Обобщение педагогического опыта "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изо"




Скачать 118.06 Kb.
НазваниеОбобщение педагогического опыта "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изо"
Дата публикации17.03.2013
Размер118.06 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Музыка > Урок

Обобщение педагогического опыта "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО"


Цель работы: формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствование собственного здоровья через применение здоровьесберегающих технологий на уроках изобразительного искусства.

Задачи: 1. Создать условия для формирования у учащихся потребности в сохранении  и  укреплении собственного здоровья.

               2. Учить детей управлять своим эмоциональным состоянием посредством  изобразительного искусства.

               3. Способствовать воспитанию нравственно здоровой личности.

1. Актуальность темы

     По данным всемирной организации здравоохранения количество детей, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной помощи, постоянно растёт.

   Повышенные учебные нагрузки особенно пагубно сказываются на состоянии здоровья. По данным Минздрава, в России практически здоровы лишь 14% детей, 50% имеют функциональные отклонения, 35 – 40% - хронические заболевания.

Процент нарушения состояния здоровья растёт в начальной школе и повышается к окончанию школы. К системным соматическим заболеваниям добавляются проблемы, приобретённые в процессе обучения (сколиоз, близорукость, гиподинамия и др.).

Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что необходимо организовать образовательный процесс с учётом заботы о здоровье ученика – значит, не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя.

2. Основная педагогическая идея.

«Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия»

        Здоровье ребёнка, его физическое и психологическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего условиями его жизни в школе. На годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма.    

  Многие учителя и родители убеждены в том, что забота о здоровье входит в обязанности врача. Но это не так. Учёными доказано, что здоровье человека более чем на 50% зависит от его образа жизни, т.е. от знаний, умений и желания сохранять его самим человеком.

   Эффект обучения и воспитания существенно снижается,  если в школе не используются в полном объёме гигиенические правила организации и проведения учебно-воспитательного процесса.

 

3. Теоретическое обоснование.

   

      С. Шабулин  в своей книге «Врачебная сила музыки» рассказывает о методах лечения музыкотерапией.

  Среди сторонников дыхательной гимнастики выделяются работы   А.Н.Стрельниковой,   в которых автор рассказывает о том, как дыхательная гимнастика помогает снять напряжение и раздражение и является хорошим средством борьбы с усталостью.                                                  

      Г. А. Шичко разработала комплекс упражнений для профилактики нарушения зрения.                                                

 Изучив литературу, проанализировав результаты мониторинговых исследований, составила систему упражнений, применяемых на уроках изобразительного искусства, способствующих укреплению здоровья детей.

4. Ожидаемый результат.

1. Создание благоприятного микроклимата на уроке.

2. Снятие перегрузки учащихся путём их двигательной активности и смены деятельности.

3. Снижение утомляемости детей к концу урока (учебного дня).

4. Улучшение психо-эмоционального состояния детей через уроки изобразительного искусства.

5. Повышение умственной и физической работоспособности детей.

 

5. Из опыта работы.

Обстановка для уроков изобразительного искусства.

   Необходимые условия, для того, чтобы работа на уроке шла педагогически правильно и в  то же время полезно для здоровья:

Помещение перед началом урока должно быть хорошо проветрено.

Во время урока ребёнок глубоко дышит, так пусть же он полной грудью вдыхает чистый воздух, тогда он в это время действительно будет развивать лёгкие, а не отравлять их плохим воздухом, т.е. в помещении не должно быть пыли.

Все дети должны находиться в поле зрения учителя, так чтобы он мог постоянно наблюдать за детским вниманием, интересом, утомляемостью, правильностью позы во время урока, чтобы дети не кривились, не стояли (сидели) сгорбившись, не мешали друг другу.
  ^ Психологический климат на уроке.

Взаимоотношения между учителем и учениками положительные (построены на сотрудничестве, дружелюбии, взаимоуважении, взаимной заинтересованности, комфорте, положительных эмоциях).

Взаимоотношения между учениками положительные.

Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент.

Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

^ Развитие памяти.

                                         

I. Память.                                     

    Память укрепляется тогда, когда человек сосредоточивает своё внимание на том предмете, который изучает. Таким образом, сами по себе интересные занятия уже являются упражнениями для укрепления памяти:

Сделать набросок, сначала очень короткий, потом всё длиннее, и предлагать детям тотчас, после того как они его сделали, повторит .
Предложить детям самим нарисовать, чтобы остальные его угадали.

Такие упражнения варьируются как угодно, и чем разнообразнее и живее они проводятся, тем быстрее приводят к намеченной цели. 
2.Физкультминутки. 

   Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка, т.к. она даёт возможность отдохнуть от умственного труда, разрядиться, снять негативные эмоции.

   Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.                                     

                                                                           

3.^ Танцевальные минутки.

     Дети младшего школьного возраста любят танцевать в кругу, выполняя под музыку произвольные движения или легко запоминающиеся танцы типа «Танец маленьких утят», если позволяет место, то это может быть «Ламбада», «Полька» и др. 
4. ^ Минутки релаксации.

  а)  Звучит музыка П. И. Чайковского «Танец снежинок» из цикла «Времена года». Учитель: «Ребята, закройте глаза, нарисуйте мысленно картину, что вы увидели?»

 Дети говорят, что увидели, как снежинки плавно летят, опускаются на землю, танцуют в воздухе, переливаются при свете уличных фонарей и т.д.

   ^ Учитель: «Ребята, а теперь протяните ладошки. Какие новые ощущения у вас появились?»    

   Дети: «Снежинки падают на ладони и тают;  ощущается прохлада»

- «А мне не только на ладошки, но и на лицо падают и щекочут» и т.д.

 б) Или музыка «Шум дождя». Задание то же: закройте глаза, что вам представилось?

       Дети: - как капли дождя стучат по стеклу и скатываются;

                 - по дорогам текут ручьи;

                 - мурашки по коже, потому что прохладно;

                 - люди бегут прямо по лужам и т.д.

  в) Учитель: «Вы на лужайке:  светит солнышко, летают мухи, сытые коровы лежат и лениво жуют жвачку, а вы – бабочки, у вас красивые крылья, и  вы летаете, летаете, наслаждаясь красотой природы».

       Дети (даже если я их об этом не спрашиваю) начиняют рассказывать о своих ощущениях, что они ещё увидели, хотя я об этом не говорила.

    Таких упражнений можно придумать множество. Это зависит от нашей фантазии.
5. Движение под музыку.

     Таких упражнений можно придумать множество. Это зависит от вашей фантазии. Их можно делать во время перерывов между занятиями.                          

                                                                                           

6. Дыхательная гимнастика.  

(см. Приложение 1) 

    Часто усталость приходит так быстро из-за того, что организм ребёнка недостаточно хорошо снабжается кислородом. В повседневной жизни дыхание поверхностное, глубокие вдохи и выдохи чаще всего бывают эмоционального происхождения. Существует простенький метод снятия напряжения: несколько глубоких вдохов-выдохов (вдох носом, выдох ртом).

   Дыхательная гимнастика помогает снять напряжение и является хорошим средством борьбы с усталостью.

«Успокоительное упражнение» - удары ребром ладони по твёрдой поверхности (дети его очень любят). Это успокаивает и позволяет сосредоточиться, а заодно и укрепляет ребро ладони.

Игра.

   Можно провести такую игру: представьте, что у вас в руках роза; вдруг на наших глазах роза распускается и становится пышной и большой. Мы удивляемся и вместе со взмахом  руки говорим «Ах!», затем на мгновение задерживаем дыхание.

Почему мы удивляемся? Потому что в момент удивления или испуга человек инстинктивно обеспечивает себя физиологически необходимым запасом кислорода.

7. Музыкотерапия.

Учитель: «Ребята, как вы думаете, может ли музыка оказывать влияние на наше настроение?»

Дети: «Да. Если музыка грустная, например, траурная мелодия, то настроение может испортиться. А если звучит весёлая музыка, то она поднимает настроение. Музыка может успокаивать или раздражать».

Предлагаю ребятам «окунуться» в звуки музыки П.И. Чайковского.

По окончании звучания музыки, дети высказывают свои ощущения:

Произведение прослушивается ещё раз и предлагается передать его в цвете (цветовое моделирование): каким цветом окрасилось ваше чувство?

По окончании звучания музыки, дети показывают свои работы и анализируют их.

Учитель говорит о понятии «музыкотерапии». О благотворном влиянии музыки на организм человека. Музыка П.И. Чайковского используется при лечении бессонницы, язве желудка, для снятия нервного напряжения, для большой жизненной силы.

 

    Современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Удивительно, что конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие определенным музыкальным нотам. Поэтому и возникла музыкотерапия как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

      Музыкотерапия наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

     Нужно помнить, то для расслабления необходимо слушать тихую и спокойную музыку, а для активизации – весёлую и громкую.

^ Это интересно и полезно знать!

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей.

Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.

Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.

Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения- "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.

Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.

Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона                                                  

                                        ( Приложение 1.)

^ Дыхательная гимнастика.

Упражнение 1.  Дыхание животом.

   Г.С. Шаталова считает, что дыхание нижней частью живота является наиболее эффективным дыхательным упражнением.

Упражнение 2. Это часть системы БОДИФЛЕКС, разработанной американкой Грир Чайлдерс.

   Дыхание БОДИФЛЕКС выглядит так: нужно выдохнуть весь воздух через рот, быстро вдохнуть через нос, из диафрагмы с силой выдохнуть весь воздух через рот, задержать дыхание, максимально втянуть живот, сосчитать до 8-10, расслабиться и выдохнуть. Итак, выдох (живот втягивается) – вдох (полный живот) – сильный выдох (живот втягивается). Далее на задержке дыхания втягивается живот ещё сильнее, считать до 8-10. Потом выдох.

Пять этапов дыхательной гимнастики БОДИФЛЕКС:

1. Выдохните из лёгких через рот весь застоявшийся в лёгких воздух – соберите губы в трубочку и медленно и равномерно выпустите из себя воздух без остатка.

2. Быстро и агрессивно вдохните через нос.

3. Резко выдохните весь воздух через рот.

4. Выдохнув весь воздух, закройте рот, задержите дыхание и сделайте втягивание живота на 8-10 счетов. Продолжайте держать его в течение всего этапа, не дыша! Наклоните голову, втяните желудок и поднимите его вверх. Представьте как ваш желудок и другие органы брюшной полости буквально засовываются под рёбра. Это называется «втягиванием живота» и является часть упражнений, делающих живот плоским.

5. Расслабьтесь и вдохните. Опустите мышцы живота. Вдыхая, вы должны почувствовать, как воздух врывается в ваши лёгкие.

Упражнение 3. Это одно из упражнений системы оздоровления А.Н.Стрельниковой. Оно носит название «Ладошки».

   Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю. Делайте короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом. Затем руки опустите, и отдохните 3-4 сек. – пауза.

    Сделайте ещё 4 коротких шумных вдоха и снова пауза. Активный вдох носом – неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны! Упражнение «Ладошки» можно делать стоя и сидя.

Упражнение 4. «ХА – дыхание» (мобилизующее).

   Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох – корпус резко наклоняется вперёд, руки сбрасываются вниз перед собой, происходить резкий выброс воздуха со звуком «ха!»

Упражнение 5. «Отдых» (успокаивающее).

   Исходное положение – стоя, выпрямится, поставить ноги на ширину плеч, сделать вдох, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1 – 2 минуты. Затем медленно выпрямиться.

Упражнение 6. «Пушинка» (успокаивающее)

   Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10 – 15см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Упражнение 7. «Передышка» (успокаивающее)

   Обычно, когда мы расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение 3 минут дышите медленно, глубоко и спокойно. Можете закрыть глаза. Наслаждайтесь глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

^ Дыхательно – координационные упражнения.

1. «Сова».

   а) Сжать правой рукой плечо. Голову повернуть влево и посмотреть назад через плечо. Развести плечи с силой. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Посмотреть назад через правое плечо, снова с силой развести плечи. Вдох, задержка, выдох.

   б) Опустить руки, уронить голову на грудь. Вдох, выдох.

   в) Повторить, держа левой рукой правое плечо.

^ 2. «Шапка для размышлений».

   а) Сделать глубокий вдох. Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки («надеть шапку»), задержать дыхание. Выдох через рот с открытым сильным звуком а-а-а… (ы-ы-ы-…)

   б) Вдох – выдох.

   в) Вдох – снова «надеть шапку». Задержать дыхание. Выдох со звуком о-о-о… (у-у-у…)

3. «Певец».

   а) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания. Выдох со звуком а-а-а…, руки при этом медленно опустить.

   б) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются до уровня плеч. Задержка дыхания. Выдох со звуком о-о-о…, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.

   в) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются до уровня груди. Задержка дыхания. Выдох со звуком у-у-у…, руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обобщение педагогического опыта \"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изо\" iconАнализ работы мбоу сош №48 г. Махачкалы за 2011-2012 учебный год
Применение учителем на уроках информационно-образовательных, здоровьесберегающих, исследовательских и проектных технологий, проблемного...

Обобщение педагогического опыта \"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изо\" iconУчастие педагогов мдоу црр-д/с №1 «Ручеек» в методических мероприятиях...
Анализ опыта работы коллектива на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду»

Обобщение педагогического опыта \"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изо\" icon«Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную...
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории...

Обобщение педагогического опыта \"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изо\" iconПрименение современных педагогических технологий на уроках гуманитарного...

Обобщение педагогического опыта \"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изо\" icon1. Представление собственного инновационного педагогического опыта
На протяжении пяти лет я работала над методической проблемой: «Использование современных образовательных технологий в деятельности...

Обобщение педагогического опыта \"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изо\" iconИнформатизационные технологии на уроках в начальной школе
Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет совместить учебную и игровую деятельности. Во- первых, этим обеспечивается...

Обобщение педагогического опыта \"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изо\" iconКарта передового педагогического опыта учителей школы
...

Обобщение педагогического опыта \"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изо\" iconМуниципальное казенное учреждение Информационно методический центр...
Целью мку «имц» является формирование методического пространства на территории района по вопросам методического сопровождения модернизации...

Обобщение педагогического опыта \"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изо\" icon«Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки»
Интернет передового педагогического опыта работников образования Российской Федерации, обмена их опытом, внедрения в учебно-воспитательный...

Обобщение педагогического опыта \"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изо\" iconОписание передового педагогического опыта Описание передового педагогического...
Рудь Светлана Александровна, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница