Учебно-методическое пособие по дисциплине: «Маркетинг»




НазваниеУчебно-методическое пособие по дисциплине: «Маркетинг»
страница1/5
Дата публикации23.03.2013
Размер0.5 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
vbibl.ru > Маркетинг > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5





Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Волжский государственный инженерно-педагогический университет


С.С. МИРОНОВА

Учебно-методическое пособие
Маркетинг


Нижний Новгород

2010

ББК 65.290 – 2

М - 64
Миронова С.С. Учебно-методическое пособие по дисциплине: «Маркетинг» – Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. - 47 с.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Маркетинг» включает пояснительную записку, рабочую программу дисциплины; словарь терминов и персоналий, дидактические материалы, методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.


© Миронова С.С., 2010

© ВГИПУ, 2010



СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка…………………………………………………...

4

2. Словарь терминов ……………...…………………………………………

5

3. Дидактические материалы………………………………………………..

26

4. Литература…………………………………………………………………

46


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эволюционный процесс позволил маркетингу оформиться в строгую и стройную систему знаний, которая включает в себя самостоятельные принципы, методы и приемы. Маркетинг как рыночная концепция управления позволяет организовать производство и сбыт товаров и услуг таким образом, чтобы обеспечить максимально возможную сбалансированность спроса и предложения в конкретных условиях рыночной конъюнктуры.

Потребность в вопросах маркетингового управления в сфере производства товаров и услуг стала особенно ощущаться в последнее время в связи с обострением конкуренции. Изучение дисциплины «Маркетинг» будет способствовать получению практических навыков в области маркетинговой деятельности.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации» содержание дисциплины «Маркетинг» должно включать в себя рассмотрение следующих основных вопросов: роль маркетинга в экономическом развитии страны; товар в маркетинговой деятельности; комплексное исследование товарного рынка; сегментация рынка, позиционирование и брэндинг товаров (услуг); формирование товарной политики и рыночной стратегии; разработка ценовой политики; формирование спроса и стимулирование сбыта; политика продвижения; организация деятельности маркетинговой службы.

Особенностью дисциплины «Маркетинг» является ее междисциплинарный характер. Она тесно связана с дисциплинами «Экономическая теория», «Основы менеджмента», «Управленческие решения», «Мировая экономика» и другими.

^ 2. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

А

Аида (AIДА) - одна из самых распространенных моделей рекламного обращения. Аббревиатура английских слов: внимание, интерес, желание, действие. В 1896 г. предложена Э. Левисом (США).

^ Анализ возможностей, сильных и слабых сторон организации включает: проведение маркетинговых исследований; поддержание системы маркетинговой информации; определение маркетинговой среды; замеры объемов спроса, замеры емкости рынка; выбор поведения на рынке; разработку новых товаров и услуг, диверсификацию товаров и услуг.

^ Б

Бартерная сделка - обмен непосредственно товарами и услугами без денежного участия.

Бенчмаркинг - 1. Функция маркетинговой деятельности. 2. Исследование технологии, технологических процессов и методов организации производства и сбыта продукции на лучших предприятиях партнеров и конкурентов в целях повышения эффективности собственной фирмы. 3. Метод анализа превосходства и оценки конкурентных преимуществ партнеров и конкурентов однотипной или смежной отрасли в целях изучения и использования лучшего, чтобы собственной фирме стать лучше (принцип - от лучшего к лучшему).

^ Брэнд организации (фирменный стиль) – некое впечатление об организации, ее товарах и услугах, ярлык, который мысленно наклеивается на них.

Брэндинг - область системы маркетинговых коммуникаций, занимающаяся разработкой фирменного стиля, его элементов, формирование уникального имиджа фирмы, отличающего ее от конкурентов.

^ Бюджет маркетинга - финансовый план маркетинга, система показателей, раздел плана маркетинга предприятия, в котором в детализированной форме (по элементам комплекса маркетинга или по мероприятиям маркетинга) приведены величины затрат, доходов и прибыли от (для) осуществления маркетинговой деятельности фирмы. Планирование бюджета маркетинга может основываться на целевой прибыли или исходя из оптимизации прибыли.

^ В

Вариация товара - модификация товара, который уже производится и находится на рынке, путем изменения его отдельных свойств или показателей качества. Могут быть изменены физические (материал, качество), эстетические (дизайн, цвет, форма), символические (название марки товара), свойства товара и связанные с такой деятельностью подразделения фирмы (служба покупателей, служба сервиса и т.д.). Важнейшими стратегиями модификации могут быть стратегии улучшения качества товара, повышения полезности товара, улучшение формы и стиля товара.

Д

Демпинг - продажа товара по ценам, значительно ниже среднего рыночного уровня, так называемым "бросовым", иногда ниже себестоимости. Во многих западных странах действуют антидемпинговые законодательства, которые защищают прибыль национальных производителей и нередко препятствуют ввозу товаров из других стран, предлагаемых по пониженным ценам в связи с недостаточной конкурентоспособностью.

Диверсификация - 1. Вид товарной стратегии, в соответствии с которой предприятие расширяет число производимых продуктов. 2. Одновременное расширение, развитие двух и более, не связанных друг с другом видов производств в целях завоевания новых рынков и получения дополнительной прибыли. Применяют горизонтальную, вертикальную и скрытую стратегии диверсификации.

^ Дизайн маркетингового исследования - 1. Проектирование и конструирование процесса маркетингового исследования, его модели; разработка рационального плана для проведения исследования, проведения работ по поиску маркетинговой информации. Может осуществляться вручную и с применением информационных технологий. 2. Творческая процедура изучения состояния и прогнозирования изменений в поведении субъектов маркетингового исследования во времени, по ресурсам и потребностям.

^ Ж

Жизненный цикл товара - определенный период (цикл) времени, отражающий основные этапы развития товара с момента его разработки до вывода с рынка; от него непосредственно зависит уровень прибыли продавца (продуцента) на каждом из этапов (стадий) цикла. В процессе развития продаж товара и получения прибыли обычно выделяют пять этапов: этап разработки товара (дорыночный), этап выведения (внедрения) товара на рынок, этап роста объема продаж товара, этап зрелости (насыщения), этап упадка продаж или элиминации товара с рынка.

^ З

Закон Мерфи - рекламный закон, который гласит: "Недостаточные рекламные расходы приводят к бессмысленной трате денег", т.е. экономия на рекламе бессмысленна.

^ Затраты на маркетинг - совокупность расходов, необходимых для осуществления маркетинговой деятельности и маркетинговых мероприятий по формированию и воспроизводству спроса на товары и услуги. Основные составляющие затрат на маркетинг: управленческие расходы, заработная плата персонала службы маркетинга, амортизационные отчисления; материалы и ресурсы для нормального функционирования службы маркетинга и соответственно затраты по разработке товарной, ценовой, коммуникативной, сбытовой и дистрибутивной политики.

И

Имидж - образ товара, сходство, отражение, представление о чем-либо. Социально-психологическое явление, тесно связанное с экономикой товарного рынка. И. товара ассоциируется с репутацией товара, товарной марки, предприятия и страны изготовителя.

^ Инновация товара - 1. Процесс непрерывного совершенствования продукта, связанного с созданием оригинальных, улучшенных или модифицированных продуктов. Имеет главное значение среди мероприятий по обеспечению продолжительности жизненного цикла товара и рентабельности предприятия. Включает способы дифференцирования и диверсификации продукта. 2. Вывод новых продуктов или новой группы продуктов на рынок.

^ Исследование операций маркетинга - 1. Совокупность методов (математического программирования, теории графов, теории игр, теории решений, теории распознавания образов и т.п.), используемых в системе разработки и принятия маркетинговых решений. 2. "Искусство давать плохие ответы на те практические вопросы, на которые даются еще худшие ответы другими способами" Т.А. Саати (амер. специалист в области исследований операций).

^ Исследование рынка - 1. Систематическое производственное (для совершенствования производства) исследование рынков, их способности обеспечивать воспроизводство товаров или услуг для удовлетворения имеющихся и потенциальных потребителей. Исследование охватывает рынки сбыта, рынки рабочей силы, рынки капитала, рынки сырья и материалов. 2. Количественный и качественный анализ одного или совокупности рынков для получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристиках конкурентной среды, ценах.

К

Качество - совокупность свойств товара, определяющих его способность удовлетворять конкретные потребности потребителей, соответствовать предъявляемым требованиям. В договорах купли-продажи стороны согласовывают показатели качества, порядок его проверки, представление документов, удостоверяющих соответствие качества поставленного товара согласованным требованиям, в необходимых случаях фиксируются условия сдачи-приемки товара по качеству, а также предоставление гарантий по качеству и срокам годности или хранения товара.

^ Коммуникативная политика - 1. Перспективный курс действий предприятия и наличие у него такой обоснованной стратегии использования комплекса коммуникативных средств (коммуникативный микс) и организации взаимодействия со всеми субъектами маркетинговой системы, которая обеспечивает стабильную и эффективную деятельность по формированию спроса и продвижению товаров и услуг на рынок с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли. 2. Разработка комплекса стимулирования, т.е. мероприятий по обеспечению эффективного взаимодействия бизнес-партнеров, организации рекламы, методов стимулирования сбыта, связи с общественностью и персональной продажи.

^ Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) – 1. Рецепт маркетинга, использование которого позволяет предприятию наилучшим образом удовлетворять потребности целевых рынков и адаптироваться к возможным возмущениям окружающей среды. Простейшая структура рецепта маркетинга требует проведения скоординированных мероприятий в области товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики (известная формула 4P - Product; Price; Place; Promotion). 2. Структура маркетинга; компоненты, элементы системы маркетинга; процессы, составляющие маркетинг. 3. Структура расходов по маркетингу.

^ Комплекс маркетинга с точки зрения потребителя превращается в 4С – Customer’s value (продукт - ценность для потребителя ), Costs (цена есть затраты на приобретение продукта), Convenience (удобство для покупателя канала распределения), Communications (продвижение превращается в коммуникации, т.е. общение потребителя с производителем)

^ Конкурентная карта рынка - 1. Классификация конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке. 2. Распределение рыночных долей конкурентов, позволяющее контролировать место (лидер, аутсайдер) конкурента (или собственной фирмы) на рынке. Определяется по результатам анализа рыночной позиции конкурентов на конкретных товарных рынках.

^ Конкурентоспособность товара - 1. Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая его преимущество на рынке перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности. 2. Способность товара быть первым купленным на рынке товаров-конкурентов. 3. Отношение полезного эффекта от потребления (использования) товара к затратам на его приобретение и эксплуатацию (цена потребления). 4. Важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальные и мировые товарные рынки.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по дисциплине: «Маркетинг» iconУчебно-методическое пособие Нижний Новгород 2010 министерство образования...
Учебно-методическое пособие предназначено для курсового проектирования по специальности 061000 дисциплине «Основы транспортно-экспедиционного...

Учебно-методическое пособие по дисциплине: «Маркетинг» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика»
Когденко В. Г., Быковников И. Л. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика». –...

Учебно-методическое пособие по дисциплине: «Маркетинг» iconУчебно-методическое пособие Н. Новгород
...

Учебно-методическое пособие по дисциплине: «Маркетинг» iconУчебно-методическое пособие специальность 050104 «Безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методическое пособие / М. Б. Звонкова, А. В. Неделяева, Ю. В. Егорова, Е. Л. Агеева Н. Новгород: нгпу, 2008. 48 с

Учебно-методическое пособие по дисциплине: «Маркетинг» iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...

Учебно-методическое пособие по дисциплине: «Маркетинг» iconВ сокращении Учебно-методическое пособие Томск 2008 утверждено
Учебно-методическое пособие предназначено для научных руководителей и студентов, выполняющих квалификационные работы и отчеты о нир...

Учебно-методическое пособие по дисциплине: «Маркетинг» iconУстройство автомобиля часть 2 системы питания двигателей учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета нгпу, обучающихся...

Учебно-методическое пособие по дисциплине: «Маркетинг» iconУстройство автомобиля часть 3 электрооборудование автомобиля учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета нгпу, обучающихся...

Учебно-методическое пособие по дисциплине: «Маркетинг» iconУчебно-методическое пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения Москва 2008
Знаменский В. В. Налоги и налогообложение: Учебно–методическое пособие. – М.: Миир, 68 с., 2008

Учебно-методическое пособие по дисциплине: «Маркетинг» iconУчебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо
Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница