Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу




Скачать 149.02 Kb.
НазваниеУмение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу
страница1/2
Дата публикации25.07.2013
Размер149.02 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Математика > Документы
  1   2
«Прощение и вечный приют».Урок по литературе в 11 классе.

Размышление о судьбе мастера в финале романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока.

Обучающие:

проанализировать образ Мастера в главе «Прощение и вечный приют»;

сформировать личностное отношение к герою с активным переосмыслением собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний;

Развивающие:

умение сотрудничать и работать в группе;

умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

умение решать проблемы;

умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к художественному слову.

Оборудование урока.

На партах у каждого ученика опорный конспект урока, текст романа «Мастер и Маргарита», отрывки из критических статей.

На доске: портрет М.А.Булгакова, иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита».

Компьютер, видеопроектор.

Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Приемы: составление кластера, чтение с пометами, эссе.

Ход урока

Вступительное слово учителя. (2мин)

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит -

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём

Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля,

Давно завидная мечтается мне доля -

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег. (Слайд №1)

Известное пушкинское стихотворение подсказало Булгакову название 30-й главы романа - "Пора! Пора!", оно же содержит формулу: "на свете счастья нет, а есть покой и воля", применимую к тому, что получил Мастер в финале произведения.

Он, подобно автору стихотворения, мог бы сказать о себе:

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

В центре нашего урока последний приют, обитель дальняя, которую получил Мастер.

?Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Ответы учащихся.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Что заслужил Мастер?

Он не заслужил света, он заслужил покой.

«Прощение и вечный приют»

«Прощение и вечный приют» - такова тема урока. А размышление о судьбе Мастера в финале романа и будет целью нашего разговора. Запишите тему урока в опорный конспект. (Слайд №2)

I. Вызов.

“А вам скажу, что ваш роман вам принесет еще сюрпризы”, сказал Воланд Мастеру. До сих пор приносит, никого не оставляя равнодушным. Десятки изданий и переводов, сотни толкований и интерпретаций, из которых можно узнать много интересного, не всегда справедливого. Обратимся к одной из критических статей. Вооружитесь карандашом. Знаки, которыми мы пользуемся, вам известны.

Поставьте знаки сначала в тексте, сбоку, в специально отведенном месте.

Я это знал(а) – V

новое для меня - +

думал(а) иначе - —

непонятно, нужно разобраться - ?

(Слайд №3)

Чтение критической статьи.

Ирина Гончаренко. «О романе «Мастер и Маргарита» «с последующим его разоблачением» (Слайд №4) (3мин)

Мастер «не заслужил света», он заслужил «покой», который многие читатели воспринимают как великое благо и награду. И если принять версию, что Булгаков спорит с атеизмом, доводя его до логического конца, то в данном случае мы видим, как раем представляется одна изв лоб названных обителей ада. Цветущие вишни и Шуберт, и ночной колпак, и неразлучная (или неотвязная?) Маргарита — это всё, не забудьте, владения Воланда.

«Романтическому Мастеру» предложена «матрица», соответствующая его вкусам: венецианское окно, свечи, гусиное перо. Представьте себе, что вы навсегда заперты в особнячке с садиком или в комнате с компьютером, в котором нет и не может быть ничего, кроме одной единственной понравившейся вам когда-то игры. И это «покой» Мастера.

Пытаться объяснить, что покой Мастера — самый явный ад, труднее всего. …Для человека с мировоззрением Берлиоза домик с садиком вместо вечного «ничего», наверное, вещи замечательные. Человек, сосредоточенный на земной жизни как на главной и единственной реальности, тоже не поймёт, почему на даче с возлюбленной плохо.

V

?

+

?

-

-

Запишите основные понятия в таблицу.

Работа с таблицей.

V

+



?

я это знал(а)

новое для меня

.

думал(а) иначе

.

непонятно, нужно разобраться

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Сформулируйте то, Что вы знали, что для вас оказалось новым и о чем вы думали иначе. Заполните 1,2,3 столбики. Поделитесь со своими мыслями с группой.

Сформулируем вопросы, требующие внимания в 4 столбике.

Пространство, в которое попадает мастер, это ад или не ад?

Вечный приют – заточение или освобождение?

Покой – это наказание или награда? И главный вопрос!!!

(Слайд №5) (5мин)

II. Осмысление. Для этого давайте разберемся, что же значит слово «покой»? Попробуйте определить значение этого слова. Запишите в конспект.

1) Работа со словами покой. Прочитайте свои определения.

(Ответы учащихся)

Загляните в словарик (Слайд № 6)

Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства. (Словарь С.Ожегова) 2. Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства. (Словарь С.Ожегова) 3. Мир, тишина, смерть. (Православный словарь) (2 мин)

Вот то, что достается Мастеру, отсутствие беспокойства, тишина и отдых.

?Что же мы можем сказать о Мастере? Действительно ли он устал? Нужны ли ему мир и тишина? Для этого сформулируйте те самые важные главные ключевые определения, которые характеризуют его трудную, беспокойную жизнь? Запишите их в первый столбик таблицы в вашем опорном конспекте. Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Добавьте себе те замечания напарника, которых у вас нет. Прочитайте, что у вас получилось. (Слайд №7) (3 мин)

Что я знаю о жизни Мастера на земле? (слайд №7)

Что нового я узнал о судьбе Мастера?

Писал гениальный роман

Любил женщину, принадлежавшую другому

Затравлен советскими критиками

Сжег роман

Был арестован

Сидел в психиатрической больнице

Отказался от своего творения

?Можем ли назвать такую жизнь спокойной? Жизнь Мастера на Земле полна страданий и невзгод, которых бы хватило на несколько человеческих жизней.

?Но роман Мастера дописан, жизнь окончена, и что же предлагается ему за пределами земной жизни?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо обратиться к тексту 32 главы. Каждая группа будет выполнять задание по тексту. (10 мин)

Работа по группам. (Играет музыка Шуберта)

Фиолетовая группа. Вопрос: Куда попадает мастер, что это за пространство? (Слайд №8)

Задание. Прочитайте в начале 32 главы описание вечерней земли. Найдите слова, говорящие о том, что осталось за пределами земной жизни. Запишите на лист слова, обозначающие понятия, которых нет в этом пространстве.

Прочитайте описание летящей на конях свиты Воланда. Герои изменились. Что-то ушло из их облика. Значит, этому тоже нет места за пределами земной жизни? Сформулируйте и запишите эти понятия.

Ответы учащихся (2 мин)

Пространство

Нет

Усталости

Беспокойства

Несчастья

Масок

Лжи

Шутовства

Это пространство, где уходят ложь и страдания. Все становится истинным. Истинный облик принимают и рыцари Воланда. Торжествует справедливость

Комментарий учителя.

Добро и зло неминуемо связаны в деяниях Воланда. Фантастика снова в романе Булгакова выходит на первый план и помогает ему художественно выразить философские идеи. Но все это дано в фантастической форме, в форме волшебных видений. Все это утопия. Романтический стиль в романе Булгакова становится формой выражения субъективных устремлений автора. Они идилличны, как средневековые мечтания поэтов.

Красная группа. Вопрос: Что не хватало мастеру, творческому человеку, в земной жизни? (Слайд №9)

Задание.

В варианте 1936 года Мастер был наделен, внешним сходством с философом Иммануилом Кантом. Тогда Воланд в финале говорил Мастеру: "Свечи будут гореть, услышишь квартеты, яблоками будут пахнуть комнаты дома. В пудренной косе, в старинном привычном кафтане, стуча тростью, будешь ходить, гулять и мыслить". Найдите в 32 главе описание скачущего на коне мастера, сравните два описания. Выпишите из текста романа ключевые слова, характеризующие изменение внешности главного героя.

Если это философ, о чем мечтает мыслитель? Написать на отдельном листке слова, обозначающие то, чего так не хватало Мастеру и самому Булгакову в жизни.

Ответы учащихся (2 мин)

Мастер – художник, философ

Волосы в косе

Плащ

Ботфорты со шпорами

Возможность мыслить

В последнем полете М. принимает облик философа XVIII в.: "Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше-демону, мастер летел, не сводя глаз с луны, но улыбался ей, как будто знакомой хорошо и любимой, и что-то, по приобретенной в комнате №118-й привычке, сам себе бормотал". Мыслитель мечтает о возможности работать.

Комментарий учителя.

У Булгакова Мастер - это "интеллектуальный обитатель земли", награжденный вечным покоем при переходе из земного времени в вечность. Неслучайно он был наделен, особенно в варианте 1936 г., внешним сходством с Кантом. Тогда Воланд в финале говорил Мастеру: "Свечи будут гореть, услышишь квартеты, яблоками будут пахнуть комнаты дома. В пудренной косе, в старинном привычном кафтане, стуча тростью, будешь ходить, гулять и мыслить".

Душевные страдания сломили М., и свое произведение, в отличие от автора трех великих "Критик", напечатанным он так и не увидел. Вновь обрести роман и соединиться со своей романтической возлюбленной М. может только в предоставленном Воландом последнем приюте.

Синяя группа. Вопрос: Что получил Мастер за пределами земной жизни? (Слайд №10)

Задание.

Найдите в тексте 32 главы диалог Воланда и Мастера. Что предлагает Воланд Мастеру? Что будет делать мастер у себя в вечном доме? Выпишите ключевые понятия на лист бумаги. Как решается Булгаковым проблема свободы творчества, если Мастер – творец, художник? Сравните, какие счастливые мгновения переживал Мастер в домике, когда писал роман?
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу iconHuman Resources «success»
Определение потребностей покупателя. Активное слушание и умение задавать вопросы

Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу iconУмение торговаться Умение задавать правильные вопросы Реклама
Такой продавец знает, что продаёт достойный товар. Ведь на самом дела процесс продажи – это процесс убеждения: продавец и покупатель...

Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу iconПредмет: математика Класс: 1 Учитель
Закрепить умение прибавлять и вычитать 1, научить первоклассников формулировать правила сложения 1, вычитания 1

Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу iconI. Решение проблемы
Актуальным остается использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать...

Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу iconТретий приём задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания
При обучении иностранному языку учебная работа учащихся в парах использовалась всегда

Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу icon2 Умеем ли мы задавать вопросы? Классификация типов вопросов 121

Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу iconВопросы 2 команде: Кто потушил море в сказке «Путаница»?
Формировать умение отвечать на вопросы по- разному, в зависимости от формы вопроса, учить- аргументировано строить рассуждения

Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу iconТема: «спутник земли луна» Цели и задачи
...

Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу iconУрок по английскому языку тема: «Алфавит. Числительные. Животные. Школьные предметы»
Развитие коммуникативной способности, развитие умения задавать вопросы и отвечать на них

Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу iconУмение управлять своими поступками, стремлениями, настроением. Произвольность...
Психофизиологическая. Умение регулировать свое поведение, тесно связано с созреванием лобных отделов головного мозга. Эти отделы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница