Методическое пособие «формы работы с родителями» Составитель: О. Н. Лапунова, методист моу дод цдод «Спектр»




Скачать 130.04 Kb.
НазваниеМетодическое пособие «формы работы с родителями» Составитель: О. Н. Лапунова, методист моу дод цдод «Спектр»
Дата публикации17.06.2013
Размер130.04 Kb.
ТипМетодическое пособие
vbibl.ru > Медицина > Методическое пособие


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

АДМИНИСТРАЦИИ ТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Спектр» города Туринска

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»

Составитель:

О.Н. Лапунова,

методист МОУ ДОД ЦДОД «Спектр»


г. Туринск

2010

Методическое пособие «Формы работы с родителями»/

Составитель: О.Н. Лапунова; - Туринск: МОУ ДОД ЦДОД «Спектр», 2010
В данном методическом пособии представлен опыт работы педагогов дополнительного образования Центра дополнительного образования детей «Спектр» по взаимодействию с семьёй. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, в совместную с детьми творческую социально-значимую деятельность – непременное условие сотрудничества педагога с родителями воспитанников. Родительское собрание, тематические консультации, мероприятия и мастер-классы для родителей – основные и традиционные формы взаимодействия с родителями, главное условие успеха которых – добровольность и взаимная заинтересованность – все эти формы работы с родителями применяются в практике педагогами ДО Семиковой Т.В. и Балуевой Т.А.

Пособие адресовано методистам, педагогам дополнительного образования, родителям. Материал, представленный в пособии, поможет определить эффективность и необходимость проводимой работы с семьёй.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………………..4
Семья и объединение «Природа и фантазия» как социальные партнёры, гармонично дополняющие друг друга (Т.В. Семикова) ……………………..7
Разнообразие форм совместной деятельности педагога, родителей и детей в объединении «Здрава» (Т.А. Балуева) ………………..………………12

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего — люди.

Из них на первом месте —

родители и педагоги.

А.С.Макаренко
Всё второстепенно в сравнении с заботой о детях – говорил Иоанн Златоуст. И если бы это утверждение стало нормой нашей жизни, исчезли бы все многочисленные проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения. Семья и образовательное учреждение представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон. Мир семьи является сильнейшим фактором формирования личности ребёнка. И влияние семьи нельзя исключить и не учитывать в образовательном процессе УДОД.

Социальные условия наших детей далеки от желаемых. Поэтому проблемы воспитания приобретают в данной ситуации особую актуальность. А работа педагога дополнительного образования может стать гораздо результативнее и эффективнее в том случае, когда он сумеет вовлечь в совместную воспитательную деятельность близких для ребёнка людей – его родителей.

Создавая наилучшие условия для творческого развития детей, учреждения дополнительного образования решают общие с семьёй задачи. Семья и наш Центр дополняют друг друга, являясь социальными партнёрами в вопросах воспитания и творческого развития подрастающего поколения. Сегодня всё более отчётливо многие родители начинают осознавать значимость разностороннего развития ребёнка, стараются с самого раннего возраста выявить природные склонности детей, увлечь их интересным делом, включить в развивающую среду. И в этом плане учреждения дополнительного образования обладают огромным потенциалом. Мы становимся союзниками и помощниками родителей, т.к. в большей степени, чем школа и детский сад, ориентированы на свободное, творческое развитие детей. Исходя из этого, педагоги нашего Центра большое внимание уделяют работе с семьёй. Тесная связь с родителями позволяет лучше узнать детей, решить многочисленные проблемы; объединить детей, родителей и педагогов; развивать творческий потенциал ребёнка, поднять родителей на более высокий уровень общения с детьми, помогает выстраивать диалог поколений. Всё это осуществляется путём использования различных форм совместной деятельности детей, родителей, педагогов.

Из представленного опыта работы можно увидеть, что педагогов ДО, детей и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. И вне зависимости от выбранных педагогом содержания и организационной формы работы с родителями, главным является достижение взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательно-воспитательного процесса.

Т.о., организуя совместную творческую деятельность детей и родителей, максимально вовлекая их в образовательный процесс, педагоги формируют у родителей позицию субъекта учебно-воспитательного процесса, что позволяет изменить представления многих пап и мам об их роли в жизни ребёнка, позволяет увидеть своего сына или дочь по-новому. При этом у родителей значительно возрастает доверие к педагогу. Семья и УДОД дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей разного возраста. Об опыте работы педагогов с семьёй можно говорить много. У каждого педагога свой опыт взаимодействия с родителями и свои формы сотрудничества. Это зависит от направления творческих объединений, и от социальной и психологической обстановки в группе.

Профессиональные и человеческие качества педагога дополнительного образования являются ориентиром для подрастающих ребят, тем магнитным полем, вокруг которого концентрируются и сохраняются многие годы детская любознательность, интерес к науке, творчеству. Однако мастерство педагога определяется, в конечном счёте, не столько используемыми методиками и технологиями, сколько особым чутьём, позволяющим точно определить, что нужно дать конкретному ребёнку и родителю.

^ СЕМЬЯ И ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ»

КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРЫ,

ГАРМОНИЧНО ДОПОЛНЯЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА

(из опыта работы педагога ДО Т.В. Семиковой)
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе дополнительного образования, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому мы должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с семьями на благо детей. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу родителей.

Одной из основных задач нашего объединения является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, развития их творческого потенциала, обогащения воспитательного опыта родителей.

Я глубоко убеждена, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться высоких результатов воспитания и обучения детей, причем наше взаимодействие я рассматриваю как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как школы и дополнительного образования, так и семьи.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараюсь организовать компактной, но эффективной.

^ Основные принципы организации работы с семьей:

Открытость объединения для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

^ Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Формы работы с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, привлечение родителей к активному участию в жизни объединения и ЦДОД и др. Формы взаимодействия, которые я использую с родителями, подразделяются на: *наглядно-информационные

*индивидуальные,

*коллективные.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с семьей воспитанников объединения:

*Рекламно-информационный стенд;

*Результаты детской творческой деятельности;

*Подарки и приглашения к праздникам;

В начале учебного года я оформляю стенд с результатами детской творческой деятельности за прошедший учебный год, где родители могут получить информацию о работе нашего объединения, на все праздники для родителей мы изготавливаем подарки и открытки, приглашения на наши мероприятия.

В работе также использую индивидуальные формы работы с родителями:

^ 1. Анкетирование, тестирование, диагностика.

*Тестирование детей «Моя семья»;

*Анкетирование родителей

* Игровое общение с ребенком.

Ежегодно мной проводится анкетирование родителей с целью получения обратной связи о том, как они оценивают работу объединения, в чем видят положительные и отрицательные стороны организации образовательного процесса. Анализируя полученные данные, я выясняю, созданы ли, по мнению родителей, в объединении условия для развития творческих способностей детей, есть ли результативность занятий.

^ 2. Беседы, консультации, рекомендации.

*Внеплановые индивидуальные беседы;

*Рекомендации по использованию методических пособий;

*Консультации.

Общаясь с родителями индивидуально, я получаю возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути нашего взаимодействия, дать родителям конкретные советы.

Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы. Индивидуальные беседы могут проходить по моей инициативе или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора по телефону. Результатом такой индивидуальной работы с родителями, является своевременная подготовка детей к занятиям, проектирование их деятельности на учебный год. Некоторые родители не только участвуют в беседах, но и присутствуют на занятиях.

3. Выставки.

*Выставки детского творчества;

*Выставки творчества взрослых;

Ежегодно мы с детьми приглашаем родителей на районные выставки детского творчества, а в прошлом году в объединении была проведена выставка работ родителей и бабушек «Добрых рук мастерство».

^ 4. Организация праздников и развлечений.

*Подготовка детей;

*Изготовление костюмов и атрибутов;

*Участие в спортивных развлечениях и мероприятиях Центра;

*Фотографирование детей, видеосъемка.

Особенно хочется отметить тех родителей, которые всегда помогают в подготовке детей к праздникам («ЭкоКолобок», Празднование 90-летие ДО, «Супер бабушка», мероприятия внутри объединения, чаепития с детьми), сами активно в них участвуют. Так на протяжении нескольких лет Молотилова Светлана Викторовна награждается Благодарственным письмом Центра за активное участие в жизни нашего объединения и Центра.

^ 5. Помощь объединению.

*Оформление развивающей среды;

*Изготовление пособий и атрибутов для занятий;

*Организация досуга детей;

*Спонсорская помощь;

Основная форма работы с коллективом родителейгрупповое родительское собрание и мастер – классы для родителей. На собраниях родителей я знакомлю с целями и задачами, формами и методами воспитания детей своего объединения для данного уровня, в кабинете размещаю выставку творческих работ воспитанников. На доске пишу тему и эпиграф родительского собрания или мастер - класса. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляю стулья и столы, готовлю каждое рабочее место родителям, а на мастер-классах с целью вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в совместную с детьми творческую социально-значимую деятельность мы изготавливаем поделки из природного материала («Светлая Пасха», «Сувенир ко Дню Святого Валентина»).

Для того чтобы в плане работы с родителями не повторялись из года в год одни и те же мероприятия, перед его составлением я провожу тщательный анализ работы за предшествующий учебный год, который и позволяет внести необходимые коррективы.

Т.о., применяемые в практике указанные выше формы работы с родителями помогают мне быть более уверенной в том, что наша совместная работа пройдет успешно и окажется полезной для всех участников учебно-воспитательного процесса – помогают мне улучшить работу по развитию творческого потенциала воспитанников объединения, показывают пути решения образовательных задач, позволяют вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс, достичь взаимопонимания и взаимоуважения.

^ РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В ОБЪЕДИНЕНИИ «ЗДРАВА»

(из опыта работы педагога ДО Т.А. Балуевой)
В своей деятельности я очень большое внимание уделяю работе с родителями, по пропаганде ЗОЖ, воспитанию культуры здоровья в семье. Эту форму работы с семьёй я выбрала не случайно.

В 2009г. я разработала свою систему тестирования по определению уровня заинтересованности ЗОЖ как среди детей, так и родителей, которую применила на практике в своём объединении. По результатам тестирования я сделала следующие выводы:

1. Низкий уровень культуры здоровья, знаний по здоровьесбережению как среди детей, так и большинства родителей, незаинтересованность здоровым образом жизни негативно сказывался на самом подходе к занятиям:

- это неоказание помощи и поддержки детям в проведении закаливающих процедур в домашних условиях.

- пропуски занятий без уважительной причины негативно сказываются на качестве обучения.

^ 2. Также не в каждой семье соблюдаются принципы здорового сбалансированного питания, которые требуют регулярного потребления овощей и фруктов.

3. Ребёнок не сразу видит результат своего труда, к тому же заметить его трудно. Отсюда незаинтересованность детей обучением. Гораздо интереснее сделать что-то своими руками и получить ощутимый результат, чем каждодневно работать над собой. Многие дети, особенно девочки, вообще не любят уроки физкультуры, даже в школе не хотят ходить, считают, что это для них трудно, ведь всем известно, что:

«Самая тяжёлая работа-это работа над собой,

А самая большая победа-это победа над собой»

Поэтому здесь как никогда важна роль родителей на оказание помощи и поддержки своему ребёнку встать на путь здорового образа жизни.

Исходя из этого, можно сказать, что очень важной задачей для педагога будет являться «пропаганда здорового образа жизни, как среди родителей, так среди детей». Именно это и послужило причиной выбора этой формы работы с семьёй.

Для начала я считаю необходимым в самом начале учебного года, ещё в период комплектования учебных групп, посетить в школах родительские собрания в классах. Педагоги с удовольствием откликаются на мои просьбы. Буквально за 15-20 минут я знакомила родителей с целями и задачами спортивно-оздоровительного объединения, рассказывала о том, какую пользу приносят упражнения на основе хатха-йоги, также говорила о терапевтическом эффекте дыхательной гимнастики и релаксации.

Всё это позволяет мне решить сразу две задачи:

^ 1. Заинтересовать родителей, а тем самым привлечь детей в объединение.

2. Укомплектовать группы уже теми детьми, чьи родители будут заинтересованы, которые будут осуществлять контроль посещения занятий, оказывать посильную помощь своему ребёнку в формировании навыков здорового образа жизни.

Считаю, что необходимо привлекать родителей к сотрудничеству на основе партнёрских отношений. Они должны стать партнёрами и оказывать помощь и поддержку в проведении воспитательной линии «культура здоровья».

Итак, в своей практике я применяю разнообразные формы и методы работы с родителями, тем самым, добиваясь результатов пропаганды ЗОЖ.

Полезной формой сотрудничества явилось моё предложение некоторым родителям о совместном составлении примерной оздоровительной программы для их детей , где сразу же оговаривалась помощь и контроль со стороны родителей для реализации этой программы. По-моему, это очень заинтересовывает и мобилизует родителей на оказание помощи и поддержки.

Тем же родителям, которые постоянно приводят детей на занятия, для тех, кого я вижу регулярно, предлагаются те или иные рекомендации по здоровому образу жизни. Для этого мной разработаны небольшие беседы-консультации («Знайте потребности своего ребёнка», «Гигиена – залог здоровья», «Ошибки нашего питания», «Принципы и режимы закаливания», «Специальные упражнения для здоровья глаз», «Как сохранить здоровье позвоночника» и т.п.).

Также считаю необходимым привлечение родителей к совместному участию в спортивных праздниках («Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья»). Считаю, что необходимо мотивировать детей, а также их родителей на организацию ЗОЖ путём вовлечения в походы выходного дня, катание на лыжах, прогулки в лес.

Т.о., пропаганда ЗОЖ, сотрудничество с родителями на основе партнёрских отношений помогут взаимодействию и пониманию педагога и детей, улучшить микроклимат в коллективе, добиться высоких результатов воспитании здорового образа жизни, как основы жизненного стиля. Такая педагогика сотрудничества дает, прежде всего, уверенность ребёнка в собственных возможностях, в том, что он добьётся успеха, а также поможет осуществить такую задачу, как становление волевых черт характера: целеустремлённости, ответственности, дисциплинированности.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие «формы работы с родителями» Составитель: О. Н. Лапунова, методист моу дод цдод «Спектр» iconУчебно-методическое пособие
Составитель Синицына З. М. Написание и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы. Учебно-методическое пособие для студентов...

Методическое пособие «формы работы с родителями» Составитель: О. Н. Лапунова, методист моу дод цдод «Спектр» iconМетодическое пособие по использованию ассоциативных карт Составитель
«Карточне игры» для педагогов. Методическое пособие по использованию ассоциативных карт / Составитель Каган С. Д. – Красноармейская...

Методическое пособие «формы работы с родителями» Составитель: О. Н. Лапунова, методист моу дод цдод «Спектр» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по специальности...

Методическое пособие «формы работы с родителями» Составитель: О. Н. Лапунова, методист моу дод цдод «Спектр» iconУчебно-методическое пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения Москва 2008
Знаменский В. В. Налоги и налогообложение: Учебно–методическое пособие. – М.: Миир, 68 с., 2008

Методическое пособие «формы работы с родителями» Составитель: О. Н. Лапунова, методист моу дод цдод «Спектр» iconМетодическое пособие для выполнения курсовой работы по дисциплине «декоративное садоводство»
Методическое пособие составили: профессор Мамонов Е. В., доценты: Иванова И. В., Ващенко М. А., Скакова А. Г

Методическое пособие «формы работы с родителями» Составитель: О. Н. Лапунова, методист моу дод цдод «Спектр» iconРекомендации по|касательно| оформлению материалов из опыта работы...
«руководитель кружка-методист|», «практический|практичный| психолог-методист», «педагог-организатор-методист|»

Методическое пособие «формы работы с родителями» Составитель: О. Н. Лапунова, методист моу дод цдод «Спектр» iconФормы и методы работы с родителями
...

Методическое пособие «формы работы с родителями» Составитель: О. Н. Лапунова, методист моу дод цдод «Спектр» iconМбоу дод «цртдю «Светлячок»
Организация работы моу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» по здоровьесбережению обучающихся

Методическое пособие «формы работы с родителями» Составитель: О. Н. Лапунова, методист моу дод цдод «Спектр» iconВ сокращении Учебно-методическое пособие Томск 2008 утверждено
Учебно-методическое пособие предназначено для научных руководителей и студентов, выполняющих квалификационные работы и отчеты о нир...

Методическое пособие «формы работы с родителями» Составитель: О. Н. Лапунова, методист моу дод цдод «Спектр» iconМетодическое пособие по написанию курсовой работы для студентов экономического...
Методическое пособие одобрено методической комиссией экономического факультета вгсха (протокол от )

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница