Людмила Викентьевна Михеева




НазваниеЛюдмила Викентьевна Михеева
страница1/27
Дата публикации20.03.2013
Размер3.03 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Музыка > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
Людмила Викентьевна Михеева.

Музыкальный словарь в рассказах
--------------------------------------------------------------- М.,

"Советский композитор", 1984 OCR by Michael Seregin

---------------------------------------------------------------
Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах § Редактор А.

Курцман. Художник О. Рево.

М., "Советский композитор", 1984 ¶От автора§ Эта книжка -- для школьников.

И не только для тех, кто занимается в музыкальной школе, хоровой студии или

кружке, потому что можно нигде не учиться музыке и все-таки очень любить

ее, стремиться узнать о ней как можно больше.
Вы прочтете здесь о самых главных музыкальных жанрах -- таких, как опера,

симфония, оратория, балет. О певческих голосах. об оркестре и об

инструментах, которые в него входят, и еще о многом-многом другом, что

нужно знать человеку, интересующемуся музыкой. На этих страницах

объясняется, что такое импровизация, вокализ или остинато, какие бывают

песни, чем отличается партия от партитуры, когда и как возник джаз. что

общего между капельмейстером и концертмейстером, как извлекается звук на

различных инструментах. О терминах, связанных с музыкальной <<технологией,

таких, как аккорд, лад, интервал и им подобные, рассказано так, чтобы было

понятно всем, кто интересуется музыкой.
Когда вы захотите узнать, что означает какой-то музыкальный термин,

раскройте словарь в нужном месте: на той букве, с которой начинается

интересующее вас слово, вы и прочтете о нем. Но от обычных словарей эта

книжка немножко отличается. Если вы возьмете любой музыкальный словарь, там

вы найдете точное, лаконичное научное определение термина. Это похоже на

правило в учебнике, которое изложено коротко, но запомнить его надо слово в

слово, ничего не прибавляя и не убавляя, чтобы не изменился смысл. Здесь же

на обложке написано -- <<Музыкальный словарь в рассказах". Конечно, это не

настоящие рассказы. В них ничего не происходит, нет никаких действующих

лиц. Просто я попыталась о каждом музыкальном термине, музыкальном жанре

или инструменте рассказать так, как если бы вы, например, пришли в гости к

музыканту и попросили его рассказать о чем-нибудь, относящемся к его

профессии. Не дать определение, а именно рассказать, иногда как будто даже

отвлекаясь от темы, <<уходя в сторону" от музыки, цитируя, например, стихи.

Если в каком-нибудь рассказе вам встретится непонятное слово, поищите и это

слово, прочитайте о нем. Так, <<цепляя" один термин за другим, вы можете

незаметно прочесть и всю книжку.
Я надеюсь, что она вам понравится. Что она поможет вам глубже проникнуть в

прекрасный, многокрасочный мир музыки.
Л. Михеева

¶ * А * §
¶АДАЖИО.§ Наверное, по радио или в телевизионных концертах вы не раз

слышали: <<Исполняется Адажио из балета Чайковского "Спящая красавица">>.

<<Исполняется Адажио из балета Глазунова "Раймонда">>. Что же это значит?
Adagio -- итальянское слово, которое переводится как <<медленно,

спокойно>>. Однако в музыке это слово приобретает неизмеримо более глубокий

смысл. Оно указывает не только на темп, то есть скорость исполнения, но

говорит о характере музыки -- сосредоточенности, глубоком раздумье.
Часто словом Адажио обозначают одну из частей крупного произведения для

симфонического оркестра или какого-нибудь инструмента. Наверное, нет на

свете человека, любящего музыку, который не знал бы <<Лунной сонаты>>

Бетховена. И каждый помнит чудесную, глубоко волнующую мелодию первой

части, мелодию, полную неизъяснимой красоты, плывущую над мерно колышущимся

аккомпанементом. Бетховен назвал эту часть Адажио.
А в балете словом Адажио называют лирический дуэт главных героев. Музыка

балетных Адажио обычно отличается широкой, распевной мелодией,

романтичностью характера.
¶А КАПЕЛЛА§ -- см. Капелла.
¶АККОМПАНЕМЕНТ.§ Приведем пример, который наверняка знаком всем. На уроке

пения учительница разучивает новую песню. Сначала она играет мелодию,

ученики повторяют ее. Потом, когда мелодия хорошо запомнилась, класс поет

ее хором, а учительница играет на рояле. Она аккомпанирует, то есть

сопровождает пение своей игрой. Слово <> по-французски и

означает <<сопровождать>>.
С аккомпанементом в музыке приходится встречаться очень часто. Под

аккомпанемент рояля или пианино, инструментального ансамбля или оркестра, а

то и баяна или гитары, поют певцы. С аккомпанементом рояля играют скрипачи,

виолончелисты и исполнители на духовых инструментах.
Но не всякое сочетание рояля с другим инструментом оказывается

сопровождением. Иногда на нотах написано, например:
<<Соната для скрипки и фортепиано>>. Или <<Пьеса для флейты и фортепиано>>.

Это означает, что рояль в данном случае играет не второстепенную,

сопровождающую роль, а выступает в качестве полноправного партнера. Не

случайно в музыкальных учебных заведениях есть две разные учебные

дисциплины: аккомпанемент и ансамбль.
¶АККОРД.§
Весь вечер Ленский был рассеян,

То молчалив, то весел вновь;

Но тот, кто музою взлелеян,

Всегда таков; нахмуря бровь,

Садился он за клавикорды

И брал на них одни аккорды...
Не правда ли, всем хорошо знакомы эти строки из <<Евгения Онегина>> (не раз

на страницах этой книжки вы встретите цитаты из бессмертных пушкинских

творений. Ведь его стихи -- сама музыка!). А приходилось ли вам

задумываться, что, собственно, звучало под пальцами юного поэта?
Аккорд -- слово, происходящее от итальянского accordo (согласие) --

означает сочетание трех или более музыкальных тонов различной высоты,

звучащих одновременно. Но не всякое звукосочетание является аккордом. Если

вы подойдете к роялю и двумя руками нажмете первые попавшиеся клавиши, то

скорее всего аккорда не получится, выйдет беспорядочное сочетание звуков. В

аккорде же звуки располагаются определенным образом: чаще всего так. чтобы

их можно было записать через одну ступеньку друг от друга, по интервалам,

которые называются терцией (что такое интервал, посмотрите в рассказе о

нем).
Если в созвучии встречаются тоны, не укладывающиеся в так называемое

терцовое расположение, их определяют как неаккордовые. При этом

безразлично, в каком месте клавиатуры вы нажмете клавиши. Можно извлечь

один звук в самом басу, другой -- в середине клавиатуры, а третий вверху.

Или -- один звук сыграет контрабас, второй и третий -- две флейты. Конечно,

расстояние окажется намного больше терции. Но это созвучие все равно будет

аккордом, если, собрав все звуки как можно ближе, в одну октаву, вы

получите расположение <<через ноту>>.
Есть еще одно значение слова <<аккорд>> -- это полный набор струн для

какого-нибудь музыкального инструмента. Так, в магазинах продаются гитарные

или скрипичные аккорды.
¶АККОРДЕОН§ -- см. Гармоника.
¶АКЦЕНТ.§ Латинское слово accentus означает ударение. С ним мы встречаемся,

как правило, когда речь идет о языке. <<Иностранца можно узнать по

акценту>>. <<В русском языке, в отличие от многих других, акценты очень

прихотливы, изменчивы, падают и на первый, и на последний, и на один из

средних слогов>>. В этих двух фразах слово <<акцент>> употреблено в разных

смыслах. В музыке его значение аналогично тому, которое выявляется во

втором из приведенных примеров. Акцент -- это более сильное, ударное

извлечение какого-то одного звука по сравнению с другими. Обычно

акцентированный звук находится в начале такта, на его первой доле.

Например, в вальсе (попробуйте напеть про себя любую вальсовую мелодию), в

его трехдольном размере ударение приходится каждый раз на первую из трех

долей такта. А в марше акцентируемой. ударной долей будет первая из двух

или четырех. Но бывают случаи, когда акцент смещается. Например, в мазурке

он, как правило, оказывается на третьей (иногда -- на второй) доле.

Возникает прихотливый, изменчивый ритм, характерный для этого танца. Такое

перенесение акцента с сильной доли такта на слабую называется синкопой и

является эффектным выразительным средством. Композиторы часто используют

его.
Когда акцентируемый звук находится в начале такта, акцент разумеется сам

собой и никак специально не указывается. Если же он перенесен на другую

долю такта или должен быть особенно сильным, его указывают в нотах значками

[Image] или сокращением слов sforzando, sforzato (акцентированно, с силой,

выделяя) -- sf.
¶АЛЛЕГРО.§ Итальянское слово Allegro означает быстро, радостно, оживленно.

В музыке так называется один из самых распространенных темпов,

соответствующий очень скорому шагу. Часто в темпе аллегро композиторы XVIII

-- XIX веков сочиняли первые части сонат и симфоний. Поэтому форму, в

которой они написаны. подчас называют сонатное аллегро. Таковы, например,

первые части симфоний Гайдна, Моцарта и Бетховена.
¶АЛЬТ.§ Быть может, вы знаете, что альтом называется низкий голос девочки

или мальчика. Диапазон его от ля малой октавы до ми-бемоль второй. Самый

низкий женский голос, контральто, раньше тоже назывался альтом. А потом это

название перешло к одному из струнных инструментов. Может быть потому, что

тембр его похож на контральто -- мягкий, грудной, выразительный.
<<Я задумал написать для оркестра ряд сцен, в которых альт соло звучал бы

как более или менее активный персонаж, сохраняющий повсюду присущий ему

характер; я хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе <<Чайльд

Гарольда>> Байрона...>> Так писал французский композитор Гектор Берлиоз в

своих мемуарах, вспоминая о возникновении замысла программной симфонии для

альта с оркестром <<Гарольд в Италии>>.
Очень выразительно использовал характер звучания альтов Д. Д. Шостакович в

симфонии <<1905 год>>. После изображения страшной картины <<Кровавого

воскресенья>> (так называется вторая часть симфонии) третья часть --

<<Вечная память>> -- открывается мелодией траурной революционной песни <<Вы

жертвою пали>>, которую медленно и скорбно <<запевают>> альты.
Сейчас альт получает все большее распространение в качестве концертного

инструмента. Музыку для него пишут многие композиторы. Немецкий композитор

Пауль Хиндемит, сам прекрасно игравший на альте, создал для него много

произведений. Быть может самое известное из всех альтовых сочинений --

последнее, написанное Шостаковичем. Это Соната для альта и фортепиано,

посвященная ее первому исполнителю альтисту Федору Серафимовичу Дружинину.
¶АЛЬТЕРАЦИЯ.§ Латинское слово alterare означает изменять. В музыкальной

науке альтерацией принято называть повышение или понижение звука, при

котором название его не меняется. Любой звук можно повысить на полтона или

тон, можно понизить на полтона или тон. В нотах это обозначается при помощи

так называемых знаков альтерации. Вот они:
[Image] -- диез -- повышение на полтона;

[Image] -- дубль-диез -- повышение на целый тон;

[Image] -- бемоль -- понижение на полтона;

[Image] -- дубль-бемоль -- понижение на целый тон. Если после

альтерированного звука должен прозвучать натуральный, пишут знак отказа --

бекар -- [Image] (или, если нужно, дубль-бекар -- [Image]).
Если альтерированный звук появляется в музыкальном произведении случайно,

однократно (например, ре-диез или фа-диез в до-мажорной пьеске), знак

альтерации ставится непосредственно перед ним и учитывается только до конца

того такта, в котором появился, и только в той октаве, в которой указан. Но

когда в этом же такте далее должен прозвучать неальтерированный звук, перед

ним ставят знак отказа -- бекар.
На первый взгляд может показаться, что знаки альтерации -- это обозначения

черных клавиш фортепианной клавиатуры, тогда как белые клавиши имеют

собственные названия. Но дело обстоит совсем не так просто. Знаки

альтерации обозначают не клавиши, а звуки. И черная клавиша между белыми фа

и соль, в зависимости от тональности, в которой написана исполняемая вами
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Людмила Викентьевна Михеева iconРезник Людмила – Из жизни – в жизнь
Людмила Резник последователь Универсального Учения, выданного Гималайскими Учителями через Е. П. Блаватскую и А. А. Бейли

Людмила Викентьевна Михеева iconРезник Людмила –Тропа по воде Откровение мистерии Том 1
Людмила Резник последователь Универсального Учения, выданного Гималайскими Учителями через Е. П. Блаватскую и А. А. Бейли

Людмила Викентьевна Михеева iconРезник Людмила Групповое посвящение откровение мистерии. "Групповые посвящения". Том 4
Людмила Резник последователь Универсального Учения, выданного Гималайскими Учителями через Е. П. Блаватскую и А. А. Бейли

Людмила Викентьевна Михеева iconРезник Людмила – Работа внутренней группы откровение мистерии. "Работа внутренней группы". Том 5
Людмила Резник последователь Универсального Учения, выданного Гималайскими Учителями через Е. П. Блаватскую и А. А. Бейли

Людмила Викентьевна Михеева iconПопов Алексей Оригинальный сценарий Попов Алексей e-mail: p al Skype: palmwriter
Кухня. За столом стоят на против друга людмила петровна, женщина за 40 лет, и мария девушка 14-15 лет. Людмила Петровна натирает...

Людмила Викентьевна Михеева iconЛюдмила Максакова, Юлия Рутберг и Евгений Князев (на снимке) — исполнители...
Первой выступала Людмила Максакова. Два спектакля Петра Фоменко — «Без вины виноватые» по Островскому и «Пиковая дама» по Пушкину...

Людмила Викентьевна Михеева iconЛюдмила фёдорова

Людмила Викентьевна Михеева iconУтверждаю Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты...
Н. П. Ефремова); фгун "Центральный нии эпидемиологии" Роспотребнадзора (И. В. Михеева) с учетом предложений и замечаний фгун нии...

Людмила Викентьевна Михеева iconЛюдмила Мартынова Все о рыдающем дыхании. Здоровье, долголетие, стройность,...
«Все о рыдающем дыхании. Здоровье, долголетие, стройность, красота. Более 100 рекомендаций на разные случаи / Людмила Мартынова»:...

Людмила Викентьевна Михеева iconРезюме сорока Людмила
Диплом специалиста по специальности «Филолог английского и французского языков и литературы»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница