение, 1986)

Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занима­ет важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Музыка имеет магическую, ни с чем несравнимую силу воздействия на духовный мир человека, составляет основу нравственного развития личности, поэтому она играет важную роль в жизни людей, а для детей становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Занятия хоровым пением создают возможность влиять на чувственную сферу ребенка, на его суждения, взгляды, развитие вкуса, вызывают большой интерес у детей и к исполняемой музыке, и к самому процессу пения, то есть рождается устойчивое положительно-эмоциональное отношение к учебе.

Хоровое пение имеет ряд особенностей, благо­приятствующих массовому охвату школьников. Во-первых – это действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Во-вторых хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность,  чувство долга и  ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. В третьих важным моментом является тот факт, что пра­вильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.

Управление процессом развития детского голоса, максимально учитывая его естественную природу, а также использование принципа звукоподражания, открывает у каждого ребенка способность к чистому интонированию.

Цель программы: Содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал; научить петь каждого ребенка, независимо от его природных данных.

В основе реализации программы лежат следующие принципы:

  1. Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;

  2. Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом;

  3. Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, современных композиторов, народная песня, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:

  • развитие музыкально-певческих навыков;

  • развитие творческих способностей и возможности для выступления на сцене;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке;

  • воспитание чувства коллективизма, товарищества;

  • воспитание чувства сопричастности к прекрасному;

По окончанию обучения учащиеся должны:

  • иметь представление о вокально-хоровом исполнении;

  • применять практические навыки вокального и хорового исполнения;

  • слышать друг друга и понимать форму музыкального произведения;

  • исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке педагога;

  • вести здоровый образ жизни.

Режимные моменты.

Программа предполагает занятия с детьми группами и индивидуально.

Состав хоровых групп 15 – 12 человек.

Занятия хором проводятся с учащимися начальной школы два раза в неделю по два часа на группу (45мин.+ 45 мин), между занятиями следует делать перерыв для отдыха 10 минут. Кроме групповых занятий программа предусматривает индивидуальные занятия с участниками хора. Продолжительность занятия 30 минут на одного учащегося. На этих занятиях происходит индивидуальное певческое раз­витие детей, а также закрепление умений и навыков получаемых во время групповых занятий. Количество часов индивидуальных занятий зависит от количества учащихся. Тематическое планирование индивидуальных занятий не предусмотрено.

^ Учебно-воспитательная работа с хором

Целью работы со школьниками в процессе их обучения пе­нию в хоре является оптимальное индивидуальное певческое раз­витие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры, развитие личностных качеств. В связи с этим задачи можно разделить на две группы:

I группа — задачи специального развития: формирование на­выков певческой, установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально-слуховых представлений; развитие мышления певца хора; формирование музыкальной па­мяти; обучение использованию при пении мягкой атаки, смешан­ного звучания; развитие гибкости и подвижности мягкого нёба; формирование стереотипа координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкостью, полетностью, вибраторностью, разборчивостью, мягкостью, с оптимальной для каждого силой, при условии сохранения инди­видуальности звучания здорового детского голоса; формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности. Формирование вокальной артикуляции, развитие певческого ды­хания; расширение диапазона голоса, обеспечение роста вынос­ливости голосового аппарата. На этой основе в процессе хорового пения происходит формирование хоровых навыков: пения без сопровождения, двухголосного пения, умения петь в ансамбле (согласованно, слитно, уравновешенно).

II группа — задачи формирования личностных качеств: чув­ства коллективизма, потребности и готовности к эстетической певческой деятельности, эстетического вкуса, высоких нравствен­ных качеств.

^ Особенность работы с детским хоро обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением, определить наи­лучший стиль «рабочих» с ним отношений. Для детей младшего школьного возраста характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, не­широкий диапазон (ми1 – ре 2) , поэтому оптимальным для такого хора является легкое, светлое, небольшое по силе звуча­ние. Часто дети этого возраста отличаются неустойчивым внима­нием, легко возбуждаются, неусидчивы — это предъявляет особые требования к организации занятий.

Работа по сольфеджированию начинается с показа педагогом рукой направления движения мелодии в короткой песне или упражнении: вниз, вверх, на месте; затем эту задачу выполняют дети в уже знакомых им песнях. Вначале работа идет в основ­ной тональности песен с названием звуков, без указания знаков альтерации, с показом направления мелодического движения ру­кой педагогом и детьми. После ряда правильных повторений да­ется настройка на тон ниже (выше) и песня поется в новой то­нальности и т. д. Так постепенно дети приучаются к транспониро­ванию. Для начала при этом важно выбирать песню или упраж­нение с поступенным нисходящим мелодическим движением в диапазоне ми1— си1 как наиболее доступные для интонирования детьми данного возраста.

Одной из важнейших задач руководителя является пение песен без сопровождения: при таком пении обостряются слуховые ощущения детей, быстрее достигается ровность хорового звучания, выработка красивого тембра, чистого унисона, точность воспро­изведения ритмического рисунка и динамических оттенков; оно используется также для тренировки одновременного вступления хора и снятия звука в конце произведения. Однако эта задача не легка для малышей, поэтому они осторожно, исподволь приуча­ются к пению а капелла. Исполняя песню в сопровождении фор­тепиано, дети учатся петь в ансамбле с инструментом, слушать музыкальный материал вступления к произведению и фортепиан­ного заключения, замечать в сопровождении изобразительные мо­менты.

Музыкально-певческие навыки формируются до­вольно медленно. Характерным для выработки динамического стереотипа владения певческим голосом является не только дли­тельность, но и некоторая разновременность становления разных вокальных навыков. Поэтому спецификой вокально-хорового обу­чения считается постановка всех основных учебных задач с са­мого начала обучения. Затем они постепенно усложняются и расширяются, что проявляется во все более трудном репертуаре и повышении требований по каждой из задач, которые предъяв­ляются и к каждому индивидуально, и к хору в целом.

Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого участника хора, руководитель должен знать результаты своей работы в индивидуальном проявлении. Эти знания позволя­ют успешнее определять содержательную сторону учебного про­цесса, решать производственные и воспитательные задачи. В связи с этим необходимо проводить один-два раза в год индивидуаль­ные прослушивания всех детей, поющих в хоре. Программа про­верки должна быть достаточно подробной, время — продолжительным (от 30 до 60 минут), условия — благоприятствующими возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении учащегося.

Важную роль в вокально-хоровой работе играют учебно-тре­нировочный материал и упражнения. Они, могут быть направлены на развитие и закрепление любых навыков и умений. При этом важно, чтобы они содержали «эстетическое зерно», не были бы «механистичны». В целях экономим времени целесообразно так отбирать и формировать учебно-тренировочный материал, чтобы решать не одну учебную задачу, хотя на главном следует де­лать акцент. В число упражнений входят и распевания, значение которых очень велико для развития певческого голоса.

В современной музыкальной педагогике для активизации му­зыкального развития детей, особенно младшего возраста, все шире используют разные виды музыкальной деятельности: во­кальные и инструментальные импровизации, игру на элементар­ных ударных инструментах, музыкальные движения и т. д.

Вокальные импровизации пробуждают любознательность, ини­циативу, развивают фантазию, воображение, способствуют луч­шей ориентации в средствах музыкальной выразительности. Они могут быть различными. Самая простая — «певческий» ответ на вопрос: «Как твое имя?», за которой может последовать «музы­кальный (певческий) разговор» педагога с детьми. Затем могут даваться задания импровизировать на несложный поэтический текст, разные настроения, образы. Могут быть использованы игры во «фразы-догадки», «мелодические прятки», «куплеты с вариа­циями», ритмические вариации, сочинение подголосков к теме. Коллективно сочиняются песни с заданным ритмом, в каком-либо стиле, «цепочкой».

Игра на элементарных музыкальных инструментах в про­цессе пения может вводиться весьма ограниченно, так как только отдельные хоровые произведения допускают введение того или иного инструмента. Кроме того, не всякий музыкальный ин­струмент удобен для его использования при пении.

Музыкальные движения иногда могут использоваться как на хоровых занятиях, так и в концертных выступлениях. Они могут быть разными: хлопки, щелчки, притопывания, некоторые движе­ния из народных танцев, коллективное дирижирование и т. д. Однако во всех случаях должен учитываться возраст детей, дви­жения должны быть эстетичными, не мешать нормальному пев­ческому процессу.

Специальное время следует уделять на занятиях хора расши­рению музыкального кругозора участников коллектива, формиро­ванию их слушательской культуры. Эта задача решается не только в процессе ознакомления с произведением и его разучивания, прослушиваний муз кальных произведений в записи, но и на основе коллективных посещений концертов и музыкальных спек­таклей.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «хор» срок реализации: 3 года возраст детей 7-10 лет автор Гринева Светлана Владимировна педагог дополнительного образования детей  iconМуниципальное учреждение средней общеобразовательной школы с. Долина...
Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный

Образовательная программа «хор» срок реализации: 3 года возраст детей 7-10 лет автор Гринева Светлана Владимировна педагог дополнительного образования детей  iconВ программах определены сроки реализации, возраст детей и режим занятий,...
Детская школа искусств – это муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Образовательная программа «хор» срок реализации: 3 года возраст детей 7-10 лет автор Гринева Светлана Владимировна педагог дополнительного образования детей  iconМетодическая разработка занятия для детей младшего школьного возраста...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей

Образовательная программа «хор» срок реализации: 3 года возраст детей 7-10 лет автор Гринева Светлана Владимировна педагог дополнительного образования детей  iconТип программы, название программы Возраст детей, срок реализации дпи
Иванова Лариса Витальевна – авторская дополнительная образовательная программа «Василиса»

Образовательная программа «хор» срок реализации: 3 года возраст детей 7-10 лет автор Гринева Светлана Владимировна педагог дополнительного образования детей  iconТиповая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...

Образовательная программа «хор» срок реализации: 3 года возраст детей 7-10 лет автор Гринева Светлана Владимировна педагог дополнительного образования детей  iconМетодические рекомендации по разработке образовательной программы...
Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения

Образовательная программа «хор» срок реализации: 3 года возраст детей 7-10 лет автор Гринева Светлана Владимировна педагог дополнительного образования детей  iconОсновная образовательная программа автономного учреждения чувашской...
Педагогическим советом ау чувашской Республики «Центр дополнительного образования для детей «юнитэкс» Минобразования Чувашии

Образовательная программа «хор» срок реализации: 3 года возраст детей 7-10 лет автор Гринева Светлана Владимировна педагог дополнительного образования детей  iconДополнительная образовательная программа «Волшебство искусства лепки»...
Одной из основных задач системы до детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в...

Образовательная программа «хор» срок реализации: 3 года возраст детей 7-10 лет автор Гринева Светлана Владимировна педагог дополнительного образования детей  iconПрограмма музыкального кружка Срок реализации программы 2 года
Адаптированная программа вокального кружка разработана на основе типовых программ, М. И. Белоусенко «Постановка певческого голоса...

Образовательная программа «хор» срок реализации: 3 года возраст детей 7-10 лет автор Гринева Светлана Владимировна педагог дополнительного образования детей  iconЛекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница